Урок "С. Сергеев-Ценский - « художник-красочник, пейзажист» ( 11 класс, литература)
Оценка 4.8

Урок "С. Сергеев-Ценский - « художник-красочник, пейзажист» ( 11 класс, литература)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
27.01.2018
Урок "С. Сергеев-Ценский  - « художник-красочник, пейзажист»    ( 11 класс, литература)
Жизнь и творчество Сергеева-Ценского. Крымскиий период творчества. Заочная экскурсия в дом-музей писателя в Алуште. Раннее творчество. Знакомство с особенностями творчества писателя на основе поэмы "Неторопливое солнце":сюжетный план, работа с текстом, изобразительно-выразительные средства, смысл названия, проблемные вопросы, словесное рисование, творческое домашнее задание.Урок внеклассного чтения. Литераурное краеведение.
Урок ЦЕНСКИЙ.docx
С. Сергеев­Ценский  ­ « художник­красочник, пейзажист»     Цель урока: 1)   познакомить учащихся с жизнью и творчеством С. Сергеева­Ценского    2) развивать   умения   и   навыки   работы   с   текстом   на   примере   поэмы «Неторопливое солнце»; 3) воспитывать интерес к предмету. Материалы  к уроку I.Историко­биографический комментарий реке   Цне   (отсюда   и   псевдоним   его   ­   Ценский)                     Сергей   Николаевич   Сергеев­Ценский   (настоящая фамилия ­ Сергеев) родился 18 сентября (30 н.с.) 1875 г.     на   в   селе Преображенское Тамбовской губернии в семье учителя, большого любителя чтения.   Это   в   значительной   степени     повлияло   на   мировоззрение   сына. Воспитанный   на   стихотворениях   Пушкина,  Лермонтова   и   баснях   Крылова, многие из них он выучил наизусть, а в семь лет и сам стал сочинять стихи.         После окончания гимназии юноша поступает в Глуховский учительский институт, где, не отвлекаясь от учебы, в которой преуспевает, продолжает писать стихи. Позднее многие из стихотворений этого периода войдут в его первый поэтический сборник "Думы и грезы" (1901).              Окончив   институт   в   1895,   получает   назначение   в   гимназию,   но   по собственному   желанию   отбывает   воинскую   повинность   и   только   через   год становится учителем русского языка в Каменец­Подольске. Понимая, что для творчества необходимо знание жизни, часто меняет "окружающую обстановку и пейзаж": работает в Харьковском, Одесском, Московском учебных округах, в Павлодаре и в Тальсене (под Ригой).             В Крым писатель прибыл во время русско­японской войны, в апреле 1905г. для прохождения воинской службы. "Крым, его природа, Черное море одарили меня многим, ­ говорил он. ­ В моих произведениях они занимают главное место. Так случилось, что я стал певцом Крыма, его красоты и всего героического,   что   здесь   произошло".     В   бурные   революционные   годы командование предпочло незаметно отделаться от офицера ­ «бунтовщика" и отчислило его из армии. Тогда, в декабре 1905г. писатель решил поселиться вблизи Алушты, в Профессорском уголке (сейчас Рабочий уголок).  II. Это интересно Заочная   экскурсия     «Литературно­мемориальный   музей   имени   С.   Н. Сергеева­Ценского в Алуште» ( сообщение учащегося)        Музей открыт 6 мая 1962 г. в доме, который был построен в 1906 г. на склоне горы Хурда­Тарлы, которая ныне называется Орлиной. Здесь в течение 1906­1958   гг.   жил   Сергеев­Ценский   (Сергеев   Сергей   Николаевич)   ­ (30.IX.1875­3.XII.1958) ­ русский советский писатель. Шагальня Дом окружен парком­садом, с большой любовью взлелеянным писателем на бывшем пустыре. В этом доме С. Н. Сергеев­Ценский написал романы­ эпопеи   "Преображение   России",   "Севастопольская   страда",   а   также   много других   романов,   повестей,   стихотворений   и   басен.   Дом   был   свидетелем многих   интересных   встреч   С.   Н.   Сергеева­Ценского   с   писателями:   А. Куприным,   И.   Шмелевым,   М.   Горьким,   К.   Чуковским,   А.   Новиковым­ Прибоем, С. Маршаком, К. Треневым, А. Перегудовым, А. Первенцевым, Е. Поповкиным и другими.                 