Всероссийский урок "Арктика - фасад России" 9 класс
Оценка 4.7

Всероссийский урок "Арктика - фасад России" 9 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
география
9 кл
03.06.2018
Всероссийский урок "Арктика - фасад России" 9 класс
Благодаря особенностям географического положения нашей страны, огромной протяженности побережья Северного Ледовитого океана и его влиянию на погоду и климат России, Арктика – её изучение и освоение – всегда привлекала внимание учёных, экономистов, путешественников и исследователей. История открытия и исследования Арктики достаточно продолжительна. В XI–XVII вв. отряды поморов и казаков совершали дальние походы в северные моря, открывали и исследовали новые земли и расширяли территорию Русского государства. В 1641–1647 гг. казак С.И. Дежнёв исследовал побережье Северо-Восточной Азии от устья реки Колымы до самой восточной точки материка. В 1648 г. отряд под командованием С. Дежнёва и Ф. Попова открыл пролив между Азией и Америкой, позже получивший название Берингова пролива.Всероссийский урок "Арктика - фасад России" 9 класс
конспект.docx
Всероссийский урок "Арктика ­ фасад России" (урок­ пресс­конференция) Цели урока:  расширить и закрепить ключевые знания учащихся обучающихся об истории географических открытий и освоения Арктического региона;   сформировать устойчивое понимание необходимости бережного отношения к природе Арктики;   развить   творческое   мышление,   интеллектуальные   способности обучающихся;   раскрыть для обучающихся ценностное содержание окружающего мира. Образовательные ресурсы:            А.И.Бедрицкий.   Арктическая Россия. Издательство «СК­Россия», 2007       г.  (www.cognita.ru/arctic). http://www.apkpro.ru/doc/Арктика. Методические рекомендации.   http  http  http   .  ru   /  archives  ­  globe  .  world      .  ru   /  node  .  doal    /10157  .  ru   /  regions  /2072  /  arctic    /        ://   goulp  ://   www   ://   www    Оборудование:  карта России.     мультимедийное   оборудование,   компьютерная   презентация, Ход урока Организационный момент Вступительная беседа учителя I. II. Арктика   –   огромные   северные   пространства   Северного­Ледовитого   океана, включающие окраины материков Евразии и Северной Америки. Ледяная, холодная, и казалось бы, безжизненная земля. Но, это не так. Арктика – это сокровищница нашей планеты!  Арктика – земля холодных льдин! Арктика – бесценные богатства.  Нефть и газ, металлы разных руд­ в недрах шельфа прячутся от нас всех.  Чудо­звери: овцебык и лемминг, белые медведи и тюлени, торосы огромных белых льдин –  Чудо­край, фасад моей страны! ­ Сегодня мы с вами познакомимся с этим удивительным «Ледяным»  пространством нашей планеты. III. Изложение нового материала (Используется физическая карта Росси и мультимедийная презентация) Учитель:   Россия   является   признанным   лидером   среди   полярных   держав мирового сообщества.  Благодаря особенностям географического положения нашей страны,   огромной   протяженности   побережья   Северного   Ледовитого   океана   и   его влиянию   на   погоду   и  климат   России,  Арктика   –  её   изучение   и   освоение   –  всегда привлекала внимание учёных, экономистов, путешественников и исследователей. История открытия и исследования Арктики достаточно продолжительна. В XI–XVII вв. отряды поморов и казаков совершали дальние походы в северные моря, открывали и исследовали новые земли и расширяли территорию Русского государства. В 1641– 1647 гг. казак С.И. Дежнёв исследовал побережье Северо­Восточной Азии от устья реки Колымы до самой восточной точки материка. В 1648 г. отряд под командованием С. Дежнёва и Ф. Попова открыл пролив между Азией и Америкой, позже получивший название Берингова пролива. Учащиеся   рассказывают   об   истории   географических   открытий   и   освоения Арктического региона: Ученики:  Сначала   немного   о   том,   кем   же   был   Семён   Дежнёв.   Будущий исследователь   и   путешественник   родился   около   1605   года   в   Великом   Устюге, выходец  из семьи крестьян­поморов, начал сибирскую  службу рядовым  казаком    в Тобольске. В начале 1640­х годов с отрядом казаков перешел в Енисейск, затем — в Якутск.   Сначала   служил   в   отряде   землепроходца   Дмитрия   Зыряна   (Ярилы)   в бассейне   Яны (   река   в   Якутии).   