Разработка урока по русскому языку на тему: "Словосочетание" (5 класс, под ред. М.М.Разумовской)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
07.02.2019
Разработка урока по русскому языку на тему: "Словосочетание" (5 класс, под ред. М.М.Разумовской)
Цель урока: восстановить знания, полученные ранее, при этом добавить к ним новые знания по теме "Словосочетания". На уроке дети работают как индивидуально, так и совместно, группами. В конце урока дети должны получить ответы на все вопросы, поставленные учителем в начале урока.
Словосочетание.docx
Конспект урока русского языка
в 5 классе по теме:
«Словосочетания».
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование у обучающихся умений реализации нового способа действия:
работа с раздаточным материалом, работа с информационным текстом.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов,
формирование знаний о словосочетании.
Планируемые результаты:
Личностные:
обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию.
Предметные:
обучающийся получит возможность научиться определять в словосочетаниях главное и зависимое слова,
научится отличать словосочетание от других синтаксических единиц.
Метапредметные УУД :
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для
выражения своих мыслей;
Регулятивные УУД :
обучающийся научится осуществлять контроль и самоконтроль,
обучающийся получит возможность самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
Познавательные УУД : обучающий научится проводить сравнение и классификацию изученных
объектов
обучающийся получит возможность строить логические рассуждения.
Коммуникативные УУД :
обучающийся научится приобретать опыт работы в паре, действовать с учётом позиции другого,
согласовывать свои действия;
обучающийся получит возможность научиться формулировать собственное мнение, задавать вопросы.
Предметно образовательная среда: лист самооценки, компьютер, учебник, эталоны заданий и
упражнений.
I.Мотивация к учебной деятельности.
Ход урока
Слайд 1.
Учитель. Доброе утро, ребята!
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, матушка – земля,
Здравствуйте, мои друзья.
С каким настроением вы пришли сегодня в школу?
Ученики. Отличным.
Учитель: А для чего вы пришли ко мне на урок?
Ученик: Чтобы получить знания.
Учитель. Все готовы получить новые знания?
Ученик. Готовы.
Откройте тетради. Запишите число, кл.раб.
II.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока «Словосочетания». Слайд 1.
Какой раздел науки у нас занимается изучением словосочетания? (синтаксис).
На столах у вас лежат листочки. На листочках записаны 4 вопросы, связанные с нашей темой. Рядом с
вопросами есть место, куда вы можете вписать свой ответ. Посмотрите внимательно на эти вопросы.
(слайд 2). Дайте ответы на те вопросы, ответы на которые вы знаете в начале нашего урока. В конце
урока мы проверим ваши знания. Если затрудняетесь, оставляйте место. Что такое словосочетание?
Как связываются слова в словосочетании?
Из чего состоит словосочетание?
Что не является словосочетанием?
На все ли вопросы вы смогли дать ответ? Почему? Какая цель стоит перед нами на уроке? (получить
ответы на вопросы)
Цель: расширить знания о словосочетании за счет включения в них новых сведений.
Цель поставлена, будем разбираться.
III
. Изучение нового материала.
1. Ребята, наш урок мы с вами начнем со стихотворения Александра Коваль – Волкова «Носите
ордена» (читает ученик).
Носите ордена! Они вам за Победу,
За раны ваши честные даны.
Носите ордена, в них теплятся
рассветы,
Что отстояли вы в окопах той войны.
Носите ордена! Вы можете гордиться:
Над сорок первым мощь ракет встает.
Носите ордена, в них, как живые,
лица
Солдат, что крепко спят
В земле который год…
Носите ордена и в праздники, и в будни
На строгих кителях и модных
пиджаках.
Носите ордена, чтоб видели
вас люди,
Вас,
Вынесших войну
На собственных плечах…
Кому посвящено это стихотворение? (ветеранам) слайд 3
Давайте запишем это слово. (ВЕТЕРАН) (на доске ученик)
Проверим написание. (слайд 3 )
Какие орфограммы встретились в этом слове? Можем ли мы их проверить? (нет, слово словарное).
Проговорим слово все вместе.
А кто такие, ребята, ветераны?
Слайд 3. ВЕТЕРАН – от лат. Veteranus – старый, опытный.
1.Опытный воин, участник многих боев.
Когда мы чествуем наших ветеранов? В это день мы дарим им цветы, подарки, восхищаемся их
героизмом, отвагой, мужеством.
2.Старый, заслуженный работник, деятель в какой – либо сфере производственной или общественной
жизни (например, совсем недавно 5 октября, мы с вами ходили поздравлять с профессиональным
праздником ветераны педагогического труда) И тех и других ветеранов мы должны всегда помнить, не забывать и помогать им, уважать.
Давайте сейчас составим с эти словом словосочетание. (ветеран труда, ветеран войны)
Давайте выясним, как строится у нас данное словосочетание. Можем ли мы от одного слова задать
вопрос к другому? Попробуем это сделать. (на доске записываются словосочетания и задаются к ним
вопросы.)
Делаем выводы: словосочетание состоит из 2х слов. Каких? ( Одно из которых является главным,
другое зависимым). Назовите главное слово в словосочетании. Назовите зависимое.
2. слайд 4 Посмотрите на доску. Можем ли мы из этих слов составить словосочетания? Пробуем.
