Разработка урока "Причины, итоги и цена победы"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока "Причины, итоги и цена победы" Цели урока: 1) На основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новыми фактами воссоздать картину жизни и быта страны в военное время. 2) Развивать умение готовить сообщение по нескольким источникам, определять собственное отношение к той или иной проблеме, аргументировать свою точку зрения, делать выводы. Оборудование урока: сигнальные карточки для каждого ученика; документы: “Приказ №270”, “Приказ №227”; записи песен Б. Окуджавы “Мы за ценой не постоим”, В. Высоцкого “От границы мы землю вертели назад”; тест для слабых ребят; листы для индивидуальной работы каждому.
Иконка файла материала Разработка урока Причины, итоги и цена победы.doc
Разработка урока "Причины, итоги и цена победы" Цели урока: 1) На основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новыми фактами воссоздать  картину жизни и быта страны в военное время. 2) Развивать умение готовить сообщение по нескольким источникам, определять собственное отношение к той или иной  проблеме, аргументировать свою точку зрения, делать выводы. Оборудование урока:   песен Б. Окуджавы “Мы за ценой не постоим”, В. Высоцкого “От границы мы землю вертели назад”; тест для слабых  ребят; листы для индивидуальной работы каждому.   сигнальные карточки для каждого ученика; документы: “Приказ №270”, “Приказ №227”; записи   Эпиграф Помните!… Покуда сердца стучатся –помните! Какой ценой завоевано счастье, Пожалуйста, помните! Р. Рождественский Урок начинается с прослушивания песни Б. Окуджавы “Мы за ценой не постоим” (1­й куплет) Сегодня на уроке мы должны будем выделить причины, итоги и цену победы. Я считаю, что тема Великой Отечественной войны важна как никогда в наше время. – А как считаете Вы? (ученики голосуют сигнальными карточками “да” –зеленный цвет карточки, “нет” –красный цвет  карточки) Победа неделима, она одна на фронт и тыл, на всех­ живых и мертвых. – Была ли война для нашей страны внезапной? – Была ли страна готова к войне? Сейчас вы прослушаете сообщения ребят. Они расскажут вам о ВОВ и ее событиях по годам. Ваша задача работать в  индивидуальных листах. Ф.И. выступающего,  название выступления Тезисы Непонятные  места Оценка Выводы Вопросы к  выступающем у             – Почему такими неудачными были первые месяцы войны для Красной Армии? – Молодежь рвалась на фронт. Но ведь война­ это смерть, увечья, слезы… 1 ученик рассказывает о событиях 1941 г . – Как вы думаете, было ли такое стремление результатом воздействия официальной пропаганды или личным выбором  каждого? (Ученики голосуют, один объясняет свою точку зрения) – Считаете ли вы, что в тех условиях, перечисленные меры были необходимы, и действовать по другому было нельзя?  ( Дети голосуют) Познакомьтесь с документом “Приказ № 270” – Какую роль сыграл этот приказ? 2 ученик рассказывает о событиях 1942 г. – По рассказу ученика в своих индивидуальных листах, в графе “Выводы” вы должны будете выделить причины неудач  Красной Армии в 1942 г. Познакомьтесь с документом “Приказ № 227”– Оцените приказ. (Дети голосуют) – Приказ играл большую положительную роль в моральном плане и в смысле требований воинского устава. – Приказ слишком суров, рассчитан на страх перед неминуемой карой за трусость. В моральном плане его роль  положительно оценивать нельзя. 