В   1641,   получив   назначение   в   отряд   Михаила Стадухина   (одного   из русских   первооткрывателей   Восточной   Сибири),   Дежнев   с казаками   добрался   до   якутского   села   Оймякон.   Здесь   на   них   напали   почти   500 эвенов (местных жителей).      В поисках «новых землиц» Дежнев с отрядом Стадухина летом 1643 спустился на коче   (старинном   палубном   судне)   к   устью   Индигирки   (река   на   востоке   Якутии), перешел морем до низовьев Алазеи (река на северо­востоке Якутии), где встретил коч Зыряна (коч­старинное палубное судно). Дежневу удалось объединить оба отряда землепроходцев, и они на двух судах отплыли на восток. В дельте Колымы казаки были атакованы еще одним местным племенем ­ юкагирами, но прорвались вверх по реке и в районе современного Среднеколымска (город в Якутии) и поставили острог. На Колыме Дежнёв прослужил до лета 1647, а затем был включен как сборщик ясака (натурального  налога, в основном  это была пушнина) в промысловую  экспедицию купца ФедотаПопова. в         только   12   был     Дежнёев   котором анаулами,   Анадырским      Летом 1647 года группа из 90 морепроходцев обошла Чукотский полуостров и вышла в Тихий океан на 7 кочах.  Из­за жестоких бурь корабли стали гибнуть один за другим. Осталось только два, которыми управляли Попов и Дежнёв. Во время новой бури путешественники потеряли друг друга. Попов доплыл до Камчатки, где позднее умер   от   цинги,   а   его   спутники   погибли   от   рук   воинственных   местных   жителей.      Судно  Дежнёва еще долго носило по морю. В октябре судно выбросило на берег в 900   километрах   к   югу   от   Чукотского   полуострова.   Потерпев   крушение,   отряд Дежнёва на лыжах и нартах 10 недель добирался до реки Анадырь. Из 25 в живых осталось человек.  Пережив   голодную   и  холодную   зиму,  путешественники   построили   новые   суда,   на которых поднялись по реке на 500 километров, выдержав бой с местным населением ­ ранен.  В   1648   году   отряд   вновь   остановился   на   зимовье,   основав   поселение,   названное впоследствии острогом.      Все это время Дежнёв тщательно изучал неизведанный край. Помимо прочего он обнаружил   в   вечной   мерзлоте   залежи   моржовой   кости.   Только   за   месяц путешественнику   удалось   добыть   150   пудов   уникального   природного   материала.        В   1650   году   к   Дежнёву   пробилась   группа   русских   первопроходцев,   которые добрались   до   Анадырского   острога   по   суше.   Но   Дежнев   не   спешил   на   родину   и продолжал   командовать   12   лет.  В Якутск казачий атаман вернулся в 1662 году. Оттуда он направился в Москву, представил государю чертежи бассейна реки Анадырь и ее описание, а также сдал в царскую кости. Потом   он   вновь   вернулся   в   Сибирь  и   в   должности   приказчика   служил   на   реках Оленек, Яне и Вилюй, где снова занимался сбором ясака и примирял враждующие тунгусские племена. В 1670 году он снова отправился с соболиной казной в Москву, где   в   1671   года   умер.         Мужественный   исследователь   заслужил   славу   своим   упорным,   многолетним трудом в суровых районах русского заполярья. Вместе с тем до   сих пор остается неясным, почему открытие Дежнёвым пролива, отделяющего Евразию от Америки, долгое время не было известно на Западе.      По достоинству географические заслуги Дежнёва были оценены только в XIX веке, когда 1898 году в честь 250­летия похода с Колымы на Анадырь по предложению Русского Географического общества крайняя восточная точка Евразии была названа его именем – именем человека, доказавшего, что   Дальний   Восток   является   неотъемлемой   частью   нашей   страны.   Открытия Дежнёва позволили русским двигаться дальше на восток и в конце концов привели к покорению Аляски.   Анадырским   острогом   заболел   и   через   полтора   моржовой   289     казну пудов   году   еще Ученик:  В 1733–1743 гг. состоялась Великая Северная экспедиция, инициатором которой   был   Пётр  I.  Великая   Северная   экспедиция   стала   очень   важным   этапом   в освоении   и   изучении   арктических   территорий   нашей   страны.   Общее   руководство экспедицией   осуществлял   известный   исследователь   Арктики   В.   Беринг.   