Во время Великой Отечественной войны дом был разрушен немецко­ фашистскими захватчиками, восстановлен в 1946 г., в настоящее время он состоит из пяти комнат и трех веранд. В комнатах дома (кабинет, библиотека, столовая, гостиная, комната жены) полностью сохранена обстановка, которая была   при   жизни   писателя.   В   бывшей   зимней   кухне   представлена   часть интерьера рабочего кабинета из московской квартиры. Комнаты опоясывают три веранды. Южную А. Куприн прозвал "шагальней", так как писатель любил расхаживать по ней, обдумывая свои произведения. На западной и восточной размещается   литературная   экспозиция,   раскрывающая   жизнь   и   творческую деятельность С. Н. Сергеева­Ценского. Это единственный в стране музей, где собрано   большинство   материалов,   связанных   с   жизнью   и   творчеством писателя.   В   фондах   музея   насчитывается   более   22   тысяч   музейных предметов:   рукописи,   документы,   архивные   материалы,   книги,   журналы, личные   вещи,   картины   И.   Е.   Репина,   С.   Колесникова,   С.   Семирадского   и других художников. В личной библиотеке писателя насчитывается более 10 тысяч единиц, имеются уникальные издания.             Писатель  похоронен   в  своей  усадьбе,  рядом  с  домом.  Над  могилой установлен памятник.           В   Литературно­мемориальном   музее   в   настоящее   время   проводятся конференции, литературные чтения с участием учёных и писателей страны, а также ­ дни открытых дверей, литературные вечера и даже встречи с теми, кто лично знал писателя… Фоторяд : в музее С.Сергеева­Ценского в Алуште III.  Литературное творчество (обзор)                В 20 — 30­е годы С.Сергеев­Ценский писал   романы и повести о Пушкине, Лермонтове, Гоголе. В 1937 — 1939 годах работал над романом о Крымской войне 1853 — 1856 годов «Севастопольская страда». За него автор получил в 1941 году Государственную( Сталинскую) премию СССР.          Главное произведение писателя — незавершенная многотомная эпопея «Преображение России» (1914 — 1958). В нее вошли 12 романов, 3 повести и 2   этюда.   Эпопея   отразила   жизнь   дореволюционного   русского   общества, события   первой   мировой   войны,   февральской   революции       1917   года, гражданской войны.  Академик АН СССР (1943).         Сергеев­Ценский­прозаик ошеломляет прежде всего разнообразием тем и сюжетов,   богатством изобразительных средств.                 Его наследие составляют этюды и стихотворения в прозе, повести бытовые   и   психологические,   романы   психологические   и   исторические, новеллы психологические и бытовые, поэмы и эпопеи.              Раннему творчеству С.Н.Сергеева­Ценского присущи основные черты импрессионизма, а именно фрагментарность, эпизодичность изображаемого и   разнообразием   приемов,   жанров   и   типов, эмоциональность,   стремление   к   передаче   впечатлений,   настроений, атмосферы восприятия. Импрессионистичность стиля придает прозе писателя магическое   своеобразие.     Также   стиль   Сергеева­Ценского   отличает   яркая образность;   его   описания   природы,   изображения   характеров   и   батальные сцены   богаты   сравнениями   и   метафорами.   Свое   своеобразие   он   четко определял так: “ Из меня получился   художник­красочник, пейзажист,  в чем и заключается мое своеобразие”. IV.  Поэма « Неторопливое солнце»  (1911г.)       Слово учителя                 …Есть несколько устойчивых географических, природных и  жизненно­ философских координат, своеобразных нерушимых знаков в художественном мире   Сергея   Николаевича   Сергеева­Ценского,   одного   из   замечательных русских   реалистов   XX   века.И     прежде   всего   —   это   солнце…   Оно   — непременно южное, не то, что на Севере «неохотно и несмело… смотрит на поля» (Тютчев), — сияет над его художественным миром. И море — тоже не свинцово­серое, не холодное, а лазурное, с «поющими», теплыми волнами… Ночью   волны   эти   «рассыпаются»   на   веслах   светящимися, фосфоресцирующими потоками. Ему   нужен   был   юг   —   блаженный,   полуденный   край   России!   