Конспект урока для 8 класса по физике к учебнику А.В. Перышкин. К уроку предусмотрен лист самооценки (для каждого лежат на столах). Учащиеся после урока сдают листы самооценки учителю (цель преследуемая педагогам – для себя определить, у кого какие проблемы существуют при изучении влажности).
Учитель физики Бойко Лариса Анатольевна
МБОУ Русская СОШ им. М.Н. Алексеева
Урок по физике для 8 класса на тему:
«Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха».
Цели урока: ввести понятие и выяснить физический смысл влажности воздуха; рассмотреть
способы практического определения влажности воздуха.
Задачи:
Образовательные:
дать понятие влажности воздуха;
научить измерять влажность воздуха;
обеспечить углубление знаний о прикладной направленности физики;
Развивающие:
развивать логическое мышление учащихся и интеллекта;
способствовать овладению ими исследовательскими умениями;
формулировать выводы по изученному материалу;
развитие грамотной устной речи;
развитие навыков практической работы.
Воспитательные:
развивать коммуникативные компетенции учащихся и умения работать в группе.
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: компьютер и мультимедиапроектор, презентация к уроку «Влажность
воздуха», психрометрическая таблица, лист самооценки.
Базовый учебник: Физика 8 кл. учебник для общеобразовательных учреждений / А.В.
Перышкин – М.: Дрофа, 2013/
Заполнение листа самооценки (для каждого лежат на столах). Учащиеся после урока сдают
листы самооценки учителю (цель преследуемая педагогам – для себя определить, у кого какие
проблемы существуют при изучении влажности).
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление изученного материала.
5. Практическая работа "Определение относительной влажности ".
6. Подведение итогов урока.
7. Домашние задание.Ход урока:
I.
II.
Организационный момент.
Актуализация знаний
Учитель:
Здравствуйте ребята! Изучая физику, мы можем объяснить причину
возникновения множества явлений протекающих вокруг нас, опираясь на знания, полученные на
предыдущих уроках и, конечно же, хочется узнать еще больше.
О чем же пойдет сегодня речь? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам ответить на
мои вопросы и сказать, о каком явлении идёт речь.
Он белёсый и сырой,
Опустился над землёй.
Словно облако упало,
И домов не видно стало.
Над рекою он плывёт,
А с рассветом пропадёт
Ответ учащихся: Речь идёт о тумане.
В небе белая вода.
Душ включает иногда.
Хочет вымыть всё вокруг –
От дорожки и до рук.
А порой – летает быстро
В небе голубом и чистом.
Ночью звёзды закрывает…
Как же это называют?
Ответ учащихся: Речь идёт об облаках
На траве она лежит,
Хоть вода, но не бежит.
Не ручей, и не река,
И не дождик в облаках!
Точно! Не дождинка!
Ведь она ... !.
Ответ учащихся: Речь идёт о росе.
В белом бархате деревня —
И заборы, и деревья.
А как ветер нападёт,
Этот бархат опадёт.
Ответ учащихся: Речь идёт про иней.Он бывает очень сильный,
Поливает всех обильно.
Из ведра как будто льется!
Проливным тогда зовется.
Есть грибной полезный очень,
И слепой есть, между прочим.
Иногда ж простым бывает.
Кто быстрее даст ответ,
Ну конечно это
Ответ учащихся: Речь идёт про дождь.
Учитель: Что объединяет эти понятия?
Ответ учащихся: Вода, данные явления образуются в результате конденсации водяного пара
содержащегося в воздухе
Учитель: Вы совершенно правы.
С поверхности морей, рек, водоемов самопроизвольно, непрерывно и при любой температуре
происходит испарение, за год испаряется свыше 500 000 км3 воды, т. е. количество воды, почти
равное количеству воды в Чёрном море. Вследствие этого в окружающем нас воздухе постоянно
находится водяной пар. Конечно, количество водяных паров в воздухе не везде одинаково. Вблизи
морей и океанов содержание водяных паров больше, чем в глубине материков.
Как вы думаете, о чем говорит наличие водяного пара в воздухе?
Ответ учащихся: О наличии воды в воздухе, влажности воздуха.
Учитель: Вот мы и подошли к теме нашего урока «Влажность воздуха».
III
. Изучение нового материала
Учитель: Откроем тетради и запишем тему урока «Влажность воздуха».
Влажность воздуха – это содержание водяного пара в атмосфере.
Так ли это важно, знать влажность воздуха?
Степень влажности воздуха оказывает влияние на многие процессы, протекающие на Земле,
поэтому измерение и регулирование влажности имеет большое практическое значение.
Влажность важный экологический показатель среды.
Продукты питания, строительные материалы и даже многие электронные компоненты
допускается хранить в строго определённом диапазоне относительной влажности воздуха.
Влажность играет огромную роль для растений и животных.
Большое значение имеет знание влажности в метеорологии для предсказания погоды, имеет
большое значение для жизнедеятельности человека.
Медики утверждают, что хорошее самочувствие человека зависит от влажности воздуха.
Для оценки степени влажности используют понятия абсолютной и относительной влажности
Абсолютная влажность показывает, сколько граммов водяного пара содержится в воздухе
объемом 1м3 при данных условиях, т.е. плотность водяного пара.
Чтобы судить о степени влажности воздуха, важно знать, близок или далек водяной пар,
находящийся в воздухе от насыщения. Для этого вводят физическую величину относительную
влажность воздуха.Относительная влажность воздуха φ называют отношение абсолютной влажности воздуха
ρ к плотности ρ0 насыщенного водяного пара при той же температуре, выраженное в %.
