Разработка урока "Сухопутные и морские границы России" 9 класс
Оценка 4.8

Разработка урока "Сухопутные и морские границы России" 9 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
география
9 кл
03.06.2018
Разработка урока "Сухопутные и морские границы России" 9 класс
Разработка урока географии «Сухопутные и морские границы России». Цель: Формирование у учащихся понятий о сухопутных и морских границах России. Задачи: Образовательные: Актуализация знаний о географическом положении России; формирование понятия «государственная граница»; формирование понятий о сухопутных и морских границах России. Коррекционно - развивающие: Корригировать и развивать мышление путем установления причинно-следственных связей; корригировать и развивать связную устную речь путем чтения и составления предложений, ответов на вопросы учителя; корригировать и развивать мышление и память путем разгадывания кроссворда; корригировать и развивать зрительное восприятие путем работы с иллюстрационным и наглядным материалом. Воспитательные: Воспитывать интерес к изучению предмета путем использования коррекционно – развивающего материала; воспитывать любовь к своей родине.Разработка урока "Сухопутные и морские границы России" 9 класс
конспект.docx
Разработка урока географии «Сухопутные и морские границы России». Цель: Формирование у учащихся понятий о сухопутных и морских границах России.  Задачи: Образовательные:  Актуализация   знаний   о   географическом   положении России;   формирование   понятия   «государственная   граница»;   формирование понятий о сухопутных и морских границах России. Коррекционно ­ развивающие: Корригировать и развивать мышление путем установления причинно­следственных связей; корригировать и развивать связную устную   речь   путем   чтения   и   составления   предложений,   ответов   на   вопросы учителя;   корригировать   и   развивать   мышление   и   память   путем   разгадывания кроссворда; корригировать и развивать зрительное восприятие путем работы с иллюстрационным и наглядным материалом. Воспитательные:  Воспитывать     интерес   к   изучению   предмета   путем использования коррекционно – развивающего материала; воспитывать любовь к своей родине. Новые термины: Государственная граница. Оборудование: ­ Учебник «География для 9 класса» Т.М. Лифановой, Е. Н. Соломиной; ­ Рабочая тетрадь, ручка, карандаш; ­ Иллюстрационный материал; ­ Физическая карта России; ­ Политическая карта России; ­ Карточки со словами для составления предложения.   Тип урока: Комбинированный. Ход урока: 1. Организационный момент: На доске буквы:   С  Р  И  О  С  Я  ­ Кто знает, какая страна спряталась у нас на экране тихо садиться.  (Дети садятся). ­ Какая страна? Кто скажет? (Россия). Буквы становятся в правильный порядок. На прошлом уроке мы с вами говорили о географическом положении России. Давайте немного вспомним. 2. Проверка домашнего задания: Ребята, давайте посмотрим на карту на доске. Кто может показать Россию? (ученик показывается Россию).  А теперь мы поговорим о России, и в этом нам поможет кроссворд: 1. Самое большое государство на земном шаре? 2. В каком полушарии находится большая часть России? (показ на карте) 3. Какая часть России лежит к западу от Уральских гор? (показ на карте) 4. Какая часть России лежит к востоку от Уральских гор? (показ на карте) 5. Азиатская часть России представляет собой Дальний Восток и …..? (показ на карте) Р В Е А С о о в з и с с р и б с т о а и и о п т р ч е с н й к о с а я ь к м а я я 1 2 3 4 5 . . . . . 3. Актуализация новых знаний: Давайте посмотрим на карту  на стр. 134 в центре  Россия,  она  обозначена зеленым,   а   посмотрите,   рядом   находятся   государства,   обозначенные   серым, давайте назовем их? (Дети читают названия государств). Хорошо,  как   мы   с  вами   выяснили   Россия  ­  самое   большое   государство,   а государства которые мы назвали с вами ­  другие государства, располагающиеся на материке Евразия. ­ Как они располагаются относительно России?  (На западе и юге). ­ А что еще мы видим на карте обозначенное синим? (Моря и океаны). ­ Давайте назовем их. (Дети называют). ­ Как они располагаются относительно России? (На севере и востоке). Вот что бы отграничить государство от другого государства, материк  от суши используются границы. Сегодня   мы   с   вами   познакомимся   с   сухопутными   границами,   России   и государствами, граничащими с ней. Открываем тетради и записываем тему урока: «Сухопутные и морские границы России». 4. Сообщение нового материала.  