Здесь   всюду простор,   здесь   глаз   натыкается   разве   что   на   белых   чаек,   качающихся   на волнах, словно их «припаяло к воде». Здесь высятся маяки в розоватом на рассвете   тумане,   отслоившемся   от   гор.   Образ   русской   Таврии,   мелодию открытой   крымской   красоты   в   звучном   пейзаже   Сергеева­Ценского «развивают»,   как   резкие   созвучия,   иссиня­черные   веретена   кипарисов,   что ввинчиваются в струящийся зной полдня. Звучат в этом оркестре и охристо­ желтые скаты гор, и сухая жара, что хватает землю крепкой хваткой, и все сложное «взаимодействие» моря и солнца.  1.Работа с текстом произведения.  Какова сюжетная линия поэмы? Где завязка, кульминация, развязка? Сюжетный план. 1)Дворник Назар ищет печника и находит Федора. («Шесть раз ходил в  городок с  дачи Пикулина дворник Назар ­  нужно было поправить плиту на кухне,  ­  печники пили.  И когда попался,  наконец, рано утром хромой Федор,   неизвестно где и   как проведший ночь,   но   теперь из   божьего   мира  почти  свежий и  способный к  работе,  Назар  неотступно стоял перед ним, пока  не убедил пойти на дачу.») 2)  Подъем к даче на перевал. 3)  Федор  забыл инструменты. Назар уходит за ними в городок. 4)  10 утра, Федор начал работать.  Семья  Назара: жена Зиновья, сыновья – Ванятка, Фанаска. Изображение божьего мира. («…откуда­то вокруг   прибегает   шестилетний Фанаска,старший   Назаров   сын,     за     куском   черного   хлеба,     чтобы   опять поспешно уйти и раствориться в божьем мире…должен он был полоть траву цапкой,   ходить за водой в бассейн, обирать гусениц с маленьких   яблонь­ карликов   и   многое   еще.     А   кругом   в   божьем   мире   было   столько удивительных вещей.  Захотел идти  направо ­  ступай  направо,  захотел идти налево ­  иди  налево;  везде  хлопочут жуки,  рыщут ящерицы,  подлетывают с треском кузнечики с красными крыльями») 5)Федор работает и вспоминает былое. (Федор: «…тетка у моей жены в Керчи погреб себе копала, две генуецких вазы нашла: одна  ваза золотая ­  полнехонька с золотом, другая серебряная ­ с серебром полна… ­ Клад ­  вот он клад!  ­ с азартом стучит себя пальцем по лбу Назар. ­Ежели у кого шарик работает!.. Две руки тебе даны, вот это тебе кла­ад!.. Ты только на людей не тянись, не нагоняй лени ­ вот тебе клад!.. Ах­ах, народ!) 6)После обеда Назар с семьей  работает во дворе, а Федор лег спать. ( «Для сна после обеда Федор не выбирал места:  он лег позади кухни в тени так,   как был, прямо на землю, только лицо обернул фартуком, чтобы не кусала     муха. И сразу мягка, и тепла, и родна ему стала земля. А   Назар внизу около дачи.   Здесь все   требует его   глаза… Раза два   хотел послать Назар Зиновью или Фанаску на  кухню посмотреть, как работает печник, и все находилось для них другое дело.») 6)Пятый час: «Ты ж явился сюда зачем? –возмущенно кричит Назар.­ Спать?» (кульминация – плитка в печи так и не отремонтированна) 7)Федор уходит без денег, не выполнив работу .  внешней   занимательности,   он Вывод  :  Автор   не   гонится   за     эффектами  избегает резких поворотов, зигзагов сюжетной линии. Он показывает героев не в   исключительных,   а   в   типических   обстоятельствах.   Особенности композиции: лирическое отступление, развернутые картины природы. 2. Анализ образов. Какими вы представляете себе главных героев? 1)«Федор ­ бородатый, рыжий, нос огромный, вверху костяной, внизу сизый; глаза ­ серые щелки; картуз внахлобучку, без полей,  задряпанный, вытертый; волосы   старые,   дьячковские;   фартук   ­   из   грязи,   сала,   холстины,   глины, извести и смолы; штаны ­ сорока цветов. Говорит басом: шея с огромным кадыком, ­ должно быть, смолоду хорошо пел и теперь поет, когда сильно пьян.   Голову   любит   подбрасывать   бодро,   и   когда   говорит,   то   сразу   всем телом: и глазами, и шеей, и длинным носом, и бородою, и даже хромой ногой». «А Федор говорит все время,  не уставая,  обо всем, о чем угодно …» «­ Да у тебя и жены­то нет, хромой, что врешь все?   ­ Как нет?  Здесь нет,  ­  в Керчи есть. С другим печником живет, ­ вот уж, почитай, лет пятнадцать она с ним... Я в это дело не вникаю: хочет он с нею жить, значит, мог он с ней ладу добиться, ­ ну, и живи.» «Когда   он   начинает   серчать,  то   употребляет   иногда   слова   исковерканные, местные, считая, должно быть, что сказать этак полезнее, чем просто»      2)«А Назар молодой еще, но какой­то весь свалявшийся, залежалый, как сухой   веник:   хочется   подержать   его   в   кипятке,   распарить.   Скулы   у   него торчат, усы белесые, еле видные, бороды нет ­ не растет; бровями все время озабоченно думает».   «­ Клад ­  вот он клад!  ­ с азартом стучит себя пальцем по лбу Назар. ­Ежели у кого шарик работает!.. Две руки тебе даны, вот это тебе кла­ад!.. Ты только на людей не тянись, не нагоняй лени ­ вот тебе клад!.. Ах­ах, народ!     Федор смотрит на него,  не понимая,  отчего он так осерчал.  Когда люди серчают возле него, ему тоскливо, и кажется, что он голоден и хочется выпить водки». 3)  «Зиновья,  лобастая,  длинная,  желтая  синеглазая баба,  Назарова жена» «Зиновья     смотрит     на     Федора     любовно,    достает   ему     водку,    рюмку, морщинистый огурец.  Простые русские бабы любят угощать и потчевать,  и в то время как  Назар отвернулся,  глядит в  окно на  море,  барабанит пальцами в   подоконник,       Зиновья,     синеглазая,     улыбается     Федору,     грешному, пьяному.Простые русские бабы почему­то матерински любят неправильных мужиков». Вывод. В целом портретные характеристики героинь С.Н. Сергеева­Ценского, как правило, не являются целостными и подробными. Для писателя важно подчеркнуть   отдельные   ключевые   детали,   причем   нередко   один   и   тот   же штрих повторяется в различных вариантах несколько раз (Назар – «как сухой веник», «сухой» , «сухоскулый».  Как  правило,  внешний  облик   и духовная сущность не контрастируют; напротив, отдельные портретные характеристики приближают   к   пониманию   духовных   устремлений   героев,   способствуют раскрытию их внутреннего мира, приближают к пониманию смысла многих суждений   и   поступков.   Писатель   не   стремится   воссоздать   определенный социально­психологический портрет. Складывается впечатление, что для него важно   зафиксировать   определенное   состояние   души   в   её   вневременных   и внепространственных координатах.  3.Картины природы в произведении Слово учителя. Одним из главных образов творчества С.Сергеева­Ценского является образ природы, жизнь которой связана с жизнью человека. Природа в творчестве С.Сергеева­Ценского представляется живой и гармоничной.  Задание. Пейзаж   произведения   богат   слуховыми,   зрительными   и   обонятельными ощущениями. Заполните таблицу примерами из текста.  Слуховые ощущения  Зрительные ощущения Обонятельные ощущения запахом   нижней «Мимозы   цветут   теперь розовым пухом и сладко пахнут», «вместе с   зелени», «Густо   пахнет   вялым виноградным   листом,   около земли припеченным,  желтым» «красноватые   огромные щербатые   скалы   с синими тенями»,  «Но от солнца   сплошного   все струится, и   движется,   и   тает», «славное море, голубое, с   нежными   жилками», «Новые   дома   среди старых пушистых деревьев   или   среди серых потресканных   скал   ­   до   чего   они нестерпимы для глаз»     в воздухе, «расплавляясь солнечном   доплывают сюда   звуки  шарманки. Здесь они не режут уха, здесь они   согласованы   с небом,   морем,   цикадами»,   « цикады трещат лениво… на   поздние   черешни садятся с   довольными   криками стаи молодых большеротых скворцов», дрозды « кричат что­то, ужасно   волнуясь,   что именно   ­   неизвестно. Они   косноязычно­оторванно чокают, изумленно­ высоко   всплескивают горлом» Вывод: Пейзажная живопись Сергеева ­ Ценского необыкновенно самобытна и  колоритна. Пейзаж представляет  собой  синкретичное сплетение образов, звуков,   запахов,   создающее   эффект   присутствия   на   месте   действия, управляющее   эмоциями   читателя,   что   в   немалой   степени   способствует раскрытию   писательского   замысла.   