"Не жалею, не зову, не плачу..."урок по русской литературе в 11 классе
Оценка 4.6

"Не жалею, не зову, не плачу..."урок по русской литературе в 11 классе

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
22.01.2018
"Не жалею, не зову, не плачу..."урок по русской литературе в 11 классе
Данный урок является обобщающим по творчеству С.А.Есенина и включает в себя подробный материал о жизни и творчестве поэта.Урок проводится в форме защиты проектов по предложенной теме. В качестве домашнего задания учащимся было предложено повторить весь изученный материал о жизни и творчестве поэта.На уроке представлены три проекта: 1. Тема Родины и природы в лирике С .Есенина. 2. Любовная лирика С. Есенина. 3. Философская лирика С. Есенина. Урок сопровождается презентациями по выбранной теме, музыкой и песнями на стихи С.А.Есенина в исполнении известных певцов и актеров.В процессе урока ведется оценочный лист группы, в котором фиксируются ответы учащихся.
есенин новый.docx
КГУ «Средняя школа имени Абая» города Шу «Не жалею, не зову, не плачу …» Обобщающий урок по русской литературе в 11­ом классе по творчеству С. Есенина                                                                 учитель Муратаева Т. В. 2017­2018 учебный год  : Обобщающий урок то творчеству С.А.Есенина (защита проектов) Тема     обобщение и систематизация знаний о жизни и творчестве С.А.Есенина ; формирование навыков  Цель:   использования проектной методики в подготовке материала; развитие творческих способностей учащихся;  воспитание чувства патриотизма, чувства прекрасного. Оборудование: компьютерное оборудование, карты анализа работы групп.                                                                            Эпиграф: Быть поэтом – это значит то же,                                                                                               Если правды жизни не нарушить,                                                                                                Рубцевать себя по нежной коже,                                                                                                Кровью чувств ласкать чужие души.                                                                                                                              С.Есенин Ход урока. Сообщение темы урока, целей и задач. Ребята, мы с вами изучили творчество замечательного поэта С.А.Есенина. Сегодня мы проведём  обобщающий урок по его творчеству в форме защиты проектов по предложенной теме. В качестве домашнего задания вам было предложено повторить весь изученный материал о жизни и творчестве поэта. И сегодня  мы постараемся ответить в течение урока на вопросы:  1 Каково ваше ощущение есенинской поэзии? 2 В чем тайна силы есенинских строк о жизни, Родине, любви... 3 Какие мысли и чувства вызывает у вас есенинское отношение к природе, женщине, к                человечеству в целом.... 4 Чем лично вам дорога поэзия С. Есенина?  5 Образы, краски ... в поэзии Есенина Слово учителя. Сергей Есенин – лирик, который самой природой был создан для поэтического творчества, для выражения  неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире. Слова самого поэта, которые я взяла эпиграфом к уроку, как нельзя лучше передают глубину есенинской  поэзии, её предназначение. Быть поэтом – это значит то же, Если правды жизни не нарушить, Рубцевать себя по нежной коже, Кровью чувств ласкать чужие души                                              С.Есенин В конце урока мы вернёмся к эпиграфу, подумаем над его смыслом. Сейчас небольшая викторина . Вопросы о жизни и творчестве С. Есенина.       Вопросы для 1­ой группы Назвать дату рождения Сергея Есенина. (3 октября  1895 года 21 сентября) На берегу какой реки расположено родное село Сергея Есенина? (река Ока) В какой школе учился С. Есенин? (второклассная школа, с. Спас­Клепики)   Кто автор этих слов? «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для  выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия.» (А.М. Горький) Как звали сестер поэта? (Александра, Екатерина) Во сколько лет Есенин начал писать стихи? (В биографии написано «Рано, лет 9») В каком журнале было опубликовано 1­ое стихотворение С. Есенина? (журнал «Мирок») Любимый пейзажный есенинский образ? (берёза) Назовите поэму Есенина, названную женским именем? («Анна Снегина») Первый живой поэт, которого увидел Есенин? (Александр Блок) Кто по национальности была Айседора Дункан? (ирландка) Вопросы для 2­ой группы   Родина Сергея Есенина? (с. Константиново, Рязанской губернии, Кузьминской волости) Кому на воспитание был отдан Есенин с 2­х лет? (Деду по матери Титову Федору Андреевичу) О какой профессии для своего любимого внука мечтал дед? (учитель)  Какое дерево стало национальным поэтическим символом России, благодаря поэту Есенину?