Рассказ учителя, сопровождающийся беседой: Россия очень большое государство по территории, поэтому она будет иметь самую протяженную границу. Словарная работа: Государственная граница – это полоса земли на суше и условно   проведенная   линия   по   морю   или   океану   между   двумя   соседними государствами. Границы бывают морские и сухопутные. Морские границы России проходят на севере   по   морям   Северного   Ледовитого   океана,  на  востоке   по   морям   Тихого океана, на северо­западе и юге по морям Атлантического океана. Россия,   как   мы   с   вами   уже   видели   на   карте,   располагается   между государствами и морями. Мы их назвали. Работа с картой: Давайте вернемся к карте на стр. 134.  ? По каким видам поверхности проходит сухопутная граница России?  (По равнинам, хребтам, горам, возвышенностям, низменностям). Хорошо, чуть ранее мы назвали с вами государства, которые изображены на карте, но не все из них граничат с Россией. Давайте посмотрим, какие государства граничат с Россией? С какой стороны? Рассказ   учителя,   сопровождаемый   беседой   и   показом   на   карте.   Названия государств выставляются на доску, как опорные таблицы. Начало Сухопутная граница России берет от берегов Северного Ледовитого океана.   Здесь   соседи   России   с   западной   стороны   –  Норвегия,   Финляндия, Эстония, Латвия, Белоруссия, Украина. Посмотрите внимательно, так же зеленым цветом, как и Россия, обозначена Калининградская область, значит, какие государства еще мы можем добавить к соседям России с западной стороны? (Можно добавить Польшу и Литву). Молодцы, а теперь давайте узнаем какими соседями обладает Россия с южной стороны? (Началом южной границы можно считать горные хребты Кавказа) На   юге   соседи   ­  Грузия,  Азербайджан,  Казахстан,  Монголия,  Китай, КНДР. Посчитайте сколько всего получилось государств? Всего 14 государств с которыми граничит Россия по суше. Физкультминутка: Упражнение для улучшения мозгового кровообращения.  Исходное положение – стоя, руки на поясе. 1–2. Поворот головы направо.  Исходное положение. 3–4. Поворот головы налево.  Исходное положение. 5–6. Плавно наклонить голову назад.  Исходное положение. Голову наклонить вперед.  Повторить 4–6 раз. Темп медленный. Работа с физической картой России: ­ Ребята   посмотрите,   пожалуйста,   на   карту   и   обратите   внимание   на сухопутные границы нашего государства. Мы с вами не раз доказывали, что наша страна   самая   большая   страна   в   мире.   Кто   помнит,   с   каким   количеством государств она граничит? ­ Кто из вас самый внимательный и сможет перечислить все цвета на карте, которые окружают Россию (зеленый, желтый, коричневый, голубой). ­ Кто может вспомнить, что обозначают эти цвета на карте? Зеленый – равнины;  голубой ­  озёра, реки, моря, океаны;  жёлтый – возвышенности;  коричневый – горы. ­   А   теперь   еще   раз   обратите   внимание   на   сухопутные   границы   нашего государства, проходя, какие цвета затрагивает граница? (перечисляют). Работа с деформированным предложением (карточки со словами): ­ Слова рассыпались и перепутались, постройте правильное предложение. Сухопутные границы России проходят через равнины, возвышенности и горы  ­ Прочитайте, что у вас получилось? ­ Еще раз повторим, в какие цвета окрашена территория России? Мы   с   вами   вспомнили,   что   желтый   цвет   –   это…   возвышенности   (хором), зеленый – это… равнины (хором), коричневый – это… горы (хором). ­ Остался цвет, который обозначает моря и океаны. Правильно – голубой. ? ­ Как вы думаете, есть ли  у России морские границы? ­ Правильно, конечно же, есть. Россия имеет длинную морскую границу, и ее территория омывается водами трёх океанов. Вспомним, что такое океан. Океан – это огромное пространство воды, ограниченное материками. Размеры океанов так велики, что требуется несколько дней, чтобы их пересечь.  ? ­   Кто   вспомнит   название   самого   большого   и  самого   глубокого   океана   в мире? ­ Правильно, это Тихий океан. ? ­ Какие еще океаны вы знаете? ­ Покажите на карте, где находится север России? Прочитайте, какой океан омывает   Россию   с   севера.   Правильно,   Северный   Ледовитый   –   это   самый маленький и самый холодный океан на Земле. Рассказ учителя: На   доске   расположены   названия   морей   Северного   Ледовитого   океана. Ученик,   который   хорошо   ориентируется   по   карте,   может   помогать учителю,   обозначая   указкой   направление,   по   которому   строится   рассказ учителя. На севере берега России омывают моря Северного Ледовитого океана. ? ­ Как вам кажется вода здесь теплая или холодная? Почему вы так думаете? Правильно, потому что это северный океан, мы видим в воде льдины большие и маленькие, это значит что температура в тех краях очень низкая. Посмотрите, какие льдины встречаются в Северном Ледовитом океане, это целая   гора   льда.   