Разработка урока "Российская империя в начале XIX века"
Цели и задачи:
• Сформировать представление о социально-экономическом и политическом развитии Российской империи в начале 19 в.
• Подвести учащихся к выводу о необходимости проведения реформ в России.
• Развивать умение использовать ранее изученный материал; сравнивать, оценивать исторические явления.
• Развивать картографические умения, умение работать с данными таблицы.
• Формировать уважение к историческому прошлому родной страны; формировать отрицательное отношение к крепостничеству.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, мультимедийная презентация, карты (атлас), таблица.
Разработка урока "Российская империя в начале XIX века"
Цели и задачи:
Сформировать представление о социальноэкономическом и политическом развитии Российской империи в
начале 19 в.
Подвести учащихся к выводу о необходимости проведения реформ в России.
Развивать умение использовать ранее изученный материал; сравнивать, оценивать исторические явления.
Развивать картографические умения, умение работать с данными таблицы.
Формировать уважение к историческому прошлому родной страны; формировать отрицательное отношение к
крепостничеству.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, мультимедийная презентация, карты (атлас), таблица.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Повторение пройденного материала
Вопросы для повторения: слайды 2 – 7 презентации
(Урок очень насыщен фактическим материалом, поэтому можно отказаться от повторения, сразу перейти к изложению
темы.)
3. Изучение нового материала
Слайд 8: на карте показать как формировалась территория России к началу 19 века.
Слайд 9: на карте показать территории, присоединенные к России в начале 19 века.
Слайд 10: на основе цифровых данных сделать вывод о росте численности населения России. Обратить внимание
учащихся на причины этого роста, можно провести сравнение с численностью населения других стран.
Слайд 11: религиозный состав населения Российской империи.
Слайд 12: сословное деление. Вопросы к данным таблицы: какое сословие было самым многочисленным? Аграрной или
индустриальной страной была Россия в начале 19 века? Почему? Провести сравнение с Англией начала 19 века.
Учащиеся, используя знания, полученные в 7 классе, отвечаю на вопросы:
Назовите привилегированные сословия в России. Почему они называются привилегированными? На какие гильдии
подразделялось купечество? На чем основано это деление? На какие разряды делилось крестьянство? Каких крестьян
было больше? Какое сословие являлось полупривилегированным?
Слайд 13: Экономическое развитие России (работа с картой в атласе). Вопросы на слайде. Учащиеся должны прийти к
выводу, что крепостническая система оставалась основой экономики России.
Слайд 14: Россия – аграрная страна. Работа с текстом (раздаточный материал).
«В первой половине 19 века Россия оставалась аграрной страной. В сельском хозяйстве было занято 9/10 ее населения.
Около половины аграрного сектора составляло помещичье хозяйство, другую половину занимала система
государственного феодализма, в которой владельцем земли и крестьян являлось само государство.
Процессы, начавшиеся во второй половине 18 в., интенсивно продолжали развиваться и в первой половине 19 в. Главным
явлением стало разложение натурального хозяйства и проникновение товарноденежных отношений в деревню. В
помещичьем хозяйстве все больше производилось продукции на продажу. Возрастало значение хлебного экспорта,
который достиг к середине 19 в. около 70 млн пудов.
Внедрение рыночных отношений стимулировало помещиков принимать меры для повышения эффективности хозяйства. В
южных и северозападных районах это достигалось за счет применения наемного труда крестьянотходников, расширения
посевов пшеницы, улучшения технического оснащения производства и совершенствования методов ведения хозяйства.
Отдельные помещики перешли к многопольному севообороту, используя с/х машины (сеялки, веялки, молотилки),
расширяли ассортимент земледельческих культур. Картофель, становившийся основным продуктом питания населения,
превратился в полевую культуру.
Однако в основной массе помещичьих имений продолжал применяться принудительный труд крепостных крестьян. В
условиях крепостничества наиболее распространенным способом повышения эффективности хозяйства было усиление
эксплуатации крестьян. Они были вынуждены платить оброк (натуральный или денежный) и отрабатывать барщину. В
течение первой половины столетия оброк вырос по разным регионам в 25 раз. Все больше увеличилась барщина.
Крестьяне должны были работать на помещика от 3 до 5 дней в неделю. Одним из средств интенсификации барщины былатак называемая «месячина», т.е. лишение крестьян земли и полный перевод их на барщину. Все эти меры не были
эффективными. Происходил постепенный упадок помещичьего хозяйства. К середине 19 в. 65% всех имений было
заложено. Общая сумма помещичьего долга государству и кредитным учреждениям достигла более 400 млн. рублей.»
Вопросы для работы с текстом на слайде.
Слайд 15: Вспоминаем, что такое интенсивный и экстенсивный пути развития хозяйства. Делаем вывод, что для России
был свойственен экстенсивный путь.
Слайд 16: Политический строй России. Учащиеся называют сами форму правления, называют основные органы
управления государством. Можно предложить задание составить схему государственного устройства России к началу 19
в.
Слайд 17: В каких изменениях нуждалась Россия в начале 19 века, чтобы сохранить роль великой державы? Отвечая на
данный вопрос, делаем выводы по изученному на уроке.