Тема: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕВЕРА.
ОХРАНА ПРИРОДЫ ТУНДРЫ.
Конспект урока:
Цели урока:
- формировать знания учащихся об особенностях природы Севера, животном и растительном мире, формировать умение определять природную зону по основным признакам;
- уметь узнавать по характерными особенностям изученные заповедники;
- установить зависимость природных ресурсов от хозяйственной деятельности человека;
- развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы;
- помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости её охраны, формировать представление детей о единстве природы и человека.
Задачи урока:
КРО: развитие умения устанавливать простейшие взаимосвязи между природными особенностями и своеобразием животного и растительного мира, корригирование долговременной наглядно-образной памяти, устойчивости внимания, развитие связной устной речи.
Образовательная: формировать представление детей о единстве природы и человека, помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости её охраны; расширение кругозора, запаса знаний и представлений детей, обогащение их словарного запаса.
Воспитательная: развитие интереса к предмету, формирование эстетических чувств.
Оборудование и материалы:
Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «География России» Лифановой Т. М. и Соломиной Е. Н.
Компьютер
Презентация MS Power Point «Экологические проблемы Севера»
Кроссворды на темы: «Арктическая зона и зона тундры»
Карты: «Природные зоны России», «Физическая карта России».
Мультимедийный проектор
Тип урока: изучение нового материала с элементами практики с помощью мультимедийной презентации.
Виды работ: заполнение кроссворда; объяснение учителем материала; работа с контурной ифизичекой картой; чтение статьи учебника; подведение итогов.
Планируемые результаты:
-узнавать заповедники по описанию,
-показывать заповедники на карте;
-объяснять для чего создаются заповедники;
-перечислять охранные мероприятия.
Ход урока:
1) Организационный момент: проверка наличия необходимых пособий на партах учащихся - 1 минута.
2) Проверка домашнего задания - 9 минут
Что мы изучали на прошлом уроке? (слайд 2)
Восстановите рассказ:
Ø Эта зона – царство снега и льда. Зимой – полярная ночь, летом – полярный день. Из – за суровых природных условий нет коренного населения. Это (арктическая пустыня)
Показать на карте «Природные зоны» арктическую пустыню.
Ø Подземное оледенение (многолетняя мерзлота).
Ø Русские поселенцы на территории Белого и Баренцева морей (поморы)
Ø Переносное жилище народов Севера. Это (чум)
Ø Свечение разряженных частиц. Это (полярное сияние)
Ø Это безлесная заболоченная равнина на севере нашей страны. Это (тундра и лесотундра)
Показать на карте «Природные зоны» тундру и лесотундру.
Отгадай кроссворд (после угадывания – набор слова на компьютере и заполнение кроссворда на месте) (слайды 3-11)
«Арктическая зона и зона тундры»
По вертикали
1.Самое крупное животное ледяной зоны
2.Птица, которая не летает, но превосходно плавает и ныряет; живёт в Антарктиде
3.Крупное морское животное Арктики, питается животными и рыбой
По горизонтали
2.Полярная лисица
4.Травоядное животное тундры
5.Большое морское животное, питается рыбой
|
1
|
|
||||||
|
2
|
|
|
|
|
|||
|
3
|
|
|
|
|
|
||
4
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|||||
5
|
|
|
|
|
|
|
3. Изложение нового материала - 20 минут.
Сегодня мы приступим к изучению новой темы. Она называется «Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры».
Запишем в тетрадь новую тему (слайд 12).
Объяснительный рассказ учителя. Свой рассказ учитель сопровождает показом слайд-шоу. Словарные слова школьники записывают в тетрадь.
- В результате освоения природных ресурсов и хозяйственной деятельности человека нарушается равновесие в природе тундры. Если человек берёт у природы её запасы (полезные ископаемые, пушных зверей), то он должен восполнить (восстановить) взятое. В настоящее время в тундре сложилась непростая экологическая ситуация:
1. Разрушаются почвы от вездеходов и тракторов (слайд 13).
2. Сильное загрязнение окружающей местности во время добычи нефти и газа (слайд 14).
3. Гусеничный транспорт уничтожает тонкий плодородный слой почвы (слайд 15).
4. Браконьерство - незаконная охота (слайд 16).
5. Затопленный лес гниёт. Заражает воду и вызывает гибель рыб (слайд 16).
4. Физкультминутка: (слайд 18)
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Природа тундры складывалась в суровых условиях, она очень чувствительна к посторонним воздействиям. Её надо беречь!
Для охраны животного и растительного мира тундры созданы заповедники.
Заповедник – участок территории, на котором законом охраняется природа в естественных условиях. В заповедниках запрещена хозяйственная деятельность человека (слайд 19) - при разборе заповедников на партах учащихся находятся контурные карты, куда они записывают названия изученных заповедников.
