Разработка урока. Любовная лирика Маяковского
Оценка 4.6

Разработка урока. Любовная лирика Маяковского

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
22.01.2018
Разработка урока. Любовная лирика Маяковского
В разработке представлен план по проведению урока литературы. Тема урока связана с лирикой Маяковского, биографией и его отношениями с женщинами. Так же разработка выполнена с учётом здоровьесберегающей технологии по методике профессора В. Ф. Базарного. Тип урока в разработке - комбинированный
Люблю неизменно и верно!.docx
Литература 11 класс Тема урока: «...Люблю неизменно и верно!» Любовная лирика В. В. Маяковского Цель урока:  образовательная  –   познакомить   учащихся   с   биографией   и   лирикой Маяковского, охарактеризовать особенности любовной лирики поэта;  развивающая  ­ развитие навыков анализа стихотворений, речи, развитие у учащихся   наблюдательности,   устной   и   письменной   речи,   навыков   отбора материала для сочинения;  воспитательная  ­   воспитание   интереса   к   искусству   слова,   к   познанию человека. Структура урока. 1. Организационный момент 2. Мотивация  3. Совместное целеполагание 4. Актуализация опорных знаний 5. Изложение нового материала Физкультминутка 6. Первичное осмысление и коррекция 7. Первичный контроль знаний Выставление оценок 8. Дифференцированное домашнее задание 9. Рефлексия  Оборудование: портрет В. В. Маяковского, роза, книжная выставка  произведений, лозунг на доске (Говорят ­ я темой И­Н­Д­И­В­И­Д­У­А­Л­Е­ Н!). Применение образовательной технологии и методики:  здоровьесберегающие технологии,   беседа,   проблемное   обучение,   практическая   работа,   фронтальный опрос. Определения, записанные на доске(закрытой) ЛИРИКА ЛЮБОВЬ ПОЭТ 1. Организационный момент Ход урока Эпиграф Любовь ­ это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела. Любовь ­ это сердце всего. В. Маяковский  Отдельные листы А4 с датами:  1893­1930 1915 1916 1928 1929 14 апреля 1930 Сообщение темы и цели урока. Объяснение учителем эпиграфа. 2. Мотивация Вступительное слово учителя о значении творчества Маяковского в ХХ веке. ХХ   век,   век   общественных   противоречий,   век   ломки   старого   и   век строительства нового общества, век мировых войн и великих революций. 3. Совместное целеполагание На сегодняшнем уроке мы должны рассмотреть любовную лирику Владимира Маяковского. Цель нашего урока ­ рассмотреть жизнь и отношения с женщинами поэта Маяковского и отражение этих событий в его лирике. 4. Актуализация опорных знаний. Век Октября нуждался в своем поэте, который сделал бы боль времен своею собственною болью. Теперь, когда ХХ век подошел к концу, отчетливо видно, что в русской и мировой поэзии он прошел под знаком Маяковского. У кого Великая революция стала плотью поэзии? У него. Он не только принял Великую революцию, но и стал ее поэтическим бойцом. Кто впервые с такой потрясающей силой соединил политику и лирику? Он, Маяковский! Мы не изучали бы футуризм и футуристов, если бы в этом течении русского модернизма не участвовал Маяковский. А становление советского театра? А советские газеты? С каким удовольствием  Маяковский печатал свои стихи на их страницах, зная,   что   газеты   моментально   соединят   его   с   самой   широкой   читательской аудиторией.  Как ему хотелось, чтобы его слово дошло до сердца каждого. Далеко не всегда в облике агитатора горлана­главаря мы обращаем внимание на его глаза ­ темные, глубокие, тоскующие... 5. Изложение нового материала Еще   1923,   работая   над   поэмой   «Про   это»,   Маяковский   записал   слова, которые стали нашим эпиграфом урока. У этих слов есть продолжение: «Любовь   ­   это   сердце   всего.   Если   оно   прекратит   работу,   все   остальное отмирает, делается лишним, ненужным» Поэма «Про это» автобиографична, посвящена Лиле Юрьевне Брик. Журнал «Дружба народов» (1989 г.) писала о ней: «Круг ее интересов был обширен:она занималась скульптурой, великолепно разбиралась   в   живописи   и   музыке,   переводила,   когда­то   снималась   в   кино,   а потом и сама сняла фильм, училась классическому танцу, свободно говорила на нескольких языках...  