Конспект урока Драматизм творческой биографии М.Зощенко
Оценка 4.6

Конспект урока Драматизм творческой биографии М.Зощенко

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
21.01.2018
Конспект урока Драматизм творческой биографии М.Зощенко
Урок посвящен продолжателю традиций Чехова и Салтыкова-Щедрина советскому писателю-юмористу Михаилу Зощенко. Ребята во время открытого урока познакомились с трагической творческой судьбой Зощенко: от всеобщей любви и популярности до неоправданных гонений и забвения. узнают много интересного о том времени и людях, поступки которых писатель раскрывает в своих произведениях.Знакомство учащихся т трагической судьбой Зощенко
КГУ.docx
КГУ «Средняя школа имени Абая» Открытый урок Тема: Драматизм творческой биографии М.Зощенко                                                 11 класс Подготовила : учитель русского языка и литературы Пустограева В.И. Тема: Драматизм творческой биографии М.Зощенко Цели урока:  доказать, что рассказы М. Зощенко современны и актуальны;  совершенствовать умения анализа литературного произведения;         *вызвать у учащихся устойчивый интерес к творчеству М. Зощенко и к  литературе вообще Оборудование:  портрет М. Зощенко;  два шаржа на портрет писателя;  выставка репродукций картин, изображающих эпоху строительства  социализма;   запись песни “Широка страна…”;  предметы (пирожное, стакан, лампочка, номерок, аэроплан, поднос);  корзина для голосования;  исторические материалы;  изображения настроений. Ход урока Слово учителя. Эпиграфом к сегодняшней встрече я выбрала стихотворение 1.         «  Свободный разговор»: — Поговорим?  — О чем? — О разном и о прочем.  О том, что хорошо,  И хорошо не очень.  Чего­то знаешь ты.  А что­то мне известно. Поговорим? — Поговорим.  Вдруг будет интересно 2.Проверка домашнего задания У меня на столе стоит сумочка. Как вы думаете, что в ней?(Предположения ребят) Это не просто предметы. Это тест на знание рассказов Зощенко,  ­ которые вы прочитали 1.надкусанное   пирожное,   2веник   или   мочалка.3.   Стакан.   4.Галоша,   5.картинка обезьяны   с   языком,   6.ершик   (нервные   люди),7.  Плакат   «Выдача   трупов   от   3   до4» ( «История болезни»),8.Бумажный номерок («Баня»),9. Лампочка ( «Гости») ­молодцы.  Мне не хотелось бы сегодня перечислять этапы его жизни, называть цифры, даты и  количества. Мне хочется, чтобы вы открыли для себя Зощенко  через его признания,  через его произведения. ­ Как выдумаете, кто лучше всего может рассказать нам о Михаиле Михайловиче  Зощенко? Конечно, сам автор. 3.     Чтение автобиографии «О себе, об идеологии и еще коe о чем». Прежде, чем  выполнить задание, давайте разделимся на группы. Деление на группы .(сатира­юмор) Создание кластера «Зощенко»­1 гр. ­ Итак, мы познакомились с очень интересным человеком и самобытным писателем.  Давайте внесем в кластер главное из его биографии, то , что вы записали в своих  тетрадях после прочтения автобиографии (1 группа) 1. Д   невник двойной записи  (пишут в двух колонках: важно­неважно, интересно­не интересно и т.п.)(2 группа) 2. – Я не зря дала вашим группам такие названия (сатира­юмор). Давайте вспомним,  что такое юмор и что такое сатира(слайд №   ) 5.  « О, смех – великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха…  Боясь смеха, человек              сила».  