Тема: Главные и неглавные слова в предложении. 2 класс
Цели: ввести понятие «основа предложения», выделять основу предложения, ставить вопрос от главного слова к зависимому, дополнять предложение второстепенными членами, отвечающими на вопросы «когда?», «где?». Планируемые результаты:
♦предметные: научатся выделять основу предложения, ставить вопрос от главного слова к зависимому;
♦метапредметные : учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
♦личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Ход урока I. Организационный момент. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно Запись учащимися даты в тетради.
II. Актуализация знаний
а) Работа в группах: из группы слов выбрать нужные слова и приклеить карточки на лист буаги.( Собака, красный, бегает, звезды, растет, лает, весна, голубая, пришла, рыжая)
1 группа- слова-названия предметов,
2 группа – слова-названия действий,
3 группа- слова-названия признаков,
4 группа – слова, в которых первый согласный мягкий
От каждой группы выходит представитель и объясняет выполнение задания. Записывают в тетрадь.
б) Работа с содержанием, определение страницы учебника, чтение темы урока Постановка задач на урок.
Прочитайте тему урока. Что не понятно?(главные и неглавные слова предложения)
-Давайте поставим цель урока. (Цель: Узнать какие слова главные в предложении)
С 14(
-Рассмотрите иллюстрации, сравните, чем они отличаются?
-По какой из них вы сможете составить рассказ? Почему? (мы можем сообщить подробности, уточнить что-либо или указать ГДЕ, КОГДА и КАК что-то происходит)
III. Изучение нового материала -Из чего состоит наша речь?
- Наша речь состоит из предложений, а предложения - из слов.
-Для чего мы строим предложения?
-Мы строим предложение, когда хотим выразить какую-либо мысль: сообщить подробности, уточнить что-либо или указать ГДЕ, КОГДА и КАК что-то происходит. Из любого предложения должно быть понятно что и о чём мы хотим сказать.
Вывод: предложение - это слово или сочетания слов, с помощью которых человек оформляет свои мысли и передает их другим.
- Давайте послушаем первый текст (Читает подготовленный ученик с. 15)
1. В лес пришла весна. Бормочет тетерев на вечерней заре. Звёзды, как вербочки, распухают в прозрачных облаках. В темноте белеют берёзки. Растут сморчки. Осины выбросили червяки свои серые. Весенний ручей струится по зелёной траве. В ручей капает сок из поломанной ветки берёзы.
- Так красиво и поэтично описал весенний лес М.М. Пришвин.
- А теперь давайте сравним его со вторым текстом.
2. Пришла весна. Бормочет тетерев. Звёзды распухают. Белеют берёзки. Растут сморчки. Осины выбросили. Ручей струится. Капает сок.
- Чем второй текст отличается от первого?
- Правильно, второй текст короче, в нём меньше слов и он не такой объемный и красивый, как первый.
- А какие предложения непонятны и даже смешны?
- Звёзды распухают. Осины выбросили
-Прочитайте второй текст. Что вы заметили при чтении каждого предложения? Каждое предложение из второго текста состоит только из пары главных членов.
- Как называется пара главных слов в предложении?
Учащиеся читают правило Летучей Мыши: Главные слова в предложении - это его основа.
-Из каких слов составляется пара? Запись первых 2-х предложений в тетрадь (с 15)
(что? ВЕСНА что сделала? ПРИШЛА) Подчеркиваем, определяем
- Без основы - нет предложения. Из каких слов мы составляем основу?
( слово- предмет и слово-действие)
Вывод: - Какие слова являются главными в предложении?
- Какие предложения во втором тексте оказались смешными или непонятными? (Звезды распухнут. Осины выбросили.)
- Почему эти предложения кажутся вам непонятными? (нет уточнений в этих предложениях)
- Зачем же предложению кроме главных слов ещё и другие слова - неглавные?
-Рассмотрим 2 предложения: Собака лает. (записать в тетрадь)
- Сравните предложения. (Предложения одинаковые, они состоят из одной основы.)
ПОДЧЕРКНУТЬ!
-Как мы видим оба слова главные, оба командуют друг другом (Собака Что делает? лает, Лает кто? собака)
-Давайте рассмотрим иллюстрацию ( с 17) и попробуем определить, о какой конкретно собаке идет речь в каждом предложении. (записать на доске и в тетради)
1 (Какая?) Маленькая рыжая собака лает.. 2. (Какая?) Большая черная собака лает.
- Это одинаковые предложения или разные? (разные предложения)
- Можно ли сказать, что они состоят только из основы? (Нет)
- Они состоят из основы - главных слов, и других слов - неглавных.
- Какие слова сделали эти предложения разными? (Маленькая - большая, рыжая - черная)
- Неглавные слова в данном случае указывают на признаки собак (в первом предложении
- большая рыжая, а в другом - маленькая чёрная).
-Давайте представим, как именно лает каждая собака. (с.18)
Громко и хрипло Весело и звонко
-Неглавные слова указывают на то, как происходит действие. Теперь собаки лают по разному: одна весело и звонко, другая громко и хрипло
-Давайте посмотрим, на кого может лаять каждая собака в нашем предложении?
-Неглавные слова, которые мы вставили, указывают, на кого направлено действие. (В одном случае-на кошку, в другом-на ворону)
Осталось придумать только, когда же именно каждая собака лает и внести соответствующие изменения.
-Неглавные слов сообщают о том, когда происходит действие: одно по утрам, а другоесейчас
- Зачем в предложении нужны неглавные слова? (Они помогают уточнить и дополнить то, о чем сообщают главные слова. Указывают на то, как происходит действие, когда оно происходит, указывает признаки всех действующих лиц)
ВЫВОД: - Что же нам сегодня удалось выяснить? Ответы детей (главные слова образуют основу, а неглавные позволяют узнать, как и когда происходит действие, а так же служа для описания всех действующих лиц)
ДОП. С 19 задание 2 (устно)
VII.Рефлексия
- Какая цель была урока?
-Достигли мы цели?
Что же новое вы узнали на уроке?
Домашнее задание: Т. 1. Упр. 10
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.