(береза) С каким стихотворением Есенин дебютировал в печати? («Белая береза») 6 Как называется последнее стихотворение С. Есенина? («До свиданья, друг мой, до свиданья») чем написано последнее стихотворение? (кровью) В каком городе был убит Есенин? (Ленинград) Где похоронен С. Есенин? (Москва, Ваганьковское кладбище) Кто первым заявил в печати, что Есенин был убит? (Эдуард Хлысталов, полковник МВД) Имя школьного друга С. Есенина? (Гриша Памфилов) Вопросы 3 группе Каким псевдонимом было подписано стихотворение («Белая береза») (Аристон) Любимый цвет, часто встречающийся в стихах Есенина? (синий) Назовите кличку собаки, которой Есенин посвятил стихотворение. (Джим) Как звали героиню цикла стихов «Персидские мотивы»? (Шаганэ) Прообраз Анны Снегиной? (Лидия Кашина) Назовите хотя бы одного поэта его круга. (Н. Клюев) Шутливое прозвище, данное Есениным Айседоре Дункан? (Дунька) Кому адресовано последнее стихотворение С. Есенина? (Вольфу Эрлиху) Название гостиницы, в которой прожил Есенин свои последние дни? (Англетер) Когда состоялись похороны поэта? декабря 1925 года) 11  Как звали детей Сергея Есенина? (Юрий, Константин, Татьяна) Вы предварительно получили задание повторить  материал , уже изученный вами в процессе работы . На сегодняшнем уроке будут представлены три проекта: 1. Тема Родины и природы в лирике С .Есенина. 2. Любовная лирика С. Есенина. 3. Философская лирика С. Есенина.  Задача консультантов ­ быть предельно внимательными на уроке и оценить исследовательскую и  творческую работу своих товарищей, заполнив карту оценки .(пока учащиеся готовятся, звучит песня на стихи Есенина) 1   Защита проекта «Тема Родины и природы в лирике С.А. Есенина»     Актуализация темы Тема Родины актуальна во все времена Тема Родины нашла отражение в творчестве многих поэтов и писателей 18­19 веков. Цели и задачи ­Исследовать творчество С. Есенина ­Отметить особенности изображения природы в стихотворениях С. Есенина.          ­Выяснить, какое место тема Родины занимает в лирике Есенина.      учитель Тебе одной плету венок,                       Цветами сыплю стёжку серую.                        О, Русь, покойный уголок,                        Тебя люблю, тебе и верую.                                                                                     С.Есенин Выступления учеников С.Есенин – единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве  которого невозможно выделить стихи о Родине в особый раздел. Всё, написанное им, проникнуто «чувством  родины». Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное – русская  классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его  природный талант.  «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём  творчестве». С. Есенин Тема Родины включает: ­ народные истоки  ­ пейзажная лирика  ­ философские размышления о судьбе Родины С. Есенин родился и вырос в Рязанской губернии, в селе Константиново, в крестьянской семье «Я рос в атмосфере народной поэзии»,­ вспоминает он. Поэтическая речь Есенина развивалась в духе  народных традиций. Народные истоки Мир народной жизни во всех её проявлениях открывается нам, когда мы читаем Есенина. И благодаря поэту  мы словно погружаемся в чудесное состояние праздника. Чуткая, восприимчивая душа откликалась на всё, что окружало, наполняясь тихой песней, веками  создаваемой народом, песней, в которой русский человек привык высказывать свою радость и печаль,  которая была и его познанием, и его слиянием с ним. Потому становится есенинская лирика песней, что  рождена народной фольклорной традицией, одухотворявшей природу, наделявшей её человеческими  чертами, человеческими тревогами и болями, надеждами и радостями Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С. Есенина Основы поэтики Есенина – народные, в ней намного сильнее влияние традиционного русского фольклора.  Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали. Вырос я до зрелости, внук купальской ночи, Сутемень колдовная счастье мне пророчит. Сердце­вещун, мать –голубица, сокол­ветер, берёзка­невеста, месяц­ягнёнок, девица­вьюга – вот далеко не  полный перечень излюбленных тропов поэта, попавших к нему из лаборатории народного творчества (Чтение стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная».) Лирический герой ощущает себя «заезжим богомольцем», который не устает любоваться родными  просторами («не видать конца и края, только синь сосет глаза»), нарядными хатами, дышать запахом яблок и меда на Спас, слышать веселый девичий смех. Русь предстает в облике ярком, праздничном, она цветет,  звучит, пахнет, искрится молодостью и счастьем. Мажорную интонацию стихотворения создает также  активное использование глаголов (побегу, прозвенит, гудит) и ритмика: произведение написано хореем. Спас — именно тот праздник, который соединяет древние славянские, языческие, и христианские обряды,  обычаи и верования (не случайно поэт использует название «Русь», а не Россия). Чувство нерасторжимой  связи с родной землей, природой, людьми, всем миром, убежденность в том, что родная земля и есть земное  воплощение божества, вызывает к жизни задорные, даже дерзкие строки стихотворения: Если крикнет рать святая:  «Кинь ты Русь, живи в раю — Я скажу: «Не надо рая Дайте родину мою». Но, как скажет поэт, обращаясь к Руси в одноименном стихотворении, «весела твоя радость короткая». Русь в стихах Есенина не только радостная или печальная, не только «кроткая», но и «буйственная». Природа в лирике С. Есенина    Все богатство словесной живописи у Есенина подчинено цели — дать читателю почувствовать красоту и  животворящую силу природы:  Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе. Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной. Ой вы, луга и дубравы, — Я одурманен весной. Особенности пейзажной лирики ­ Олицетворение ­ Цветопись ­ Звукопись Особенности изображения природы Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств взят из крестьянской жизни, родной и  понятной. Тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба И с хрустом мысленно кусаю огурцы, За ровной гладью вздрогнувшее небо Выводит облако из стойла под уздцы Здесь даже мельница ­ бревенчатая птица С крылом единственным ­ стоит, глаза смежив (Чтение стихотворения «Песнь о собаке» : В «Песне о собаке» рассказывается о появлении на свет «рыжих  семерых щенят», которых мама­собака «до вечера... Их ласкала», грела своим теплом так, что «струился  снежок подталый под теплым ее животом». А после появился хмурый хозяин и хладнокровно «семерых всех  поклал в мешок». Ослабевшая, она из последних сил бежала за ним, предчувствуя беду, но не могла ничего  изменить. Огромное горе мамы­собаки: И так долго, долго дрожала Воды незамерзшей гладь И когда чуть плелась обратно, Слизывая пот с боков, Показался ей месяц над хатой Одним из ее щенков. Не могу читать это стихотворение без кома в горле, потому что невероятно трудно и больно представить  себе плачущую собаку. Она долго скулила, призывая детей к себе, и «покатились глаза собачьи золотыми  звездами в снег». Для меня это пронзительный зов к милосердию, которого, по словам М. Горького, больше  всего заслуживает все живущее на Земле. Природа у Есенина тоже живая. Она наделена человеческими качествами Использование цветописи в лирике С.Есенина В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки  жёлтого часто приобретают «металлическое» звучание: золотой, медный; много зелёного цвета, синего и  голубого. Есть и белый, и чёрный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то  нежные, то яркие цвета и оттенки «Красный костёр окровил таганы/ В хворосте белые веки луны… Оловом светится лужная голь…/Грустная  песня, ты­ русская боль.»(«Чёрная, потом пропахшая выть!») «Задремали звёзды золотые/ Задрожало зеркало затона/ Брезжит свет на заводи речные/ И румянит сетку небосклона» («С добрым утром!») Любимые цвета поэта — синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов  России…  Природа у Есенина — не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы  людей, события истории Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком Чтение и анализ стихотворения «Я покинул родимый дом...» Природа в его стихах, как и в народном творчестве, чувствует по­человечески, а человек ощущает себя  деревом, травой, рекой, лугом.  