Презентация «Глагол как часть речи (повторение изученного в 5 классе)»
Конспект урока
1. Название работы: «Разработка урока по русскому языку с применением
ИМЭУ «Глагол как часть речи (повторение изученного в 5 классе)»
2. Предметная область: русский язык 3. Участники (возраст, класс):
учащиеся 67 классов.
4. Цели:
развивать навыки работы с ИМЭУ, на сайтах ЭОР в Интернете;
повторить изученный материал о глаголе как о части речи;
обосновывать правильность выбора орфограмм при написании глагола;
способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся с
помощью проблемных заданий;
формировать орфографическую зоркость, речевую культуру;
развивать познавательный интерес к языку;
расширять кругозор обучающихся;
воспитывать любовь к русскому языку
Задачи:
Повторить тему «Местоимение».
Развивать навыки определения морфологических признаков глагола:
времени, вида.
Совершенствовать умения нахождения изучаемых частей речи в текстах, на
слух, правильно задавать вопрос.
Уметь определять синтаксическую роль глагола в тексте.
Повторить правописание: не с глаголами, тся – ться, мягкий знак после
шипящих в глаголах.
Выяснить, каково было значение глагола в старославянском языке.
5. Аннотация: урок русского языка в 6 классе по теме «Глагол как часть
речи (повторение изученного в 5 классе)» был осуществлён с применением
ИМЭУ (Plastik Logic 100 модель PLR003). Занятие может проводиться и
1перед изучением темы "Глагол" в 6м классе, и в начале или конце учебного
года при повторении изученного в 5м и 6м классах. Использование ИМЭУ,
ИКТ, программных продуктов и ЭОР на уроке в ситуации «одинпять
компьютеров в рабочей зоне класса» позволили сделать учебный процесс
личностноориентированным, использовать разнообразные формы работы с
теоретическими понятиями, сравнивать способы подачи материала, выбирать
задания разного уровня сложности.
6. Список используемого программного обеспечения и готовых
электронных образовательных ресурсов:
ИМЭУ (Plastik Logic 100 модель PLR003), компьютер учителя,
подключённый к Интернету, ЖК телевизор, Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов, 5 ноутбуков, подключённых к Интернету,
презентация.
7. Ключевые слова: повторение темы «Глагол», ИМЭУ, ЕК, Мультимедиа,
романс, вид, тсяться, не с глаголами, тесты, презентация.
8. Автор: Судакова Светлана Рудольфовна и sudsvrud
2@
mail
9. Место работы: РФ, Калининградская область, город Светлый, Восточная
1, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
. ru
общеобразовательная школа № 5
План урока
ЭТАП УРОКА
1. Проверка домашнего
задания: упражнение
№ 455
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ЭОР
ИМЭУ
ИМЭУ. Учебник по русскому
языку М.Т. Баранова, стр. 191
2. Повторение
Исследовательски
ИМЭУ. Учебник по русскому
языку Е.А.Быстровой ( II часть),
стр. 3, упр. 1
2
Организация работы с ЭОР
ИМЭУ
На перемене в заготовленную
таблицу на доске 4 человека из
класса вписывают предлоги,
существительные, прилагательные,
местоимения, которые пишутся
слитно, раздельно и через дефис.
После звонка на урок остальные
учащиеся проверяют правильность
выполнения этого задания
Учитель читает незнакомый текст
А.П.Чехова «Моя «она» без
концовки. Дети в ходе прочтения
должны ответить на вопросы:
Время
1
2й метод
3.Подведение к
«новой» теме
Метод наблюдения
и исследования
ИМЭУ. Учебник по русскому
языку Е.А.Быстровой (I часть),
стр. 162, упр. 211
4. Обозначение целей и
задач урока
Слайд презентации,
подготовленной учителем к
уроку
О чём текст.
Перечислить местоимения,
которые встретились в тексте.
Назвать разряды местоимений.
Работа в 3 группах: каждой группе
предлагаются по 2 загадки из
упражнения. Нужно назвать отгадки.
