Разработка урока "Российская империя в начале XIX века"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока "Российская империя в начале XIX века" Цели и задачи: • Сформировать представление о социально-экономическом и политическом развитии Российской империи в начале 19 в. • Подвести учащихся к выводу о необходимости проведения реформ в России. • Развивать умение использовать ранее изученный материал; сравнивать, оценивать исторические явления. • Развивать картографические умения, умение работать с данными таблицы. • Формировать уважение к историческому прошлому родной страны; формировать отрицательное отношение к крепостничеству. Оборудование: интерактивная доска, проектор, мультимедийная презентация, карты (атлас), таблица.
Иконка файла материала Разработка урока Российская империя в начале XIX века.doc
Разработка урока "Российская империя в начале XIX века" Цели и задачи:  Сформировать представление о социально­экономическом и политическом развитии Российской империи в  начале 19 в.  Подвести учащихся к выводу о необходимости проведения реформ в России.   Развивать умение использовать ранее изученный материал; сравнивать, оценивать исторические явления. Развивать картографические умения, умение работать с данными таблицы.  Формировать уважение к историческому прошлому родной страны; формировать отрицательное отношение к  крепостничеству. Оборудование: интерактивная доска, проектор, мультимедийная презентация, карты (атлас), таблица. ХОД УРОКА 1. Оргмомент 2. Повторение пройденного материала Вопросы для повторения: слайды 2 – 7 презентации  (Урок очень насыщен фактическим материалом, поэтому можно отказаться от повторения, сразу перейти к изложению  темы.) 3. Изучение нового материала Слайд 8: на карте показать как формировалась территория России к началу 19 века. Слайд 9: на карте показать территории, присоединенные к России в начале 19 века. Слайд 10: на основе цифровых данных сделать вывод о росте численности населения России. Обратить внимание  учащихся на причины этого роста, можно провести сравнение с численностью населения других стран. Слайд 11: религиозный состав населения Российской империи. Слайд 12: сословное деление. Вопросы к данным таблицы: какое сословие было самым многочисленным? Аграрной или  индустриальной страной была Россия в начале 19 века? Почему? Провести сравнение с Англией начала 19 века. Учащиеся, используя знания, полученные в 7 классе, отвечаю на вопросы: Назовите привилегированные сословия в России. Почему они называются привилегированными? На какие гильдии  подразделялось купечество? На чем основано это деление? На какие разряды делилось крестьянство? Каких крестьян  было больше? Какое сословие являлось полупривилегированным? Слайд 13: Экономическое развитие России (работа с картой в атласе). Вопросы на слайде. Учащиеся должны прийти к  выводу, что крепостническая система оставалась основой экономики России. Слайд 14: Россия – аграрная страна. Работа с текстом (раздаточный материал). «В первой половине 19 века Россия оставалась аграрной страной. В сельском хозяйстве было занято 9/10 ее населения.  Около половины аграрного сектора составляло помещичье хозяйство, другую половину занимала система  государственного феодализма, в которой владельцем земли и крестьян являлось само государство. Процессы, начавшиеся во второй половине 18 в., интенсивно продолжали развиваться и в первой половине 19 в. Главным  явлением стало разложение натурального хозяйства и проникновение товарно­денежных отношений в деревню. В  помещичьем хозяйстве все больше производилось продукции на продажу. Возрастало значение хлебного экспорта,  который достиг к середине 19 в. около 70 млн пудов. Внедрение рыночных отношений стимулировало помещиков принимать меры для повышения эффективности хозяйства. В  южных и северо­западных районах это достигалось за счет применения наемного труда крестьян­отходников, расширения  посевов пшеницы, улучшения технического оснащения производства и совершенствования методов ведения хозяйства.  Отдельные помещики перешли к многопольному севообороту, используя с/х машины (сеялки, веялки, молотилки),  расширяли ассортимент земледельческих культур. Картофель, становившийся основным продуктом питания населения,  превратился в полевую культуру. Однако в основной массе помещичьих имений продолжал применяться принудительный труд крепостных крестьян. В  условиях крепостничества наиболее распространенным способом повышения эффективности хозяйства было усиление  эксплуатации крестьян. Они были вынуждены платить оброк (натуральный или денежный) и отрабатывать барщину. В  течение первой половины столетия оброк вырос по разным регионам в 2­5 раз. Все больше увеличилась барщина.  Крестьяне должны были работать на помещика от 3 до 5 дней в неделю. Одним из средств интенсификации барщины былатак называемая «месячина», т.е. лишение крестьян земли и полный перевод их на барщину. Все эти меры не были  эффективными. Происходил постепенный упадок помещичьего хозяйства. К середине 19 в. 65% всех имений было  заложено. Общая сумма помещичьего долга государству и кредитным учреждениям достигла более 400 млн. рублей.» Вопросы для работы с текстом на слайде. Слайд 15: Вспоминаем, что такое интенсивный и экстенсивный пути развития хозяйства. Делаем вывод, что для России  был свойственен экстенсивный путь. Слайд 16: Политический строй России. Учащиеся называют сами форму правления, называют основные органы  управления государством. Можно предложить задание составить схему государственного устройства России к началу 19  в. Слайд 17: В каких изменениях нуждалась Россия в начале 19 века, чтобы сохранить роль великой державы? Отвечая на  данный вопрос, делаем выводы по изученному на уроке.