конспект урока Драматизм творческой биографии М.Зощенко

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок посвящен продолжателю традиций Чехова и Салтыкова-Щедрина советскому писателю-юмористу Михаилу Зощенко. Ребята во время открытого урока познакомились с трагической творческой судьбой Зощенко: от всеобщей любви и популярности до неоправданных гонений и забвения. узнают много интересного о том времени и людях, поступки которых писатель раскрывает в своих произведениях.Знакомство учащихся т трагической судьбой Зощенко
Иконка файла материала КГУ.docx
КГУ «Средняя школа имени Абая» Открытый урок Тема: Драматизм творческой биографии М.Зощенко                                                 11 класс Подготовила : учитель русского языка и литературы Пустограева В.И.Тема: Драматизм творческой биографии М.Зощенко Цели урока:  доказать, что рассказы М. Зощенко современны и актуальны;  совершенствовать умения анализа литературного произведения;         *вызвать у учащихся устойчивый интерес к творчеству М. Зощенко и к  литературе вообще Оборудование:  портрет М. Зощенко;  два шаржа на портрет писателя;  выставка репродукций картин, изображающих эпоху строительства  социализма;   запись песни “Широка страна…”;  предметы (пирожное, стакан, лампочка, номерок, аэроплан, поднос);  корзина для голосования;  исторические материалы;  изображения настроений. Ход урока Слово учителя. Эпиграфом к сегодняшней встрече я выбрала стихотворение 1.         «  Свободный разговор»: — Поговорим?  — О чем? — О разном и о прочем.  О том, что хорошо,  И хорошо не очень.  Чего­то знаешь ты.  А что­то мне известно.Поговорим? — Поговорим.  Вдруг будет интересно 2.Проверка домашнего задания У меня на столе стоит сумочка. Как вы думаете, что в ней?(Предположения ребят) Это не просто предметы. Это тест на знание рассказов Зощенко,  ­ которые вы прочитали 1.надкусанное   пирожное,   2веник   или   мочалка.3.   Стакан.   4.Галоша,   5.картинка обезьяны   с   языком,   6.ершик   (нервные   люди),7.  Плакат   «Выдача   трупов   от   3   до4» ( «История болезни»),8.Бумажный номерок («Баня»),9. Лампочка ( «Гости») ­молодцы.  Мне не хотелось бы сегодня перечислять этапы его жизни, называть цифры, даты и  количества. Мне хочется, чтобы вы открыли для себя Зощенко  через его признания,  через его произведения. ­ Как выдумаете, кто лучше всего может рассказать нам о Михаиле Михайловиче  Зощенко? Конечно, сам автор. 3.     Чтение автобиографии «О себе, об идеологии и еще коe о чем». Прежде, чем  выполнить задание, давайте разделимся на группы. Деление на группы .(сатира­юмор) Создание кластера «Зощенко»­1 гр. ­ Итак, мы познакомились с очень интересным человеком и самобытным писателем.  Давайте внесем в кластер главное из его биографии, то , что вы записали в своих  тетрадях после прочтения автобиографии (1 группа) 1. Д   невник двойной записи  (пишут в двух колонках: важно­неважно, интересно­не интересно и т.п.)(2 группа) 2. – Я не зря дала вашим группам такие названия (сатира­юмор). Давайте вспомним,  что такое юмор и что такое сатира(слайд №   ) 5.  « О, смех – великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха…  Боясь смеха, человек              сила».  удержится от того, от чего бы не удержала его никакая  ­ Как вы понимаете слова Н. В. Гоголя? /Человек боится быть осмеянным. И он старается не совершать того, что может  вызвать насмешку окружающих./   6  ­ Работа с таблицей  ­ На доске записаны признаки юмора и сатиры. Нарисуйте таблицу,Распределите  их, поместите в нужную колонку. (лёгкий, злой, жестокий, весёлый) нелепые ситуации, пороки общества,отдельные недостатки человека,недостатки жизни, взаимоотношения между людьми ­Что объединяет эти два понятия? (смех) Но смех разный. А какой именно? юмор Смех… Автор смеётся  над… лёгкий, злой, жестокий, весёлый нелепые ситуации пороки общества отдельные недостатки человека недостатки жизни взаимоотношения между людьми сатира Смех… Автор  высмеивает… ­ Сравните получившиеся колонки, сделайте вывод, чем юмор отличается от  сатиры. Сатира 2 гр Смех злой, жестокий Автор высмеивает пороки  общества, недостатки жизни,  взаимоотношения между людьми  Юмор 1 гр. Смех лёгкий, весёлый Автор смеётся над нелепыми  ситуациями, отдельными  недостатками человека,  взаимоотношениями между  людьми 7. Изучение нового материала.    Слово о М.М.Зощенко ­ Посмотрите внимательно на портрет Михаила Михайловича Зощенко. Писатель  создавал юмористические и сатирические произведения.  А выражение глаз у неко какое? /грустные, печальные/ ­ Как вы думаете, почему? ­8. Послушайте притчу из книги Л.О. Утёсова «Михаил Зощенко в  воспоминаниях современников» (подготовленные заранее ученики читают притчу по ролям. Приложение 1). ­ В чём смысл притчи? Над чем она заставляет задуматься? /Смех – это тяжёлый  труд, а не забава./ ­ Как же эта притча, её смысл связан с М.М.Зощенко?   ­   Но   не   будем   о   грустном.   Зощенко,   действительно,   удивительный   писатель.   И сейчас его книги быстро раскупаются в книжных магазинах, не залёживаются и на библиотечных полках. Почему? /В них много смеха./9.Интересная фамилия  Беседа с учащимися. ­Как вы думаете, что означает фамилия Зощенко? Ваши предположения. ­ хорошо. А как было на самом деле расскажет нам  Снежана. 