Разработка урока "Жизнь и творчество М. И. Цветаевой
Оценка 4.8

Разработка урока "Жизнь и творчество М. И. Цветаевой

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
12.03.2018
Разработка урока "Жизнь и творчество М. И. Цветаевой
Публикация является частью публикации:
Конспект урока по литературе.docx
Конспект урока. 11 класс 15ноября Тема: « Художественный мир М.И. Цветаевой. Особенности поэтики. Цель: обозначить основные темы и мотивы цветаевской лирики; разобраться в       особенностях поэтического текста, увидеть своеобразие лирической героини  произведений. Деятельность учащихся: коллективная, индивидуальная (сообщения, чтение  наизусть, выразительное чтение). Знать:  основные мотивы лирики М. И. Цветаевой. Уметь:  выделять индивидуальные выразительные средства языка в поэтическом тексте и определять их роль, уметь передавать информацию адекватно поставленной цели. Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, диск с музыкальными  фрагментами, тексты со стихами М. И. Цветаевой. Словарь: Реминисценция, полифонизм, анафора, сквозной образ, императивный. Анафора – единоначатие, повторение слов или словосочетаний в начале предложений. Реминисценция – в поэзии – черты, наводящие на воспоминание о другом  произведении. Полифония – многоголосие.  Императивный – (повелительный) требовательный, приказывающий. Ход урока. 1 Орг. момент    музыка: из фильма «О бедном гусаре замолвите слово» романс  Настеньки: «Вы, чьи широкие шинели напоминали паруса…» 2 Слово учителя.   В истории русской поэзии ХХ века Марина Ивановна Цветаева  занимает высокое и своеобразное место. Её поэтическая личность  сформировалась в  уникальной, насыщенной новаторскими художественными  исканиями атмосфере Серебряного века. Вместе со своими современниками –  Ахматовой, Мандельштамом,  Пастернаком, Маяковским – Цветаева заметно  раздвинула границы, и сами возможности поэтической речи. Миру и человеку она предъявляла максималистские нравственные требования, и потому интонация её  стихов императивна,  категорична и повелительна. По её выражению, в «этом  мире мер» она никогда не знала «меры». Внешне по стиху, по слову Цветаева  кажется ни на кого не похожей, но на самом деле её поэзия органично  продолжила романтическую литературную традицию, которая, если иметь в виду  масштаб, на ней и замкнулась: по сути, Цветаева оказалась последним великим  трагическим романтиком. 3 Сообщение в виде презентации  (подготовлено учениками).  ( во время  презентации звучат стихотворения Цветаевой).  Стихотворения читают наизусть  заранее подготовленные ученики.      а)  Перед «Творчеством Цветаевой» в презентации читает стихотворение  ученица.    Слайд 5.  « Моим стихам, написанным так рано…»  (Коктебель 13.05.1913) Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я – поэт, Сорвавшимся, как искры из фонтана, Как искры из ракет, Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам,  Моим стихам о юности и смерти ­ Нечитанным стихам! – Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берёт!), Моим стихам, как драгоценным винам,  Настанет свой черёд.         б)  После сообщения о Парнок читается стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины»  ( 13.05.1920)   слайд 7. Кто создан из камня, кто создан из глины, ­ А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело – измена, мне имя – Марина, Я ­ бренная пена морская. Кто создан из глины, кто создан из плоти – Тем гроб и надгробные плиты… ­ В купели морской крещена – и в полёте Своём – непрестанно разбита! Сквозь каждое сердце,  сквозь каждые сети Пробьётся моё своеволье. Меня – видишь кудри беспутные эти? – Земною не сделаешь солью. Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой волной – воскресаю! Да здравствует пена – весёлая пена – Высокая пена морская!                      в) В презентации после записок             « Знаю, умру на заре!..»    слайд 19         Знаю, умру на заре! На которой из двух,  Вместе с которой из двух – не решить по заказу! Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух! Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу! Пляшущим шагом прошла по земле! – Неба дочь! С полным передником роз! – Ни ростка не наруша! Знаю, умру на заре! – Ястребиную ночь Нежной рукой отведя нецелованный крест, В щедрое небо рванусь за последним приветом. Прорезь зари – и ответной улыбки прорез… Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!  (декабрь 1920 Москва)             г)  в презентации после надгробных камней     «Идёшь, на меня похожий…»   слайд  21. Идёшь, на меня похожий, Глаза устремляя вниз. Я их опускала – тоже!  