Конспект урока "Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство" 9 класс
Оценка 4.6

Конспект урока "Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство" 9 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
география
9 кл
03.06.2018
Конспект урока "Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство" 9 класс
Тема: Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство. Цель: Формирование представлений о населении, природных ресурсах и хозяйстве региона. Задачи: Предметные: - давать определения терминов, понятий по тематике урока; - выявлять и называть особенности населения, природных ресурсов и хозяйства региона; - составлять описание населения, природных ресурсов и хозяйства региона; - определять общие и отличительные черты населения, природных ресурсов и хозяйства; - читать тематические карты, статистические показатели; - наносить на контурную карту географические объекты. Метапредметные: УУД Познавательные: - находить достоверные сведения в источниках географической информации; - анализировать, выделять главное и обобщать тематический материал; - формулировать выводы; - определять термины и понятия; - строить логически обоснованные рассуждения; - составлять классификации объектов и явлений; - прогнозировать состояние объекта или развитие явления.Конспект урока "Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство" 9 класс
конспект.docx
Тема: Поволжье. Население, природные  ресурсы и хозяйство. Цель: Формирование представлений о населении,  природных ресурсах и хозяйстве региона. Задачи:  Предметные: ­ давать определения терминов, понятий по тематике урока; ­ выявлять и называть особенности населения, природных ресурсов и хозяйства региона; ­ составлять описание населения, природных ресурсов и хозяйства региона; ­ определять общие и отличительные черты  населения, природных ресурсов и хозяйства; ­ читать тематические карты, статистические показатели; ­ наносить на контурную карту географические объекты. Метапредметные: УУД Познавательные: ­ находить достоверные сведения  в источниках географической информации; ­ анализировать, выделять главное и обобщать тематический материал; ­ формулировать выводы; ­ определять термины и понятия; ­ строить логически обоснованные рассуждения; ­ составлять классификации объектов и явлений; ­ прогнозировать состояние объекта или развитие явления. Регулятивные: ­ определять цель, задачи, проблему в учебной деятельности ; ­ выдвигать гипотезы; ­ планировать учебную деятельность; ­ оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях. Коммуникативные: ­ излагать своё мнение; ­ понимать позицию другого; ­ корректировать свое мнение под воздействием контраргументов; ­ создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения. Личностные:  ­ сформированность учебно­ познавательного интереса к изучению географии, собственных  мировоззренческих позиций; ­ понимание особенностей населения, природных ресурсов и хозяйства региона;  ­ использование знаний о специфике региона в повседневной жизни для сохранения жизни и  здоровья ; ­ понимание эмоционального состояния других людей; ­ осознание черт своего характера, интересов, целей, позиций своего мировоззренческого  выбора; ­ осознание и появление себя гражданином России. Тип урока: Изучение новой темы Понятия, термины, номенклатура и персоналии: лесная зона, полупустыня, степная зона,  засушливость климата, нефть, природный газ, поваренная соль, водные ресурсы, Астрахань,  коневодство, овцеводство, бахчеводство. Оборудование: учебник, атлас, контурная карта, презентация, проектор. УМК: учебник География, Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский, Н.Н.Клюев, атлас, контурная  карта, карты России.                                                              Ход урока I. Организационный момент: Приветствие,  подготовка к уроку. II. Опрос домашнего задания: 1) состав и история хозяйственного освоения; 2) ЭГП и особенности природы. III. Изучение новой темы: Актуализация знаний Вспомните, чем знамениты озера Эльтон и Баскунчак? (накопление соли) Какие государственные образования древности располагались на территории Поволжья?  ( Булгарское и Хазарское царства, Золотая Орда, Казанское и Астраханское ханства.) Есть ли города ­  миллионеры в Поволжье? (Казань, Самара, Волгоград). Сегодня мы продолжаем изучать тему Поволжье. Для того, чтоб вы смогли полностью дать  характеристику  района, что еще для этого нам надо изучить? (предполагаемые ответы) Откройте тетрадь,  запишите,  тема урока: Поволжье. Население, природные  ресурсы и  хозяйство. Исходя из темы, попробуйте определить цель и задачи урока. Что вы должны сегодня на уроке  узнать? (предполагаемые ответы) Сегодня на уроке вы узнаете: ­ Как история формирования региона,  отразилась,  на этнический состав населения. ­ Какими ресурсами богат регион. ­ О спецификации хозяйства Поволжья. ­ О спецификации хозяйственных связей региона. ­ Проблемы региона. Проблемный вопрос. В конце нашего урока, попробуйте ответить на вопрос, какова роль  Волги в формировании специфики хозяйства Поволжья? 1) Население (Работа с учебником) Найдите в учебнике на стр. 260. Сколько проживает человек на  территории Поволжья? (16,5 млн. чел. , 11% населения страны). Плотность населения   составляет 31, 4 чел на 1 кв.км.  Где,  в основном проживает население? ( на берегах реки.) За  пределами речной  долины, плотность населения уменьшается. Наибольшая плотность в  Татарстане, наименьшая в Калмыкии. Все крупные города, как бусинки нанизаны на ниточку  Волги и ее крупнейшего притока – Кама. Посмотрите на карту в атласе. Что вы можете сказать о городе Пенза. ( это единственная  область, которую не пересекает Волга Но стоит на реке Сура.).  Прежде в регионе больше проживало сельского населения, а сейчас городского. Уровень  урбанизации составляет…… Найдите в учебнике, сколько? ( 74 %) В основном проживают русские  ­ 75 %.  Проживают: татары, чуваши, калмыки, мордва, казахи  и др.  