Разработка урока "Причины, итоги и цена победы"
Цели урока:
1) На основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новыми фактами воссоздать картину жизни и быта страны в военное время.
2) Развивать умение готовить сообщение по нескольким источникам, определять собственное отношение к той или иной проблеме, аргументировать свою точку зрения, делать выводы.
Оборудование урока: сигнальные карточки для каждого ученика; документы: “Приказ №270”, “Приказ №227”; записи песен Б. Окуджавы “Мы за ценой не постоим”, В. Высоцкого “От границы мы землю вертели назад”; тест для слабых ребят; листы для индивидуальной работы каждому.
Разработка урока "Причины, итоги и цена победы"
Цели урока:
1) На основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новыми фактами воссоздать
картину жизни и быта страны в военное время.
2) Развивать умение готовить сообщение по нескольким источникам, определять собственное отношение к той или иной
проблеме, аргументировать свою точку зрения, делать выводы.
Оборудование урока:
песен Б. Окуджавы “Мы за ценой не постоим”, В. Высоцкого “От границы мы землю вертели назад”; тест для слабых
ребят; листы для индивидуальной работы каждому.
сигнальные карточки для каждого ученика; документы: “Приказ №270”, “Приказ №227”; записи
Эпиграф
Помните!…
Покуда сердца стучатся –помните!
Какой ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
Р. Рождественский
Урок начинается с прослушивания песни Б. Окуджавы “Мы за ценой не постоим” (1й куплет)
Сегодня на уроке мы должны будем выделить причины, итоги и цену победы.
Я считаю, что тема Великой Отечественной войны важна как никогда в наше время.
– А как считаете Вы? (ученики голосуют сигнальными карточками “да” –зеленный цвет карточки, “нет” –красный цвет
карточки)
Победа неделима, она одна на фронт и тыл, на всех живых и мертвых.
– Была ли война для нашей страны внезапной?
– Была ли страна готова к войне?
Сейчас вы прослушаете сообщения ребят. Они расскажут вам о ВОВ и ее событиях по годам. Ваша задача работать в
индивидуальных листах.
Ф.И. выступающего,
название выступления
Тезисы
Непонятные
места
Оценка
Выводы
Вопросы к
выступающем
у
– Почему такими неудачными были первые месяцы войны для Красной Армии?
– Молодежь рвалась на фронт. Но ведь война это смерть, увечья, слезы…
1 ученик рассказывает о событиях 1941 г .
– Как вы думаете, было ли такое стремление результатом воздействия официальной пропаганды или личным выбором
каждого? (Ученики голосуют, один объясняет свою точку зрения)
– Считаете ли вы, что в тех условиях, перечисленные меры были необходимы, и действовать по другому было нельзя?
( Дети голосуют)
Познакомьтесь с документом “Приказ № 270”
– Какую роль сыграл этот приказ?
2 ученик рассказывает о событиях 1942 г.
– По рассказу ученика в своих индивидуальных листах, в графе “Выводы” вы должны будете выделить причины неудач
Красной Армии в 1942 г.
Познакомьтесь с документом “Приказ № 227”– Оцените приказ. (Дети голосуют)
– Приказ играл большую положительную роль в моральном плане и в смысле требований воинского устава.
– Приказ слишком суров, рассчитан на страх перед неминуемой карой за трусость. В моральном плане его роль
положительно оценивать нельзя.
3 ученик рассказывает о событиях 1943 г .
(возможны содоклады по темам: “Война в тылу врага”, “Сражающаяся партия”, “Все для фронта, все для победы”.)
В своих индивидуальных листах в графе “Выводы” ответьте на вопрос:
– Почему 1943 г. стал годом коренного перелома в ходе войны?
О войне написано много стихов и песен. Одним из поэтов писавших о войне был В. Высоцкий. Прослушайте его песню “От
границы мы землю вертели назад”.
– Что вы почувствовали, слушая эту песню?
– Познакомьтесь с данными о потерях Красной Армии в 19441945 гг.