Записываем в тетрадочку. Проверить слайд 5. (Определить сразу главное и зависимое слово).
Участник, война (участник войны)
неизвестный, солдаты (неизвестные солдаты)
воля, победа (воля к победе)
восхищаться, подвиг (восхищаться подвигом)
участвовать, поход (участвовать в походе)
сражаться, отважно (сражаться отважно)
Что вам пришлось изменить в данных словах, чтобы получилось словосочетание? (окончания
зависимых слов и добавить предлоги)
То есть, слова в словосочетаниях должны быть связаны при помощи окончаний и предлогов. Как
называется эта связь? (грамматическая).
Какое словосочетание у вас получилось последнее? Что вы изменили в этом словосочетании? (ничего)
Почему? (к глаголу присоединяется наречие, а наречие – это неизменяемая часть речи.)
Какая связь в данном словосочетании? (только смысловая)
А теперь обобщим? Как может связываться главное и зависимое слово в словосочетании? (по смыслу и
грамматически).
Выделите в них главное и зависимое слово.
3. слайд 6. Распределите слова по виду связи в словосочетании: 1р. – с помощью окончания
2р. – с помощью окончания и предлога
3р. – только по смыслу
Отдана французу, боевые схватки, помнит недаром, вернулись с поля, изорвать о штыки, зимние
квартиры, молча отступали, ушки на макушке, построили редут, забил в пушку, забил туго, было
досадно.
Посмотрите внимательно на эти словосочетания. Они вам ничего не напоминают? (стихотворение
М.Ю.Лермонтова «Бородино», которое посвящено нашим русским солдатам, сражавшимся отважно за
нашу Родину.) Может ктото хочет нам прочесть строчки из этого стихотворения?
4. – Запишите предложение. Слайд 8
За подвиги и заслуги страна награждает своих героев.
Выпишите из данного предложения словосочетания. Награждает за подвиги
Награждает за заслуги
Награждает героев
Своих героев
Дети называют свои варианты ответов. Затем учитель демонстрирует правильные ответы. Докажите,
что это словосочетания. (сочетание 2 слов, которые состоят из главного и зависимого слова, связь
грамматическая)
Что из этого предложения мы не выписали как словосочетание? Почему? Слайд 9 (грамматическая
основа, однородные члены предложения, потому что части равноправные).
5. Выберите из ряда синтаксических единиц только словосочетания: Храброе войско, дружина
побеждает, холодное оружие, с победой, медаль за отвагу, красуется орден, боевые действия, о защите,
движется танк, одержать бой.
IV
. Самопроверка.
Вывод: Так что же тогда такое словосочетание? Дадим определение. ( Словосочетание – это сочетание
двух слов, связанных между собой по смыслу и грамматически). Слайд 10
Проверьте, правильно ли вы дали определение в начале урока? Дополните.
Проверим остальные вопросы: слайд 11
Как связаны слова в словосочетании?
Из чего состоит словосочетание?
Что не является словосочетанием?
На все ли вопросы мы получили ответы в течение урока? Достигли ли мы своей цели?
V . Рефлексия.
На столах у вас лежат звездочки разного цвета. Слайд 12
Если вам в конце урока стали понятны ответы на все вопросы, то вы выбираете зеленую звезду.
Если вы практически все поняли, но у вас остались сомнения по какимто вопросам, то вы выбираете
желтую звезду.
Если вам многое непонятно или вы совсем ничего не поняли на уроке, то вы выбирает красную звезду.
А теперь прикрепите свою звезду на плакат.
Что у нас получилось? (салют). Составьте с этим словом словосочетание.
Это салют победы, посвященный нашим ветеранам, и салют вашим знаниям.
Домашнее задание: слайд 13. Что такое словосочетание?
_________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Как связываются слова в словосочетании?
_________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Из чего состоит словосочетание?____________________________________________________________
Что не является словосочетанием?
__________________________________________________________________________
Что такое словосочетание?
_________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Как связываются слова в словосочетании?
_________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Из чего состоит словосочетание?____________________________________________________________
Что не является словосочетанием?
__________________________________________________________________________
Что такое словосочетание?
_________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Как связываются слова в словосочетании?
_________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Из чего состоит словосочетание?____________________________________________________________
Что не является словосочетанием?
__________________________________________________________________________
Что такое словосочетание?
_________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Как связываются слова в словосочетании?
_________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Из чего состоит словосочетание?____________________________________________________________
Что не является словосочетанием?
__________________________________________________________________________
Что такое словосочетание?
_________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ Как связываются слова в словосочетании?
_________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Из чего состоит словосочетание?____________________________________________________________
Что не является словосочетанием?
__________________________________________________________________________
Разработка урока по русскому языку на тему: "Словосочетание" (5 класс, под ред. М.М.Разумовской)
Разработка урока по русскому языку на тему: "Словосочетание" (5 класс, под ред. М.М.Разумовской)
Разработка урока по русскому языку на тему: "Словосочетание" (5 класс, под ред. М.М.Разумовской)
Разработка урока по русскому языку на тему: "Словосочетание" (5 класс, под ред. М.М.Разумовской)
Разработка урока по русскому языку на тему: "Словосочетание" (5 класс, под ред. М.М.Разумовской)
Разработка урока по русскому языку на тему: "Словосочетание" (5 класс, под ред. М.М.Разумовской)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.