Разработка урока "Влажность воздуха"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока для 8 класса по физике к учебнику А.В. Перышкин. К уроку предусмотрен лист самооценки (для каждого лежат на столах). Учащиеся после урока сдают листы самооценки учителю (цель преследуемая педагогам – для себя определить, у кого какие проблемы существуют при изучении влажности).
Иконка файла материала влажность воздуха_8.docx
Учитель физики Бойко Лариса Анатольевна МБОУ Русская СОШ им. М.Н. Алексеева Урок  по физике  для 8 класса  на тему: «Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха». Цели  урока:  ввести понятие и выяснить физический смысл влажности воздуха; рассмотреть способы практического определения влажности воздуха. Задачи:  Образовательные:  дать понятие влажности воздуха;  научить измерять влажность воздуха;   обеспечить углубление знаний о прикладной направленности физики; Развивающие:  развивать логическое мышление учащихся и интеллекта;  способствовать овладению ими исследовательскими умениями;  формулировать выводы по изученному материалу;  развитие грамотной устной речи;  развитие навыков практической работы. Воспитательные:   развивать коммуникативные компетенции учащихся и умения работать в группе. Тип урока:  комбинированный урок Оборудование:  компьютер   и   мультимедиа­проектор,   презентация   к   уроку   «Влажность воздуха», психрометрическая таблица, лист самооценки.                       Базовый учебник: Физика 8 кл. учебник для общеобразовательных учреждений / А.В. Перышкин – М.: Дрофа, 2013/ Заполнение листа самооценки (для каждого лежат на столах). Учащиеся после урока сдают листы самооценки учителю (цель преследуемая педагогам – для себя определить, у кого какие проблемы существуют при изучении влажности). План урока: 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. 3. Изучение нового материала. 4. Закрепление изученного материала. 5. Практическая работа "Определение относительной влажности ". 6. Подведение итогов урока. 7. Домашние задание.Ход урока: I.               II.               Организационный момент.  Актуализация знаний Учитель:  Здравствуйте   ребята!   Изучая   физику,   мы   можем   объяснить   причину возникновения множества явлений протекающих вокруг нас, опираясь на знания, полученные на предыдущих уроках и, конечно же, хочется узнать еще больше.  О чем же пойдет сегодня речь? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам ответить на  мои вопросы и сказать, о каком явлении идёт речь. Он белёсый и сырой, Опустился над землёй. Словно облако упало, И домов не видно стало. Над рекою он плывёт, А с рассветом пропадёт  Ответ учащихся: Речь идёт о тумане.  В небе белая вода.          Душ включает иногда.          Хочет вымыть всё вокруг –          От дорожки и до рук.          А порой – летает быстро          В небе голубом и чистом.          Ночью звёзды закрывает…          Как же это называют? Ответ учащихся: Речь идёт об облаках На траве она лежит,          Хоть вода, но не бежит.          Не ручей, и не река,          И не дождик в облаках!          Точно! Не дождинка! ­          Ведь она ­ ... !.  Ответ учащихся: Речь идёт о росе. В белом бархате деревня —          И заборы, и деревья.          А как ветер нападёт,          Этот бархат опадёт.  Ответ учащихся: Речь идёт про иней.Он бывает очень сильный,          Поливает всех обильно.          Из ведра как ­ будто льется!          Проливным тогда зовется.          Есть грибной ­ полезный очень,          И слепой есть, между прочим.          Иногда ж простым бывает.          Кто быстрее даст ответ, Ну конечно это   Ответ учащихся: Речь идёт про дождь. Учитель: Что объединяет эти понятия? Ответ учащихся: Вода, данные явления образуются в результате конденсации водяного пара содержащегося в воздухе Учитель:  Вы совершенно правы. С поверхности морей, рек, водоемов самопроизвольно, непрерывно и при любой температуре происходит испарение, за год испаряется свыше 500 000 км3 воды, т. е. количество воды, почти равное количеству воды в Чёрном море. Вследствие этого в окружающем нас воздухе постоянно находится водяной пар.  Конечно, количество водяных паров в воздухе не везде одинаково. Вблизи морей и океанов содержание водяных паров больше, чем в глубине материков.  Как вы думаете, о чем говорит наличие водяного пара в воздухе? Ответ учащихся: О наличии воды в воздухе, влажности воздуха. Учитель: Вот мы и подошли к теме нашего урока «Влажность воздуха».  III   .     Изучение нового материала Учитель:  Откроем тетради и запишем тему урока «Влажность воздуха». Влажность воздуха – это содержание водяного пара в атмосфере.   Так ли это важно, знать влажность воздуха?  Степень влажности воздуха оказывает влияние на многие процессы, протекающие на Земле, поэтому измерение и регулирование влажности имеет большое практическое значение.  Влажность ­ важный экологический показатель среды.   Продукты питания, строительные материалы и даже многие электронные компоненты  допускается хранить в строго определённом диапазоне относительной влажности воздуха.  Влажность играет огромную роль для растений и животных.  Большое значение имеет знание влажности в метеорологии для предсказания погоды, имеет  большое значение для жизнедеятельности человека.  Медики утверждают, что хорошее самочувствие человека зависит от влажности воздуха.  Для  оценки степени влажности  используют понятия абсолютной и относительной влажности Абсолютная влажность показывает, сколько граммов водяного пара содержится в воздухе объемом 1м3  при данных условиях, т.е. плотность водяного пара. Чтобы судить о степени влажности воздуха, важно знать, близок или далек водяной пар, находящийся в воздухе от насыщения. Для этого вводят физическую величину  относительную влажность воздуха.