Разработка урока русского языка 5 класс "Буквы о-а в корне лаг-лож"
Оценка 4.8

Разработка урока русского языка 5 класс "Буквы о-а в корне лаг-лож"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
31.03.2018
Разработка урока русского языка 5 класс "Буквы о-а в корне лаг-лож"
Тема: Буквы А-О в корне –ЛАГ- / -ЛОЖ- Тип урока: урок усвоения новых знаний Цель: организация работы в парах для открытия и закрепления нового материала. Задачи - личностные УУД: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения; следование в поведении моральным и этическим требованиям; -регулятивные УУД: понимать и строить планируемые действия; проговаривать вслух последовательность производимых действий. - коммуникативные УУД: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в паре. Отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения. - познавательные УУД: понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять. Извлекать нужную информацию.Документ Microsoft Office Word
ОТК ур РЯ 5кл лаг-лож.docx
Предмет   русский язык Класс        5 УМК         Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях.  Т.А. Ладыженская,  М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и другие. М.: Просвещение, 2015 год Тема:  Буквы А­О в корне   –ЛАГ­ / ­ЛОЖ­ Тип урока: урок усвоения новых знаний Цель: организация работы в парах для открытия и закрепления нового материала. Задачи ­ личностные УУД: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения; следование в поведении моральным и этическим требованиям; ­регулятивные УУД: понимать и строить планируемые действия; проговаривать вслух  последовательность производимых действий. ­ коммуникативные УУД: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;  сохранять и развивать умение сотрудничать в паре. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;  формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения. ­ познавательные УУД: понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний,  преобразовывать, структурировать и применять. Извлекать нужную информацию. Планируемые результаты: учащиеся сформируют  представление о способе выбора написания О­А в корне –ЛАГ­/­ЛОЖ­; научатся   определять написание О­А в корне с чередованием и комментировать условия написания; смогут на практике применять теоретические знания. Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, доска, тетрадь, толковые словари  Ожегова, фонограмма «Хороши весной в саду цветочки» Технологии: визуальная фиксация информации (графические изображения), текстовая визуальная  поддержка, создание графических сообщений, создание структурированных сообщений. Структура урока ­ организационный момент, включающий эмоциональный настрой, мотивирование на результат ­ актуализация знаний   ­ это  проблемное задание, связанное с формулировкой темы урока. Этот прием   использовала,   чтобы   подвести   детей   к   самостоятельной   формулировке   темы   и   постановке познавательной цели урока. ­   объяснение   нового   материала,   с   параллельным   созданием   обучающимися   собственного минипроекта,  цель которого заключалась в том, чтобы  сформировать у детей представление о том, как пишутся слова с чередованием в корне –ЛАГ­/­ЛОЖ­ ­ закрепление с проговариванием во внешней речи (цель: создать у детей представление о том, как используется данная орфограмма и закрепить её на практике). ­ домашнее задание (цель: подвести детей к самостоятельной, по выбору ­ творческой работе по  изученному материалу). ­ рефлексия (цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности) Ход урока Оргмомент (цель: организовать направленное внимание на начало урока, создать положительный  настрой учащихся на урок). Слайд 1 Добрый день, добрый час! Рада видеть очень вас! Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. Здравствуйте! Я рада вас видеть  на сегодняшнем уроке. Давайте попробуем настроиться на общение  друг с другом. Постарайтесь повторить ритм моих хлопков. Вначале слушаете, затем все вместе  хлопаете. Начали. 1) Этап мотивации (самоопределения) учебной деятельности ­ Молодцы! Не разъединяйте ладоней! Послушайте одну историю о мудреце. Эта история произошла давным­давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава  о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его  славе, и вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Пошел он на луг,  поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу­ка я у мудреца: скажи, о  мудрейший, какая бабочка у меня в руках ­ живая или мертвая? Если он скажет ­ живая, я сомкну  ладони, и бабочка умрет, а если он скажет ­ мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все  поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями  и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, ­ живая или  мертвая?»  