Разработка урока по русскому языку по теме "Функционально-смысловые типы текста. Описание. Описание предмета"
Оценка 5

Разработка урока по русскому языку по теме "Функционально-смысловые типы текста. Описание. Описание предмета"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
22.01.2017
Разработка урока по русскому языку по теме "Функционально-смысловые типы текста. Описание. Описание предмета"
Урок был построен в соответствии с технологией развития критического мышления. На стадии вызова через осмысление предложенных разных функционально-смысловых текстов, отличительных признаков одного из видов текста дети пришли к выводу, что темой урока будут типы речи, а конкретнее – описание, через упражнение во время минуты отдыха, конкретизировали тему – описание предмета. на стадии осмысления после разнообразной работы с текстами (определить части композиции в предложенном тексте, подобрать определения к отдельным существительным в другом тексте) дети устно описали предложенный предмет, т.е. были готовы к самостоятельному написанию сочинения – описания предмета. были применены разные приёмы: прием «Написание творческих работ», «Верите ли вы», разного плана вопросы: интерпретационный, или объясняющий, вопрос: почему текст из произведения Н.Носова интереснее деформированного; практический вопрос: Хороший текст? Что можно сделать, чтобы текст исправить?Урок был построен в соответствии с технологией развития критического мышления. На стадии вызова через осмысление предложенных разных функционально-смысловых текстов, отличительных признаков одного из видов текста дети пришли к выводу, что темой урока будут типы речи, а конкретнее – описание, через упражнение во время минуты отдыха, конкретизировали тему – описание предмета. на стадии осмысления после разнообразной работы с текстами (определить части композиции в предложенном тексте, подобрать определения к отдельным существительным в другом тексте) дети устно описали предложенный предмет, т.е. были готовы к самостоятельному написанию сочинения – описания предмета. были применены разные приёмы: прием «Написание творческих работ», «Верите ли вы», разного плана вопросы: интерпретационный, или объясняющий, вопрос: почему текст из произведения Н.Носова интереснее деформированного; практический вопрос: Хороший текст? Что можно сделать, чтобы текст исправить?
Открытый урок docx.docx
Тема урока:  Функционально­смысловые типы текста  (описание). Описание предмета Цель деятельности учителя:  повторить через анализ готовых текстов следующие понятия: тип речи, тема, основная мысль, стиль текста;  познакомить с особенностями описания предмета в  художественном стиле;  показать особенности описания с выражением отношения к изображаемому;  познакомить с языковыми средствами изображения признаков предмета в художественном стиле; Вид урока: урок развития речи Тип урока: объяснение нового материала.   вдумчивое   отношение   к   предметам Планируемые  образовательные результаты: Предметные:  знать особенности художественного описания предмета; уметь излагать мысли на заданную тему Метапредметные:  способность   к   осознанию   целей   учебной   деятельности; выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; развивать   наблюдательность,   способность   видеть   признаки   предмета, существенные и несущественные в зависимости от речевой ситуации;  воспитывать   внимательное, окружающего мира. Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию   Методы   и   формы   обучения:  наблюдение;   индивидуальная,   групповая, фронтальная Оборудование: 1.Учебник Е.И.Никитина «Русская речь 5­7 кл» 2.Карточки с текстами   3.Слайды План урока. I. Эмоциональный настрой на урок:  «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».   И успех нашей работы на уроке тоже в наших руках. II.  Актуализация знаний (стадия вызова)    ­Мы уже говорили о том, что в зависимости от содержания высказывания нашу   речь   можно   разделить   на   описание,   повествование,   рассуждение Задание: соотнесите вопросы с типами речи (поочерёдно к  каждому типу речи обе группы)   (На доске прикреплены карточки со словами: ОПИСАНИЕ  ПОВЕСТВОВАНИЕ    РАССУЖДЕНИЕ   ­Подтвердим правильность своих решений: Каждой группе предложен текст: определите и докажите, к какому типу речи он относится?   (На слайде, а у детей распечатка) СЛАЙД (для 1­й группы) 1)  Однажды   нам   пришлось   на   время   приютить     кошку.   Она   обошла   всю квартиру. Потом   облюбовала место на подоконнике, но ей мешали   цветы. Недолго думая, Боня (так звали кошку),     одним прыжком     оказалась на шкафу и просидела там до самого вечера. СЛАЙД (для 2­й группы) 2)   Нашу   нежданную   гостью   зовут     Боня.   У   кошки   трёхцветная   пушистая шёрстка,  кончики ушей висят, глаза похожи на два жёлтых фонарика. Боня  мягко ступает своими лапками.  Она   очень ласковая  и самостоятельная. СЛАЙД (для третьей группы) 3) Мы   быстро привыкли к Боне и успели полюбить её.    Кошка  оказалась послушной   и   очень     чистоплотной.   Боня   любила   играть   с   шариком   и верёвочкой.   