но больше всего она любила поэзию, знала ее блестяще и глубоко, была знакома чуть ли не со всеми поэтами ХХ века»\ Из письма Лили Брик: «Маяковский   чернее   тучи.   Длинный   был   у   нас   разговор,   молодой, тяжелый.   Оба   мы   плакали.   Казалось,   гибнем.   Все   кончено.   Ко   всему привыкли ­ к любви, к искусству, к революции. Привыкли к друг другу, к тому, что обуты ­ одеты, живем в тепле.  Мы тонем в быту. Мы на дне, Маяковский ничего настоящего уже не напишет. Решено: «Сегодня 28 декабря. Значит 28 февраля увидимся,­ и ушел» 2 месяца провел Маяковский в своей добровольной тюрьме. «Он просидел два месяца добросовестно: ничего себе не прощая и ни в чем себя не обманывая. Ходил под моими окнами,» ­ из письма Лили Брик. Учитель. Любовь, по Маяковскому, должна быть освобождена от мелкого, пошлого,  любовь делает душу человека огромной.  Человек человечнее, мягче, добрее! «Люблю ли я тебя? Я люблю, люблю, несмотря ни на что и благодаря всему:   любил,   люблю   и  буду   любить,  будешь   ли   ты   груба  со   мной   или ласкова, моя или чужая. Все равно люблю. Аминь.   Смешно   об   этом   писать,   ты   сама   это   знаешь...»   (Из   письма Маяковского Лиле Брик)  Поэт ­ творец художественных поэтических произведений. В жизни Маяковского было много встреч, разлук, женщин... Марию   Денисову   поэт   в   поэме   «Облако   в   штанах»   (1915)   сравнивает   с картиной «Джоконда» Леонардо да Винчи. Эта картина была украдена в 1911 году из Лувра; ее нашли через 2 года. Горечь разлуки, могучий темперамент В. В. Маяковского выплеснулись в строчки поэмы.  Он   работал   над   поэмой   около   двух   лет.   Она   начинается   и   заканчивается разговором с Марией ­ Джокондой. IV  часть   поэмы  ­  самая  драматическая.  Мария  выходит   замуж,  уезжает   в Швейцарию. «Опять темно и понуро, сердце возьму, слезами окапав, нести, как собака, которая в конуру несет перееханную поездом лапу»,­ писал Маяковский о своем чувстве. Два года до рокового выстрела из пистолета. Во время поездки в Париж 1928 года Маяковский познакомился с Татьяной Алексеевной Яковлевой, племянницей известного художника­эмигранта. В 1925 году Татьяна уезжает из СССР по вызову своего отца и поселяется в Париже. Знакомство   состоялось  «25 октября  и до 2 ноября  (дня  его  отъезда) я видела его ежедневно и очень с ним подружилась»(Из письма Яковлевой). Знакомые   Маяковского,   муж   и   жена,   проживавшие   в   то   время   в   Париже рассказывают:  «Когда Маяковский бывал в Париже, мы всегда видели их вместе.   Это   была   замечательная   пара.   Маяковский   очень   красивый, большой.   Таня   тоже   красавица   ­   высокая,   стройная,   под   стать   ему. Маяковский производил впечатление тихого влюбленного. Она восхищалась и явно любовалась его талантом». Из писем Маяковского, опубликованных за рубежом, известно, что любовь поэта к Татьяне была очень сильна: «Письма такая медленная вещь, а мне так надо каждую минуту знать, что ты делаешь и о чем думаешь. Поэтому телеграммлю. Телеграфь, шли письма ­ ворохи того и другого» (Из письма поэта). 8 июля 1929 года поэт пишет Тане: «Не может быть такого случая, чтобы мы с тобой не оказались во все времена вместе» Встреча   с   Татьяной   не   состоялась   ­   28   сентября   1929   года   поэту   было отказано в визе на поездку во в Францию.          В октябре 1929 года Татьяна выходит замуж за виконта дю Плессси; пышная церемония, венчание в церкви. Она очень беспокоится, чтобы Маяковский не узнал об этом и не учинил скандал, который может ей повредить. Поэт пишет Татьяне: второй Уже В ночи Я Мне как любовная С   взаимных Ты   Ночь легла Окою телеграмм беспокоить исперчен быт   к   чему   перечень обид   тишь. данью, серебряной молниями и будить   инцидент разбилась   и   не должно Млечпуть и   тебя   в болей     звездной тобой   мы   говорят лодка   спешу   расчете посмотри, и мире обложила незачем бед   не   какая   быть   ты       небо       о                               в в векам, истории и мирозданию такие вот     часы   встаешь   и   говоришь Физкультминутка 6. Первичное осмысление и коррекция. Групповая дискуссия по вопросам: Вопрос. Что такое лирика? Лирика   ­   отображение   внутренней   жизни,   собственное   «Я»,   где   речевой формой является внутренний монолог.  