Разработка урока "Жанр басни в творчестве Крылова" в 5 классе , литература
Оценка 4.6

Разработка урока "Жанр басни в творчестве Крылова" в 5 классе , литература

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
русская литература
5 кл
01.04.2017
Разработка урока "Жанр басни в творчестве Крылова"  в 5 классе , литература
Когда-то он был молодым. Но в истории литературы все знают "дедушку Крылова”. Когда произносят это имя, сразу перед глазами возникает тучный старик с седыми волосами. На его глазах сменилось несколько поколений писателей, поэты допушкинской поры знали и любили басни Крылова. Он бывал в доме у Дельвига, когда там собирались литераторы пушкинского круга, и всегда басни Крылова оставались злободневными и остроумными. Знают Крылова и сейчас. Он так популярен, потому что писал о том, что волнует людей: о добре и зле. И.А. Крылов был сторонником просвещения и хотел доказать той части дворян, которые выступали против развития науки (а таких было немало даже при дворе), их неправоту. Басня была сильным оружием в этом споре. Говорящие лисички, мартышки, вороны и петухи в баснях Крылова- лишь средство донести до читателя важные истины, которые потом помогут разобраться в том, "что такое хорошо и что такое плохо”. Язык басен легкий, простой, запоминаются они хорошо, особенно начало или конец, в которых чаще всего бывает выражена основная мысль. И несут люди по жизни то, что узнали из таких, казалось бы, простеньких крыловских басен. Все знают, например, что "услужливый дурак опаснее врага”, что "у сильного всегда бессильный виноват”, что "лесть гнусна, вредна”, но "в сердце льстец всегда отыщет уголок”.Ситуация, описанная в басне И. А. Крылова, достаточно точно отражает события Отечественной войны 1812 г. Строчка: «Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню» — подсказывает нам, что Наполеон без труда завоевал все крупные государства Европы, как волк легко хватает безобидных овец. Он думал, что завоевать Россию будет так же легко. Но он ошибся: «В минуту псарня стала адом...» — пишет Крылов. На борьбу с захватчиками поднялся весь народ, с отрядами Наполеона сражалась и армия, и партизанские отряды из крестьян. Фразу: «Огня! — кричат, — огня!» — можно понимать как иносказание о пожаре в Москве. Именно в горящей Москве Наполеон почувствовал себя загнанным в угол и понял, что его армия близка к гибели, что ему придется ответить за все зло и беды, принесенные им. Из Москвы Наполеон послал в Санкт-Петербург, который тогда был столицей Российской империи, письмо к императору Александру I с просьбой о мире. «Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум...» Главнокомандующий русской армией Михаил Илларионович Кутузов, старый, опытный полководец, не поверил уверениям Наполеона. Крылов в басне называет Кутузова Ловчим: «Тут Ловчий перервал в ответ, — // Ты сер, а я, приятель, сед...» Из Москвы Наполеон решил отходить с армией на юг России, но войска Кутузова заставили его отступать по Смоленской дороге, которую Наполеон разорил при наступлении. Гончие — это собаки, которые преследуют бегущего зверя. «Стаей гончих» называет Крылов армию, которая преследовала отступающих французов, и партизанские отряды из крестьян, которые нападали на отряды противника, когда те меньше всего ожидали нападения.
Жанр басни в творчестве Крылова.docx
