Разработка урока по русскому языку на тему "Текст" (9 класс, русский язык)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок проводится в 9 классе после урока «Культура речи». Урок провела в свободной форме. Деление на группы и работать в группе не составило труда, а вот среди учащихся явно заметила определенный уровень сотрудничества. Ощущалось взаимопонимание, взаимоподдержка. Вопросы с моей стороны не были ограничены по уровням развития детей или группы. На ответы по возможности давала время. Поняла, что слово, манера говорить имеет немаловажную роль в обучении; если детей поддержать и оказать помощь, что я и делала: то у них развивается саморегулируемое обучение. Содержание урока соответствовало поставленным целям. Цели урока достигнуты.
Иконка файла материала текст.docx
Наименован ие занятия Текст Общая цель 1. Способствованию формирования умений работать с текстом; Результаты обучения для учителей (ожидаемые результаты) Основные идеи, отработанн ые на занятии Приёмы работы с текстом   Учащиеся продемонстрируют умения: понимать текст; извлекать информацию из текста и анализировать её; использовать разные приёмы работы с информацией; высказывать свои мысли в устной и письменной форме; работать в группе (играть определенные роли, уметь слышать и слушать друг друга). Данный урок проводится в 9 классе после урока «Культура речи» Таблица «З-Х-У»; прием «Инсерт»; корзина вопросов, «Синквейн»; тонкие, толстые, творческие вопросы;1. Организационны й этап 9.00-9.02 (2 мин.) Фаза вызова 2. Мотивационный этап 9.02-9.05 (3 мин.) 9.05-9.07 (2 мин.) 3.Этап целеполагания 9.07-9.10 (3 мин.) Фаза реализации смысла 4. Этап восприятия текста 9.10-9.15 (5 мин.) 9.15-9.19 (4 мин.) 9.19-9.23 (4 мин) Записи учителя по уроку: Дата проведения: Деление на группы (состав - 4-5 человек) и распределяют роли: - капитан; - секретарь; - хранитель времени. -У вас на партах лежит листочек с загадкой, прочтите её самостоятельно. После, один человек читает вслух, а остальные ученики сопровождают его чтение глазами. Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это? … (Соловей) (Показ изображения соловья) Слайд. - Прочитайте это слово орфографически, так как оно написано. А теперь орфоэпически, в соответствии с нормами произношения. - Как вы догадались, что это соловей? . Сегодня речь пойдет о птицах, а именно о ночных певцах. (Слайд №3) - Предлагаю вам заполнить таблицу «З-Х-У» Что вы знаете об этих птицах. (Приложение 2), Таблица З-Х-У: Знаю (кто? когда? откуда?) Хочу знать Узнал пока только 1 колонку, прошу опираться на свои знания с уроков биологии, музыки и литературы. - Переходим к заполнению 2 колонки. Что вы сегодня хотите узнать на уроке нового и интересного? Вопрос: Перечислите, какие вы знаете источники информации? Как вы думаете, а что может быть источником необходимой нам информации? - Правильно, текст «Ночные птицы» (Приложение 1). Учебник «Русская речь» под ред. Шманова Н.Н стр.195 - Давайте определим тему и цель урока. (Слайд №4) - Прочитайте внимательно текст, промаркируйте его, используя приём «Инсерт» (Приложение 3).- А теперь у меня есть к вам целая корзина вопросов: 1) Докажите, что это текст. 2) Определите к какому типу и стилю речи относится этот текст. 3) Назовите способ связи предложений в тексте. 4) Найдите в тексте слово, которое можно назвать обобщающим. - Вернёмся к маркировке текста. Обсудите в своих группах прочитанный материал, и обменяйтесь мнениями, что было для вас знакомым, новым, о чем думали иначе, и о чем захотелось узнать подробнее. (Идёт обсуждение). Деформированный текст. Работа в группах. Прочитаем, что получилось у вас? Какой признак помог создать текст? Заполняем по ходу урока таблицу. Признаки текста. О чем этот текст. Какова его тема? Тезисный конспект работы: 1.Тема ( про что?)Основная мысль (что именно сказано про это Что?) 2.Ключевые слова (самые важные, опорные) 3.Анализ предложенных учащимися заголовков. 4.Определить стиль речи. 5. Тип речи. Доказательства. А что такое трели? Трель – это переливчатый звук. Что знаете о соловье? - Предлагаю послушать настоящую соловьиную трель? (Включается аудиозапись) - На что похожа песня соловья? Как она звучит? ПЕРЕЛИВЧАТО. - Продолжаем работу, и я снова предлагаю обратиться к тексту Задания группам (Приложение 4): представьте, что вы корреспонденты. Составьте 5 вопросов по тексту, чтобы закрепить информацию: 2 тонких, 2 толстых и 1 творческий. Помните: задаешь вопрос, сам знай на него ответ! (Дети составляют вопросы и задают их друг другу). - Вы поэты из Японии. Ваша задача написать «Синквейн». (Составляют стих и зачитывают его.) - Все в жизни начинается и заканчивается. Близится к завершению наш урок. Работаем с оценочными листами. (Приложение 7) Приготовьте оценочные листы. Укажите свою Ф И. И заполните 1 графу «Взаимооценка», 5. Этап анализирующего наблюдения 9.23-9.27 (4 мин.) Физкульминутка 9.27-9.31 (4 мин) Фаза рефлексии 6. Этап обобщения 9.31-9.35 (4 мин.) 9.35-9.38 (3 мин.) 7.Оценивание 9.38-9.39 (1 мин.) 8.Итоги 9.39-9.41 (2 мин.) 9.Домашнее задание9.41-9.42 (1 мин.) Оценивание 9.42-9.43 (1 мин.) 10. Рефлексия урока 9.43-9.45 (2 мин.) используя критерии оценивания. (Слайд №13) - Подведём итоги: Вернемся к заполнению таблицы «З-х- У». Заполним 3 колонку. Вопрос: что узнали сегодня нового? - Внимание! Д/з: (Слайд №14) (Приложение 8) Обязательное для всех: 1) Напишите мини-сочинение (повествование, описание) о любой птице. На выбор: 1) Найдите в произведениях устного народного творчества про птиц.(пословицах, поговорках, сказках). Или 2) Придумайте сказку о соловье. - Если определились с д/з, то снова работаем с оценочными листами. Заполните 2 графу - оцените себя сами, используя критерии оценивания. (Слайд №14) – Посмотрите, 3 графа останется пустой, т. к. это оценка за д/з, которую вы получите на следующем уроке и только потом мы определим итоговую оценку. Рефлексия:- А теперь предлагаю вам оценить эффективность нашего урока, используя рефлексию- смайлик (Приложение 5). Приклейте смайлик на таблицу . Спасибо за урок! Реквизиты: слайды, бумага, ручка, флипчарты, маркеры, приложения