10.     ­Скажите, могли бы вы утверждать, что в рассказах «за словесным формальным  юмором скрывается трагическая сущность сегодняшней советской действительности»?  В чём трагизм этой сущности?  ­Чтобы понять это давайте посмотрим, что за события происходили в то время. (показ видео)  ­Что   скрывается   за   строками   знакомых   вам   рассказов?   Что   подвергается сатирическому   изображению?  Равнодушие,   жадность   ,   злоба,   зависть,   ложь, бюрократизм, невежество, мещанство, чванство ­ Люди равнодушны друг к другу; их поступками управляют зависть, злоба и другие  негативные чувства, то есть люди поставлены в такие условия, что вынуждены  приспосабливаться путём различных ухищрений, порой заключая сделки с собственной  совестью и даже забывая про совесть. ­ Так, в рассказе «Аристократка» ­пошлость, ограниченность героев, их мелочность,  нечуткость. ­ «Бешенство»­ жестокость, способность видеть во всём плохое. ­ «Любовь»­ хвастовство, трусость, эгоизм. ­ «Баня»­ недоверие, равнодушие, подозрение  Именно эти обывательские черты не дают покоя М.Зощенко. Наверняка, эти и  подобные черты управляли людьми, которые в дальнейшем объявили М.Зощенко «не  смешным, а страшным писателем». Отчего? Почему? Никто не любит правды.  Именно  за это власть и невзлюбила писателя. 11. Политика  Журнал «Большевик» (1944 г. №2) печатает коллективную статью никому не известных критиков: « Об одной вредной повести: Тряпичником бродит Зощенко по человеческим помойкам, выискивая что похуже.. Как мог написать Зощенко эту галиматью, нужную лишь врагам нашей родины…»    Сам писатель недоумевал: «Худо. Все орут, орут. Стыдят в чем­то. Чувствуешь себя бандитом и жуликом».   Возникает вопрос: чей писатель М. Зощенко? А это уже не литература. Это политика. Писатель,   которого   знали   все,   был   заклеймен   как   пошляк,   хулиган   и   подонок литературы, глумящийся над советскими людьми. Его исключили из Союза писателей, перестали печатать, беспрерывно упоминали в разгромных статьях. На работу не берут даже жену Зощенко, предлагая сменить фамилию. В 1946 г. Зощенко пишет письмо Сталину.   Но   Советской   власти   давно   нужны   были   не   искренность,   а   лицемерие   и притворство, не правда, а послушание, не слуги народа, а автоматчики партии.  «Мне некого винить. Я попал под неумолимое колесо истории», ­ объяснял Зощенко..12. «Подмостки» Проведём такой эксперимент. Представьте себе, что вы владеете только литературным  языком. Переведём на литературный язык рассказ «Аристократка»Смешно ли  получилось?  ­ А от чего было весело?  ­ Вы убрали форму, а содержание оказалось несмешным. И ничего на свете Зощенко так не удручало, как то, что люди весело смеялись, читая его рассказы. Он считал, что не  смеяться надо, а плакать. ­Актуальны ли рассказы М.М. Зощенко для нашего времени? Встречаются ли в наше  время люди, похожие на героев писателя? 13. Возвращение писателя. Только в 1953 году, через три месяца после смерти Сталина, Зощенко восстановили  в Союзе писателей. Он готовился выпускать новый сборник рассказов и повестей.  Но в 1954 году его настигла новая беда, от которой он так и не смог оправиться до  конца дней своих. В связи с подготовкой к съезду советских писателей было назначено собрание  ленинградских писателей. Зощенко уведомили, что он включён в список  выступающих и от него ждут публичного признания правильности обвинений,  которые были направлены в его адрес ранее. Вот послушайте выдержки из  сохранившейся стенограммы: «Вот уже восемь лет мне трудно, почти невыносимо с  теми наименованиями, которые повисли на мне, которые так унизили моё  человеческое достоинство. Я кратко скажу сейчас, что это не вопрос мелкого  самолюбия что вот я обиделся. Это не так. Я понимаю масштабы государства и мой  мелкий масштаб. Не в этом дело, вопрос не об этом идёт. Вопрос о том, что многие обвинения, которые мне были представлены, я по  пунктам, с бумагой в руках докажу, что это не так... Я никогда не был не патриотом своей страны. Я не могу согласиться с этим. Что вы  хотите от меня? Что я должен признаться в том, что я пройдоха, мошенник и трус? Я могу сказать: моя литературная жизнь и судьба при такой ситуации закончены. Я  не могу выйти из положения. Сатирик должен быть морально чистым человеком, а я унижен, как последний сукин сын! У меня нет ничего в дальнейшем! Я не стану ни о чём просить!..»  Но Зощенко не мог не возвратиться. Запретить печатать писателя можно, но запретить ту жизнь, которая есть и о которой он писал, нельзя.ушли те заботы, хлопоты, волнения. И мы невольно сравниваем, как у Зощенко. 14. Рефлексия  чемодан­мясорубка­корзина  На зелёном листочке, который приклеивался затем к плакату с изображением  чемодана, необходимо нарисовать или написать тот важный момент, который онвынес от работы (в группе, на занятии), готов забирать с собой и использовать в  своей деятельности. На красном листочке – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно  отправить в "мусорную корзину", т.е. прикрепить ко второму плакату. желтый листок – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к  употреблению в своей работе. Таким образом, то, что нужно еще додумать,  доработать, "докрутить" отправлялось в лист "мясорубка".

Посмотрите также