Жанр басни в творчестве Крылова Цель урока:           1.Образовательная: совершенствование языковой культуры учащихся.       2.Развивающая: формирование развития коммуникативности и  экспрессивности.          3.Воспитательная:                                                                                            ­воспитать любовь к басенному стиху;                                                                 ­воспитать потребность быть порядочным, организованным,  интеллектуально подкованным. Словарная работа: басня, аллегория, мораль, басенный стих, переводы,  заимствованные сюжеты. Оборудование: Иллюстрации к басням, высказывания о Крылове и его баснях  (П. Вяземский: «Россия радовалась и гордилась им и будет радоваться и  гордиться им, доколе будет процветать наш народный язык и драгоценно  будет русскому народу русское слово»; В.Г. Белинский: «… в его баснях, как  в чистом полированном зеркале, отражается русский практический ум», А.С.  Пушкин: «Крылов ­ истинно народный поэт»). Ход урока I. Организационный момент  ­ Сегодня наш урок посвящен великому баснописцу И.А. Крылову. Что вы  знаете о нем? (Ребята зачитывают высказывания о великом баснописце).  Совпали наше мнение с их мнением? II. Слово учителя  Когда­то он был молодым. Но в истории литературы все знают "дедушку  Крылова”. Когда произносят это имя, сразу перед глазами возникает тучный  старик с седыми волосами. На его глазах сменилось несколько поколений  писателей, поэты допушкинской поры знали и любили басни Крылова. Он  бывал в доме у Дельвига, когда там собирались литераторы пушкинского  круга, и всегда басни Крылова оставались злободневными и остроумными.      Знают Крылова и сейчас. Он так популярен, потому что писал о том, что  волнует людей: о добре и зле.                                                                                    И.А. Крылов был сторонником просвещения и хотел доказать той части дворян, которые выступали против развития науки (а таких было немало даже при дворе), их неправоту. Басня была сильным оружием в этом споре. Говорящие лисички, мартышки, вороны и петухи в баснях Крылова­ лишь  средство донести до читателя важные истины, которые потом помогут  разобраться в том, "что такое хорошо и что такое плохо”. Язык басен легкий,  простой, запоминаются они хорошо, особенно начало или конец, в которых  чаще всего бывает выражена основная мысль. И несут люди по жизни то, что  узнали из таких, казалось бы, простеньких крыловских басен. Все знают,  например, что "услужливый дурак опаснее врага”, что "у сильного всегда  бессильный виноват”, что "лесть гнусна, вредна”, но "в сердце льстец всегда  отыщет уголок”. Жизнь Крылова не баловала. Семья Крыловых жила бедно. У них не было ни  имений, ни крестьян, ни даже постоянного места жительства. У будущего  баснописца не было возможности учиться, но мать составила план  образования сына, следила за его занятиями. Он очень любил читать,  размышлять о прочитанном. Его самостоятельные занятия принесли  необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из  самых образованных и просвещенных людей своего времени. Его писательская деятельность началась с 11 лет. В 1806 году появились первые басни ­ "Дуб и  трость”, "Разборчивая невеста”, "Старик и трое молодых”. Первые из своих  замечательных басен Крылов читает в доме Оленина, президента Академии  художеств. В 1809 году вышла книга "Басни Ивана Крылова”. Но известным  всей России сделали Крылова басни, написанные в 1812 году, по поводу  Отечественной войны. С тех пор слава стала расти. Басни Крылова  расходились огромными по тому времени тиражами. В первом сборнике их  было два десятка, в последнем – почти две сотни. В 1838 году Петербург торжественно отпраздновал 70­летие И.А. Крылова и  50­летие его творческой деятельности. На похоронах (21 июня 1844 года) великого баснописца (по его завещанию)  друзья и знакомые получили экземпляры нового издания басен. О смерти И.А. Крылова поэт П. Вяземский писал: "Россия радовалась и гордилась им и  будет радоваться и гордиться им, доколе будет процветать наш народный  язык и драгоценно будет русскому народу русское слово”.  