На Кольском полуострове находится один из самых северных в нашей стране Кандалакшский заповедник (слайд 20).
Ещё в XVII веке специальным царским указом эта территория была объявлена заповедной. Здесь гнездился сокол кречет, которого использовали русские цари во время охоты. Из гнёзд этих хищников вынимали птенцов, приручали их, дрессировали и брали с собой на знаменитые соколиные охоты (слайд 21).
В КАНДАЛАКШСКОМ ЗАПОВЕДНИКЕ обитает более 200 видов птиц, в том числе и ценнейшая птица нашего севера — гага (слайд 22).
Особое впечатление производит встреча в зaпoвeднике с поморником. Эту птицу называют разбойником за её поведение. Увидев летящую чайку с пойманной рыбкой в клюве, поморник бросается на неё и атакует до тех пор, пока добыча не будет брошена (слайд 23).
Среди обитателей Кандалакшского заповедника особенно интересны тупики, которые гнездятся в торфяных отложениях. У этих своеобразных птиц плоский мощный клюв и острые когти (слайд 24).
ЗАПОВЕДНИК НЕНЕЦКИЙ расположен в Ненецком автономном округе.
Создан 18 декабря 1997 года (слайд 25).
В заповеднике произрастают редкие виды растений: родиола розовая, дриада восьмилепестная, жирянка альпийская (слайд 26).
Это место охраны редких и исчезающих птиц - малого лебедя, пискульки, белощёкой казарки, белоклювой гагары (слайд 27).
Также охране подлежат атлантический морж (внесён в Красную книгу России) Ежегодно в заповедник заходит белый медведь. Из редких китообразных отмечен нарвал, возможны заходы высоколобого бутылконоса, северного финвала. Встречается редкий тюлень-тевяк (слайд 28).
ЗАПОВЕДНИК ТАЙМЫРСКИЙ расположен на полуострове Таймыр.
Создан 23 февраля 1979 года (слайд 28).
На территории заповедника произрастает 430 видов высших растений, 222 вида мхов и 265 — лишайников (слайд 30).
Очень важный обитатель заповедника — лемминг (сибирский и копытный). Своё название копытный лемминг получил в связи с тем, что в зимний период на передних лапах два средних когтя разрастаются и напоминают копыто (слайд 31).
Следующий представитель фауны заповедника — северный олень. Популяция северных оленей на Таймыре самая многочисленная в мире (слайд 32).
Также в заповеднике живет и такой интересный и необычный представитель, как овцебык. На Таймыр овцебык был завезен в 1974 году из арктических районов Канады и США. В настоящее время он “освоил” очень значительную территорию (слайд 33).
Из редких видов птиц встречаются малый лебедь, краснозобая казарка, орлан-белохвост, беркут, кречет (слайд 34).
Розовая чайка - редкий, малоизученный вид, внесенный в Красную книгу РФ. На Таймыре известна лишь одна гнездовая колония этих птиц (слайд 35).
ЗАПОВЕДНИК БОЛЬШОЙ АРКТИЧЕСКИЙ - крупнейший заповедник России и всей Евразии, третий по величине в мире. Занимает острова и побережье Северного Ледовитого океана. Он включает семь отдельных участков (слайд 36).
Основной растительностью в этой районе являются мхи и лишайники (слайд 37).
Среди птиц распространены белая сова, гагарка, белая чайка, белая куропатка (слайд 38).
Из млекопитающих многочисленны самые маленькие северные звери – лемминги. По всей территории заповедника встречается дикий северный олень, белый медведь (слайд 39).
Охрана природы тундры.
1. Сотрудниками заповедников ведётся научная, эколого-просветительская работа.
2. Мероприятия по разведению и сохранению флоры и фауны.
3. Проводятся экологические экскурсии.
4. Ведётся охрана заповедников, борьба с браконьерами (слайд 40).
- Итак, мы с вами обозначили экологические проблемы Севера и пути их решения. Установили зависимость природных ресурсов от хозяйственной деятельности человека. Познакомились с охранными мероприятиями.
5. Закрепление - 9 минут (слайд 41).
1) Устный опрос. Учитель задает вопросы всему классу:
- Что мы сегодня изучали?
- Какой вред наносит человек природе тундры?
- Как можно избежать или уменьшить вредное воздействие на природу?
- Для чего создаются заповедники?
- Что такое заповедник?
- Какая работа ведётся в заповедниках?
2) Узнайте заповедник по описанию (слайды 41-45).
6. Рефлексия (слайд 46)
На уроке я узнал (а)…
Я предлагаю такие меры охраны природы…
Я могу принять участие в охране природы своего края. Я могу…
7. Домашнее задание - 1 минута (слайд 47)
Всем: прочитать текст, ответить на вопросы (с. 65- 66)
Учитель выставляет детям оценки за работу на уроке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.