4 ученик рассказывает о событиях 1944 г.
Польша–600 тыс. чел.
Австрия–26 тыс. чел.
Чехословакия–140 тыс. чел.
Норвегия–2 тыс. чел.
Венгрия–140 тыс. чел.
Румыния–69 тыс. чел.
Финляндия–2 тыс. чел.
Германия–100 тыс. чел.
Югославия–8 тыс. чел.
– Стоило ли нашим воинам, отдавать жизнь за освобождение этих стран? (Дети голосуют)
В конце 1944 г. издается приказ комиссара обороны о расформировании заградительных отрядов в течение месяца.
– Как вы думаете, почему приказ № 227 был отменен через два года ведения войны?
1944 г. показывал, что война близится к своему завершению. Шел победный 1945.
5 ученик рассказывает о событиях 1945 г.
– Какова же цена победы?
27 миллионов погибло. Из 18летних погиб каждый третий. Ежедневно погибало 15 тысяч человек. Если бы мы
решили почтить минутой молчания каждого, то нам пришлось бы молчать 38 лет.
Используя эти данные, в последнее время историки говорят, что победа советского народа в Великой Отечественной
войны была одержана главным образом, благодаря нашей готовности заплатить за нее любую цену. Иными словами,
побеждать не умением, а единственно “большой кровью”.
– Согласны ли вы, с этим утверждением? (Дети голосуют)
Задание 1. Обсудите в группе и сформулируйте итоги войны.
На доске запись:
Итоги победы.
– Сохранение свободы и независимости СССР.
– Освобождение стран Европы от фашизма.
– Разгром фашизма.
Задание 2. Обсудите в группе и сформулируйте причины победы.
Для группы слабых ребят предлагается следующий тест: Причины победы СССР в Великой Отечественной войне.
К причинам победы СССР над фашистской Германией можно отнести:1)военную слабость Германии и ее союзников;
2)проведение всех основных операций против Германии в зимнее время;
3)героизм, сплочение народных масс;
4)окрепшая в войне сила Красной Армии, выросшее военное искусство полководцев и командиров;
5)единство фронта и тыла;
6)успешная реорганизация Красной Армии накануне войны;
7)героическая борьба партизанских соединений и подполья;
8)сплочение людей всех национальностей;
9)организаторская деятельность компартии, поддерживаемая народом;
10) создание антигитлеровской коалиции, открытие второго фронта;
11) патриотизм советских граждан;
12) огромные людские и природные ресурсы страны;
13) жесткоцентрализованная экономика страны.
На доске запись:
– Героизм и сплоченность народа.
Причины победы.
– Окрепшая в войне сила Красной Армии, выросшее военное искусство полководцев.
– Единство фронта и тыла
Чувство патриотизма, сплочение всех национальностей.
– Героическая борьба партизанских соединений и подполья.
– Жесткоцентрализованная экономика СССР.
– Создание антигитлеровской коалиции, открытие второго фронта.
– Какие уроки можно вынести из этой войны?
– Что мы можем сделать для тех, кто сражался, погиб в годы ВОВ?
В конце нашего урока я хотела бы зачитать слова писателя, участника ВОВ, Виктора Астафьева: “Но когда за нами
захлопнется дверь и тихо станет на земле, не надо будет рвать глотку в очередях, тратиться на войны и раздоры, – почаще
вспоминайте: это мы, недоучившиеся, не успевшие изведать любви, не познавшие многих радостей жизни, вытерпевшие
такую неслыханную боль, такое неслыханное страдание, такие гонимые и притесненные от спасенных нами вождей и
родной партии, все же принесли мир на землю, уберегли ее от кровожадных безумцев, а России подарили такую
продолжительную безвоенную паузу, какой она, кажется, не знала за всю свою лохматую и кровавую историю. На
благодарность не рассчитываем, но на справедливую, честную память мы, битые войной и мятые послевоенной жизнью
солдаты, надеяться имеем право. Хотя бы еето мы заслужили”.