И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: «Все в твоих  руках…»  Слайд 2 У нас в ладошках сейчас тоже спрятана бабочка, она яркая, разноцветная. Её зовут: «Успех  урока». И от нас с вами зависит, то ли мы её выпустим на волю и посмотрим, как красив её полёт, либо  соединим ладошки и раздавим дивную бабочку. Каждый решает для себя. Мне приятно общаться с вами,  я хочу, чтобы на уроке вам было интересно и приятно работать, я выпускаю свою бабочку.  А теперь  примите решение вы: будете работать или отдыхать? Итак, мы с вами решили работать. Пора приниматься за дело. 2) Этап актуализации и пробного учебного действия Слайд 3 Начнём с разминки, которая обязательно нам пригодится на уроке. РАБОТА В ПАРАХ: кроссворд.   Отгадайте слово по его лексическому значению: Раздел науки о языке, изучающий части слова (Морфемика) Наименьшая значимая часть слова (Морфема) Значимая часть слова, которая образует формы слова (Окончание) Часть слова без окончания (Основа) Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов (Корень) Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов (Суффикс) Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов (Приставка) Слайд 4 Обменялись листами. ВЗАИМОПРОВЕРКА: Нет ошибок «5» 1 ош.            «4» 2 ош.            «3» Оцените свои знания по ранее изученной теме в «Таблице оценивания».  У кого возникли проблемы при ответе? Почему? Что нужно сделать, чтобы не было ошибок? ­ Разгадывая кроссворд, вы повторили части слов, а зачем нам нужно их хорошо знать?  (Чтобы  определять, где находится орфограмма) ­ Какие орфограммы в корне слова мы знаем? (Безударные гласные в корне: проверяемые,  непроверяемые, чередующиеся). 3) Этап выявления места и причин затруднения (определение границ знания и  незнания) Фиксация индивидуального затруднения в учебном действии, проблемное задание, связанное с  формулировкой темы урока (цель: подвести детей к самостоятельной формулировке темы и  постановке познавательной цели). Слайд 5 Даны слова. Вставьте пропущенные буквы, подбирая проверочные слова (Работа в карточках) • Исх...дить ­  • В...селый ­ • Л…сной ­ • Изл…жить ­ • Предл...гать – Исходить – ходит, веселый – весело, лесной – лес ­ Прочитайте слова парами.  ­ Как называется второе слово в каждой паре? (Проверочным.) ­ Почему? (Гласный звук находится под ударением.) ­ Итак, какие корни вы отметили в словах? ­ На какое правило слова? (проверяемая гласная в корне) ­А затруднились где? Что вас удивило? ­ Гласная в корне  ­лаг­/ ­лож­ Изложить – излагать Предлагать ­ предложить ­ Можно ли проверить безударную гласную одного корня другим? Почему? (Нельзя, потому что оба корня безударные) ­ Какие варианты букв могли здесь написать? (О­А) ­ Итак, какую тему предстоит нам изучать?   Слайд 7 ­ Правильно, молодцы! Запишем в тетрадях число и тему урока.  Корень ­ЛАГ­/­ЛОЖ­ называется корнем с чередованием! Проверочное слово к нему подбирать нельзя!  Запомните это! 4) Этап построения проекта выхода из затруднения Формулирование цели урока Обозначьте  цель, попутные задачи, Чтобы знать, как действовать нам дальше. Молодцы,   правильно   мы  должны   узнать   условия   выбора   букв   о­а   в   этих   корнях,   научиться приводить соответствующие примеры. Эти знания необходимы нам для грамотного письма. Определим план наших действий: 1) Вывести правило 2) Сравнить его с эталоном 3) Применить новое правило на практике: выполнить упражнения ­ Хорошо, а зачем нам все это нужно в дальнейшем? В будущем? ­ Сегодня мы с вами будем проводить научные исследования и их результаты фиксировать в тетради.  (Толковые словари Ожегова, найдите лексическое значение слова исследовать). Работа в парах. Исследовать 1) подвергнуть научному изучению; 2) осмотреть для выяснения, изучения чего­нибудь. Фиксировать – записывать, запоминать. 5)Этап реализации построенного проекта Изучение новой темы через проблемную ситуацию: выведение правила. Плавно подошли мы к новой теме, Разобраться нужно нам в проблеме. Слайд 7: даны слова Излагать             изложить Слагать               сложение Полагать             приложение Внимательно посмотрите на слова первого столбика, второго… – Что объединяет слова в каждом столбике?  ­ Назовите корень.  ­ Что вы заметили? ­ Как выбрать букву о ­ а в корне с чередованием ЛАГ ­ ЛОЖ, если нельзя подобрать проверку?  ­ Какую закономерность в написании букв А­О в корне –ЛАГ­/­ЛОЖ­ вы заметили? ­ В корне лаг-лож в безударном положении буква а пишется, если за корнем стоит суффикс а; буква о пишется, если за корнем нет суффикса а. Можно с учебником сверить ответ,  Правильный вывод у вас или нет.        Стр. 33 Чтение правила по учебнику, сравнение формулировки учащихся с формулировкой учебника,  приведение собственных примеров. Заучивание правила наизусть (рассказать про себя, товарищу по парте, хором).  6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Закрепление   с   проговариванием   во   внешней   речи   (цель:   создать   у   детей   представление   о   том,   как используется данная орфограмма и закрепить её на практике). ­ Вставь нужную букву, обозначая условия выбора: (работа у доски цепочкой) Прил…гать, перел…жить, предл…гать, обл…жить, нал…жить, сл…гать.  САМООЦЕНКА: я понял правило ­ я не понял правило Физминутка.  Слайд 8. Встали все у парт, отдохнем. Игра «О или А»  (один хлопок обозначает одну букву О, два хлопка обозначают две буквы а в корне и в суффиксе) Предлагать ничью, положительный герой, располагающая улыбка, изменить положение, закончить  изложение,  уменьшить слагаемое, высказать предположение, просклонять прилагательное, произвести  сложение, предложить чай. 7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Слайд 9 Составьте   с   данными   словами   словосочетания  глагол   +   существительное,   где   глагол   является главным словом (самостоятельно) САМОПРОВЕРКА: дети цепочкой зачитывают, учитель и одноклассники КИВАЮТ головой  «да» или «нет». Нет ошибок «5», 1 ошибка «4», 2 ошибки «3». Прилагать усилия, переложить книгу, предлагать услугу, обложить учебник, наложить повязку. ­ Где возникли затруднения? Почему? Что нужно сделать, чтобы в следующий раз справиться с таким заданием? 8) Этап включения в систему знаний и повторения Изменяя окончания глаголов, составьте устно: 1) Сложное предложение (Чтобы получить хорошую оценку,  мне надо прилагать усилия). 2) Простое побудительное предложение (Переложи книгу) 3) Простое предложение, осложненное обращением (Аня, предложи гостям чай) 4) Предложение с прямой речью (Мама сказала: «Тебе надо обложить учебник») 5) Сложное бессоюзное предложение (Оля поранила палец, ей нужно наложить повязку) Где возникли затруднения? Что нужно сделать, чтобы справляться с такими заданиями на «5»? От данных глаголов с помощью суффикса ЕНИ образуйте существительные: 1 команда предл…гать сл…гать распол…гать возл…гать 2 команда нал…гать прил…гать предпол…гать прол…гать Домашнее задание. Слайд 10 (цель: подвести детей к самостоятельной, по выбору ­ творческой,  работе по изученному материалу). (упр. 450) Предлагаю вашему вниманию Творческое домашнее задание: Сказку написать, стихотворение, Выполнить по книге упражнение.  9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Слайд 11  (цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности). Оцени свою деятельность на уроке: ­ Работал отлично. ­ Работал хорошо, но еще допускал ошибки. ­ Постараюсь к следующему уроку восполнить знания, повторю изученное.  ПОДВЕДЁМ ИТОГ  ­ Сегодня на уроке мы ……… ­ Я узнал(а) , что ……….. ­ Я научился и никогда  не сделаю ошибки в….. ­ Я буду стараться……. А теперь, ребята, не ленитесь: Снова вы улыбкой поделитесь. Спасибо, ребята, за урок. Вы сегодня все умнички и молодцы. Список  информационных источников 1. Восьмое издание «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» (БЭКМ), 2004 год. 2. Ладыженская, Т.А. Школьная риторика 5 класс.­ М.:Баласс, 2009. 3. Скляревский, Г.Н. Толковый словарь современного русского языка.­М.: ИЛИ РАН, 2001. 4. Г.П. Лазаренко. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки. М.: Дрофа, 2004 5. http://www.youtube.com/watch?v=netTSomHG28

Разработка урока русского языка 5 класс "Буквы о-а в корне лаг-лож"

Разработка урока русского языка 5 класс "Буквы о-а в корне лаг-лож"

Разработка урока русского языка 5 класс "Буквы о-а в корне лаг-лож"

Разработка урока русского языка 5 класс "Буквы о-а в корне лаг-лож"

Разработка урока русского языка 5 класс "Буквы о-а в корне лаг-лож"

Разработка урока русского языка 5 класс "Буквы о-а в корне лаг-лож"

Разработка урока русского языка 5 класс "Буквы о-а в корне лаг-лож"

Разработка урока русского языка 5 класс "Буквы о-а в корне лаг-лож"

Разработка урока русского языка 5 класс "Буквы о-а в корне лаг-лож"

Разработка урока русского языка 5 класс "Буквы о-а в корне лаг-лож"

Разработка урока русского языка 5 класс "Буквы о-а в корне лаг-лож"

Разработка урока русского языка 5 класс "Буквы о-а в корне лаг-лож"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2018