В   составе экспедиции   было   несколько   морских   и   пеших   поисковых   отрядов,   а   район исследований   охватывал   огромную   территорию   от   реки   Печоры   до   Чукотского полуострова.   В   результате   Великой   Северной   экспедиции   были   открыты   новые географические   объекты,   достаточно   полные географическое,   геологическое,   ботаническое,   зоологическое   и   этнографическое описания огромных территорий нашей страны.    составлены   новые   карты, Во второй половине XVIII в. русскими мореплавателями была предпринята попытка проникнуть в Арктический бассейн, дойти до Северного полюса и преодолеть путь из Атлантического океана в Тихий. Научно обоснованный проект такой экспедиции был разработан великим русским ученым М.В. Ломоносовым, а возглавил ее В.Я. Чичагов. Это   была   первая   полярная   экспедиция,   основанная   на   научном   расчете.   Ее участниками   были   выполнены     океанографические   и метеорологические   наблюдения   по   специальной   программе,   разработанной   М.В. Ломоносовым,   были   проведены   наблюдения   над   течениями   и   дрейфом   льда   в Гренландском море, взяты пробы грунта, во многих местах измерены глубины, описан животный и растительный мир Шпицбергена. геофизические, Ученик:  Шпицберген   ­   арктический   архипелаг,   расположенный   в   Северном Ледовитом океане, он находится в тысяче километров от Северного полюса. В состав Шпицбергена входит больше тысячи малых и больших островов, среди них основную часть территории занимают крупные острова ­ Западный Шпицберген, остров Баренца, Земля   Принца   Карла,   остров   Эдж   и   Северо­Восточная   Земля.   Общая   площадь архипелага составляет 62 000 квадратных километров, почти 60% всей территории покрыто вечным льдом. Архипелаг   издавна   имеет   несколько   названий.   Наиболее   распространенное   ­ Шпицберген, что в переводе с голландского означает «острые горы». Такое название архипелагу   с   горным   рельефом   дал   голландский   мореплаватель   Виллем   Баренц, который, как считают многие ученые на Западе, открыл эти острова в 1596 году. Однако, существует немало документов, свидетельствующих о том, что русским поморам этот архипелаг был известен задолго до открытия Баренца. Только называли они его Грумант, так как полагали, что открыли часть Гренландии, о которой слышали от скандинавов. В течение нескольких столетий поморы осваивали и обживали эти острова, охотились на северных оленей, песцов, медведей и других пушных зверей, а во фьордах и бухтах ­ на моржей и тюленей. Благодаря   известному   мореплавателю   Фритьофу   Нансену   в   Норвегии   архипелаг получил   название   ­   Свальбард,   что   в   переводе   с   норвежского   означает   «холодные берега». После «открытия» Шпицбергена Баренцем, на архипелаг устремились охотники и промысловики   из   разных   стран   мира.   Голландцы,   британцы,   норвежцы,   датчане, французы   и   представители   других   государств   интенсивно   занимались   китобойным промыслом.  На   суше   создавались   поселения,  где   разделывали   туши   животных   и   в огромных котлах вытапливали китовый жир. Самый крупный из таких поселений был построен голландцами, которому они дали название Смееренбург ­ «город китового жира». Многие   столетия   Шпицберген   никому   не   принадлежал   и   считался   «ничейной» территорией. Но после того, как в начале прошлого века на архипелаге нашли уголь, интерес к нему стали проявлять различные страны ­ Россия, США, Великобритания, Норвегия,   Голландия.   Значительная   роль   в   открытии   угольных   залежей   на Шпицбергене   принадлежит   российским   ученым.   Самым   известным   из   них   был исследователь   Арктики   Владимир   Русанов,   экспедиция   которого   в   1912   году обнаружила угольные месторождения на 4­х участках в западной части архипелага, которые были закреплены 28 заявочными столбами. Учитель: Россия приняла активное участие в научных исследованиях, проведенных в рамках Первого Международного полярного года в 1882–1883 годах.  Качественно   новый   этап   освоения   Арктики   связан   с   изучением   Северного Ледовитого   океана   и   освоением   Северного   морского   пути.   Большая   роль   в   его освоении   связана   с   именем   знаменитого   русского   мореплавателя   адмирала   С.