Вопрос. А как Вы понимаете слово любовь? Любовь ­ чувство привязанности к кому­либо, чему­либо. 7. Первичный контроль знаний Выразительное чтение учащимся заранее выученного отрывка. Стихотворение «Лиличка» (отрывок) Кроме любви       у   любви     твоей   и   плачем   не   покоя ляжет         уставший в   любви     вымолишь слон опожаренном     и   б не     знаю, так     где       ты поэта и   с     на   деньги   б я     мне нету а Захочет царственный Кроме мне нету а   Если он любимую а ни кроме И и и   Надо кроме не Завтра что что и                     один звона в       не не курок   не твоего пролет   смогу           и   славу радостен любимого не         выпью   над   виском     твоего     ни   одного властно   лезвие   душу суетных   тебя     цветущую дней       любовью взметенный     твоей, моря,   отдых. ­ песке. твоей,   солнца, кем.   измучила, выменял, мне звон, имени. брошусь, яда, нажать. мною, взгляда, ножа. забудешь, короновал, выжег, карнавал растреплет Слов заставят жадно     моих страницы   Дай последней твой уходящий шаг.  26 мая 1916 год.   моих     листья   сухие       нежностью     книжек... ли остановиться, дыша? хоть выстелить Выразительно чтение учащимся отрывка из поэмы «Облако в штанах».   было Это в       было, Одессе.   в   четыре»,—   сказала   Мария.       и ночную от       вечер жуть окон, «Приду Восемь. Девять. Десять. Вот в ушел хмурый, декабрый.   В канделябры. дряхлую   спину   хохочут   и   ржут Меня жилистая стонет, корчится. Что А   сейчас   узнать   не   могли     бы: громадина     может   хотеться   этакой   глыбе   многое   глыбе? хочется!     то, Ведь и и   Ночью спрятать в женское. для то, что     сердце   хочется       себя   что   —     в не   холодной звон         важно бронзовый, железкою. свой мягкое, Учитель   наизусть   читает   стихотворение   Аркадия   Рывлина   «Цветы   от Маяковского». Это  было  в  Париже, Маяковский  влюбился,  но  без  взаимности.  Однако  даже после отъезда поэта на имя Татьяны Яковлевой долгие годы шли цветы ­ цветы от Маяковского. "Я всё равно тебя когда­нибудь возьму, одну или вдвоём с Парижем!"­ из письма В.Маяковского к Т.Яковлевой Париж говорит о её осанке: ­ Русская, но парижской чеканки. И взгляд у неё, как весна распахнут И чем­то похожа она на яхту. А он ледокол из страны Советов, Таранящий время и лёд планеты. И я никогда себе не предствлю,­ Что где­то и кем­то он вдруг оставлен. I Что ледоколу льдинки ломкие И что ему бураны яростные?! Но от него уходит тонкая, Но от него уходит парусная, Уходит самая красивая, ЛЮБИМАЯ, но мало любящая. И сдерживать себя не в силах, Я кричу ей в прошлое из будущего: ­ Не уходите! Нет! Не надо! Ведь это флагман, а на вахтах Как важно для такой громадины, Чтоб рядом ­ тоненькая яхта. И с точки зрения поэзии Я сразу отвергаю мнение, Что гению всего полезнее, Когда любовь бросает гения. Я ПРОТИВ! И, неуспокоенный, Я не хочу, чтоб у ПОЭТА Такой ценой, ценой пробоины Рождалось новое "Про это". И нового не надо "Облака" Ценой крушенья в человеке, Но женщина, всех краше обликом. УШЛА. И НАВСЕГДА. НАВЕКИ. II. Был отказ её, как удар. Он уехал в рассветном дыме, Но парижский свой гонорар Он оставил парижской фирме. И теперь ­ то ли первый снег, То ли дождь на стекле полосками ­ В дверь стучится к ней человек, Он с цветами от Маяковского. И теперь, как просил поэт, Ей букеты вручают броские,­ То ли чёрных тюльпанов свет, То ли лунных гортензий свет, То ли пармских фиалок свет, ­ Со словами: ­ от Маяковского. Стук рассыльных , как всякий стук. Но нелепо, нежданно, странно. Маяковский ­ и астры вдруг! Маяковский ­ и вдруг тюльпаны! Маяковский ­ и розы чайные! Что