Прохожий, остановись! Прочти – слепоты куриной И маков набрав букет, Что звали меня Мариной И сколько мне было лет. Не думай, что здесь – могила, Что я появлюсь, грозя… Я слишком сама любила Смеяться, когда нельзя! И кровь приливала к коже, И кудри мои велись… Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись! Сорви себе стебель дикий  И ягоду ему вслед, ­ Кладбищенской земляники  Крупнее и слаще нет. Но только не стой угрюмо, Главу опустив на грудь. Легко обо мне подумай, Легко обо мне забудь. Как луч тебя освещает! Ты весь в золотой пыли… ­ И пусть тебя не смущает Мой голос из­под земли.     (3 мая 1913 Коктебель) 4 Знакомство с поэзией, которая была положена на музыку. Как было сказано раньше, поэзия М.И. Цветаевой удивительно музыкальна.  Многие стихотворения получили музыкальное обрамление. Музыкальность стиха Цветаевой, родственная пастернаковской, совершенно не похожа ни  на  символическую звукопись, ни на обволакивающие и завораживающие  ритмические гармонии. Музыке Цветаевой вполне «соответствовал» Скрябин, не  чужд был Стравинский, а позднее – Шостакович, не случайно написавший  несколько произведений на её стихи. А сестра Цветаевой отмечала и «шопеновский» период в её творчестве. В конце ХХ столетия повезло  стихотворениям из цикла «Подруга». Эльдар Рязанов использовал их для  музыкального оформления своего кинофильма: «Ирония судьбы, или с легким  паром», а в середине 80­х годов прошлого столетия вышел в свет фильм  «Жестокий романс», где прозвучал романс на стихи Цветаевой. И романс  Настеньки из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово», прозвучавший в  начале нашего урока, также был написан на стихи М.И.   Сегодня мы  познакомимся лишь с малой частью этой лирики, но очень своеобразной.  а) «Под лаской плюшевого пледа…»    Под лаской плюшевого пледа Вчерашний вызываю сон. Что это было ? – Чья победа? Кто побеждён?  Всё передумываю снова, Всем перемучиваюсь вновь. В том, для чего не знаю слова, Была ль любовь? Кто был охотник Кто – добыча Всё дьявольски наоборот! Что понял, длительно мурлыча, Сибирский кот? В том поединке своеволий Кто в чьей руке был только мяч? Чьё сердце – Ваше ли, моё ли – Летело вскач? И всё­таки ­ что ж это было? Чего так хочется и жаль? ­ Так и не знаю: победила ль? Побеждена ль? б)  «Хочу у зеркала…»      Хочу у зеркала, где муть И сон туманящий. Я выпытать – куда Вам путь, И где – пристанище. Я вижу: мачта корабля, И Вы – на палубе… Вы – в дыме поезда… Поля В вечерней жалобе… Вечерние поля в росе, Над ними – вороны… ­ Благословляю Вас на все Четыре стороны! в)  « Мне нравится…»      Мне нравится, что Вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не Вами, Что никогда тяжёлый шар земной Не уплывёт под нашими ногами. Мне нравится, что можно быть смешной – Распущенной – и не играть словами, И не краснеть удушливой волной, Слегка соприкоснувшись рукавами. Мне нравится ещё, что Вы при мне Спокойно обнимаете другую, Не прочите мне в адовом огне  Гореть за то, что я не Вас целую. Что имя нежное моё, мой нежный, не Упоминаете ни днём ни ночью – всуе… Что никогда в церковной тишине Не пропоют над нами: аллилуйя! Спасибо Вам и сердцем и рукой За то, что Вы меня – не зная сами! – Так любите; за мой ночной покой, За редкость встреч закатными часами, За наши не­гулянья под луной, За солнце не у нас над головами, За то, что Вы больны – увы! – не мной, За то, что я больна – увы! – не Вами. Слушание романса. 5. В 1922 году, после продолжительного забвения, впервые Цветаевой  удаётся напечатать несколько книг, но это происходит уже в эмиграции, В  Чехии, куда она отправилась, влекомая любовью и верностью к мужу,  Сергею Эфрону. То был своеобразный пик – единственный в её жизни, после которого наступил резкий спад – не в смысле творчества, а в отношении  изданий.      В эти несколько, изданных книг, входил и цикл стихотворений «Стихи к   Блоку».                   Цветаева часто обращалась в своих произведениях к поэтам­современникам. Она обладала редким даром – удивительным умением восхищаться талантом, быть  благодарной художнику, глубоко чувствовать его душу. Но обращения к  современникам были не только данью  восхищения, её стихотворения, воспоминания,  посвящённые поэтам, содержат тонкий и точный анализ творческой личности.                 Блоковский цикл насыщен реминисценциями из стихотворений самого поэта. Цветаева стремится постичь тайну духовной жизни художника. Это и рассказ о любви – в нём переданы тончайшие оттенки чувств лирической героини. Одна из отличительных черт этого цикла – музыкальность, что весьма символично, ведь и Блок придавал  огромное значение музыке, которая воспринималась им как мировая стихия.               