О. Макарова, по идее которого в 1899 г. в Англии был построен первый в мире мощный ледокол «Ермак». Ледокол предполагалось использовать для регулярного сообщения между устьями рек Обью и Енисей, а также для научных исследований Северного Ледовитого океана в высоких широтах.  В 1920–1930 гг. научные исследования в Арктике были продолжены. В 1930–1935 г. были осуществлены многочисленные советские экспедиции на ледокольных пароходах «Г. Седов» под руководством О.Ю. Шмидта, «Таймыр» – А.М. Лаврова, «Русанов» – Р.Л. Самойловича, «Садко» – Г.А. Ушакова. Они принесли новые открытия островов, проливов, заливов и других территорий. В 1930–1932 гг. участники Североземельской экспедиции под руководством Г.А. Ушакова впервые исследовали и нанесли на карту архипелаг Северная Земля.  В 1920–1930­е гг. началось регулярное освоение Северного морского пути. В 1932 г. ледокольный пароход «Александр Сибиряков» за одну навигацию прошёл от города Архангельска до Берингова пролива Ученик:  Одной из наиболее выдающихся страниц освоения Российского Севера можно назвать открытие и начало эксплуатации Северного морского пути. Он стал не только кратчайшим водным путем между Европейской Россией и Дальним Востоком, но и уникальным трансконтинентальным маршрутом, представляющим значительный интерес   для   экономики   многих   стран   мира.   Длина   Северного   морского   пути   от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5600 км. В этом плане он обладает   значительным   преимуществом   перед   водными   артериями,   проходящими через широко используемые Суэцкий и Панамский каналы. Так, от Санкт­Петербурга до Владивостока дорога через Северный морской путь составляет 14 280 км., через Суэцкий канал — 23 200 км., а вокруг мыса Доброй Надежды 29 400 км. Северный морской путь может служить кратчайшим транспортным маршрутом между Западной Европой и Азиатско­Тихоокеанским регионом, поэтому, не исключено, что ему еще предстоит   сыграть   заметную   роль   в   глобальных   экономических   процессах.   Для Российского   государства   он   имеет   важное   стратегическое   значение,   связанное   с возможностью   транспортировки   из   районов   Крайнего   Севера   углеводородного   и минерального сырья, а также снабжения этих районов техникой и продовольствием. На   маршруте   Северного   морского   пути   сосредоточена   целая   сеть   уникальных наблюдательных   станций,   без   существования   которых   трудно   представить жизнедеятельность   не   только   отечественных,   но   и   многих   зарубежных   научных сообществ, изучающих природные и климатические особенности Крайнего Севера. Открытие Северного морского пути имеет долгую, многовековую предысторию. На   ранних   этапах   колонизации   Сибири   по   некоторым   западным   участкам   этого маршрута совершали плаванья кочи новгородцев, а позднее — поморов. Эти отважные первопроходцы   обладали   уникальными   практическими   навыками,   позволявшими совершать   в   экстремальных   климатических   условиях   Севера   дальние   плаванья   на небольших, хрупких судах. В XI веке русские мореплаватели вышли в моря Северного Ледовитого океана, в XII—XIII вв. открыли острова Вайгач, Новая Земля, а в конце XV в — острова архипелага Шпицберген, остров Медвежий. В XVI­XVII вв. активно осваивался участок Северного морского пути — от Северной Двины до Тазовской губы в устье Оби (так называемый «мангазейский морской ход»). Учитель:  Во   второй   половине   1930­х   гг.   для   сбора   информации   о   ледовой обстановке в Арктике началось активное использование полярной авиации. На рубеже 1930–1940­х   годов   ледовая   авиаразведка   стала   основным   методом   наблюдений   за арктическими   льдами.   Артур   Николаевич   Чилингаров,—   известный   исследователь Арктики и Антарктики, крупный российский учёный­океанолог, государственный и политический  деятель  (депутат  Госдумы  РФ от НАО  начиная  с 1993  года).  