«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ «Глагол как часть речи (повторение изученного в 5 классе)»

  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация «Глагол как часть речи (повторение изученного в 5 классе)»
Иконка файла материала План и конспект урока.docx
Конспект урока 1.  Название работы: «Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ «Глагол как часть речи (повторение изученного в 5 классе)»  2.  Предметная   область:  русский   язык   3.  Участники   (возраст,   класс): учащиеся 6­7 классов.  4. Цели:  ­ развивать навыки работы с ИМЭУ, на сайтах ЭОР в Интернете; ­ повторить изученный материал о глаголе как о части речи;  ­ обосновывать правильность выбора орфограмм при написании глагола;  ­   способствовать   активизации   мыслительной   деятельности   учащихся   с помощью проблемных заданий; ­ формировать орфографическую зоркость, речевую культуру; ­ развивать  познавательный интерес к языку;  ­ расширять кругозор обучающихся; ­ воспитывать любовь к русскому языку Задачи: ­ Повторить тему «Местоимение». ­   Развивать   навыки   определения   морфологических   признаков   глагола: времени, вида.   ­ Совершенствовать умения нахождения изучаемых частей речи в текстах, на слух, правильно задавать вопрос.  ­ Уметь определять синтаксическую роль глагола в тексте. ­ Повторить правописание: не с глаголами, ­тся –   ­ться, мягкий знак после шипящих в глаголах. ­ Выяснить, каково было значение глагола в старославянском языке. 5. Аннотация:  урок русского языка в 6 классе по теме «Глагол как часть  речи (повторение изученного в 5 классе)» был осуществлён с применением  ИМЭУ (Plastik Logic 100 модель PLR003). Занятие может проводиться и  1перед изучением темы "Глагол" в 6­м классе, и в начале или конце учебного  года при повторении изученного в 5­м и 6­м классах. Использование ИМЭУ,  ИКТ, программных продуктов и ЭОР на уроке в ситуации «один­пять  компьютеров в рабочей зоне класса» позволили сделать учебный процесс  личностно­ориентированным, использовать разнообразные формы работы с  теоретическими понятиями, сравнивать способы подачи материала, выбирать  задания разного уровня сложности. 6. Список используемого программного обеспечения и готовых  электронных образовательных ресурсов: ­   ИМЭУ   (Plastik  Logic  100   модель  PLR003),   компьютер   учителя, подключённый   к   Интернету,   ЖК   телевизор,  Единая   коллекция   цифровых образовательных   ресурсов,  5   ноутбуков,   подключённых   к   Интернету, презентация. 7. Ключевые слова: повторение темы «Глагол», ИМЭУ, ЕК, Мультимедиа,  романс, вид, ­тся­ться, не с глаголами, тесты, презентация.  8. Автор: Судакова Светлана Рудольфовна и sudsvrud  2@   mail   9. Место работы: РФ, Калининградская область, город Светлый, Восточная­ 1, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя   .  ru     общеобразовательная школа № 5 План урока ЭТАП УРОКА 1. Проверка домашнего задания: упражнение  № 455 ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ЭОР  ИМЭУ ИМЭУ. Учебник по русскому  языку М.Т. Баранова, стр. 191 2. Повторение Исследовательски ИМЭУ. Учебник по русскому  языку Е.А.Быстровой ( II часть),  стр. 3, упр. 1 2 Организация работы с ЭОР  ИМЭУ На перемене в заготовленную  таблицу на доске 4 человека из  класса вписывают предлоги,  существительные, прилагательные,  местоимения, которые пишутся  слитно, раздельно и через дефис.  После звонка на урок остальные  учащиеся проверяют правильность  выполнения этого задания Учитель читает незнакомый текст  А.П.Чехова «Моя «она» без  концовки. Дети в ходе прочтения  должны ответить на вопросы: Время 1 2й метод 3.