Урок разработан для второго класса по предмету: русский язык, на тему "Правописание суффиксов -ик-, -ек-". УМК "Начальная школа XXI века". Автор учебника : С.И. Иванов. Тип урока "Открытие новых знаний". Файл содержит цели урока, формы организации познавательной деятельности,методы обучения, оборудование, подробное содержание урока.Word
Предмет: русский язык
МКОУ СОШ №3 города Уржума
Класс: 2 «А»
Классный руководитель:
Автор учебника: С.И.Иванов (УМК «Начальная школа XXIвека)
Тип урока: урок «открытие» новых знаний
Тема: «Правописание суффиксов –ик, ек»
Цели урока:
предметные: формировать умение грамотно писать слова с суффиксами –ик, ек ( организовать
наблюдение за словами с данными суффиксами, подвести детей к открытию способа проверки);
способствовать развитию орфографической зоркости;
метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные
действия; учить делать выводы и обобщения.
личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного
сотрудничества со сверстниками и учителем.
Формы организации познавательной деятельности: парная, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения:
по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;
по уровню познавательной активности: частично поисковый;
по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, карточки для парной работы, дидактический материал
1Этапы
работы
Мотивация
к учебной
деятельности.
Ход урока:
Деятельность учителя
Я очень рада войти в приветливый свой класс
И для меня уже награда:
Сиянье ваших умных глаз.
Я знаю каждый в классе гений.
Но без труда и он не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе все начнём урок.
Сегодня на уроке мы продолжим раскрывать новые тайны
русского языка.
Актуализация
знаний.
Когда вы шли в школу, на что обратили внимание?
Когда бывает много снега? (зимой)
Послушайте стихотворение.
Деятельност
ь ученика
Организация
на урок.
УУД
Мотиваци
я
к
учебной
деятельнос
ти
Определяют
тип урока.
2Светлопушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохраннобелая.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.
Лежит пушистая снежинка, смелая.
Какая чистая, какая белая.
Умение
3Повторение
изученного.
О чём говорится в этом стихотворении? ( о снежинках)
Какое описание снежинке даётся в стихотворении?
( пушистая, белая, чистая, смелая, кристальная).
Снежинки не только на улице, но и на доске.(на доске
снежинки с суффиксами –ан, ян, онок, ёнок,ик , ек ).
– с обозначением
Что вы видите на снежинках?
( суффиксы)
Вспомним, что такое суффикс. Найдём верное
утверждение.
Я читаю предложение, если оно верное, то вы
сигнализируете белой снежинкой, если не верное – синей.
(на слайде) (фронтальная работа)
Суффикс – это маленькое слово.
Суффикс – это часть слова
Суффикс служит для образования новых слов
Суффикс стоит перед корнем
Суффикс стоит после корня
Итак, что такое суффикс? ( определение)
С какой частью слова мы сегодня на уроке будем
Вспоминают
изученные
орфограммы.
принимать
и
сохранять
учебную
задачу.
Находят
верные
утверждения,
вспоминают
правило.
Слушают и
выполняют
задание,
4Постановка
цели
учебных
задач.
и
*
Открытие
нового
знания.
работать?(суффикс)
На белых
снежинках с обратной стороны слова (с
обозначением суффиксов): зайч…нок, лис…нок, замоч…
к, ключ…к В какой части слова пропущена буква?
(Суффиксах)
Проверяем ( спрашиваю детей). Какие слова вызвали
затруднения? (замочек, ключик)
Почему вы засомневались? (Не знаем как писать. Не знаем
правило.)
Появились варианты: этом слове суффикс –ик, или – ек?
Чтобы правильно написать суффикс, что нужно знать?
(правила)
Есть у меня знакомый ученик, Витя Перестукин, который
очень не любил учить уроки, и он попал в страну
Невыученных уроков.
Посмотрите , что с ним произошло. (Слайд – фильм).
Нужно Вите помочь и разобраться, какие суффиксы в
словах «ключик» и «замочек».
КАКАЯ ТЕМА НАШЕГО УРОКА?
«ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ – ИК, ЕК».
представляют
результат.
Называют
орфограмму.
Определяют
тему урока.
Ставят
учебные
задачи
Наблюдают
за словами
( изменяют
форму слова
– выделяют
суффиксы).
Планирова
ние
деятельнос
ти.
Умение
сотруднич
ать
со
5Теперь поставим цель урока. Чему будем учиться на
уроке? (Листочки на доске)
Научиться правильно писать суффиксы –ик, ек.
Исходя из темы и цели спроектируем задачи:
Изучить правило.
сверстника
ми.
Обсуждают
свои
наблюдения.
1) Выполнять упражнения,
2) Оценить свою работу.
Какая первая задача стоит перед нами? (Изучить правило).
Посмотрите внимательно на экран (Игра)
У вас на столах лежат листочки с заданием 1, поработайте
в парах.
(Задание 2 с другой стороны)
Переверните карточки, сделайте вывод, вставляя
пропущенные слова.
Если форму слова изменить и гласная …….., то пишется
суффикс –ик ;
если форму слова изменить и гласная………, то пишется
суффикс – ек.
Слова подсказки: убегает, не убегает.
Какой вывод получился, прочитайте.
Откроем учебники на с.123, найдём значок «Обрати
Физкультмин
утка.
Выполняют
задание.
Формулирую
т правило.
Делают
вывод,
сравнивают
собственный
вывод
с
правилом в
учебнике.
Составляют
алгоритм
работы
правилом.
с
Умение
наблюдать,
анализиров
ать,
сравнивать
и делать
выводы.
Умение
составлять
алгоритмы
.
Пошаговы
й
и
итоговый
6внимание!»
Прочитаем правило, сверим с выводом.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
(Домик на доске учимся применять правило)
О каких суффиксах идёт речь? (ИК, ЕК)
Что будем делать со словом, чтобы правильно определить
суффикс?
(изменим форму слова, подставляя к нему слова нет, много)
Гласный звук сохранился? (Да, нет)
Если да, то пишется ик, если нет, то пишется ек.
Какой красивый дом получился.
С правилом мы познакомились, применять его умеем,
переходим к решению следующей задачи.
В печатной тетради с.71.
Проверим задание, поменяйтесь тетрадями, внимательно
посмотрите на экран, оцените работы (+) – всё правильно,
(?) – 2 ошибки, () – более 2х ошибок.
Поднимите руки у кого всё правильно, у кого есть 2
ошибки, у кого 3 и более трёх ошибок?
Посмотрим, как обстоят дела у Вити Перестукина.
ФИЛЬМ
(Вернуться к слову замочек, ключик, какая буква в
суффиксе)
Первичное
закрепление с
комментирова
нием
во
внешней речи.
Самостоятель
ная работа с
последующей
проверкой по
эталону.
Подведение
итогов.
Рефлексия.
Выполняют
упражнение в
тетради.
Анализируют
собственную
деятельность
на
уроке,
ставят цели
на будущие
уроки.
взаимо и
самоконтр
оль.
Умение
сотруднич
ать
со
сверстника
ми
Умение
планиро
вать,
контролир
овать и
оценивать
учебные
действия.
7Домашнее
задание.
Осталось последняя задача: оценить свою работу на уроке.
По слайду.
Если при выполнении вы затруднялись, поднимите замочек,
если вы легко справились с заданием, поднимите ключик.
Запишем домашнее задание
Упражнения мы выполнили
По учебнику правило наизусть с.123.В печатной тетради
с.69, с. 70. Упражнение 1 или 2 по выбору.
Урок закончен. Спасибо вам, ребята за работу, гостям за
внимание.
8