В 1855 году скульптором Клодтом был воздвигнут памятник (по барельефу  герои басен) Крылову в Летнем саду в Петербурге, именно в этом городе  прошли его лучшие и трудные дни своей жизни, этот город он больше всего  любил, в этом городе и его любят, любят дедушку Крылова . III Викторина «Знаешь ли ты басни И.А.Крылова?» Из каких басен эти строки?  1. «Ты все пела? Это дело:  Так поди же попляши!» ( «Стрекоза и Муравей»)  2. «Известно, что слоны в диковинку у нас –  Так за слоном толпы зевак ходили.» («Слон и Моська»)  3. «У сильного всегда бессильный виноват.» («Волк и Ягненок»)  4. «А Васька слушает да ест.» («Кот и повар»)  5. «Вперед чужой беде не смейся, Голубок!» («Чиж и Голубь»)  6. «Чем кумушек считать трудиться,  Не лучше ль на себя, кума, оборотиться.» («Зеркало и Обезьяна»)  7. «Ну что ж! На взгляд­то он хорош,  Да зелен ­ ягодки нет зрелой:  Тотчас оскомину набьешь.» («Лисица и виноград»)  8. «Что, ежели, сестрица,  При красоте такой и петь ты мастерица,­  Ведь ты б у нас была царь­птица!» («Ворона и Лисица»)  9. «Когда в товарищах согласья нет,  На лад их дело не пойдет,  И выйдет из него не дело, только мука.» («Лебедь, Рак и Щука»)  10. «К несчастью, то ж бывает у людей:  Как ни полезна вещь, ­ цены не зная ей,  Невежда про нее свой толк все к худу клонит;  А ежели невежда познатней,  Так он ее еще и гонит.» («Мартышка и очки») Словарная работа  IV Физкультминутка. ­ Встали, ребята. Физкультминутка для глаз: поморгайте быстро 5­6 раз  глазами и закройте глаза (повторите упражнение 3­4 раза);   для кровообращения головного мозга: делаем медленное вращение  головой в правую сторону 2 раза, в левую сторону 2 раза (повторить  упражнение 2 раза);  для опорно­двигательного скелета: подняли руки вверх, подтянулись,  нагнулись и достали пол руками (повторить 3­4 раза), повороты  туловища вправо, влево (повторить 3­4 раза). ­ Молодцы, сели за парты.  V Жанр басни в творчестве И.А. Крылова. ­ Что такое басня? Вот что о басне говорил В.Г. Белинский: "Басня есть  поэзия рассудка”. (Работаем с определением басни и составляем опорный конспект).  Например: БАСНЯ Небольшой рассказ,   диалог;  использование просторечной  лексики;  лаконизм,  афористичность языка;  особый басенный стих (строчки  разной длины), передающие  разговорную речь;  олицетворение. часто стихотворный, 2  части:  основное  повествование  и мораль  (нравоучение);  аллегорическая  форма  (иносказание);  сатирическое  изображение;  герои – чаще  животные. VI Знакомство историей басни И. А. Крылова «Волк на псарне». Ситуация, описанная в басне И. А. Крылова, достаточно точно отражает события Отечественной войны 1812 г. Строчка: «Волк ночью, думая  залезть в овчарню, Попал на псарню» — подсказывает нам, что  Наполеон без труда завоевал все крупные государства Европы, как волк легко хватает безобидных овец. Он думал, что завоевать Россию будет  так же легко. Но он ошибся: «В минуту псарня стала адом...» — пишет  Крылов. На борьбу с захватчиками поднялся весь народ, с отрядами  Наполеона сражалась и армия, и партизанские отряды из крестьян.  Фразу: «Огня! — кричат, — огня!» — можно понимать как иносказание  о пожаре в Москве. Именно в горящей Москве Наполеон почувствовал  себя загнанным в угол и понял, что его армия близка к гибели, что ему  придется ответить за все зло и беды, принесенные им. Из Москвы  Наполеон послал в Санкт­Петербург, который тогда был столицей  Российской империи, письмо к императору Александру I с просьбой о  мире. «Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум...» Главнокомандующий русской армией Михаил Илларионович Кутузов,  старый, опытный полководец, не поверил уверениям Наполеона. Крылов в басне называет Кутузова Ловчим: «Тут Ловчий перервал в ответ, — //  Ты сер, а я, приятель, сед...»                     