–φ
–ρ
относительная влажность, %
абсолютная влажность воздуха, плотность
водяного пара, кг/м3
ρ0–
плотность насыщенного пара (при той же
температуре), кг/м3
Если влажный воздух охладить, то при некоторой температуре находящийся в нем пар можно
довести до насыщения. При дальнейшем охлаждении водяной пар начнет конденсироваться в виде
росы. Температура, при которой это случается, называется точкой росы.
Влажность воздуха является одним из важнейших параметров атмосферы, который
определяет погоду, а также то, насколько комфортно чувствует себя человек в данный момент
времени.
Оптимальная для человека влажность 4060%.
Для определения влажности воздуха используют такие приборы как гигрометр и психрометр.
Гигрометры бывают двух видов: конденсационные и волосные.
Конденсационный гигрометр,
определения абсолютной влажности.
для
Волосной гигрометр,
относительной влажности.
для определения
(Рассказать о строении гигрометров).
Еще одним прибором для определения влажности воздуха является психрометр (по др.
гречески "психрос" означает холодный). Обычно пользуются в тех случаях, когда требуется
достаточно точное и быстрое определение влажности воздуха.
Психрометр состоит из двух термометров, один из
термометров обмотан тканью, конец которой опущен в
воду комнатной температуры.
Сухой термометр
регистрирует температуру воздуха, а влажный —
температуру испаряющейся воды. Разность показаний
сухого и влажного термометров зависит от относительной
влажности воздуха. Зная эту разность температур,
определяют относительную влажность воздуха по
специальным психрометрическим таблицам.Принцип работы:
1. Снять показания «сухого» и «влажного» термометров.
2. Определить разность показаний термометров.
3. На пересечении столбцов психрометрической таблицы «температура воздуха» (по
вертикали) и Δt (по горизонтали) найти значение относительной влажности воздуха.
. Закрепление изученного.
IV
Задача1. Температура сухого термометра равна 10 0С, температура влажного термометра –
8 0С. Определите относительную влажность воздуха.
(Ответ: 76%)
Задача 2. Влажность воздуха равна 65%, а показание сухого термометра равно 10 0С. Какую
температуру показывает влажный термометр?
(Ответ: tвл=7 0С).
Задача 3. Разность показаний сухого и влажного термометров равна 10 0С. Относительная
влажность воздуха 20%. Чему равны показания сухого и влажного термометра.
(Ответ tc=18 0C? tвл=8 0С).
V . Практическая работа «Определение влажности воздуха»
Оборудование: термометр демонстрационный, термометр лабораторный, стакан с водой
комнатной температуры, кусок марли, нитки, вата, психрометрическая таблица.
ТБ: Помните, что термометр – стеклянный, с ним нужно обращаться осторожно и бережно.
После выполнения задания обязательно положите термометр в футляр. Для более точного
определения температуры расположите термометр так, чтобы столбик термометра оказался на
уровне глаз.
Указания к работе.
1. С помощью демонстрационного термометра измерьте температуру воздуха в классе – tсух.
2. Оберните резервуар лабораторного термометра марлей так, чтобы кончик ткани свободно
свисал вниз, и закрепите его ниткой.
3. Держа термометр за его верхний край, опустите свисающую часть ткани в воду. Вода
должна смочить ткань. При этом резервуар термометра должен оставаться выше уровня воды в
стакане.
4. Наблюдая за показаниями термометра, запишите самое низкое показание термометра, это
значит tвлаж.
5. Результаты измерений занесите в таблицу.t сухого, 0С
t влажного, 0С
t сухого – t влажного, 0С
Относительная
, %φ
влажность
6. С помощью психрометрической таблицы определите относительную влажность воздуха в
классе.
VI
. Подведение итогов урока.
И так ребят, давайте подведем итоги нашего урока. Что нового вы для себя узнали?
В воздухе всегда содержится некоторое количество водяного пара.
Величина, характеризующая содержание водяных паров в различных частях атмосферы
Земли, называется влажностью воздуха.
Влажность воздуха влияет на растения, животных, на сохранность техники и оборудования,
на здоровье человека
Контролируя влажность воздуха можно добиться отличной сохранности оборудования,
техники, книг, избежать плохого самочувствия
Для хорошего самочувствия и здоровья необходимо, чтобы относительная влажность была в
пределах от 40 до 60%. Оптимальная влажность составляет 45%.
Как вы думаете, можно ли изученную сегодня тему считать важной для здоровья человека?
Будите ли вы применять полученные сегодня знания для улучшения своего здоровья?
VII
. Домашнее задание.
§ 19. Подготовить сообщение, используя различные источники, в том числе ресурсы Интернет
«Значение влажности воздуха при исследовании различных явлений в атмосфере, для некоторых
видах производства, для поддержания определённой влажности в библиотеках и музеях, для
здоровья человека и заживления ран».
Фамилия, имя учащегося
Лист самооценки
Оценка
«+»
«»
Устный опрос
Умею ли я выполнять
эскпирементальные задания?
Усвоил (а) ли я понятие
влажности?
Знаю ли я способы измерения
влажности воздуха?
Могу ли я применять полученные
знания на практике?Смогу ли я самостоятельно
измерять влажность воздуха?
Знаю ли я роль влажности?
Понравился ли Вам урок?
а) было легко и интересно,
б) было трудно, но интересно,
в) было трудно и интересно
Чувствовали ли вы себя
комфортно на уроке?
Нужно ли проводить такие уроки?
А) да
Б) нет