Разработка урока по теме "Интерференция света"
Оценка 4.7

Разработка урока по теме "Интерференция света"

Оценка 4.7
Разработки уроков
DOC
физика
11 кл
24.02.2017
Разработка урока по теме "Интерференция света"
Публикация является частью публикации:
ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ_СВЕТА_.DOC
Тема: Интерференция света (Физика, 11класс) (урок подготовлен для профильного социально­филологического  класса) Цель:  ­   Формирование   представлений   о   явлении   интерференции   света,   формирование   умения переноса знаний,  ­   развитие   навыка   сопоставлять,   сравнивать,   делать   выводы,   соотносить   теорию   и эксперимент, интерпретировать информацию в различных формах;  ­ усовершенствование навыка работы с художественным текстом, обеспечение возможности самореализации учащихся гуманитарного класса на уроке физики.  Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, набор для лабораторных работ по оптике (мыльный Ход урока:   раствор, проволочное кольцо, световые фильтры) Изложение нового материала. Организационный момент (сообщение плана, структуры задач урока) Актуализация и проверка знаний  I. II. На экране предлагается тест, требующий составить связный текст о явлении интерференции волн, подставив в него выбранные словосочетания ( слайды 2­5) Работа выполняется на листочке с копировальной бумагой, затем копия сдается, а оригинал служит для самопроверки. Получившийся текст высвечивается на слайде 6  III. Учитель: можно ли наблюдать интерференцию световых волн?  Ожидаемый ответ ученика: Нет, так как распространенные в природе и быту источники света не являются когерентными.  Учитель: Томас Юнг нашел красивый способ наблюдения явления интерференции световых волн. Рассмотрим модель опыта Юнга по интерференции света  (демонстрация компьютерной модели из пособия «Репетитор по  физике» Кирилла и Мефодия) Учитель: сформулируйте принцип, по которому были получены когерентные световые волны. Ожидаемый ответ ученика: Юнг разделил одну волну на две. Учитель:   Верно, а теперь рассмотрим другие способы наблюдения интерференции.(слайд 7) Попробуйте   на   основе   предложенной   схемы   объяснить   как   получается   интерференционная картина.   Сначала   высвечивается   изображение   тонкой   пленки,   а   затем,   если   ответа   нет, изображение хода лучей. Ожидаемый ответ ученика:  световой луч, отразившись от верхней   поверхности пленки (луч 1), частично преломляется и, отразившись от нижней поверхности пленки, после преломления выходит   из   пленки   (луч   2).   Эти   волны   –   когерентны,   поэтому   можно   наблюдать интерференцию.  Учитель:  Каковы условия максимума и минимума интерференции? От чего зависит разность хода волн 1 и 2 и результат интерференции? Ученики:  Δ  d=mλ  –  max,   Δ  d=(2m+1)λ/2 –  min,         Δ  d   определяется толщиной пленки, а результат интерференции – длиной   Учитель: наблюдать это красивое явление можно и на практике (выдувает мыльный пузырь, показывает изображение на слайде)  От чего зависит результат интерференции?  Ожидаемый ответ ученика: от толщины пленки, длины волны, показателя преломления пленки. Учитель: Почему мыльная пленка имеет радужную окраску?  Ученики (возможно, с помощью учителя) Учитель: как изменится картина, если свет монохроматический?  Ожидаемый ответ ученика: она будет двухцветной, цвет зависит от цвета фильтра.  Учитель: воспользовавшись оборудованием на столах, можете проверить это на практике.  Учащиеся проделывают фронтальный эксперимент Учащиеся изображают рисунок в тетрадях, записывают тезисы.  волны света и толщины пластины. Учитель: рассмотрим еще один случай интерференции (слайд №8) Постарайтесь объяснить, как получены когерентные волны в данном случае. Ожидаемый   ответ   ученика:   волна   отражается   от   внутренней   поверхности   линзы   и   от стеклянной пластины, образуя два когерентных источника.  Учитель:   верно,   посмотрим,   как   распространяется   волна   в   такой   системе,   и   что   является результатом интерференции. Такое явление называется кольца Ньютона.  От чего зависит радиус колец?  Ожидаемый ответ ученика: от места падения волны (разность хода), цвета луча (длина волны), радиуса кривизны линзы.  Учитель: Как изменится интерференционная  картина, если свет будет белым?  Ожидаемый ответ ученика: кольца будут разноцветными.  Учащиеся изображают рисунок в тетрадях, записывают тезисы. Учитель: где можно применить это явление?  При   использовании   оптических   приборов   40%   световой   энергии   теряется   при   отражении. Чтобы   погасить   отраженные   лучи   поверхность   объектива   покрывают   пленкой,   толщина   и показатель   преломления   которой   таковы,   что   отраженные   лучи   гасят   друг   друга,   т.е. наблюдается минимум интерференции. Однако, так как результат интерференции зависит еще и от длины волны, все волны погасить невозможно. Поэтому гасятся только волны средней части спектра   (желто­зеленые),   а   красные   и   фиолетовые   –   отражаются.   Такой   способ усовершенствования   оптики   называется   просветлением   оптики.   А   «просветленные»   стекла имеют сиреневатый оттенок (отраженные волны).  Учащиеся в тетрадях записываю «Просветление оптики» и, сделав рисунок, записывают формулу для расчета толщины пленки. IV. Закрепление изученного материала  1.   1­я   группа   рассматривает   слайд   №10,   размещает   на   различных   слайдах   изображения, группируя их по названиям тех явлений, которые они иллюстрируют.  2. 2­я, 3­я и 4­я группы   изучают и обсуждают фрагменты текстов, определяет явление, о котором в них идет речь, и характеризует эти явления, отвечают на вопросы.   3. Обсуждение текстовых фрагментов.  4.   Отчет   1­й   группы   о   результатах   работы:   кроме   известных   явлений   среди   иллюстраций оказываются   изображения,   связанные   с   неизвестным   пока   явлением   дифракции   света.   Они выносятся на отдельный слайд. С этим явлением учащиеся познакомятся на следующем уроке V. Домашнее задание: заполнить обобщающую таблицу по теме «Световые явления» (см. слайд 15, учитель поясняет и комментирует домашнее задание на примере «интерференции»)  VI. Подведение итогов урока.  Учитель: сегодня на уроке мы не просто познакомились с новым явлением, каждый из вас по­ своему интерпретировал материал, увидел возможности использования физического явления на практике   и,  надеюсь,     смог  «выйти  за  границы»   школьного   класса,  урока  для   изучения   не просто физического явления, а целого мира, который вас окружает. Спасибо всем за работу.

Разработка урока по теме "Интерференция света"

Разработка урока по теме "Интерференция света"

Разработка урока по теме "Интерференция света"

Разработка урока по теме "Интерференция света"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2017