Сочные   пейзажные   картины   Сергеева­ Ценского доставляют  читателю огромное наслаждение. 4.Художественные  особенности произведения Тропы: ­ особенно щедр автор на красочные эпитеты. Его пейзажи –это симфонии, это феерии красок. Автор влюбленными глазами   следит за всеми переливами, за всеми оттенками, подмечает, подстерегает, ловит их: «почернел от святого страха»; «славное море, голубое, с нежными жилками», «перистые кружевные тени», «У нее такие стремящиеся вниз текучие, жадные глаза»; ­ олицетворение : «Горы веселые», «Тропинка взбирается»; ­ метафоры: «выбегает из них толпа сочнейших веток с крупными листьями», «жадные до простора ветки мимоз»; ­  сравнение:   листья   «точно   из     лакированной   зеленой   кожи;   «как притаившиеся ежи» шапки перекати –поля; море выкатится из этого неба, «как огромнейший круглый глаз»; Назар, « как сухой веник»; «с пушистым, как утенок, Ваняткой»; ­ перифраз: «почему кричит на него этот скуластый малый?..» (Назар) ;  «­ Это от застоя,  ваше превосходительство, ­ скажет Назар»(хозяин дачи Пикулин) Стилистические фигуры : ­ эпифора: «паруса у них вечные, мачты вечные, матросы вечные...»; ­ оксюморон: « горит мокрый на вид огонек»; ­  градация  :   «Но   Зиновье   хочется,   чтобы   трещало,   звенело,   рыдало   около нее.» Синтаксические конструкции: ­   риторические   восклицания,   обращения:  «Эх,   народ   нежный!»,   «Эй, кораблики!»; ­  многосоюзие  : «  и глазами, и шеей, и длинным носом, и бородою, и даже хромой ногой»; ­ ряды однородных членов: фартук у Федора «из грязи, сала, холстины, глины,  извести и смолы» , «И идет Федор к Пикулинской калитке ­ пьяный и старый, сутулый и хромой,  грешный и гордый». 5.Работа с текстом 1) Определите   художественные   средства   ,   используемые   автором     в отрывке. « Точно ломаются где­то страшно далеко тонкие­тонкие­тонкие льдинки: это солнце заходит за горы. Солнце здесь подымается из­за моря и потому очень рано ­ ничто ему не  мешает, а заходит за ближние зеленые высокие горы, и еще нет и шести часов, а уж подходит солнечная река к буковой плотине. Горы   ощетинились   этими     редкими   буками,  как   кабаньи   спины,  и   теперь каждый   сук   отчетливо   черен,   точно   почернел   от   святого   страха, переплескивает через плотину солнце, кажется, медленно гнет буки, тончит сучья, глотает листья, ­ свергается  куда­то вниз, не видно куда. А по скатам, в неглубоких  балках   уже   начинают  мягко  стелиться    остроконечные,  чуть розоватые,  как   розовая   пыль,   тени.   Потом   они   расползутся     по   круглым дубовым кустам вблизи, по серым круглым, как притаившиеся ежи, шапкам перекати­поля, по растрепанным колючим молочаям.»  2) Повествование     перебивается  лирическим   отступлением  . В   прозе Сергеева­Ценского   это   как   бы   беседы   автора   с   читателем   по   душам..   Писатель   как   бы высказывает свои мысли вслух, делится с читателем впечатлениям, любуется, восхищается   и   требует   от   него   сопереживания   ­   сострадания   или   же сорадования.       « Есть какая­то на земле своя солнечная правда, человеку этого не дано знать, человек только чувствует это смутно, когда вдруг возьмет да поверит сказке   о   том,   например,   что   никогда   не   разлюбит,   никогда   не состарится,никогда не умрет. Сядьте здесь, на большой высоте над морем, избочите   голову,   как   это   делают   птицы,   тогда   все   вам   покажется   новым; забудьте, что  влево верст за сто такой­то город, вправо верст за сто ­ такой­ то: пусть   будет только светлое яркое море перед вами и вы, и на море вон один, вон  другой, вон третий, точно в другом мире ­ так далеко, как лебеди белые,   белеют   баркасы­парусники.   