Использование звукописи Звуковое изображение часто встречается в стихах Есенина: «Звонкой позолотой взвенивает лес»; «Поёт зима, аукает,/ Мохнатый лес баюкает/ Стозвоном сосняка»; «Я  хотел бы затеряться /В зеленях твоих стозвонных». В поэзии Есенина есть и тихие звуки: «шелест тростника», «тягучий вздох», «нежно охает ячменная солома», и свист, и гудение, и крик, и песня, и множество других звуковых образов  Стихотворение «Топи да болота…». Анализ  Вывод учителя. Проявляется чувство нерасторжимой связи с родной землей, природой, людьми, всем ми­ ром. Чувствуется любовь поэта к жизни. Есенин убежден, что родная земля – это земное воплощение  божества. Темы Родины и природы тесно связаны у Есенина Но и тогда, Когда во всей планете Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть,­ Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким "Русь". А Русь и природа­ это одно. Защита проекта «Философская лирика С. Есенина»     Актуализация темы Размышления о смысле жизни , о назначении  и месте каждого человека на земле, актуальны во все времена Философские мотивы нашли отражение в творчестве многих поэтов и писателей 18­19 веков. Цели и задачи ­Исследовать творчество С.Есенина ­Отметить особенности философского осмысления жизни  в стихотворениях С.Есенина.           ­Выяснить, какое место философия  занимает в лирике Есенина. Особенности философской лирики: ­ душевное состояние лирического героя ­ исповедальность  ­ глубокий смысл Фонозапись стихотвореия «Я усталым таким еще не был» учитель Все мы, все мы в этом мире тленны,                  Тихо льется с кленов листьев медь…                  Будь же ты вовек благословенно,                   Что пришло процвесть и умереть. Лирика последних лет жизни Особенности философской лирики заключаются в том, что в последние годы жизни стихи отличаются  печальным настроением лирического героя, исповедальностью, глубоким смыслом 1924­1925 годы отмечены удивительной творческой активностью С. Есенина, которая подтверждала  готовность жить и творить, хотя жизнь порой ставила почти в безвыходное положение. Поэт остро  чувствует и переживает тяжёлое для народа и Родины время, поэтому стихи, написанные в этот период,  отличаются глубоким философским смыслом (Чтение стихотворения «Спит ковыль, равнина дорогая….», анализ) Философские размышления о судьбе Родины      Начинается период возрождения поэта. С. Есенин с ужасом увидел, что Родина, которой он посвятил  свое творчество, в нем теперь не нуждается, что он остался в стороне от жизни народа, сам от него отгородился, стал ему «чужим».          последних лет  .     (1924)    Исповедальность лирики   3)      "Отговорила роща золотая..." Чуть ли не каждое стихотворение, написанное поэтом в последние годы, явно или подспудно  свидетельствует о том, что развязка его судьбы близка, слышны исповедальные нотки в лирике последних  лет.  В том числе и маленький шедевр «Отговорила роща золотая...» (1924 г.), где пронзительно  звучат характерные для всего творчества Есенина мотивы странничества, кратковременности пребывания  человека на земле…  (Чтение и анализ стихотворения «Отговорила роща золотая…»)1924 год. В стихотворении ­ картина осени изображена в присущих ей чертах: пролетают журавли, голая равнина,  "горит костер рябины красной". Осыпающаяся осенняя роща оказывается двойником лирического «я» — человек и роща как бы прорастают  друг в друга: «Отговорила роща золотая/ Березовым веселым языком» —это сказано в той же мере о  природе, в какой и о себе. Тем более что в последующих строчках сравнение подчеркнуто прямо и открыто: Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова.  Здесь виден единый образ человека­дерева. В конце стихотворения «время­ветер» разметает «слова­ листья», сгребая их «в один ненужный ком»,— печальный символ ненужности собственной прожитой жизни.  Здесь трагические нотки просматриваются. В человеческой близости к природе открывается некая роковая двойственность. С одной стороны, человек — часть природы, он ощущает это как нечто спасительное. Если время его жизни  летит так же, как отлетают журавли, если душа скоротечна, как «сиреневая цветь» (известно, как  стремительно отцветает сирень ранним летом), то жалеть не о чем. Журавли возвращаются, сирень  зацветает снова, трава по весне неизбежно зазеленеет: Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава... И потому троекратно звучит есенинское «не жаль»: Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник,—  Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. Но, читая есенинское стихотворение, мы не можем не слышать пронзительную печальную и безнадежную  интонацию, с которой произносится это «не