Вечером она забиралась к кому­нибудь на колени и начинала напевать свою ласковую песенку. Жаль, но кошку пришлось вернуть хозяину. ­Подумайте,   ребята,   к   какому   типу   речи   можно   отнести   следующие утверждения:  СЛАЙД  ­можно увидеть предмет, представить его ­перечисляются признаки  ­можно представить как фотографию Вывод: Это признаки текста описательного характера.  ­Определите, о чём пойдёт речь на уроке? (О типе речи «описание») МИНУТКА ОТДЫХА  ­Закройте глаза и представьте себе подарок, какой бы вы хотели получить на день   рождения.   Напишите   в   воздухе,   не   открывая   глаза,   название   этого предмета. Запись     темы   урока:  Функционально­смысловые   типы   текста  (описание). Описание предмета III. Изучение нового материала (стадия осмысления)  1.Работа   с   учебником:   на   странице     111   познакомьтесь   с   композицией (построением) описания предмета ­ самостоятельно (в группах) поработайте с текстом упражнения 184, найдите в нём части композиции: 1­я группа: Найдите часть текста, где даётся общая характеристика предмета описания или впечатление от него. 2­я   группа:   Найдите   часть   текста,   в   которой   перечисляются   признаки предмета 3­я группа: Найдите часть текста, в которой даётся общая оценка предмета ­ к какому стилю речи относится текст? ­определите тему текста ­сформулируйте главную мысль ­подберите название 2.Я предлагаю вам познакомиться с другим текстом.   ­Хороший   текст?   Что   можно   сделать,   чтобы   текст   исправить? СЛАЙД ­ Один раз мы с Мишкой были в  магазине и увидели  игрушку ­ телефон. В коробке лежали два  аппарата, две трубки, в которые говорить и слушать,  и катушка  проволоки. ­Вот это штука! ­ сказал Мишка.­ Это не какая­нибудь    игрушка, которую поломаешь и выбросишь. Это вещь!   (ВСТАВИТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ – это практический вопрос)   ­1­я   группа:   подберите   прилагательнок   к   слову   «игрушка»в   1­м предложении ­2­я   группа:   подберите   прилагательное   к   слову   «вещь»   в   последнем предложении  ­3­я группа: подберите прилагательное к слову «коробка» ­А теперь прочитайте отрывок из рассказа Н.Носова «Телефон».  СЛАЙД Один   раз   мы   с   Мишкой   были   в  игрушечном  магазине   и   увидели замечательную игрушку ­ телефон. В большой деревянной коробке лежали два  телефонных  аппарата,   две   трубки,   в   которые   говорить   и   слушать,   и целая катушка проволоки.  ­Хорошая  штука! ­сказал Мишка.­ Это не какая­нибудь  простая  игрушка, которую поломаешь и выбросишь. Это полезная вещь! ­определите части композиции  ­почему 2­й текст оказался интереснее? (Интерпретационный (объясняющий) вопрос » Верите ли вы, что  3. Работа с учебником: стр.113 «Эпитеты» Вопросы  «Верите ли вы…   ­все определения являются в любом тексте эпитетами? ­что эпитет – это художественное, образное определение? ­что эпитеты не позволяют ярко описать предмет, выразить отношение автора к предмету? ­что определения БОЛЬШАЯ ДЕРЕВЯННАЯ коробка – эпитеты? ­слова «замечательная», «полезная»  ­ эпитеты? ­ в произведениях устного народного творчества употребляются постоянные эпитеты?   4.  Прием   «Написание   творческих   работ»   (описываем   шкатулку;   работа звучит   только   в   устной   форме,   письменный   вариант   предложен   учителем после работы учащихся) 1­я группа работает над 1­м пунктом плана 2­я группа – над 2, 3 пунктами плана 3­я­ над 4, 5 пунктами плана План. 1. Название предмета, как он у вас оказался. 2. Материал, из которого сделан  предмет 3. Внешний вид предмета. 4. Отношение к предмету. 5. Роль предмета в вашей жизни.   IV.   Рефлексия.   Ответьте на мои вопросы утвердительно или отрицательно. ­мы повторили типы речи? ­узнали, как строится сочинение­описание предмета? ­убедились, что с помощью эпитетов можно не только представить предмет, описать его, но и выразить к предмету своё отношение? ­мы подготовились к самостоятельному написанию сочинения?  ­убедите своих товарищей в других группах в том, что изучение этой темы просто необходимо. В таком случае  мы справились с работой.  Мы молодцы.     Д/З : выбрать игрушку для её описания на уроке, повторить композицию сочинения­описания

Разработка урока по русскому языку по теме "Функционально-смысловые типы текста. Описание. Описание предмета"

Разработка урока по русскому языку по теме "Функционально-смысловые типы текста. Описание. Описание предмета"

Разработка урока по русскому языку по теме "Функционально-смысловые типы текста. Описание. Описание предмета"

Разработка урока по русскому языку по теме "Функционально-смысловые типы текста. Описание. Описание предмета"

Разработка урока по русскому языку по теме "Функционально-смысловые типы текста. Описание. Описание предмета"

Разработка урока по русскому языку по теме "Функционально-смысловые типы текста. Описание. Описание предмета"

Разработка урока по русскому языку по теме "Функционально-смысловые типы текста. Описание. Описание предмета"

Разработка урока по русскому языку по теме "Функционально-смысловые типы текста. Описание. Описание предмета"

Разработка урока по русскому языку по теме "Функционально-смысловые типы текста. Описание. Описание предмета"

Разработка урока по русскому языку по теме "Функционально-смысловые типы текста. Описание. Описание предмета"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2017