Такая   гора   называется   АЙСБЕРГ.   Запишите   новое   слово   в тетрадь. Начинается наша морская северная граница в Баренцевом море. ? ­  Скажите, как  вам   кажется  это  море   такое  же  холодное  как   Северный Ледовитый океан? ­ Оно, конечно же, теплее, но все равно очень холодное. Здесь мы уже не видим льдины и снег. Большая часть моря не замерзает даже зимой, потому что с запада сюда заходит тёплое Северо – Атлантическое течение. На побережье Баренцева моря находится город Мурманск (название есть на доске) – важный незамерзающий порт на северо – западе страны. Ребята, вы помните, когда мы пили чай на улице (на праздник «Масленица»), чай быстро остывал и чтобы он оставался теплым, мы подливали какую воду? (Теплую). ­ А если бы мы   зимой оставили чай на улице без внимания, чтобы с ним произошло, как вы думаете? (Он бы замерз). ­ Правильно. Так кто скажет, чтобы не дать жидкости замерзнуть в холодное время года, что нужно делать. (Подливать теплую воду). ­   Теперь   вы   поняли,   почему   большая   часть   воды   в   Баренцевом   море   не замерзает? Потому что даже при очень низкой температуре воздуха зимой в море заходит теплое Северо – Атлантическое течение.   К югу от Баренцева моря расположено внутреннее Белое море. ?   ­   Кто   помнит,   что   такое   внутреннее   море.   Найдите   в   своих   тетрадях зарисованную схему «Виды морей». Это море, которое вдается далеко в сушу. Какие еще бывают моря кроме внутренних? ? ­ Как вы думаете, почему этому морю дали название Белое? (Потому, что с ноября по март, оно покрыто льдами).  Давайте посчитаем, сколько месяцев это море покрыто льдом. (Пять месяцев). ? ­ А сколько месяцев в году на море  нет льда? (Семь месяцев). ­ Правильно. Двигаемся дальше. К востоку от Баренцева моря расположено  суровое Карское море  ­   Как   вы   думаете,   почему   я   сказала   «суровое   море»?   Правильно,   очень холодно. Даже летом здесь бывают снегопады. Море Лаптевых, Восточно – Сибирское и Чукотское моря, почти всегда покрыты толстым слоем льда. Раньше во льдах Северного Ледовитого океана гибло много кораблей. Сейчас путь   для   кораблей,   от   Баренцева   до   Чукотского   моря,   прочищают   большие ледоколы, а морскую дорогу называют Северный морской путь. Запишите в тетрадях новое слово: Ледокол… ­ Давайте посмотрим, от каких двух слов образуется слово Ледокол? (Лед и кол). ­ Что делает этот большой корабль в   морях Северного Ледовитого океана? (Этот корабль колет лед). Ледокол – большой корабль, который раскалывает лёд. ­ Правильно ребята, ледокол продавливает лед своим тяжелым весом, и лед раскалывается на мелкие льдины и таким образом корабли идущие за ледоколом могут перевезти груз с одного морского порта в другой. Допишите определение нового слова. ­ Есть еще ледоколы новой формы, которые своим корпусом прорезают лед. Моря Тихого океана ­   Моря   Тихого   океана   ­   окраинные.   Найдите   на   карте   Берингово   море, Охотское, Японское моря. Найдите острова Сахалин, Курильские, Командорские. Характеристика морей Тихого океана 1. Все моря Тихого океана (Берингово, Охотское и Японское) ­ окраинные и отделяются от океана цепочкой островов: Берингово ­ Алеутскими островами, Охотское ­ Курильскими, Японское ­ Японскими островами. 2. Все имеют значительные глубины. 3.  Моря   расположены   в  зоне   Тихоокеанского   огненного   кольца,  в   области границ литосферных плит, поэтому здесь часты цунами, а по берегам ­ вулканы, берега морей ­ гористы. 4. Природа Берингова и Охотского морей ­ сурова. Моря замерзают, а летом температура воды не выше +12°С. Не замерзает только самое южное ­ Японское море. Здесь часты тайфуны и сильные штормы. В Охотском море ­ самые высокие в России приливы. Моря Атлантического океана ­ Моря Атлантического океана ­ внутренние. Найдите Балтийское, Черное и Азовское   моря.   Найдите   на   карте   проливы,   которые   связывают   эти   моря   с океаном. Характеристика морей Атлантического океана  1. Все моря ­ внутренние, то есть соединяются с океаном узкими проливами и окружены   со   всех   сторон   сушей.   Например,   Черное   море   соединяется   с Атлантическим   океаном   через   пролив   Босфор,   Мраморное   море,   пролив Дарданеллы, Средиземное море, Гибралтарский пролив. 