Крикните   им   вдруг:   "Эй,   кораблики!" Громче кричите: "Эй, кораблики! Вы куда это плывете, кораблики?" Пусть они   выплыли     из   какой­нибудь   зачарованной   страны,   пусть   плывут   они   в страны,   совсе   неслыханные,   пусть   паруса   у   них   вечные,   мачты   вечные, матросы вечные...Пусть не будет хотя бы для них одних так обидно мала земля... "Эй,кораблики!"» Задание:   Каким   настроением   проникнуто   лирическое   отступление?   Какие художественные средства использует автор? (Интимность придают разговорные интонации : то сдержанно изумленные, то неназойливо   убеждающие,   то   задумчивые,   полувопросительные,   чуть­чуть неуверенные, обычно возникающие в тех случаях, когда человек к чему­либо приглядывается, прислушивается, вовне или в самом себе, и не может еще найти этому окончательного определения. ) Вывод .Отсутствие   внешней   занимательности   Сергеев­Ценский   восполняет выразительностью   портретной   живописи,   своеобразием   описаний   природы, поэтичностью и взволнованностью лирического  отступления. Для автора нет ничего отвлеченного и нет ничего мертвого в мире – все живое, все облечено плотью и все одушевлено, все одухотворено. 6.Смысл названия Слово учителя. Зачастую  главенствующую роль в произведениях Сергеева­ Ценского     играют   сверхобразы,   составляющие   схему­каркас   всего произведения.   Солнце   ­   древнейший   космический   символ,   известный   всем народам. Сообщение учащихся «МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ СОЛНЦА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» (см. http://rudocs.exdat.com/docs/index­41080.html?page=6)  Почему   автор   остановился   на   таком   названии Проблемный   вопрос. произведения? Докажите, что образ солнца, главенствующий, определивший название, "наводняет" пространство. Приведите примеры из текста. («Но от солнца сплошного все струится, и движется, и тает», «как хороши в такой обстановке  дома, над которыми не спеша поработало солнце: стерло лоск  штукатурки,  отодрало   масляную   краску   с  дерева   балконов,  с  железа водосточных   труб,   приобщило   к   природному,   своему,   обняло   по­родному, усыновило», «солнце,  вечный  хозяин  земли, знает  на земле   каждую  пядь», «переплескивает через плотину солнце, кажется, медленно гнет буки, тончит сучья, глотает листья, ­ свергается куда­то вниз, не видно куда». «Есть какая­ то на земле своя солнечная правда, человеку этого не дано знать») Вывод.   В   начале   ХХ   в.   этот   писатель   стоял   у   истоков   неореализма, синтезирующего реалистические и символические элементы. Образы­символы, зачастую   отнесенные   в   заглавие   его   произведения,   не   только   раскрывают социальные взаимодействия и противоречия, но и приобретают обобщенно­ философский   смысл.   Использование   образов­символов   способствует приданию   реалистичной   и   будничной   ситуации   обобщенного, метафорического смысла. V.   Рефлексия.   Словесное   рисование.   Какие   образы   крымской   природы, созданные автором , вам запомнились? (Кипарисы,   купающиеся   в   голубом   зное;   раскаленная   набережная;   белые чайки   ;   мимозы   сладко   пахнут;   виноградники   и   сады,   море   с   голубыми жилками;  от солнца сплошного все струится, и движется, и тает…) VI.Домашнее задание. Есть ли в описании Крыма  С.Н.Сергеевым­Ценским нечто, утратившее свою актуальность? Каким вам видится  Крым? Список литературы:                                                                                  1.Н. М. Любимов   СЕРГЕЕВ­ЦЕНСКИЙ ­ ХУДОЖНИК СЛОВА.(Сергеев­ Ценский С.Н. Собрание сочинений в 12 томах. ­ Т. 12. ­ М., 1967. ­ С. 428­438) 2.   Чалмаев   Виктор   ­   С   солнцем   в   крови     Книга:   С.Н.Сергеев­Ценский. "Неторопливое   солнце".   Роман.   Повести.   Рассказы   .­   Издательство "Современник", Москва, 1985 3.   Сухоруков   В.Н.   Крым   в   лицах   и   биографиях.­   Симферополь:Атлас­ Компакт,2007.­410. 4.http://www.dissercat.com/content/rannyaya­proza­s­n­sergeeva­tsenskogo­ poetika­neorealizma