Из Москвы Наполеон решил  отходить с армией на юг России, но войска Кутузова заставили его  отступать по Смоленской дороге, которую Наполеон разорил при  наступлении. Гончие — это собаки, которые преследуют бегущего  зверя. «Стаей гончих» называет Крылов армию, которая преследовала  отступающих французов, и партизанские отряды из крестьян, которые  нападали на отряды противника, когда те меньше всего ожидали  нападения. VII Чтение басни «Волк на псарне» учителем.  VIII Лексическая работа:  • овчарня – хлев, загон для овец;  • псарня – помещение для охотничьих собак;  • ловчий – главный псарь,  • сват – родственник, отец одного из супругов по отношению к  родителям другого супруга;  • кум ­ крестный отец по отношению к родителям крестника.  IX Подготовка к выразительному чтению.  1. Какими словами автор рисует переполох? (Глаголы передают  тревогу, возбуждение).  2. Как ведет себя Волк? (Зубами щелкает, шерсть ощетинил, глазами  хотел бы всех съесть – так ведет себя хищник, коварный и злой).  3. Охарактеризуйте его речь? (Льстивая, хитрая, заискивающая,  лицемерная).  4. Как объясняет Волк свое появление на псарне? И что сообщает  автор? ( Волк пытается скрыть злобу, притворяется, льстит, лицемерит,  а автор убежден, что Волк всегда остается хищником и верить ему  нельзя).  5. Почему Ловчий не верит Волку? Что можно рассказать о Ловчем?  (Он много повидал в жизни, опытен и мудр, хорошо знает волчью  натуру).  6. Как автор относится к Волку? Согласен ли с Ловчим?  X Итог урока. ­ Согласитесь ли вы с тем, что басни И.А. Крылова устарели? Басни Крылова  давно уже называют копилкой народной мудрости. В нашей жизни мы  постоянно сталкиваемся с крылатыми выражениями. Среди нас по­прежнему Ворона, Волк, Свинья, Ягненок и т.д. А если присмотреться к себе, то что­то  от некоторых выведенных в баснях Крылова зверей мы откроем и в нас самих. Ведь людей без недостатка не бывает, и сейчас, как в былые времена, ум  соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, смелость – с трусостью, талант – с бездарностью. Не ушли в прошлое и  труженик Муравей, ни легкомысленная Стрекоза, ни лицемерный Петух и  Кукушка. XI Домашнее задание:  1. подготовить выразительное чтение басни «Волк на псарне»; 2. подготовить кроссворд по басням И.А. Крылова. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАРАИДЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАРАИДЕЛЬСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова.  Трегубова Альбина Карамовна, учитель русского языка и литературы. с. Караидель, 2013

Разработка урока "Жанр басни в творчестве Крылова" в 5 классе , литература

Разработка урока "Жанр басни в творчестве Крылова"  в 5 классе , литература

Разработка урока "Жанр басни в творчестве Крылова" в 5 классе , литература

Разработка урока "Жанр басни в творчестве Крылова"  в 5 классе , литература

Разработка урока "Жанр басни в творчестве Крылова" в 5 классе , литература

Разработка урока "Жанр басни в творчестве Крылова"  в 5 классе , литература

Разработка урока "Жанр басни в творчестве Крылова" в 5 классе , литература

Разработка урока "Жанр басни в творчестве Крылова"  в 5 классе , литература

Разработка урока "Жанр басни в творчестве Крылова" в 5 классе , литература

Разработка урока "Жанр басни в творчестве Крылова"  в 5 классе , литература

Разработка урока "Жанр басни в творчестве Крылова" в 5 классе , литература

Разработка урока "Жанр басни в творчестве Крылова"  в 5 классе , литература

Разработка урока "Жанр басни в творчестве Крылова" в 5 классе , литература

Разработка урока "Жанр басни в творчестве Крылова"  в 5 классе , литература
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017