Разработка урока в 7 классе по теме: "Происхождение птиц "
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
7 кл
13.05.2017
Урок разработан для учащихся, изучающих курс зоологии. В плане урока включен опрос учащихся по прошлому уроку, изучение нового материала, фронтальный опрос учащихся, закрепление нового материала. Урок комбинированный, имеет место применение разнообразных форм и методов обучения. Урок полезен учителям, работающим с учащимися седьмых классов.Разработка урока в 7 классе по теме: "Происхождение птиц "
птицы.docx
Разработка урока в 7 классе по теме: "Происхождение птиц "
Учитель биологии КГУ СОШ №65 Арыстанбекова Рауана Ералиевна
Урок на тему: «Происхождение птиц»
Цель:
1) показать сходство в организации птиц и пресмыкающихся
2)подвести к самостоятельному выводу о происхождении птиц от древних
пресмыкающихся
Оборудование:
компьютер, дискCDRV,табл«Компсогнатус»,табл«Протоавес»,табл «Археоптерикс»,табл
«Конфуциозорнис», табл. «Эмбриональное сходство зародышей», макет «Археоптерикс».
I. Орг. момент
II. Опрос домашнего задания
Ход урока:
1 Индивидуальная работа по карточкам.
2 Индивидуальная работа у доски – составление таблицы 1.
3 Фронтальный опрос (беседа)
III. Изучение нового материала
а)Проверка таблицы «Сравнительная характеристика кл.пресмыкающиеся и кл.птицы»
Постановка проблемного вопроса: Какие классы животных мы до этого изучали?
Как вы думаете, от какого класса животных произошли птицы? Как вы можете доказать
правоту своего предположения?
(Примечание: предлагаемая таблица кратко характеризует особенности строения
животных каждого класса.)
Табл. 1 «Сравнительная характеристика кл.пресмыкающиеся и кл.птицы»
Класс Пресмыкающиеся
1 Форма тела, передвижение
2 Кожа, производные кожи
3 ОДС
4 Кровен. система
5 Дыхат. система
6 Пищеварит. система
7 Выделит. система
8 Половая система
9 Развитие
Класс Птицы
1 Форма тела, передвижение
2 Кожа, производные кожи
3 ОДС
4 Кровен. система
5 Дыхат. система
6 Пищеварит. система
7 Выделит. система
8 Половая система
9 Развитие 10 Нервная система
10 Нервная система
б)Вопрос: В чем выражается сходство птиц и пресмыкающихся?
в)Общий вывод: Исходя из данных таблицы, можно сформулировать вывод, что
сходство в данных классах выражается в строении …
Но есть и различие в строении животных этих классов, которое в проявляется в …
Так как, нами было найдено больше сходства в строении систем органов у птиц и
пресмыкающихся, то мы можем предположить, что предками птиц являлись древние
пресмыкающиеся. Теперь мы попробуем доказать это.
Итак, если наши предположения верны, то первое доказательство мы должны искать у
древних пресмыкающихся. О том, что предками птиц являлись древние пресмыкающиеся,
свидетельствуют палеонтологические данные (краткие сообщения учащихся):
Сообщение «Компсогнатус» демонстрация слайдов
Сообщение «Протоавес» демонстрация слайдов
Сообщение «Археоптерикс» демонстрация слайдов
Сообщение «Конфуциозорнис» демонстрация слайдов
Также имеется подтверждение происхождения птиц от рептилий и по
эмбриологическим данным – объяснение сходства в строении эмбрионов птиц и рептилий
(таблица «Эмбриональное сходство зародышей»), краткое упоминание о законе
зародышевого сходства К.Бэра.
И последнее подтверждение нашей теории мы можем найти в таблице «Сравнительная
характеристика кл.пресмыкающиеся и кл.птицы» это черты сходства в строении
различных систем органов у птиц и рептилий. Иначе это называется сравнительно
анатомическими данными.
Итак, основываясь на всех доказательствах, мы можем смело утверждать, что предками
птиц являются древние пресмыкающиеся.
Теперь, перечислим эти три основных доказательства: (конспектирование в тетрадях)
Доказательства происхождения:
1 Палеонтологические данные:
а) ископаемые формы – перечисление, акцент – появление прогрессивных черт
2 Эмбриологические данные – закон зародышевого сходства К.Бэра.
3 Сравнительноанатомические данные – сходство в строении основных систем
органов. Физ. минутка
IV. Закрепление
а) Заполнение предлагаемой таблицы
«Ископаемые предки птиц»
Ископаемые виды животных Признаки пресмыкающихся
Однородные зубы, чешуя,
1. Компсогнатус
скелет пресмыкающихся и
Признаки птиц
Задние конечности как у
птиц, некоторые роговые
чешуйки преобразовались в
перья и т.д.
Появление
перьев,
формирование первичного
т.д.
Однородные зубы, кости
скелета не имеют полостей и
2. Археоптерикс
3. Протоавес
т.д.
Однородные зубы, строение
клюва, «вилочка» и т.д.
Изменение в строении
скелета – есть черты
рептилий, и т.д.
костей черепа – увеличение
глазниц,в строении скелета
4. Конфуциозорнис
Задние конечности покрыты
чешуей, имеют когти
имеется больше птичьих
черт и т.д.
Есть киль, грудина, вороньи
кости,
скелета
кости
частично полые. Передние
конечности преобразованы в
крылья и т.д.
(примечание – таблица 2 составляется учащимися с помощью учебника, а также
самостоятельного анализа предлагаемых таблиц с изображением ископаемых видов
животных)
V. Подведение итогов:
1) Объяснение домашнего задания
2) Оценки за урок
VI. Рефлексия
Разработка урока в 7 классе по теме: "Происхождение птиц "
Разработка урока в 7 классе по теме: "Происхождение птиц "
Разработка урока в 7 классе по теме: "Происхождение птиц "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.