Урок "С. Сергеев-Ценский - « художник-красочник, пейзажист» ( 11 класс, литература)

Урок "С. Сергеев-Ценский  - « художник-красочник, пейзажист»    ( 11 класс, литература)

Урок "С. Сергеев-Ценский - « художник-красочник, пейзажист» ( 11 класс, литература)

Урок "С. Сергеев-Ценский  - « художник-красочник, пейзажист»    ( 11 класс, литература)

Урок "С. Сергеев-Ценский - « художник-красочник, пейзажист» ( 11 класс, литература)

Урок "С. Сергеев-Ценский  - « художник-красочник, пейзажист»    ( 11 класс, литература)

Урок "С. Сергеев-Ценский - « художник-красочник, пейзажист» ( 11 класс, литература)

Урок "С. Сергеев-Ценский  - « художник-красочник, пейзажист»    ( 11 класс, литература)

Урок "С. Сергеев-Ценский - « художник-красочник, пейзажист» ( 11 класс, литература)

Урок "С. Сергеев-Ценский  - « художник-красочник, пейзажист»    ( 11 класс, литература)

Урок "С. Сергеев-Ценский - « художник-красочник, пейзажист» ( 11 класс, литература)

Урок "С. Сергеев-Ценский  - « художник-красочник, пейзажист»    ( 11 класс, литература)

Урок "С. Сергеев-Ценский - « художник-красочник, пейзажист» ( 11 класс, литература)

Урок "С. Сергеев-Ценский  - « художник-красочник, пейзажист»    ( 11 класс, литература)

Урок "С. Сергеев-Ценский - « художник-красочник, пейзажист» ( 11 класс, литература)

Урок "С. Сергеев-Ценский  - « художник-красочник, пейзажист»    ( 11 класс, литература)

Урок "С. Сергеев-Ценский - « художник-красочник, пейзажист» ( 11 класс, литература)

Урок "С. Сергеев-Ценский  - « художник-красочник, пейзажист»    ( 11 класс, литература)

Урок "С. Сергеев-Ценский - « художник-красочник, пейзажист» ( 11 класс, литература)

Урок "С. Сергеев-Ценский  - « художник-красочник, пейзажист»    ( 11 класс, литература)

Урок "С. Сергеев-Ценский - « художник-красочник, пейзажист» ( 11 класс, литература)

Урок "С. Сергеев-Ценский  - « художник-красочник, пейзажист»    ( 11 класс, литература)

Урок "С. Сергеев-Ценский - « художник-красочник, пейзажист» ( 11 класс, литература)

Урок "С. Сергеев-Ценский  - « художник-красочник, пейзажист»    ( 11 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2018