Разработка урока "В.В. Бианки"Музыкант""

  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной разработке можно проследить разнообразные формы работы с текстом при изучении данного литературного произведения. на уроке.Описаны групповые и индивидуальные формы работы, которые можно использовать при объяснении данного материала. Описаны интересные формы работы со словарными словами, иллюстрационным материалом на уроке
Иконка файла материала Бианки Музыкант.docx
Тема: В.В. Бианки «Музыкант». Выработка умений работать с текстом. Цель: Познакомить с творчеством В.В. Бианки и его рассказом  «Музыкант». Задачи: 1. Продолжить обучение пересказу текста по наводящим вопросам учителя;     2.   Отрабатывать   грамотное   выразительное   чтение;   развивать   речь,   навыки выразительного чтения, дружелюбие в общении; 3.   Расширять   представления   учащихся   о   взаимоотношениях   человека   с   природой, животным миром, формировать бережное отношение ко всему живому. 4.Воспитывать   нравственно­эстетическое   отношение   к   природе,   любви   в   родной природе, чувство сострадания, сопереживания к животным. Методы   работы:   объяснительно­иллюстративные,   словесные,   практические,   наглядные, частично­поисковые. Тип  урока:   комбинированный  Оборудование:   портрет   В.   Бианки,   выставка   книг   ,   сигнальные   карточки,   учебник «Литературное чтение» ­ 1 часть (авторы М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, А.Ф. Климанова), иллюстрации                                                              Ход урока 1.Организационный момент.                      ­ К нам пришли гости, пожалуйста,   повернитесь и поздоровайтесь с ними, подарите им свои улыбки. (Дети приветствуют гостей и поворачиваются к учителю.) 2. Актуализация знаний и учений.  Проверка домашнего задания Ребята,    на  прошлом  уроке  вы  познакомились  с  рассказом  «Храбрый  утенок» утенок».  ­   Скажите  пожалуйста, кто автор этого рассказа? ( Борис Житков) 2.1. Литературный квадрат. (Дать определение лексического значения слова­  то, что обозначает это слово)­   РАЗВИВАЕМ   ГЛАЗОМЕР С Т Р Е К О С О Х Р А З Д С Б А О Е Д Р С Ы Т А Е ЦСтрекоза, сосед, досыта, храбрец Стрекоза – летающее насекомое, имеющее 6 конечностей­лапок Сосед­ Человек, который живёт вблизи, рядом с кем­то Досыта ­ наесться в   волю Храбрец ­ храбрый человек, смельчак 2.2.Отвечаем на вопросы ­ Почему хозяйка решила, что утята заболели? ­ Почему  утята боялись стрекозы?  ­ Почему Алеша не испугался стрекозы?  ­Как  утята избавились от злой стрекозы?  2.3.Зачитайте  отрывок  текста, где утенок  избавился от  злой стрекозы.  ( с.140) ­ чтение  цепочкой. ­Кем оказался утёнок Алёша ­ хвастуном или храбрецом? Почему?             3. Формулировка темы урока и проблемное учебное действие. ­Чтобы отгадать фамилию автора,  с которым вы познакомитесь на этом уроке.   нам необходимо  отгадать кроссворд.  1.Проворная  зверюшка  Живет в дупле­избушке.  Целый день скок­поскок,  Отыскала грибок,  Нанизала на сучок,  Заготовила впрок. (Белка) 4.На носу зверь носит рог И зовётся...носорог 2.Он себя, хоть не летает, Важной птицею считает, Но красавцу все вокруг  Говорят, что он … (индюк)! 5.В нашем доме кто живет? Молоко из миски пьет.  По ночам мышей гоняет. Днем на лавке отдыхает. Больше никаких забот. Ну, конечно, это...(кот) !!! 3.Он живет на крыше дома –  Длинноногий, длинноносый,  Длинношеий, безголосый.  Он летает на охоту За лягушками к болоту.  (аист) 6.Он огромный и усатый, И ( к тому же) полосатый. Если встретишь, не до игр! Потому что это ­  ….(Тигр) ­Давайте, прочитаем, фамилию писателя,  с творчеством которого мы сегодня   будем знакомиться на уроке. Познакомиться с творчеством В.В. Бианки и его рассказом «Музыкант»  Учиться правильно, выразительно читать и анализировать  Учиться давать полные грамотные ответы на поставленные вопросы4. Работа по теме урока. 