Проблемные вопросы:
Какие слова подсказали вам
отгадки?
Что они обозначают?
К какой части речи они относятся?
Чтение на слайдах темы, цели и
задач урока. Дети записывают в
тетрадях: число, классную работу,
тему урока. (см. рис.1, 2)
Рис.
5. .Повторение
сведений о глаголе из 5
класса
1
Рис. 2
ИМЭУ. Учебник по русскому
языку М.Т. Баранова, стр. 192, §
80 правило.
6. Культура речи
Инновационные учебные
материалы: «Русский язык. 57
класс». Мультимедиа, 6 класс,
урок 1. Что за часть речи глагол?
Часть 1; (ЕК)
Сначала дети отвечают на вопрос:
Что вы помните о глаголе из 5
класса? Затем читают правило на
стр. 192 и пересказывают его,
дополняя свои знания сведениями из
правила § 80.
Новый материал основывается на
сведениях о глаголе из
старославянского языка. Вопрос:
Что означало слово «глагол» в
старославянском языке? (см. рис.3)
7. Освоение «нового»
материала
«Как определить
время глагола»?
(Формирование
Рис.
3
ИМЭУ. Учебник по русскому
языку М.Разумовской, стр. 133,
упр. 299
3
Учащиеся выполняют упр. 299 из
учебника М.Разумовской в ИМЭУ.
Задание:
Определите время глагола;
закладка с галочкой – прошедшее
2
1
1
3
3навыков: применение
полученных знаний на
практике)
Работа с
закладками«погона
ми»
исследовательский
метод
8. Освоение «нового»
материала
«Как определить вид у
глагола?»
Проблемная
ситуация
Объяснительно
иллюстративный
метод
Метод беседы
9. Освоение «нового»
материала
(формирование
навыков/применение
полученных знаний на
практике).
Определение вида
глагола. Решение
тестов.
Частично
поисковый метод
10. Освоение «нового»
материала
(формирование
навыков/применение
полученных знаний на
практике).
Правописание глаголов
на –тся и –ться.
Интерактивный
метод
время, закладка с крестиком –
настоящее время, закладка со
звёздочкой – будущее время.
7
6
4
Вопросы к слайду:
Опишите фрагменты фотографии,
используя глаголы.
Какое стихотворение напоминает
вам эта иллюстрация?
Вспомните и прочитайте с
выражением стихотворение.
Прослушайте романс на стихи
М.Ю.Лермонтова в исполнении
А.Б.Матюхина.
Выпишите из стихотворения
М.Ю.Лермонтова «Утёс» глаголы.
Как определить у них вид? (см.
рис.4)
Дети решают тесты на 5 ноутбуках,
подключённых к Интернету.
С остальными ведётся фронтальная
работа. Учитель демонстрирует
один из вариантов тестов,
предложенных ЕК, на экране
телевизора, ученики подсказывают
правильное решение, перемещая
предложения в таблицу с
совершенным и несовершенным
видом. (см. рис.5)
1. Работа по вариантам в «Новых
заметках» ИМЭУ.
1 вариант выписывают глаголы на
–тся,
2 вариант выписывают глаголы на –
ться. Учащиеся выборочно подносят
свои ИМЭУ учителю с выполненным
заданием.
Затем ктото из учащихся объявляет
ответы по заданию, которые в
процессе проверки корректируются.
2. На слайде презентации помещены
глаголы с мягким знаком и без. Дети
сигналамикарточками должны
показать наличие и отсутствие
Слайд презентации:
«Поэтическая пятиминутка»
Рис. 4
Интернет. Единая коллекция
образовательных ресурсов.
Русский язык. Обучающие тесты.
57 классы
Рис. 5
ИМЭУ. Учебник по русскому
языку М.Т. Баранова, стр. 193,
упр. 458.
Рис.6
411. Освоение «нового»
материала
(формирование
навыков/применение
полученных знаний на
практике).
