Урок 17. Строение и жизнедеятельность бактерий
Задача урока:
• познакомить учащихся с особенностями строения бактерий и их многообразием.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями строения бактерий и их многообразием.
Метапредметные: учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника,
описывать биологические объекты, проводить их сравнитульную чарактеристику.
Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов живой природы, проведение
простейших исследований способствуют формированию у учащихся мотивации к познанию нового и
научного мировоззрения.
Основные понятия урока: бактерии, формы бактерий, спора.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с
одноклассниками при обсуждении особенностей строения и распространения бактерий.
Ход урока
I. Проверка знаний
Характеристика царств живой природы (фронтальный опрос).
Какие царства живой природы вам известны?
Дайте характеристику этим царствам?
Загадки про бактерии
Есть в прудах,
Полях и парке
Неведимкисанитарки.
Ответ: Бактерии гниения
Хоть меня не видит глаз,
Заразить могу я вас.
И холерой, и ангиной,
Насморком и скарлатиной.
Определение темы урока
Вступительное слово учителя
Отправимся в путь без сомнений и муки,
Чтоб тайны освоить великой науки.
Раскроим сегодня бактерий секреты –
Без ядер, зато санитары планеты!
До нас изучали ученые многие
Открыли секреты заведомо строгие.
Придется пройти нам по дебрям науки
Желательно только без лени и скуки
Сегодня наш гид в мир существ необычных!
Невидимых глазу, внутри симпатичных.
Одна из чудесных наук в биологии
Названье которой….бактериология!
II.
1.Открытие бактерий
Название "бактерии" ввёл в употребление в 1828 году Христиан Эренберг
На доске представлено все многообразие форм бактериальных клеток. На обратной стороне модели
имеется буква. Если вы правильно подберете в соответствие названия и формы, то в результате
получится слово (на обороте, состоящее из букв), которое обозначает второе название бактерии.
Кокки (бактериальные клетки округлой формы) (М)
Стрептококки (цепочки из кокков) (И)
Спириллы (спиралевидные бактерии) (К)
Вибрионы (в виде запятой) (Р)
Диплококки (кокки, слитые попарно) (О)
Изучение нового материала Бациллы (в виде палочек) (Б)
Стафилококки (в виде виноградной грозди) (Ы)
В итоге получается слово МИКРОБЫ.
Строение бактерий назвать органоиды бактерий( рисунок на доске).
Распространение бактерий. "Последние новости".
бактерии живут в горячих источниках при температуре 80 градусов;
некоторые бактерии выдерживают нагревание до +306 градусов;
в 1 грамме пахотной земли содержится от 1 до 20 млрд бактерий;
в 1 грамме льда Антарктиды обнаружено до 100 бактерий;
в 1 куб. см молока находится от 100 до 300 тысяч бактерий.
Бактерии обнаружены даже в воде горячих источников с t+80°С.
Бактерии переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 90°С, не теряя при этом
жизнеспособности.
В 1 г. почвы содержится от 500 млн. до 2 млрд. бактерий
в 1 м воздуха (луг, поле) – 100 бактерий (город) – 10 – 25 тыс. бактерий летом и 4,5 тыс.
зимой.
В чистой воде в 1мл содержится 100200 бактерий, а загрязненная 100300 тысяч и
более
были обнаружены в нефтяных водах на глубине 1700м; на дне океана (глубже 10 км)
В среднем на 1 квадратный см человека приходится около 80 000 различных
микроорганизмов.
Питание бактерий
Бактерии
автотрофы гетеротрофы
сапротрофы паразиты симбионты
1. Споры бактерий (просмотр видеофрагмента).
Спораэто ……
III.
Закрепление материала об особенностях строения бактерий и их распространении. СЛАЙД 46
IV. Домашнее задание
Изучить § 11 и приготовить минипроект «Самая удивительная бактерия»
Разработка урока "Строение и жизнедеятельность бактерий" (биология 5 класс)
Разработка урока "Строение и жизнедеятельность бактерий" (биология 5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.