жаль». Человек, в отличие от природы, однократен, и его цикл,  совпадая с природным, уже не повторим. Если у раннего Есенина загадка­метафора была способом оче­ ловечивания и одомашнивания мира природы, то теперь она становится драматической метафорой: В саду горит костер рябины красной,  Но никого не может он согреть,— напоминая о пословице: «Светит, да не греет». От природы сквозит  холодок равнодушия. И если какой­то оттенок сочувствия человеку еще прослушивается в образе  конопляника, который «грезит о всех ушедших», то и это неутешительно: человек здесь по­тютчевски  оказывается всего лишь «грезою природы». А потому из одиночества, холода и неуюта нет иного выхода, кроме надежды на человеческое сочувствие и  понимание. В начальной строфе фраза «Отговорила роща золотая...» звучит с логическим ударением на  слове «отговорила», а в заключительной строфе возникает иной акцент: Скажите так, что роща золотая  Отговорила милым языком. Логическое ударение теперь падает на «милый» — то есть на то слово, которое хочется услышать от людей. Вывод. Явления природы повторяются в своей цикличности, и человек, ощущающий свое единство с  природой, не должен знать трагедии. Но мы слышим пронзительную печальную и безнадежную интонацию, с которой произносится это «не жаль». Человек, в отличие от природы, однократен, и его цикл, совпадая с природным, уже не повторим.     Не жалею, не зову, не плачу». Создано Есениным в 1922 году. В эти годы поэт написал целый ряд стихов, где главная тема ­ тема  осмысления жизни. Проходит бурно прожитая молодость, и появляется желание подвести итоги. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым, Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Интонация стихотворения ­ интонация неторопливого размышления. Это стихотворение отличается не  сентиментальностью, а размышлениями о пережитом. «Все пройдет...» ­ но лирический герой не жалеет об  этом. Он воспринимает спокойно уходящую молодость: «Я не буду больше молодым». Юность предстает  здесь в образах цветущего сада, «буйства глаз», «половодья чувств». Поэт с любовью называет свою Родину страной «березового ситца» (метафора). Далее звучит вопрос: «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» Жизнь представляется сном, который быстро проходит. И тут же идет сравнение: «Словно я весенней гулкой ранью  Проскакал на розовом коне». Есенин – мастер использования цвета: «на розовом коне», «листьев медь», «увяданья золотом охваченный».  Встречаются у него и отрицательные повторы («не жалею, не зову, не плачу», «не буду...», «не заманит»), которые придают эмоциональный эффект.  Все мы, все мы в этом мире тленны,  Тихо льется с кленов листьев медь. В стихотворении жизнь лирического героя предстает перед нами как образ осеннего клена, теряющего  «листьев медь», т.е. цвет осени ­ это цвет меди. Мир человека и природы у Есенина един и неделим. Здесь  проявляется чувство осознания конечности жизни человека. А природа – это явление бесконечное. Также  звучит благословение опыта жизни во всем его многообразии.  Вывод учителя. Автор понимает, что отстранение человека от природы, или конфликт с ней, приносит  обществу непоправимый урон и нравственный ущерб. Здесь раскрывается суть человеческого бытия, жизни и смерти, добра и зла. Заключение Ценность человеческой жизни , ее кратковременность, сожаления о том, что не смог , не узнал, не успел  .Жизнь нужно ценить во всех ее проявлениях и дорожить каждой минутой. И в заключение хотелось бы  привести слова Н.С.Тихонова: «Есенин – это вечное, как это озеро, как это небо». Защита проекта «Любовная лирика С.Есенина    Много женщин меня любило. Да и сам я любил не одну. Не от этого ль темная сила Приучила меня к вину.                                          С .Есенин Актуализация темы: ­ Любовная лирика присутствует в творчестве многих поэтов и писателей ­ Тема любви актуальна во все времена Цели и задачи: ­ исследовать стихи Есенина, относящиеся к любовной лирике ­ познакомить с адресатами любовной лирики ­ показать динамику развития темы любви Любовная лирика ­ народно­песенные истоки ранней лирики ­ адресаты любовной лирики ­ философичность любовной лирики Народно­песенные истоки ранней лирики           Тема любви в творчестве С.