2. Глубокое ­ Черное море (максимальная глубина ­ 2210 м), а Азовское ­ самое мелководное море России ­ наибольшая глубина 15 м, средняя 5­7 м. 3. В тектонической впадине расположено Черное море (отсюда значительные глубины). 4. Балтийское и Азовское моря покрываются льдом на короткое время. В Балтийском замерзают заливы, а Черное море ­ самое теплое море России и лед бывает только в его северных заливах. Задание: ­ Найдите самое глубокое море России. Самое мелкое. Самое теплое. Самое чистое. Самое большое. а) Самое глубокое море России ­ Берингово (наибольшая глубина 5500 м); б) Самое большое по площади ­ Берингово; в) Самое мелководное ­ Азовское (максимальная глубина 15 м); г) Самое маленькое по площади ­ Азовское; д) Самое холодное ­ Восточно­Сибирское (летом температура воды +1°С); е) Самое чистое ­ Чукотское; ж) Самое теплое ­ Черное море. 5. Первичное закрепление изученного материала: А теперь давайте проверим, как хорошо вы поняли сегодняшнюю тему? ­ Из опорных таблиц на доске мы с вами должны составить таблицу, которая будет называться «Сухопутные границы России». (Учитель чертит таблицу на доске, ученики в тетради) Задание 1. Мы должны записать государства, которые граничат с Россией на юге и западе. (Ученики записывают, потом проверяют, один ученик выходит к доске, ставит табличку и показывает государство на карте) Сухопутные границы России. Запад Юг Норвегия Финляндия Эстония Латвия Белоруссия Украина Литва Польша Грузия Азербайджан Казахстан Китай Монголия КНДР   (Корейская   Народно­ Хорошо, а теперь давайте расставим эти государства на карте: Демократическая Республика Задание 2. Немая карта и названия государств. (пользоваться атласом).  Расставить   государства   в   правильной   последовательности   и   с   правильной стороны.   Учитель   называет   государство,   ученик   выходит   к   доске   и   ставит табличку   с   нужной   стороны.   На   руках   у   учеников   уменьшенная   копия,   они государства подписывают. Первое задание ­ нарисовать границы России. Рисуется вместе с учителем. ­ С чем мы сегодня знакомились? (С Государственной границей России). ­ Какие государства граничат с Россией?  (Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия,   Белоруссия,   Украина,   Польша,   Литва,   Грузия,   Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, КНДР). ­ Сколько всего государств граничит с Россией на суше? (На суше с Россией граничит 14 государствами). Задание 3. Прочитайте текст самостоятельно: ­ Кто хочет выйти к доске и записать название города на побережье Баренцева моря, в котором есть незамерзающий порт на северо – западе страны. Выйдет тот, кто правильно держит руку. ­ Найдите в тесте, из–за чего вода в этом море зимой не замерзает. (Потому, что с запада сюда заходит тёплое Северо – Атлантическое течение). ­   Выпишите   в   свои   тетради   названия   всех   морей,   о   которых   мы   сегодня говорили. Сколько у вас получилось морей? (Шесть). ­   Давайте   хором   прочитаем   название   морей   с   доски.   Запомните,   все   они входят в Северный Ледовитый океан. Задание 4: Работа с перфокартами: ­ Дежурный раздаст вам перфокарты, вы обязательно вспомните, о чем мы говорили на уроке, что нового вы сегодня узнали и хорошо подумав, заполните перфокарты, а я посмотрю, какие внимательные вы были на уроке.                   ответы вопросы Внутреннее море  Баренцево море Белое море Чукотское море Карское море Северного Ледовитого океана Море Северного  Ледовитого океана, где летом  бывают снегопады Самое теплое море  Северного Ледовитого океана Море Северного  Ледовитого океана, почти  всегда покрытое толстым слоем льда  Учитель просит ребят по цепочке прочитать заполненную перфокарту. Если при   чтении   допускаются   ошибки,   учитель   просит   другого   ученика   дать правильный ответ.  ­ Придумайте предложения, используя новые слова: ледокол и айсберг. Два лучших предложения записываем на доске и в тетрадях. Задание 5: Работа с картой: ­ Покажите на карте окраинные моря Северного Ледовитого океана (учащиеся выходят к доске в алфавитном порядке). ­ Покажите на карте внутреннее море Северного Ледовитого океана. 5. Подведение итогов урока: Выставление оценок  за работу на уроке с комментариями. Подведение  итога урока: ­ С морями, каких океанов мы сегодня познакомились? ­ Какую часть России омывают моря Северного Ледовитого океана? ­ Сколько морей Атлантического океана омывают нашу страну? ­ Со сколькими государствами Россия имеет общую границу? ­ Какая была тема урока? Урок окончен. Молодцы!                                                6. Запись домашнего задания: Зарисовать в тетрадь государственную границу России.