Подведение к  «новой» теме Метод наблюдения  и исследования ИМЭУ. Учебник по русскому  языку Е.А.Быстровой (I часть),  стр. 162, упр. 211 4. Обозначение целей и задач урока Слайд презентации,  подготовленной учителем к  уроку ­ О чём текст. ­ Перечислить местоимения,  которые встретились в тексте. ­ Назвать разряды местоимений. Работа в 3 группах: каждой группе  предлагаются по 2 загадки из  упражнения. Нужно назвать отгадки. Проблемные вопросы: ­ Какие слова подсказали вам  отгадки? ­ Что они обозначают? ­ К какой части речи они относятся? Чтение на слайдах темы, цели и  задач урока. Дети записывают в  тетрадях: число, классную работу,  тему урока. (см. рис.1, 2)     Рис. 5. .Повторение  сведений о глаголе из 5 класса 1  Рис. 2 ИМЭУ. Учебник по русскому  языку М.Т. Баранова, стр. 192, §  80 правило. 6. Культура речи Инновационные учебные  материалы: «Русский язык. 5­7  класс». Мультимедиа, 6 класс,  урок 1. Что за часть речи глагол?  Часть 1;  (ЕК) Сначала дети отвечают на вопрос: ­ Что вы помните о глаголе из 5  класса? Затем читают правило на  стр. 192 и пересказывают его,  дополняя свои знания сведениями из правила § 80. Новый материал основывается на  сведениях о глаголе  из  старославянского языка. Вопрос: ­Что означало слово «глагол» в  старославянском языке? (см. рис.3) 7. Освоение «нового»  материала  «Как определить  время глагола»? (Формирование   Рис. 3 ИМЭУ. Учебник по русскому  языку М.Разумовской, стр. 133,  упр. 299 3 Учащиеся выполняют упр. 299 из  учебника М.Разумовской в ИМЭУ.  Задание: ­ Определите время глагола;  закладка с галочкой – прошедшее  2 1    1 3 3навыков: применение  полученных знаний на  практике) Работа с  закладками­«погона ми» ­  исследовательский  метод 8. Освоение «нового»  материала «Как определить вид у  глагола?» Проблемная  ситуация Объяснительно­ иллюстративный  метод Метод беседы 9. Освоение «нового»  материала  (формирование  навыков/применение  полученных знаний на  практике).  Определение вида  глагола. Решение  тестов. Частично­ поисковый метод 10. Освоение «нового»  материала  (формирование  навыков/применение  полученных знаний на  практике).  Правописание глаголов на –тся и –ться. Интерактивный  метод время, закладка с крестиком –  настоящее время, закладка со  звёздочкой – будущее время. 7 6 4 Вопросы к слайду: ­ Опишите фрагменты фотографии,  используя глаголы. ­ Какое стихотворение напоминает  вам эта иллюстрация? ­ Вспомните и прочитайте с  выражением стихотворение. ­ Прослушайте романс на стихи  М.Ю.Лермонтова в исполнении  А.Б.Матюхина. ­Выпишите из стихотворения  М.Ю.Лермонтова «Утёс» глаголы. ­ Как определить у них вид? (см.  рис.4) Дети решают тесты на 5 ноутбуках,  подключённых к Интернету. С остальными ведётся фронтальная  работа. Учитель демонстрирует  один из вариантов тестов,  предложенных ЕК, на экране  телевизора, ученики подсказывают  правильное решение, перемещая  предложения в таблицу с  совершенным и несовершенным  видом. (см. рис.5) 1. Работа по вариантам в «Новых  заметках» ИМЭУ.  1 вариант ­ выписывают глаголы на  –тся,  2 вариант ­ выписывают глаголы на – ться. Учащиеся выборочно подносят свои ИМЭУ учителю с выполненным заданием. Затем кто­то из учащихся объявляет ответы по заданию, которые в  процессе проверки корректируются. 2. На слайде презентации помещены  глаголы с мягким знаком и без. Дети сигналами­карточками должны  показать наличие и отсутствие  Слайд презентации:  «Поэтическая пятиминутка» Рис. 4   Интернет. Единая коллекция  образовательных ресурсов.   Русский язык. Обучающие тесты.  5­7 классы      Рис. 5 ИМЭУ. Учебник по русскому  языку М.Т. Баранова, стр. 193,  упр. 458.   