Правописание глаголов
с частицей НЕ
Практический
метод
12.Закрепление
материала
Метод
самостоятельной
работы с
последующей
самопроверкой
13. Взаимопроверка
теста в паре
14. Объявление
учителем оценок за
урок.
15. Домашнее задание
Слайд презентации
«Правописание НЕ с глаголами»
мягкого знака. (см. рис.6)
Задание:
Перепишите глаголы в тетрадь,
раскройте скобки, объясните
правописание глаголов с НЕ.
Какое правило применяли для
правильного написания глаголов с
частицей НЕ? (см. рис.7)
Рис. 7
Решение заданий в форме тестов
по повторенным темам.
Дети выполняют задания в виде
тестов на раздаточных листах. (см.
рис.89)
Рис. 89
Производится последующая
взаимопроверка в паре за партой по
слайду презентации, подготовленной
учителем, и выставление оценок
друг другу учащимися.
Оценки сообщают учителю,
которые учитываются при
выставлении оценок за урок.
Слайд презентации
Повторить спряжения глагола, § 80
выучить, упр. 458. (см. рис.9)
5
5
2
1
1
10
Рис.
Конспект урока
I. Проверка домашнего задания: упражнение № 455. (ИМЭУ. Учебник по
русскому языку М.Т. Баранова, стр. 191)
5 На перемене в заготовленную таблицу на доске 4 человека из класса
вписывают предлоги, существительные, прилагательные, местоимения,
которые пишутся слитно, раздельно и через дефис.
В начале урока остальные учащиеся проверяют правильность выполнения
этого задания.
II. Повторение по только что пройденной теме «Местоимение». (ИМЭУ.
Учебник по русскому языку Е.А.Быстровой ( II часть), тр. 3, упр. 1)
Учитель читает незнакомый текст А.П.Чехова «Моя «она» без концовки.
Дети в ходе прочтения должны ответить на вопросы:
О чём текст.
Перечислите местоимения, которые встретились в тексте.
Назвать разряды этих местоимений.
III. Подведение к новой теме. (ИМЭУ. Учебник по русскому языку
Е.А.Быстровой (I часть), стр. 162, упр. 211)
Тема урока не объявляется. Дети должны сами её назвать, исходя из
следующего задания.
Групповая работа. Дети распределяются по 3 группам.
Каждой группе предлагаются по 2 загадки из упражнения. Нужно назвать
отгадки. Проблемные вопросы:
Какие слова подсказали вам отгадки?
К какой части речи они относятся?
Что они обозначают?
IV. Повторение сведений о глаголе из 5 класса. (ИМЭУ. Учебник по
русскому языку М.Т. Баранова, стр. 192, § 80 правило)
Сначала дети отвечают на вопрос:
Что вы помните о глаголе из 5 класса?
Затем читают правило на стр. 192 и пересказывают его, дополняя свои
знания сведениями из § 80.
6V. Обозначение целей и задач урока.
Используется слайд презентации, подготовленной учителем к уроку.
Дети записывают в тетрадях: число, классную работу, тему урока.
VI. Культура речи. (Инновационные учебные материалы: «Русский язык. 57
класс». Мультимедиа, 6 класс, урок 1. Что за часть речи глагол? Часть 1;
(ЕК)).
Новый материал основывается на сведениях о глаголе из старославянского
языка.
Вопрос:
Что означало слово «глагол» в старославянском языке?
VII. Освоение «нового» материала. (ИМЭУ. Учебник по русскому языку
М.Разумовской, стр. 133, упр. 299). (Формирование навыков: применение
полученных знаний на практике).
Вопрос учителя:
Какие вы знаете времена глагола, как их определить?
Учащиеся выполняют упр. 299 из учебника М.Разумовской в ИМЭУ.
Задание:
Работа с закладками в ИМЭУ. Определите время глагола: над прошедшим
временем ставим закладку с галочкой – прошедшее время, закладка с
крестиком – настоящее время, закладка со звёздочкой – будущее время.