3 ученик рассказывает о событиях 1943 г . (возможны содоклады по темам: “Война в тылу врага”, “Сражающаяся партия”, “Все для фронта, все для победы”.) В своих индивидуальных листах в графе “Выводы” ответьте на вопрос: – Почему 1943 г. стал годом коренного перелома в ходе войны? О войне написано много стихов и песен. Одним из поэтов писавших о войне был В. Высоцкий. Прослушайте его песню “От  границы мы землю вертели назад”. – Что вы почувствовали, слушая эту песню? – Познакомьтесь с данными о потерях Красной Армии в 1944­1945 гг. 4 ученик рассказывает о событиях 1944 г. Польша–600 тыс. чел. Австрия–26 тыс. чел. Чехословакия–140 тыс. чел. Норвегия–2 тыс. чел. Венгрия–140 тыс. чел. Румыния–69 тыс. чел. Финляндия–2 тыс. чел. Германия–100 тыс. чел. Югославия–8 тыс. чел.   – Стоило ли нашим воинам, отдавать жизнь за освобождение этих стран? (Дети голосуют) В конце 1944 г. издается приказ комиссара обороны о расформировании заградительных отрядов в течение месяца. – Как вы думаете, почему приказ № 227 был отменен через два года ведения войны? 1944 г. показывал, что война близится к своему завершению. Шел победный 1945. 5 ученик рассказывает о событиях 1945 г. – Какова же цена победы? 27 миллионов погибло. Из 18­летних погиб каждый третий. Ежедневно погибало 15 тысяч человек. Если бы мы  решили почтить минутой молчания каждого, то нам пришлось бы молчать 38 лет. Используя эти данные, в последнее время историки говорят, что победа советского народа в Великой Отечественной  войны была одержана главным образом, благодаря нашей готовности заплатить за нее любую цену. Иными словами,  побеждать не умением, а единственно­ “большой кровью”. – Согласны ли вы, с этим утверждением? (Дети голосуют) Задание 1. Обсудите в группе и сформулируйте итоги войны. На доске запись: Итоги победы. – Сохранение свободы и независимости СССР. – Освобождение стран Европы от фашизма. – Разгром фашизма. Задание 2. Обсудите в группе и сформулируйте причины победы. Для группы слабых ребят предлагается следующий тест: Причины победы СССР в Великой Отечественной войне. К причинам победы СССР над фашистской Германией можно отнести:1)военную слабость Германии и ее союзников; 2)проведение всех основных операций против Германии в зимнее время; 3)героизм, сплочение народных масс; 4)окрепшая в войне сила Красной Армии, выросшее военное искусство полководцев и командиров; 5)единство фронта и тыла; 6)успешная реорганизация Красной Армии накануне войны; 7)героическая борьба партизанских соединений и подполья; 8)сплочение людей всех национальностей; 9)организаторская деятельность компартии, поддерживаемая народом; 10) создание антигитлеровской коалиции, открытие второго фронта; 11) патриотизм советских граждан; 12) огромные людские и природные ресурсы страны; 13) жесткоцентрализованная экономика страны. На доске запись: – Героизм и сплоченность народа. Причины победы. – Окрепшая в войне сила Красной Армии, выросшее военное искусство полководцев. – Единство фронта и тыла ­ Чувство патриотизма, сплочение всех национальностей. – Героическая борьба партизанских соединений и подполья. – Жесткоцентрализованная экономика СССР. – Создание антигитлеровской коалиции, открытие второго фронта.   – Какие уроки можно вынести из этой войны? – Что мы можем сделать для тех, кто сражался, погиб в годы ВОВ? В конце нашего урока я хотела бы зачитать слова писателя, участника ВОВ, Виктора Астафьева: “Но когда за нами  захлопнется дверь и тихо станет на земле, не надо будет рвать глотку в очередях, тратиться на войны и раздоры, – почаще  вспоминайте: это мы, недоучившиеся, не успевшие изведать любви, не познавшие многих радостей жизни, вытерпевшие  такую неслыханную боль, такое неслыханное страдание, такие гонимые и притесненные от спасенных нами вождей и  родной партии, все же принесли мир на землю, уберегли ее от кровожадных безумцев, а России подарили такую  продолжительную безвоенную паузу, какой она, кажется, не знала за всю свою лохматую и кровавую историю. На  благодарность не рассчитываем, но на справедливую, честную память мы, битые войной и мятые послевоенной жизнью  солдаты, надеяться имеем право. Хотя бы ее­то мы заслужили”.