Об отношении Цветаевой к Блоку можно судить уже по первому  стихотворению цикла, где трепетно воспринимается ею звук самого имени поэта, а  анафора усиливает восхищение цветаевской героини поэтом, подчёркивает, сколько  сокровенного, драгоценного заключает в себе для неё даже звучание его имени. Имя твоё – птица в руке,          Имя твоё – льдинка на языке. Одно­единственное движенье губ, Имя твоё – пять букв. Мячик, пойманный на лету. Серебряный бубенец во рту,  Камень, кинутый в тихий пруд, Всхлипнет так, как тебя зовут. В лёгком щелканье ночных копыт Громкое имя твоё гремит. И назовёт его нам в висок Звонко щёлкающий курок. Имя твоё – ах, нельзя! – Имя твоё – поцелуй в глаза, В нежную стужу недвижных век, Имя твоё – поцелуй в снег. Ключевой, ледяной, голубой глоток… С именем твоим – сон глубок.    6. Как правило творец не всегда бывает понятен современникам и ему  приходится противостоять всему миру, чтобы доказать своё право на творчество. Цена этого противостояния велика: одиночество.  Тема одиночества, сиротства  есть в поэзии Цветаевой. Роландов рог            Как нежный шут о злом своём уродстве, Я повествую о своём сиротстве… За князем – род, за серафимом – сонм, Чтоб, пошатнувшись, ­ на живую стену Упал и знал, что – тысячи на смену! Солдат –полком, бес – легионом горд. За вором – сброд, а за шутом – всё горб. Так, наконец, устала я держаться Сознаньем: перст и назначеньем: драться, Под свист глупца и мещанина смех – Одна из всех – за всех – противу всех! Стою и шлю, закаменев от взлёту, Сей громкий зов в небесные пустоты. И сей пожар в груди тому залог, Что некий Карл тебя услышит, Рог! 7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Цветаевская героиня не приемлет безразличия и безучастности.  Ей важно, чтобы её голос был услышан всеми. Поэтому, как в доказательство, урок  хочу закончить криком  души, мольбой,  с которой каждый бы мог обратиться к  ближнему, но лишь цветаевский гений сумел эту мольбу облечь в поэтические рамки и  расширить границы обращения.  Это мольба ко всем! Уж сколько их упало в эту бездну, Развёрстую вдали! Настанет день, когда и я исчезну С поверхности земли. Застынет всё, что пело и боролось, Сияло и рвалось: И зелень глаз моих, и нежный голос, И золото волос. И будет жизнь с её насущным хлебом, С забывчивостью дня. И будет всё – как будто бы под небом  И не было меня! Изменчивой, как дети, в каждой мине И так недолго злой, Любившей час, когда дрова в камине Становятся золой, Виолончель и кавалькады в чаще, И колокол в селе… ­ Меня, такой живой и настоящей На ласковой земле! ­ К вам всем – что мне, ни в чём не знавшей меры, Чужие и свои?! – Я обращаюсь с требованьем веры и с просьбой о любви. И день и ночь, и письменно и устно: За правду да и нет, За то, что мне так часто – слишком грустно И только 20 лет, За то, что мне прямая неизбежность – Прощение обид, За всю мою безудержную нежность, И слишком гордый вид, За быстроту стремительных событий, За правду, за игру… ­ Послушайте! ­  Ещё меня любите За то, что я умру. 8. Итог: В чём особенность поэтики М.И. Цветаевой?   Какие стихотворения,  прозвучавшие сегодня на уроке, вам особенно понравились? М.И.Цветаева – поэт предельной правды чувства. Её стих был естественным  воплощением в слове мятущегося, вечно ищущего истины, беспокойного духа, так о  ней  писал Рождественский.  И это великое счастье, что стихам Цветаевой «пришёл  черёд». 9.    Дом. Задание: Цветаева «Тоска по родине» выразительно читать. Набоков  рассказ «Облако, озеро, башня».

Разработка урока "Жизнь и творчество М. И. Цветаевой

Разработка урока "Жизнь и творчество М. И. Цветаевой

Разработка урока "Жизнь и творчество М. И. Цветаевой

Разработка урока "Жизнь и творчество М. И. Цветаевой

Разработка урока "Жизнь и творчество М. И. Цветаевой

Разработка урока "Жизнь и творчество М. И. Цветаевой

Разработка урока "Жизнь и творчество М. И. Цветаевой

Разработка урока "Жизнь и творчество М. И. Цветаевой

Разработка урока "Жизнь и творчество М. И. Цветаевой

Разработка урока "Жизнь и творчество М. И. Цветаевой

Разработка урока "Жизнь и творчество М. И. Цветаевой

Разработка урока "Жизнь и творчество М. И. Цветаевой

Разработка урока "Жизнь и творчество М. И. Цветаевой

Разработка урока "Жизнь и творчество М. И. Цветаевой

Разработка урока "Жизнь и творчество М. И. Цветаевой

Разработка урока "Жизнь и творчество М. И. Цветаевой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2018