удержится от того, от чего бы не удержала его никакая  ­ Как вы понимаете слова Н. В. Гоголя? /Человек боится быть осмеянным. И он старается не совершать того, что может  вызвать насмешку окружающих./   6  ­ Работа с таблицей  ­ На доске записаны признаки юмора и сатиры. Нарисуйте таблицу,Распределите  их, поместите в нужную колонку. (лёгкий, злой, жестокий, весёлый) нелепые ситуации, пороки общества,отдельные недостатки человека, недостатки жизни, взаимоотношения между людьми ­Что объединяет эти два понятия? (смех) Но смех разный. А какой именно? юмор Смех… Автор смеётся  над… лёгкий, злой, жестокий, весёлый нелепые ситуации пороки общества отдельные недостатки человека недостатки жизни взаимоотношения между людьми сатира Смех… Автор  высмеивает… ­ Сравните получившиеся колонки, сделайте вывод, чем юмор отличается от  сатиры. Сатира 2 гр Смех злой, жестокий Автор высмеивает пороки  общества, недостатки жизни,  взаимоотношения между людьми  Юмор 1 гр. Смех лёгкий, весёлый Автор смеётся над нелепыми  ситуациями, отдельными  недостатками человека,  взаимоотношениями между  людьми 7. Изучение нового материала.    Слово о М.М.Зощенко ­ Посмотрите внимательно на портрет Михаила Михайловича Зощенко. Писатель  создавал юмористические и сатирические произведения.  А выражение глаз у неко какое? /грустные, печальные/ ­ Как вы думаете, почему? ­8. Послушайте притчу из книги Л.О. Утёсова «Михаил Зощенко в  воспоминаниях современников» (подготовленные заранее ученики читают притчу по ролям. Приложение 1). ­ В чём смысл притчи? Над чем она заставляет задуматься? /Смех – это тяжёлый  труд, а не забава./ ­ Как же эта притча, её смысл связан с М.М.Зощенко?   ­   Но   не   будем   о   грустном.   Зощенко,   действительно,   удивительный   писатель.   И сейчас его книги быстро раскупаются в книжных магазинах, не залёживаются и на библиотечных полках. Почему? /В них много смеха./ 9.Интересная фамилия  Беседа с учащимися. ­Как вы думаете, что означает фамилия Зощенко? Ваши предположения. ­ хорошо. А как было на самом деле расскажет нам  Снежана. 10.     ­Скажите, могли бы вы утверждать, что в рассказах «за словесным формальным  юмором скрывается трагическая сущность сегодняшней советской действительности»?  В чём трагизм этой сущности?  ­Чтобы понять это давайте посмотрим, что за события происходили в то время. (показ видео)  ­Что   скрывается   за   строками   знакомых   вам   рассказов?   Что   подвергается сатирическому   изображению?  Равнодушие,   жадность   ,   злоба,   зависть,   ложь, бюрократизм, невежество, мещанство, чванство ­ Люди равнодушны друг к другу; их поступками управляют зависть, злоба и другие  негативные чувства, то есть люди поставлены в такие условия, что вынуждены  приспосабливаться путём различных ухищрений, порой заключая сделки с собственной  совестью и даже забывая про совесть. ­ Так, в рассказе «Аристократка» ­пошлость, ограниченность героев, их мелочность,  нечуткость. ­ «Бешенство»­ жестокость, способность видеть во всём плохое. ­ «Любовь»­ хвастовство, трусость, эгоизм. ­ «Баня»­ недоверие, равнодушие, подозрение  Именно эти обывательские черты не дают покоя М.Зощенко. Наверняка, эти и  подобные черты управляли людьми, которые в дальнейшем объявили М.Зощенко «не  смешным, а страшным писателем». Отчего? Почему? Никто не любит правды.  Именно  за это власть и невзлюбила писателя. 11. Политика  Журнал «Большевик» (1944 г. №2) печатает коллективную статью никому не известных критиков: « Об одной вредной повести: Тряпичником бродит Зощенко по человеческим помойкам, выискивая что похуже.. Как мог написать Зощенко эту галиматью, нужную лишь врагам нашей родины…»    Сам писатель недоумевал: «Худо. Все орут, орут. Стыдят в чем­то. Чувствуешь себя бандитом и жуликом».   Возникает вопрос: чей писатель М. Зощенко? А это уже не литература. Это политика. Писатель,   которого   знали   все,   был   заклеймен   как   пошляк,   хулиган   и   подонок литературы, глумящийся над советскими людьми. Его исключили из Союза писателей, перестали печатать, беспрерывно упоминали в разгромных статьях. На работу не берут даже жену Зощенко, предлагая сменить фамилию. В 1946 г. Зощенко пишет письмо Сталину.   Но   Советской   власти   давно   нужны   были   не   искренность,   а   лицемерие   и притворство, не правда, а послушание, не слуги народа, а автоматчики партии.  «Мне некого винить. Я попал под неумолимое колесо истории», ­ объяснял Зощенко. .12. «Подмостки» Проведём такой эксперимент. Представьте себе, что вы владеете только литературным  языком. Переведём на литературный язык рассказ «Аристократка»Смешно ли  получилось?  ­ А от чего было весело?  ­ Вы убрали форму, а содержание оказалось несмешным. И ничего на свете Зощенко так не удручало, как то, что люди весело смеялись, читая его рассказы. Он считал, что не  смеяться надо, а плакать. ­Актуальны ли рассказы М.М. Зощенко для нашего времени? Встречаются ли в наше  время люди, похожие на героев писателя? 13. Возвращение писателя. Только в 1953 году, через три месяца после смерти Сталина, Зощенко восстановили  в Союзе писателей. Он готовился выпускать новый сборник рассказов и повестей.  Но в 1954 году его настигла новая беда, от которой он так и не смог оправиться до  конца дней своих. В связи с подготовкой к съезду советских писателей было назначено собрание  ленинградских писателей. Зощенко уведомили, что он включён в список  выступающих и от него ждут публичного признания правильности обвинений,  которые были направлены в его адрес ранее. Вот послушайте выдержки из  сохранившейся стенограммы: «Вот уже восемь лет мне трудно, почти невыносимо с  теми наименованиями, которые повисли на мне, которые так унизили моё  человеческое достоинство. Я кратко скажу сейчас, что это не вопрос мелкого  самолюбия что вот я обиделся. Это не так. Я понимаю масштабы государства и мой  мелкий масштаб. Не в этом дело, вопрос не об этом идёт. Вопрос о том, что многие обвинения, которые мне были представлены, я по  пунктам, с бумагой в руках докажу, что это не так... Я никогда не был не патриотом своей страны. Я не могу согласиться с этим. Что вы  хотите от меня? Что я должен признаться в том, что я пройдоха, мошенник и трус? Я могу сказать: моя литературная жизнь и судьба при такой ситуации закончены. Я  не могу выйти из положения. Сатирик должен быть морально чистым человеком, а я унижен, как последний сукин сын! У меня нет ничего в дальнейшем! Я не стану ни о чём просить!..»  Но Зощенко не мог не возвратиться. Запретить печатать писателя можно, но запретить ту жизнь, которая есть и о которой он писал, нельзя.ушли те заботы, хлопоты, волнения. И мы невольно сравниваем, как у Зощенко. 14. Рефлексия  чемодан­мясорубка­корзина  На зелёном листочке, который приклеивался затем к плакату с изображением  чемодана, необходимо нарисовать или написать тот важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забирать с собой и использовать в  своей деятельности. На красном листочке – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно  отправить в "мусорную корзину", т.е. прикрепить ко второму плакату. желтый листок – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к  употреблению в своей работе. Таким образом, то, что нужно еще додумать,  доработать, "докрутить" отправлялось в лист "мясорубка".

Конспект урока Драматизм творческой биографии М.Зощенко

Конспект урока Драматизм творческой биографии М.Зощенко

Конспект урока Драматизм творческой биографии М.Зощенко

Конспект урока Драматизм творческой биографии М.Зощенко

Конспект урока Драматизм творческой биографии М.Зощенко

Конспект урока Драматизм творческой биографии М.Зощенко

Конспект урока Драматизм творческой биографии М.Зощенко

Конспект урока Драматизм творческой биографии М.Зощенко

Конспект урока Драматизм творческой биографии М.Зощенко

Конспект урока Драматизм творческой биографии М.Зощенко

Конспект урока Драматизм творческой биографии М.Зощенко

Конспект урока Драматизм творческой биографии М.Зощенко

Конспект урока Драматизм творческой биографии М.Зощенко

Конспект урока Драматизм творческой биографии М.Зощенко
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018