Разработка урока в 10-м классе по теме "Развитие культуры XIX века"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 08.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • завершить изучение темы: “формирование индустриальной цивилизации”, особенности её культурного развития; • продолжить формирование умений и навыков самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, вспомогательной литературы и иных дидактических материалов; • развивать понимание достижений культуры, чувства прекрасного, гуманистического понимания достижений; • развивать монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать. Тип урока: комбинированный – 2 часа. Формы и методы: частично-поисковый, оценка добытой информации, ее характеристика. Оборудование: • таблица, дидактические материалы (медиакомплекс); • учебное электронное издание “История нового времени”, альбом иллюстраций, карты. Литература: Волобуев О.В., Клоков В.А., Россия и мир. 10кл. М., “Дрофа”, 2005. Хрестоматия по новой истории 1670–1870. М., “Просвещение”, 1989 г. Предварительная подготовка: Подготовить сообщения по определенным вопросам (наука, техника, литература, и т.д. Объем – 2–4 стр.)
Иконка файла материала Разработка урока в 10-м классе по теме Развитие культуры XIX века.doc
Разработка урока в 10­м классе по теме "Развитие культуры XIX века" Цели:     завершить изучение темы: “формирование индустриальной цивилизации”, особенности её культурного развития; продолжить формирование умений и навыков самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной,  вспомогательной литературы и иных дидактических материалов; развивать понимание достижений культуры, чувства прекрасного, гуманистического понимания достижений; развивать монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать. Тип урока: комбинированный – 2 часа. Формы и методы: частично­поисковый, оценка добытой информации, ее характеристика. Оборудование:   таблица, дидактические материалы (медиакомплекс); учебное электронное издание “История нового времени”, альбом иллюстраций, карты. Литература: Волобуев О.В., Клоков В.А., Россия и мир. 10кл. М., “Дрофа”, 2005. Хрестоматия по новой истории 1670–1870. М., “Просвещение”, 1989 г. Предварительная подготовка: Подготовить сообщения по определенным вопросам (наука, техника, литература, и т.д. Объем – 2–4 стр.) ХОД УРОК 1­й урок. 1. Оргмомент – 2 мин. Формирование групп, приветствие, подготовка к работе. 2. Актуализация – (используя фронтальный опрос) – 3–8 мин. XVIII–XIX века время безоговорочной победы капиталистических отношений в передовых странах Европы и Северной  Америки, однако развитие капитализма проходило в них по­разному, различными путями. Вопрос: Назовите основные варианты развития капитализма? Ответ: Называют: классический (английский), прусский, фермерский (американский), французский, колониальный. Вопрос: Каковы особенности развития этих моделей? Ответ: Характеристика классического, прусского, фермерского, французского, колониального типов. Вопрос: Каковы их общие черты? Ответ: революции, формирование капиталистических отношений, национальных государств, колониализм. Действительно,  XVIII–XIX века вошли в мировую историю под названием “Века революций”. Революции произошли во  всех сферах общественной жизни, однако, были разными по характеру, имели разные цели и смысл. Вопрос: В каких сферах общественной жизни произошли революции? Ответ: Экономической (промышленный переворот, финансы и др., социально­политической (формирование  парламентаризма, свержение монархий, возникновение национальных государств и т.д.) называют страны. 3. Постановка дидактической задачи: Сегодня мы изучим культурное развитие в станах капитализма, попытаемся определить особенности развития духовной  сферы жизнедеятельности общества, в том числе роль науки и культуры в XIX веке. Учащиеся делятся на группы. Постановка задач каждой группе.Каждая группа получает задание для изучения отдельной отрасли культуры в форме памятки и инструкции (можно в  форме жеребьевки). 1 гр. – литература (учебник, п. 49, хрестоматия, гл. XIV, распечатки и иллюстрации из учебного электронного издания,  сообщения.) 2­гр. – общественная мысль (учебник, п.38, хрестоматия, гл. VII, сообщения, распечатки и иллюстрации из учебного  электронного издания). 3 гр. – наука, техника (п.48, хрестоматия, гл. XIV, распечатки, иллюстрации, сообщения). 4 гр. – просвещение (п.48, дидактические материалы). 5 гр. – театр, музыка (п.49, дидактические материалы). 6 гр. – живопись (п.49, дидактические материалы). Все нужные материалы находятся на отдельном столе, ими могут воспользоваться учащиеся. Для изучения материалов на  диске – можно воспользоваться компьютером. 4. Работа в группах: 25 мин. В каждой группе, учащиеся изучают один конкретный вопрос, (жанры, отрасли, открытия, представители), дополняют  найденным материалом, затем вносят в таблицу. Пример: Представитель Сфера деятельности Содержание достижения Р. Кох Микробиология Вакцина, медицина Эдисон, Тесла Физика,  электротехника Лампы накаливания,  фонограф На обороте страницы указывается состав группы, с самооценкой на основе своего вклада в изучении вопроса. (Иванов П.– физика – 4, Петрова Г. – биология – 5 и т.д.) 2­й урок 5. Озвучивание изученного материала: Представитель от группы раскрывает содержание изучаемого вопроса по изученному материалу, представляя  иллюстрации, схемы, остальные заполняют со слов докладчика данные изученного материала в сводную таблицу. Время  выступления – до 4 мин. Литература Общественна я мысль Наука, техник а Просвещени е Живопис ь Театр, музык а             6. Выводы: в итоге делается вывод: – 1 мин. Развитие культуры в XIX веке так же имело революционный характер, был совершен прорыв во всех отраслях культуры,  который заложил фундамент для бурного развития культуры в ХХ веке. 7. Учителем объявляются оценки по выступлениям, собираются оценки по работе над отраслевой таблицей, дежурный  собирает тетради для проверки сводной таблицы. – 2 мин. 8. Контроль и обобщение знаний: объявляется и раздается задание для проверки изученного материала в виде тестового  задания. До 8 мин. (тесты решаются на выданном учителем листке путем подчёркивания правильного ответа.). Если остается свободное время – проводится рефлексия.