VII. 1. «Как определить вид у глагола? Используется слайд презентации,
подготовленной учителем «Поэтическая пятиминутка».
Вопросы к слайду:
Опишите фрагмент фотографии, используя глаголы.
Какое стихотворение напоминает вам эта иллюстрация?
Вспомните и прочитайте с выражением стихотворение.
Прослушайте романс на стихи М.Ю.Лермонтова в исполнении
А.Б.Матюхина – мр3.
7 На ваш взгляд, совпадает ли текст стихотворения с тональностью и чувством
при исполнении романса?
Выпишите из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утёс» глаголы.
Как определить у них вид?
VII. 2. Освоение «нового» материала (формирование навыков: применение
полученных знаний на практике). Определение вида глагола в тестах.
(Использование в работе «Единой коллекции образовательных ресурсов».
Раздел: «Русский язык». Обучающие тесты. 57 классы. Глагол. « Тест 03.1.
Вид глагола»).
Дети решают тесты на 5 ноутбуках, подключённых к Интернету.
С остальными ведётся фронтальная работа. Учитель выходит в Интернет,
демонстрирует один из вариантов тестов, предложенных ЕК, (но не тот, что
дети решают на ноутбуках):«Русский язык»6 класс«Обучающие тесты 57
классы»«Глагол»« Тест 03.1. Вид глагола»Задание: «Какая приставка
должна быть у глагола. Выберите её»
Вопросы:
На какие вопросы отвечают глаголы совершенного и несовершенного вида?
Может ли приставка повлиять на вид глагола? Ученики комментируют
правильное решение, отвечают на вопрос.
VII. 3. Освоение «нового» материала (формирование навыков/применение
полученных знаний на практике). Правописание глаголов на –тся и –ться.
(ИМЭУ. Учебник по русскому языку М.Т. Баранова, стр. 193, упр. 458).
Вопрос учителя:
Что нужно сделать, чтобы правильно написать –тся и –ться в глаголах?
В каких формах глагола всегда пишется мягкий знак?
Работа по вариантам в «Новых заметках» ИМЭУ.
1 вариант – впечатывают глаголы на –тся,
2 вариант – впечатывают глаголы на –ться.
8 Учащиеся выборочно подносят свои ИМЭУ учителю с выполненным
заданием.
Затем ктото из учащихся объявляет ответы по заданию, которые в процессе
проверки корректируются, если они не правильные.
VII. 4. Работа со словами на –тся, ться, написанными на слайде презентации,
осуществляется при помощи карточексигналов.
На слайде презентации помещены слова с мягким знаком и без. Дети
сигналамикарточками должны показать наличие и отсутствие мягкого знака.
Отвечают на вопросы:
В какой форме глагола пишется ТЬСЯ?
В каких случаях ещё пишется мягкий знак в глаголах?
VII. 4. Освоение «нового» материала (формирование навыков: применение
полученных знаний на практике). Правописание глаголов с частицей НЕ.
Используется слайд презентации, подготовленной учителем «Правописание
НЕ с глаголами».
Задание:
Перепишите глаголы в тетрадь, распределите их по колонкам в таблице,
раскройте скобки, объясните правописание глаголов с НЕ.
Какое правило применяли для правильного написания глаголов с частицей
НЕ?
8.Закрепление материала.
Решение детьми заданий в форме тестов по повторенным темам за урок.
Дети выполняют задания в виде тестов на раздаточных листах.
9. Правильные ответы высвечиваются на слайде презентации,
подготовленной учителем.
Производится последующая взаимопроверка в паре за партой и выставление
оценок друг другу учащимися.
9 Оценки сообщают учителю, которые учитываются при выставлении оценок
за урок.
10. Объявление учителем оценок за урок.
11. Домашнее задание написано на слайде презентации.
Повторить спряжения глагола, выучить § 80, выполнить упр. 458.
Проецируется на слайде презентации, подготовленной учителем.
10