4.1. Рассказ учителя с элементами беседы                                                       ( ПОРТРЕТ) Виталий родился в семье   орнитолога  ( орнитолог это специалист, который  изучает птиц) Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталик впервые  отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять­шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем. Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое  ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию. Одно время  увлекался футболом, даже входил в гимназическую команду. Закончил  Петербургский    университет.  Создал за свою жизнь  более 300 произведений о природе .Их герои­ животные,  птицы, растения. Почти все его произведения научны­ они рассказывают о  живом мире природы, учат детей бережно  относится к ней, любить ее. 4.2.Работа с выставкой книг.             Я хотела бы обратить ваше внимание на выставку книг.              Прочитав их, вы сможете познакомиться с новыми произведениями              этого  писателя.             4.3.На уроке мы будем читать о животном, а о каком, вы узнаете,             отгадав загадку.                 Летом ходит без дороги Возле сосен и берёз,      А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. (Медведь) Молодцы, это произведение будет про медведя. Медведь, медведь, медведь. Медведь будет одним из главных героев нашего  рассказа, с которым мы сегодня познакомимся.   ­ А  чтобы вы хотели о них узнать? 1.­ Где обитают медведи? ( В нашей стране этот вид обитает почти во всех лесах, кроме самых южных. )2.­ Вес медведя?  (Средние особи достигают в массе от 350 до 600 килограммов. Длина тела бурых медведей от 1,2 до 2 метров. Самцы, как правило, крупнее самок почти в 2 раза.) 3.­ Чем питаются медведи?( Большую часть рациона для него составляет растительная пища:   лесные   ягоды   (черника,   малина),   овес   и   кукуруза.   Питается   он   и насекомыми,   и   их   личинками.   Очень   часто   лакомится   медом.   На   крупных животных нападает редко, а вот среди мелких любит поесть мышей, яйца куриц и их цыплят. Придя за пищей к водоему, медведи очень хорошо рыбачат и потом с удовольствием поедают свой улов.) А кто знает, какое любимое лакомство медведей? (слушаю ответы детей) ­ Верно, мёд!  (Учитель читает скороговорку, которая появляется на экране ) Мед в лесу медведь нашел, мало мёда – много пчел. (дети вместе со мной проговаривают эту скороговорку!) Работа со скороговоркой.  ( РЕЧЕВАЯ  РАЗМИНКА) ­ Прочитаем вместе:  А) медленно;               А) тихо; Б) громко;                   Б) быстрее; В) еще громче.            В) еще быстрее  Откройте учебник на          с. 142, и давайте прочтем  название произведения.  (Музыкант) Музыкант   –   артист,   играющий   на   музыкальном   инструменте,   человек, занимающийся музыкой. ­ А что такое рассказ? Рассказ – это малая форма литературы, в которой дается описание какого­либо  события из жизни героев. 4.4.Словарная работа             В произведении нам встретятся несколько незнакомые для вас слова. ­Прочитайте 1 слово. Что оно обозначает? (Потом сама говорю) Медвежатник – охотник на медведейЗавалинка – невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы Опушка – край леса Колхозник – человек, занимающийся сельским хозяйством;  Щепка ­ тонкая пластинка, отколотая от дерева.            А сейчас, перед чтением произведения, давайте отправимся отдохнуть на лесную полянку!           Я буду вам называть  – музыкальный инструмент, а вы мне показываете, как на нем играть. А если я назову вам любое другое слово, тогда пусть звучат аплодисменты. Итак, начали:  Скрипка! (дети показывают) Завалинка! (аплодисменты) Медвежатник! (аплодисменты) Баян! (дети показывают) Пианино!(дети показывают) Барабан! (дети показывают) Саксофон!  (дети показывают) ­ Замечательно, пожалуйста, садитесь! ­ Произведение, которое мы сегодня будем читать, для нас объемное, и одна из задач урока как можно больше узнать о героях рассказа, а поэтому сейчас сядьте поудобнее и приготовьтесь меня послушать, а когда я закончу чтение, ответьте мне на вопрос:         ­ «Почему автор назвал рассказ «Музыкант»? (медведь играл на щепке, а это необычное явление в природе) ­ А сейчас посмотрим, как внимательно вы меня слушали! У вас на столе лежат сигнальные   карточки,   я   вам   буду   читать   утверждения,   и   если   вы   с   ними согласны, показываете мне +, если нет, то ­. Итак, начинаем:1) Старик медвежатник играл на балалайке (­, на скрипке) 2) Знакомый колхозник видел в лесу волка (­, медведя) 3) Старик присел отдохнуть на пенек (+) 4) Звук, который услышал старик, слышался с опушки (+) 5) Медведь сидел на дереве  (­, под деревом) 6) Старик убил медведя (­). ­А сейчас ребята мы с вами еще раз прочитаем рассказ.  1) Чтение произведения учащимися. (1 часть) Вопросы после прочтения 1 части: Ребята, вы догадались кто такой медвежатник? ­ Любил ли старик музыку? ­ На чем играл старый медвежатник? ­ Что сказал ему колхозник? 2)    Чтение цепочкой       2 часть  Вопросы после прочтения 2 части: ­ Зачем медвежатник пошел в лес? ­ Что услышал охотник в лесу? ­ И на что был похож этот звук? ­ Найди в тексте описание, прочитайте (дети ищут и находят) 3)3 часть  чтение цепочкой      Вопросы после прочтения 3 части: ­ Что же увидел охотник на опушке? ­ Как оценил охотник пение щепки? (хорошо поет щепка) ­ Рассмотрите иллюстрацию на стр 144 (дети рассматривают)  ­ Кого вы видите? Что он делает? ­ Найдите в тексте отрывок, который соответствует этой картинке. ­ Сравните, как слушали музыку старик и медведь ­ Найдите в тексте эти строки (в 3 части), прочтите мне их. 4)4 часть. Жужжащее чтение. ­ А эту часть прочтите самостоятельно, вполголоса (дети читают, а я хожу по рядам и слушаю). Вопросы после прочтения: ­ Найдите, где говорится, почему охотник не убил медведя (Да как же внего стрелять, когда он такой же музыкант, как и я)­ Почему охотник не смог убить медведя, который, как и он сам, любил музыку?  (Любовь   к   прекрасному,   музыке   спасла   жизнь   дикому   зверю   – медведю) Учитель: ­ Верно дети, человек, любящий и понимающий музыку, искусство, не способен совершить плохой поступок. ­ Какие действующие лица в 4 части?   (автор, колхозник, старик­ охотник, струна .) 5).Чтение 4 части по ролям Автор­   Влад Мужик­ Гриша Колхозник­ Егор Струна­ Кабанова Кира ­ Мы прочитали сегодня сказку или рассказ? ­Как вы думаете?  (Это рассказ!) ­ А могло ли такое произойти в реальной жизни? ­Ребята,  кто по­вашему главное действующее лицо нашего рассказа? ­ Верно, ребята! Главное действующее лицо – старик­охотник, не медведь! С ним связаны все события рассказа и с ним связана основная мысль рассказа.  ­ А о чем стоит нам задуматься после прочтения этого произведения?  (­надо беречь животных,природу!!!) ­ Давайте ещё раз  посмотрим на этого могучего красивого зверя. Оказывается медведи, как и люди, могут быть неравнодушны к музыке. Мы очень похожи с братьями нашими меньшими, мы можем чувствовать одинаково. Охотник понял это. Мы будем надеяться, что и все охотники когда­нибудь  придут в лес, чтобы послушать   пение   птиц,   шум   ручья,   понаблюдать   за   удивительной   жизнью животных и забудут о своих ружьях.X. Подведение итогов урока.  Красив тот, кто красиво поступает.  ­   К   какому   герою   рассказа   может   подойти   эта   пословица?   (слушаю   ответы детей) Учитель: Да, старик поступил красиво. От встречи с такими красивыми душой людьми у нас возникает святое чувство любви к природе, нам хочется совершать добрые поступки. ­ А что бы вы взяли для себя из этого рассказа? 1.животных будем беречь 2.относиться к природе бережно 3.приумножать запасы природы XI.Домашнее задание ­ Выразительно прочитать рассказ, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку ,возможно ваши рисунки нам  помогут  составить кинофильм к рС Т Р Е К О С О Х Р А З Д С Б А Стрекоза, сосед, досыта, храбрец С Т Р Е К О С О Х Р А З Д С Б А Стрекоза, сосед, досыта, храбрец С Т Р Е К О С О Х Р А З Д С Б А Стрекоза, сосед, досыта, храбрец С Т Р Е К С О Х Р А Д С Б О Е Д Р О Е Д Р О Е Д Р О Е Д Р С Ы Т А Е Ц С Ы Т А Е Ц С Ы Т А Е Ц С Ы Т А ЕО З А Стрекоза, сосед, досыта, храбрец С Т Р Е К О С О Х Р А З Д С Б А Стрекоза, сосед, досыта, храбрец Ц С Ы Т А Е Ц О Е Д Р