Относительная влажность воздуха φ называют отношение абсолютной влажности воздуха ρ к плотности ρ0 насыщенного водяного пара при той же температуре, выраженное в %. –φ  –ρ относительная влажность, % абсолютная влажность воздуха, плотность водяного пара, кг/м3 ρ0– плотность насыщенного пара (при той же температуре), кг/м3 Если влажный воздух охладить, то при некоторой температуре находящийся в нем пар можно довести до насыщения. При дальнейшем охлаждении водяной пар начнет конденсироваться в виде росы. Температура, при которой это случается, называется точкой росы. Влажность   воздуха   является   одним   из   важнейших   параметров   атмосферы,   который определяет погоду, а также то, насколько комфортно чувствует себя человек в данный момент времени. Оптимальная для человека влажность 40­60%. Для определения  влажности воздуха используют такие приборы как гигрометр и психрометр. Гигрометры бывают двух видов: конденсационные и волосные.                          Конденсационный   гигрометр, определения абсолютной влажности.   для Волосной   гигрометр, относительной влажности.   для   определения (Рассказать о строении гигрометров).   Еще   одним   прибором   для   определения   влажности   воздуха   является   психрометр   (по   др. гречески   "психрос"   означает  холодный).   Обычно   пользуются   в   тех   случаях,   когда   требуется достаточно точное и быстрое определение влажности воздуха.  Психрометр  состоит   из   двух   термометров,   один   из термометров   обмотан   тканью,   конец   которой   опущен   в воду   комнатной   температуры.   Сухой   термометр регистрирует   температуру   воздуха,   а   влажный   — температуру   испаряющейся   воды.   Разность   показаний сухого и влажного термометров зависит от относительной влажности   воздуха.   Зная   эту   разность   температур, определяют   относительную   влажность   воздуха   по специальным психрометрическим таблицам.Принцип работы:  1. Снять показания «сухого» и «влажного» термометров. 2. Определить разность  показаний термометров.  3.   На   пересечении   столбцов   психрометрической   таблицы   «температура   воздуха»   (по вертикали)  и  Δt (по горизонтали) найти  значение относительной  влажности воздуха.  . Закрепление изученного.  IV  Задача1.  Температура сухого термометра равна 10 0С, температура влажного термометра – 8 0С. Определите относительную влажность воздуха. (Ответ: 76%) Задача 2. Влажность воздуха равна 65%, а показание сухого термометра равно 10 0С. Какую температуру показывает влажный термометр?  (Ответ: tвл=7 0С). Задача 3. Разность показаний сухого и влажного термометров равна 10  0С. Относительная влажность воздуха 20%. Чему равны показания сухого и влажного термометра. (Ответ tc=18 0C? tвл=8 0С). V   . Практическая работа «Определение влажности воздуха» Оборудование:  термометр   демонстрационный,   термометр   лабораторный,   стакан   с   водой комнатной температуры, кусок марли, нитки, вата, психрометрическая   таблица.  ТБ: Помните, что термометр – стеклянный, с ним нужно обращаться осторожно и бережно. После   выполнения   задания   обязательно   положите   термометр   в   футляр.   Для     более   точного определения температуры  расположите термометр  так, чтобы столбик термометра  оказался на уровне глаз. Указания к работе. 1. С помощью демонстрационного термометра измерьте температуру воздуха в классе – tсух. 2. Оберните резервуар лабораторного термометра марлей так, чтобы кончик ткани свободно свисал вниз, и закрепите его ниткой. 3. Держа термометр за его верхний край, опустите свисающую часть ткани в воду. Вода должна смочить ткань. При этом резервуар термометра должен оставаться выше уровня воды в стакане. 4. Наблюдая за показаниями термометра, запишите самое низкое показание термометра, это значит  tвлаж. 5. Результаты измерений занесите в таблицу.t сухого, 0С t влажного, 0С t сухого – t влажного, 0С       Относительная , %φ влажность     6. С помощью психрометрической таблицы определите относительную влажность воздуха в классе.  VI   .   Подведение итогов урока. И так ребят, давайте подведем итоги нашего урока. Что нового вы для себя узнали?  В воздухе всегда содержится некоторое количество водяного пара.   Величина,   характеризующая   содержание   водяных   паров   в   различных   частях   атмосферы Земли, называется влажностью воздуха.  Влажность воздуха влияет на растения, животных, на сохранность техники и оборудования, на здоровье человека  Контролируя   влажность   воздуха   можно   добиться   отличной   сохранности   оборудования, техники, книг, избежать плохого самочувствия  Для хорошего самочувствия и здоровья необходимо, чтобы относительная влажность была в пределах от 40 до 60%. Оптимальная влажность составляет 45%. Как вы думаете, можно ли изученную сегодня тему считать важной для здоровья человека? Будите ли вы применять полученные сегодня знания для улучшения своего здоровья? VII    .   Домашнее задание.   § 19.   Подготовить сообщение, используя различные источники, в том числе ресурсы Интернет «Значение  влажности воздуха при исследовании различных явлений в атмосфере, для некоторых видах   производства,   для   поддержания   определённой   влажности   в   библиотеках   и   музеях,   для здоровья человека и заживления ран». Фамилия, имя учащегося Лист самооценки Оценка «+» «­» Устный опрос Умею ли я выполнять  эскпирементальные задания? Усвоил (а)  ли я понятие  влажности? Знаю ли я способы измерения  влажности воздуха? Могу ли я применять полученные  знания на практике?Смогу ли я самостоятельно  измерять влажность воздуха? Знаю ли я роль влажности? Понравился ли Вам урок? а) было легко и интересно, б) было трудно, но интересно, в) было трудно и интересно Чувствовали ли вы себя  комфортно на уроке? Нужно ли проводить такие уроки? А) да Б) нет