Разработка урока "Сухопутные и морские границы России" 9 класс

Разработка урока "Сухопутные и морские границы России" 9 класс

Разработка урока "Сухопутные и морские границы России" 9 класс

Разработка урока "Сухопутные и морские границы России" 9 класс

Разработка урока "Сухопутные и морские границы России" 9 класс

Разработка урока "Сухопутные и морские границы России" 9 класс

Разработка урока "Сухопутные и морские границы России" 9 класс

Разработка урока "Сухопутные и морские границы России" 9 класс

Разработка урока "Сухопутные и морские границы России" 9 класс

Разработка урока "Сухопутные и морские границы России" 9 класс

Разработка урока "Сухопутные и морские границы России" 9 класс

Разработка урока "Сухопутные и морские границы России" 9 класс

Разработка урока "Сухопутные и морские границы России" 9 класс

Разработка урока "Сухопутные и морские границы России" 9 класс

Разработка урока "Сухопутные и морские границы России" 9 класс

Разработка урока "Сухопутные и морские границы России" 9 класс

Разработка урока "Сухопутные и морские границы России" 9 класс

Разработка урока "Сухопутные и морские границы России" 9 класс

Разработка урока "Сухопутные и морские границы России" 9 класс

Разработка урока "Сухопутные и морские границы России" 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2018