Данный урок проводится в 9 классе после урока «Культура речи». Урок провела в свободной форме. Деление на группы и работать в группе не составило труда, а вот среди учащихся явно заметила определенный уровень сотрудничества. Ощущалось взаимопонимание, взаимоподдержка. Вопросы с моей стороны не были ограничены по уровням развития детей или группы. На ответы по возможности давала время. Поняла, что слово, манера говорить имеет немаловажную роль в обучении; если детей поддержать и оказать помощь, что я и делала: то у них развивается саморегулируемое обучение.
Содержание урока соответствовало поставленным целям. Цели урока достигнуты.
Наименован
ие занятия
Текст
Общая цель
1.
Способствованию формирования умений работать
с текстом;
Результаты
обучения
для
учителей
(ожидаемые
результаты)
Основные
идеи,
отработанн
ые на
занятии
Приёмы
работы с
текстом
Учащиеся продемонстрируют умения:
понимать текст; извлекать информацию из
текста и анализировать её; использовать
разные приёмы работы с информацией;
высказывать свои мысли в устной и
письменной форме; работать в группе
(играть определенные роли, уметь слышать и
слушать друг друга).
Данный урок проводится в 9 классе после урока
«Культура речи»
Таблица «З-Х-У»; прием «Инсерт»; корзина
вопросов, «Синквейн»; тонкие, толстые,
творческие вопросы;1.
Организационны
й этап
9.00-9.02
(2 мин.)
Фаза вызова
2.
Мотивационный
этап
9.02-9.05
(3 мин.)
9.05-9.07
(2 мин.)
3.Этап
целеполагания
9.07-9.10
(3 мин.)
Фаза реализации
смысла
4. Этап
восприятия
текста
9.10-9.15
(5 мин.)
9.15-9.19
(4 мин.)
9.19-9.23
(4 мин)
Записи учителя по уроку:
Дата проведения:
Деление на группы (состав - 4-5 человек) и
распределяют роли:
- капитан;
- секретарь;
- хранитель времени.
-У вас на партах лежит листочек с загадкой, прочтите её
самостоятельно.
После, один человек читает вслух, а остальные ученики
сопровождают его чтение глазами.
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? … (Соловей)
(Показ изображения соловья) Слайд.
- Прочитайте это слово орфографически, так как оно
написано. А теперь орфоэпически, в соответствии с
нормами произношения.
- Как вы догадались, что это соловей?
. Сегодня речь пойдет о птицах, а именно о ночных
певцах. (Слайд №3)
- Предлагаю вам заполнить таблицу «З-Х-У» Что вы
знаете об этих птицах. (Приложение 2), Таблица
З-Х-У:
Знаю
(кто? когда?
откуда?)
Хочу знать
Узнал
пока только 1 колонку, прошу опираться на свои знания
с уроков биологии, музыки и литературы.
- Переходим к заполнению 2 колонки. Что вы сегодня
хотите узнать на уроке нового и интересного?
Вопрос: Перечислите, какие вы знаете источники
информации? Как вы думаете, а что может быть
источником необходимой нам информации? - Правильно,
текст «Ночные птицы» (Приложение 1). Учебник «Русская
речь» под ред. Шманова Н.Н стр.195
- Давайте определим тему и цель урока. (Слайд №4)
- Прочитайте внимательно текст, промаркируйте его,
используя приём «Инсерт» (Приложение 3).- А теперь у меня есть к вам целая корзина вопросов:
1) Докажите, что это текст.
2) Определите к какому типу и стилю речи относится
этот текст.
3) Назовите способ связи предложений в тексте.
4) Найдите в тексте слово, которое можно назвать
обобщающим.
- Вернёмся к маркировке текста. Обсудите в своих
группах прочитанный материал, и обменяйтесь
мнениями, что было для вас знакомым, новым, о чем
думали иначе, и о чем захотелось узнать подробнее.
(Идёт обсуждение).
Деформированный текст.
Работа в группах. Прочитаем, что получилось у вас?
Какой признак помог создать текст?
Заполняем по ходу урока таблицу. Признаки текста. О
чем этот текст. Какова его тема?
Тезисный конспект работы:
1.Тема ( про что?)Основная мысль (что именно сказано
про это Что?)
2.Ключевые слова (самые важные, опорные)
3.Анализ предложенных учащимися заголовков.
4.Определить стиль речи.
5. Тип речи. Доказательства.
А что такое трели?
Трель – это переливчатый звук. Что знаете о соловье?
- Предлагаю послушать настоящую соловьиную трель?
(Включается аудиозапись)
- На что похожа песня соловья? Как она звучит?
ПЕРЕЛИВЧАТО.
- Продолжаем работу, и я снова предлагаю обратиться к
тексту
Задания группам (Приложение 4): представьте, что вы
корреспонденты. Составьте 5 вопросов по тексту, чтобы
закрепить информацию: 2 тонких, 2 толстых и 1
творческий. Помните: задаешь вопрос, сам знай на него
ответ!
(Дети составляют вопросы и задают их друг другу).
- Вы поэты из Японии. Ваша задача написать «Синквейн».
(Составляют стих и зачитывают его.)
- Все в жизни начинается и заканчивается. Близится к
завершению наш урок. Работаем с оценочными листами.
(Приложение 7) Приготовьте оценочные листы. Укажите
свою Ф И. И заполните 1 графу «Взаимооценка»,
5. Этап
анализирующего
наблюдения
9.23-9.27
(4 мин.)
Физкульминутка
9.27-9.31
(4 мин)
Фаза рефлексии
6. Этап
обобщения
9.31-9.35
(4 мин.)
9.35-9.38
(3 мин.)
7.Оценивание
9.38-9.39
(1 мин.)
8.Итоги
9.39-9.41
(2 мин.)
9.Домашнее
задание9.41-9.42
(1 мин.)
Оценивание
9.42-9.43
(1 мин.)
10. Рефлексия
урока
9.43-9.45
(2 мин.)
используя критерии оценивания. (Слайд №13)
- Подведём итоги: Вернемся к заполнению таблицы «З-х-
У». Заполним 3 колонку. Вопрос: что узнали сегодня
нового?
- Внимание! Д/з: (Слайд №14) (Приложение 8)
Обязательное для всех: 1) Напишите мини-сочинение
(повествование, описание) о любой птице.
На выбор: 1) Найдите в произведениях устного
народного творчества про птиц.(пословицах,
поговорках, сказках). Или 2) Придумайте сказку о
соловье.
- Если определились с д/з, то снова работаем с
оценочными листами. Заполните 2 графу - оцените себя
сами, используя критерии оценивания. (Слайд №14)
– Посмотрите, 3 графа останется пустой, т. к. это оценка
за д/з, которую вы получите на следующем уроке и
только потом мы определим итоговую оценку.
Рефлексия:- А теперь предлагаю вам оценить
эффективность нашего урока, используя рефлексию-
смайлик (Приложение 5). Приклейте смайлик на таблицу
.
Спасибо за урок!
Реквизиты: слайды, бумага, ручка, флипчарты,
маркеры, приложения