Исповедуют религию:  преобладают христиане, татары – ислам, калмыки – буддизм.  ­ Когда в Поволжье появились немцы? (18 век)  ­ Какие народы подвергались насильственной миграции? (немцы, калмыки) Регион хорошо обеспечен трудовыми ресурсами. Здесь высококвалифицированная рабочая  сила. Экономический спад привел к тому, что в регионе возрос уровень безработицы. Теперь он  здесь выше, чем средний уровень в России. Почему? ( многие предприятия, особенно   оборонного значения сократили свое производство) 2) Природные ресурсы. Как вы думаете, какими природными ресурсами богат регион? (предполагаемые ответы)  Природные зоны: Территория Поволжья протянулась  от лесной зоны до полупустыни. Большая часть  территории  находится в степной и лесостепной зоне и имеет благоприятные природные  условия для развития  сельского хозяйства. Исключение составляет Калмыкия. Почему?  ( засушливый климат и засоленность почв). Минеральные ресурсы: Предсталены значительными запасами нефти в Татарстане и  Самарской области, природного газа в Астрахане, поваренной соли озера Баскунчак и Эльтон,  серы, строительный материал (мел, гипс, известняк. Водные ресурсы: Недостаток воды.  Лесные ресурсы: Леса расположены в основном  в северной части района, а в целом Поволжье  – лесодифицитный район страны. Агроклиматические и земельные ресурсы: ( условия для развития сельского хозяйства)  Рыбные ресурсы: Это,  прежде всего, осетровые (90 % мировых запасов) Каспийского моря. Природные условия: также влияют на развитие хозяйства района. Учащиеся называют природные условия и составляют таблицу. Природные условия Характеристика природных условий 1. Рельеф 2. Климат  На большей части территории равнинный  Умеренно­ континентальный , на юге  континентальный; теплое, на юге жаркое  лето; увлажнение на севере достаточное, на  юге­ недостаточное, возможны засухи 3. Природные зоны  Смешанные леса­ Татарстан; Пензенская  область Лесостепи  Ульяновская,Самарская,Пензенская  области; Степи­ Саратовская и Волгоградская  области, республика Калмыкия; Полупустыни­ Астраханская область,  республика Калмыкия Вывод: Природные условия и ресурсы достаточно благоприятны для хозяйственной  деятельности и проживания людей. 3) Промышленность. Заполните таблицу.( смотреть учебник, карту атласа) Работа в парах. Центры Отрасли специализации 1. Химическая  Новокуйбышевск, Чапаевск промышленность Продукция отраслей Производство  синтетического каучука, 2.Нефтяная и  газодобывающая 3. Нефтеперерабатывающая 4. Пищевая 5. Электрожэнергетика 6. Машиностроение 7. Сельское хозяйство автомобильные шины,  химические волокна,  пластмассы, азотные  удобрения, полиэтилен,  бытовая химия Добыча нефти и газа Мукомольное, соляное,  маслобойное производство Гидроэнергоресурсы Волги Производство, сборка  автомобилей, авиастроение,  ракетно­ космическое  производство, вертолеты,  троллейбусы, вездеходы,  КамАЗы. Пшеница, сахарная свекла,  подсолнечник, горчица,  скотоводство молочно –  мясного направления,  овцеводство, коневодство. Татарстан,  Новокуйбышевск,  Самарская область,  Волгоградская,  Астраханская, Саратовская Новокуйбышевск Самара ГЭС Волжская Тольятти, Самара,  Ульяновск, Казань, Энгельс,  Набережные Челны. Калмыкия ­ коневодство 4) Проблемы Экологическое загрязнение Волги и особенно водохранилища стоками промышленных  предприятий. Необходимость конверсий предприятий. На дне водохранилищ скопилось огромное количество вредных примесей. Сокращение осетровых рыб. IY.Обобщение:  В чем особенность этнического состава населения? Почему Поволжье называют «Всероссийской солянкой»? Как сельскохозяйственная специализация района зависит от климатических условий? Чем можно объяснить сложный религиозный состав региона? Каков уровень урбанизации  в регионе? Почему немцы эмигрируют в Германию? Вернемся к вопросу, который я задала вам в начале урока? Какова роль Волги в  формировании специфики хозяйства Поволжья?  Y.Рефлексия: 1. Достигли цели урока. 2. Что вы узнали нового при изучении темы? 3. Вам было интересно работать на уроке? 4. Какие возникли трудности при изучении темы? 5. Сможете об этом рассказать другим? 6.  Где в повседневной жизни вы сталкиваетесь с продукцией машиностроения? YI. Домашнее задание: Параграф 43. Творческое задание: Представьте, что вы организовали  туристическое агентство. Сделайте рекламные буклеты,  для совершающих туристическое  путешествие по волжским городам на теплоходе по маршруту  от Казани до Саратова.

Конспект урока "Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство" 9 класс

Конспект урока "Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство" 9 класс

Конспект урока "Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство" 9 класс

Конспект урока "Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство" 9 класс

Конспект урока "Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство" 9 класс

Конспект урока "Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство" 9 класс

Конспект урока "Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство" 9 класс

Конспект урока "Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство" 9 класс

Конспект урока "Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство" 9 класс

Конспект урока "Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство" 9 класс

Конспект урока "Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство" 9 класс

Конспект урока "Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство" 9 класс

Конспект урока "Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство" 9 класс

Конспект урока "Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство" 9 класс

Конспект урока "Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство" 9 класс

Конспект урока "Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство" 9 класс

Конспект урока "Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство" 9 класс

Конспект урока "Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство" 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2018