Герой Советского   Союза   и   Герой   Российской   Федерации   (один   из   четырёх   человек, удостоенных этих высших званий как СССР, так и России). Доктор географических наук, член­корреспондент РАН. Президент Государственной полярной академии. Изучение Арктики продолжается и в настоящее время, например, работают научные станции   на   дрейфующих   льдинах,   осуществляются   регулярные   плавания   по   трассе Северного морского пути. Ежегодно   к   Арктическим   пространствам   нашей   страны   снаряжается   экспедиция «На лыжах – к Северному полюсу!». К участию в экспедиции приглашаются  учащиеся общеобразовательных учебных заведений, колледжей, коррекционных классов и школ, детских домов и других государственных образовательных и социальных учреждений 1997­1999 годов рождения, которым на момент начала экспедиции будет полных 16, но   еще   не   исполнится   19   лет. Как   и   в   прошлые   годы,   чтобы   попасть   в   число кандидатов в команду надо выполнить несколько условий, важных из которых три:  Иметь опыт туристских походов 1 кат. сложности;  Принять участие в массовых соревнованиях «Лыжня России»;  Ответить на вопросы анкеты и проявить творческие задатки. В анкете есть три обязательных вопроса:  Чем удивительна эта точка Земли – Северный полюс?  Почему Вы хотите участвовать в Экспедиции?  Есть ли у Вас собственная большая мечта – «Ваш полюс»? Кроме того, в анкете есть ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ «творческое задание» – воображаемый дневник   вашей   будущей   экспедиции.   Представьте,   что   вы   уже   идете   на   лыжах   к Северному   полюсу.   Придумайте,   что   происходит   с   вами,   о   чем   вы   думаете,   чего боитесь, какая природа вас окружает, как вы устраиваете ночлег, как готовите еду, как   выбираете   путь,  кто   ваши   товарищи,  что   вы   знаете   о   ваших   руководителях  – Матвее Шпаро и Борисе Смолине, о других знаменитых полярниках?            В этом году 9 молодежная российская экспедиция состоится с 02 по 13 августа 2016г. на ледоколе «50­лет Победы».  Все желающие могут принять участие в интернет викторине «Знаешь ли ты Арктику?»  . и получить сертификат участника по электронному адресу: http://cognita.ru/arctic   или победителя викторины. IV. Закрепление  Проведение викторины «Знаешь ли ты Арктику?» 1. Кому принадлежит Арктика и нужна ли виза, чтобы туда попасть? 2. Как переводится слово «Арктика»? 3. Что входит в состав Арктики? (острова, материки, части океанов) 4. Какие моря входят в состав Арктики? 5. Какие острова разделяют Карское  и Баренцево моря? 6. Море, омывающее остров Гренландия? 7. Почему Баренцево море не замерзает? 8. Почему северные олени пасутся ближе к морю? 9. Назовите полярного грызуна, который питается мхом, зимой живет под снегом? 10. Современник   мамонта,   доживший   до   наших   дней   в   самых   диких   местах Северной Америки и Гренландии? 11.   Кто   из   исследователей   Арктики   совершил   экспедицию   на   «Фраме», предварительно вморозив судно в полярные льды? 12. Почему белые медведи не употребляют пингвинов в пищу? 13. Начальник первой советской дрейфующей станции «Северный полюс»? 14.  Название первого советского ледокола достигшего берегов Арктики? 15. Памятник,   какому   животному,   обитающему   в   белом   море,   установлен   в Архангельске? 16. Почему скопления птиц называют «птичьими базарами»? 17. Какие растения встречаются в Арктике? 18. 19. Какие полезные ископаемые добывают на шельфе Северно­Ледовитого океана? 20.  Какие страны мира владеют прибрежными пространствами Арктики?  К какому отряду относится арктическое животное «морской заяц»? Нарисуем эмблему АРКТИКИ. /Работа выполняется в группах/   ………… V. Подведение итогов урока.

Всероссийский урок "Арктика - фасад России" 9 класс

Всероссийский урок "Арктика - фасад России" 9 класс

Всероссийский урок "Арктика - фасад России" 9 класс

Всероссийский урок "Арктика - фасад России" 9 класс

Всероссийский урок "Арктика - фасад России" 9 класс

Всероссийский урок "Арктика - фасад России" 9 класс

Всероссийский урок "Арктика - фасад России" 9 класс

Всероссийский урок "Арктика - фасад России" 9 класс

Всероссийский урок "Арктика - фасад России" 9 класс

Всероссийский урок "Арктика - фасад России" 9 класс

Всероссийский урок "Арктика - фасад России" 9 класс

Всероссийский урок "Арктика - фасад России" 9 класс

Всероссийский урок "Арктика - фасад России" 9 класс

Всероссийский урок "Арктика - фасад России" 9 класс

Всероссийский урок "Арктика - фасад России" 9 класс

Всероссийский урок "Арктика - фасад России" 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2018