в них ­ нежность или отчаянье?! Или сила, что не расплескана?! Или рыцарство Маяковского ?! Или ревность, что не отточена, Что любой букет ­ как пощёчина?! III. И, может робок и не смел, Я не был прав, когда поэта Сберечь хотел, укрыть хотел, От этой боли без ответа. Всё было б чище и ровней Цветы б не шли со звёздной силой Так, может быть, спасибо ей?! Спасибо, что не полюбила?! Спасибо, что идут цветы... Но как бессмысленно решенье, Что, может, высшей красоты ­ Нет без высокого крушенья. Мне горько, что другим я был, Что слишком ровен и спокоен ­ Я от крушений уходил Я хоронился от пробоин. IV. Цветы! Она их то клянёт! А то, смущаясь поневоле, Берёт, но не цветы берёт, А, кажется, букеты боли. В них лучами освещённых, Ей робко светят, обнаружась, И вся его незащищенность, Беспомощность и неуклюжесть. И пусть один под звёздным крошевом И пусть навек любимой брошен он, Но я завидую по совести Той боли и неразделённости. Завидую, что ­ нежен, груб ли я, ­ А нет ни вьюг, ни ветров дымных, Свераккуратно, сверхвзаимно Завидую обиде рубящей, Да и цветам свежей, чем губы... Он шлёт их даже и нелюбящей, А я не шлю и той, что любит! V. У рассыльных привычный труд , ­ Снег ли, дождик ли над киосками, ­ А букеты его идут со словами: ­ от Маяковского. А потом этой смерти бред Застрелился... Весна московская Маяковского больше нет... А букеты ­ от Маяковского. Эти фирменные, усадебные, Что вовеки не станут свадебными, Эти самые бесподобные! Только всё­таки не надгробные! Жизнь ломается. Ветер крут. А букеты его идут, А букеты его идут, Хоть Париж уже под фашистами, А букеты его идут, И дрожат лепестки росистые. И чтоб выжить, она пока Продаёт их ­ зима ли лето ли! Эти чёрые облака, Эти белые облака, Эти красные облака, Что зовут его букетами! VI. И всё чаще теперь, наверное, О Москве она вспоминает, ­ А любовь, что была отвергнута, И её, и Париж спасает... Вот уже и Берлин берут, А букеты его идут, Жёны мёртвых уже не ждут, А букеты его идут. И хоть старости лет маршрут, Старость сумрачна и сурова, А букеты его идут ­ От живого и молодого. И за жизнь, за любовь разгубленную, Это ими он голосует, Недолюбленное долюбливает И к любимой своей ревнует. И равняться с ним, видно, нечего, Но коль встречу судьбу такую, Чем же я долюблю ушедшее?! Чем же я тогда доревную?! Выставление оценок 8. Дифференцированное домашнее задание. Выучить понравившееся стихотворение Маяковского. Написать эссе на тему лирики. 9. Рефлексия. Сегодня   я   узнал…   было   интересно…   было   трудно…   я   понял,   что…   я почувствовал, что… я научился… я смог… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось. Список использованной литературы. 1. Учебник Литература 11 класс В.А. Чалмаев, С.А. Зинин (2012 год) Часть 1 2. Учебник Литература 11 класс В.А. Чалмаев, С.А. Зинин (2012 год) Часть 2 3. Любовь ­ это сердце всего. Бенгт Янгфельдт.  4. Библиотека учителя. Поэзия XIX ­ XX в. Беленький Г.И. Николаев П.А.

Разработка урока. Любовная лирика Маяковского

Разработка урока. Любовная лирика Маяковского

Разработка урока. Любовная лирика Маяковского

Разработка урока. Любовная лирика Маяковского

Разработка урока. Любовная лирика Маяковского

Разработка урока. Любовная лирика Маяковского

Разработка урока. Любовная лирика Маяковского

Разработка урока. Любовная лирика Маяковского

Разработка урока. Любовная лирика Маяковского

Разработка урока. Любовная лирика Маяковского

Разработка урока. Любовная лирика Маяковского

Разработка урока. Любовная лирика Маяковского

Разработка урока. Любовная лирика Маяковского

Разработка урока. Любовная лирика Маяковского

Разработка урока. Любовная лирика Маяковского

Разработка урока. Любовная лирика Маяковского

Разработка урока. Любовная лирика Маяковского

Разработка урока. Любовная лирика Маяковского

Разработка урока. Любовная лирика Маяковского

Разработка урока. Любовная лирика Маяковского

Разработка урока. Любовная лирика Маяковского

Разработка урока. Любовная лирика Маяковского
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018