Есенина развивается не последовательно, а с пропусками и ретроспективными  возвращениями в прошлое. Вначале была сказочно далёкая девушка в белом, неясная для читателя, но,  безусловно, возвышенная для поэта Где­то за садом несмело Там, где калина цветёт, Нежная девушка в белом Нежную песню поёт О любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах, истоки которых в песенном русском фольклоре. Ты поила коня из горстей в поводу,  Отражаясь, берёзы ломались в пруду. Я смотрел из окошка на синий платок, Кудри черные змейно трепал ветерок Мне хотелось в мерцании пенистых струй  С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй.  Здесь стилизованы все элементы стиха, и авторское «Я» неизбежно воспринимается как традиционное «Я»  народной лирической песни. Адресаты любовной лирики ­ Айседора Дункан ­ Шаганэ ­ Августа Миклашевская Айседора Дункан Осенью 1921 г. в Москву приехала известная танцовщица Айседора Дункан, одинокая, уже немолодая женщина. Есенина захватило необычайное искусство танцовщицы, её темперамент, обаяние её личности.  Вскоре они стали мужем и женой. Весной 1922 г. супруги улетели в свадебное путешествие, сначала в  Европу, а потом в США.  (Чтение и анализ стихотворения «Дорогая, сядем рядом...» Августа Миклашевская В 1923­м году, когда поэт вернется из­за границы, именно любовь к женщине исцелит страдающую душу  поэта, прольется осенью того же года циклом стихотворений «Любовь хулигана». Рождение этого  произведения связано с именем актрисы Камерного театра – Августой Миклашевской.  (Чтение и анализ стихотворения «Заметался пожар голубой…» Шаганэ Мечта о «чистой» любви – один из сквозных мотивов лирики Есенина.  В 1924­1925 годах на Кавказе Есенин написал изумительный цикл лирических стихотворений «Персидские  мотивы». Стихи этого цикла ­ попытка обрести согласие с самим собой, с миром. В есенинском цикле  слышатся отзвуки древнеперсидской поэзии, в нем видятся очертания благодатной сказочной страны.  (Чтение и анализ стихотворения «Шаганэ») Философичность любовной лирики Стихи о любви, написанные в последние годы жизни, проникнуты ненавистью и презрением ко всяческого  рода неправде в человеческих отношениях, к расчетливому женскому лукавству, к любви без тепла, без  верности, без чести. (Чтение и анализ стихотворения «Листья падают…») Стихи о любви последних лет Поэт гневно осуждает «напоённую ласкою ложь», он не приемлет женщин «легкодумных, лживых и пустых»  и с тоскою пишет о сердцах охладевших, не способных дарить людям любовь. Лирический герой мечтает о  чистой и возвышенной любви, в последние годы эта мечта трансформировалась в идеал первозданного,  радостного, животворящего чувства.           Философские размышления о жизни, о любви, о Родине отмечаются в лирике последних лет жизни поэта (Чтение и анализ стихотворения «Плачет метель…») Заключение Стихи Есенина о любви различны по степени художественного совершенства, они безгранично искренни,  предельно чисты, и большинство из них пронизано той задушевностью чувств, которая отличает  неподдельную и вечную поэзию. Стихи эти обладают большой притягательной силой. Заполнение карты оценки презентаций, обсуждение проектов. Слово учителя. Возвратимся к эпиграфу. Как вы понимаете значение этих слов? Каким образом они характеризуют С.А.Есенина как поэта и как  человека ?          С.А.Есенин ­ лирик необыкновенной искренности, влюбленный в Россию, создавший богатый мир своего поэтического языка. Он вошел в историю литературы как один из лучших русских поэтов, и творения его  будут вечно жить, потому что каждый новый читатель будет открывать в них какие­то только ему понятные  мысли и переживания. И в образе лирического героя будет иногда узнавать себя, и будет у него при этом  радостно и тревожно биться сердце. Возможно, в этом и есть секрет бессмертия лирики Есенина.  Рефлексия  1. Каково ваше ощущение есенинской поэзии? 2. В чем тайна силы есенинских строк о жизни, Родине, любви... 3. Какие мысли и чувства вызывает у вас есенинское отношение к природе, женщине, к человечеству в  целом.... 4 Чем лично вам дорога поэзия С. Есенина?  5 Образы, краски ... в поэзии Есенина. А теперь вам предлагается коллективный ответ на следующие вопросы.  В1­ой  тетради(консультанта)каждый по очереди ответит на 1вопрос, закончив предложения. Я узнал новое…  Самым интересным было… Показалось трудным … Запомнится…. Могу сказать, что… Захватывает в поэзии Есенина Хочется понять, что… Можно предположить, что….   Чтение коллективного ответа, оценивание учащимися других групп.(стикеры) Творческое задание Итог урока. Выставление оценок. Домашнее задание:  Написать эссе «Мой Есенин»