Рис.6 411. Освоение «нового»  материала  (формирование  навыков/применение  полученных знаний на  практике). Правописание глаголов с частицей НЕ Практический  метод 12.Закрепление  материала Метод  самостоятельной  работы с  последующей  самопроверкой 13. Взаимопроверка  теста в паре 14. Объявление  учителем оценок за  урок. 15. Домашнее задание Слайд презентации  «Правописание НЕ с глаголами» мягкого знака. (см. рис.6) Задание: ­ Перепишите глаголы в тетрадь,  раскройте скобки, объясните  правописание глаголов с НЕ. ­Какое правило применяли для  правильного написания глаголов с  частицей НЕ? (см. рис.7)  Рис. 7 Решение заданий в форме тестов  по повторенным темам. Дети выполняют задания в виде  тестов на раздаточных листах. (см.  рис.8­9) Рис. 8­9 ­ Производится последующая  взаимопроверка в паре за партой по  слайду презентации, подготовленной учителем, и выставление оценок  друг другу учащимися.  ­ Оценки сообщают учителю,  которые учитываются при  выставлении оценок за урок. Слайд презентации Повторить спряжения глагола, § 80  выучить, упр. 458. (см. рис.9) 5 5 2 1 1 10  Рис.  Конспект урока I. Проверка домашнего задания: упражнение № 455. (ИМЭУ. Учебник по  русскому языку М.Т. Баранова, стр. 191) 5­ На перемене в заготовленную таблицу на доске 4 человека из класса  вписывают предлоги, существительные, прилагательные, местоимения,  которые пишутся слитно, раздельно и через дефис.  ­ В начале урока остальные учащиеся проверяют правильность выполнения  этого задания.  II. Повторение по только что пройденной теме «Местоимение». (ИМЭУ.  Учебник по русскому языку Е.А.Быстровой ( II часть), тр. 3, упр. 1) ­ Учитель читает незнакомый текст А.П.Чехова «Моя «она» без концовки.  Дети в ходе прочтения должны ответить на вопросы: ­ О чём текст. ­ Перечислите местоимения, которые встретились в тексте. ­ Назвать разряды этих местоимений. III. Подведение к новой теме. (ИМЭУ. Учебник по русскому языку  Е.А.Быстровой (I часть), стр. 162, упр. 211) ­ Тема урока не объявляется. Дети должны сами её назвать, исходя из  следующего задания. ­ Групповая работа. Дети распределяются по 3 группам.  ­ Каждой группе предлагаются по 2 загадки из упражнения. Нужно назвать  отгадки. Проблемные вопросы: ­ Какие слова подсказали вам отгадки?  ­ К какой части речи они относятся? ­ Что они обозначают? IV. Повторение сведений о глаголе из 5 класса.  (ИМЭУ. Учебник по  русскому языку М.Т. Баранова, стр. 192, § 80 правило) Сначала дети отвечают на вопрос: ­ Что вы помните о глаголе из 5 класса?  ­ Затем читают правило на стр. 192 и пересказывают его, дополняя свои  знания сведениями из § 80. 6V. Обозначение целей и задач урока.  ­ Используется слайд презентации, подготовленной учителем к уроку.  ­ Дети записывают в тетрадях: число, классную работу, тему урока. VI. Культура речи. (Инновационные учебные материалы: «Русский язык. 5­7  класс». Мультимедиа, 6 класс, урок 1. Что за часть речи глагол? Часть 1;   (ЕК)).  Новый материал основывается на сведениях о глаголе  из старославянского  языка.  Вопрос: ­Что означало слово «глагол» в старославянском языке?  VII. Освоение «нового» материала.  (ИМЭУ. Учебник по русскому языку  М.Разумовской, стр. 133, упр. 299). (Формирование навыков: применение  полученных знаний на практике). Вопрос учителя: ­ Какие вы знаете времена глагола, как их определить?  ­ Учащиеся выполняют упр. 299 из учебника М.Разумовской в ИМЭУ.  