"Не жалею, не зову, не плачу..."урок по русской литературе в 11 классе

"Не жалею, не зову, не плачу..."урок по русской литературе в 11 классе

"Не жалею, не зову, не плачу..."урок по русской литературе в 11 классе

"Не жалею, не зову, не плачу..."урок по русской литературе в 11 классе

"Не жалею, не зову, не плачу..."урок по русской литературе в 11 классе

"Не жалею, не зову, не плачу..."урок по русской литературе в 11 классе

"Не жалею, не зову, не плачу..."урок по русской литературе в 11 классе

"Не жалею, не зову, не плачу..."урок по русской литературе в 11 классе

"Не жалею, не зову, не плачу..."урок по русской литературе в 11 классе

"Не жалею, не зову, не плачу..."урок по русской литературе в 11 классе

"Не жалею, не зову, не плачу..."урок по русской литературе в 11 классе

"Не жалею, не зову, не плачу..."урок по русской литературе в 11 классе

"Не жалею, не зову, не плачу..."урок по русской литературе в 11 классе

"Не жалею, не зову, не плачу..."урок по русской литературе в 11 классе

"Не жалею, не зову, не плачу..."урок по русской литературе в 11 классе

"Не жалею, не зову, не плачу..."урок по русской литературе в 11 классе

"Не жалею, не зову, не плачу..."урок по русской литературе в 11 классе

"Не жалею, не зову, не плачу..."урок по русской литературе в 11 классе

"Не жалею, не зову, не плачу..."урок по русской литературе в 11 классе

"Не жалею, не зову, не плачу..."урок по русской литературе в 11 классе

"Не жалею, не зову, не плачу..."урок по русской литературе в 11 классе

"Не жалею, не зову, не плачу..."урок по русской литературе в 11 классе

"Не жалею, не зову, не плачу..."урок по русской литературе в 11 классе

"Не жалею, не зову, не плачу..."урок по русской литературе в 11 классе

"Не жалею, не зову, не плачу..."урок по русской литературе в 11 классе

"Не жалею, не зову, не плачу..."урок по русской литературе в 11 классе

"Не жалею, не зову, не плачу..."урок по русской литературе в 11 классе

"Не жалею, не зову, не плачу..."урок по русской литературе в 11 классе

"Не жалею, не зову, не плачу..."урок по русской литературе в 11 классе

"Не жалею, не зову, не плачу..."урок по русской литературе в 11 классе

"Не жалею, не зову, не плачу..."урок по русской литературе в 11 классе

"Не жалею, не зову, не плачу..."урок по русской литературе в 11 классе

"Не жалею, не зову, не плачу..."урок по русской литературе в 11 классе

"Не жалею, не зову, не плачу..."урок по русской литературе в 11 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018