Задание: ­ Работа с закладками в ИМЭУ. Определите время глагола: над прошедшим  временем ставим закладку с галочкой – прошедшее время, закладка с  крестиком – настоящее время, закладка со звёздочкой – будущее время. VII. 1. «Как определить вид у глагола? Используется слайд презентации,  подготовленной учителем «Поэтическая пятиминутка». Вопросы к слайду: ­ Опишите фрагмент фотографии, используя глаголы. ­ Какое стихотворение напоминает вам эта иллюстрация? ­ Вспомните и прочитайте с выражением стихотворение. ­ Прослушайте романс на стихи М.Ю.Лермонтова в исполнении  А.Б.Матюхина – мр­3. 7­ На ваш взгляд, совпадает ли текст стихотворения с тональностью и чувством при исполнении романса? ­Выпишите из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утёс» глаголы. ­ Как определить у них вид? VII.  2. Освоение «нового» материала (формирование навыков: применение  полученных знаний на практике). Определение вида глагола в тестах.  (Использование в работе «Единой коллекции образовательных ресурсов».   Раздел: «Русский язык». Обучающие тесты. 5­7 классы. Глагол. « Тест 03.1.  Вид глагола»). ­ Дети решают тесты на 5 ноутбуках, подключённых к Интернету. ­ С остальными ведётся фронтальная работа. Учитель выходит в Интернет,  демонстрирует один из вариантов тестов, предложенных ЕК, (но не тот, что  дети решают на ноутбуках):«Русский язык»­6 класс­«Обучающие тесты 5­7  классы»­«Глагол»­« Тест 03.1. Вид глагола»­Задание: «Какая приставка  должна быть у глагола. Выберите её» Вопросы:  ­На какие вопросы отвечают глаголы совершенного и несовершенного вида? ­ Может ли приставка повлиять на вид глагола? Ученики комментируют  правильное решение, отвечают на вопрос. VII.  3. Освоение «нового» материала (формирование навыков/применение  полученных знаний на практике). Правописание глаголов на –тся и –ться.  (ИМЭУ. Учебник по русскому языку М.Т. Баранова, стр. 193, упр. 458). ­ Вопрос учителя: ­ Что нужно сделать, чтобы правильно написать –тся и –ться в глаголах? ­ В каких формах глагола всегда пишется мягкий знак? ­ Работа по вариантам в «Новых заметках» ИМЭУ.  1 вариант – впечатывают  глаголы на –тся,  2 вариант – впечатывают  глаголы на –ться.  8­ Учащиеся выборочно подносят свои ИМЭУ учителю с выполненным  заданием. ­ Затем кто­то из учащихся объявляет ответы по заданию, которые в процессе  проверки корректируются, если они не правильные. VII. 4. Работа со словами  на –тся, ­ться, написанными на слайде презентации, осуществляется при помощи карточек­сигналов. ­На слайде презентации помещены слова с мягким знаком и без. Дети  сигналами­карточками должны показать наличие и отсутствие мягкого знака. ­ Отвечают на вопросы:  ­ В какой форме глагола пишется ­ТЬСЯ? ­ В каких случаях ещё пишется мягкий знак в глаголах? VII.  4. Освоение «нового» материала (формирование навыков: применение  полученных знаний на практике). Правописание глаголов с частицей НЕ.  Используется слайд презентации, подготовленной учителем «Правописание  НЕ с глаголами». Задание: ­ Перепишите глаголы в тетрадь, распределите их по колонкам в таблице,  раскройте скобки, объясните правописание глаголов с НЕ. ­ Какое правило применяли для правильного написания глаголов с частицей  НЕ? 8.Закрепление материала. ­ Решение детьми заданий в форме тестов по повторенным темам за урок. ­ Дети выполняют задания в виде тестов на раздаточных листах. 9. Правильные ответы высвечиваются на слайде презентации,  подготовленной учителем. ­ Производится последующая взаимопроверка в паре за партой и выставление  оценок друг другу учащимися.  9­ Оценки сообщают учителю, которые учитываются при выставлении оценок  за урок. 10. Объявление учителем оценок за урок. 11. Домашнее задание написано на слайде презентации.  ­ Повторить спряжения глагола, выучить § 80, выполнить упр. 458. ­ Проецируется на слайде презентации, подготовленной учителем. 10