Разработка внеаудиторного мероприятия "Конкурс риторов"
Оценка 4.6
Мероприятия
docx
русская литература +1
10 кл—11 кл
15.06.2017
Внеаудиторное мероприятие «Конкурс риторов» направлено на развитие информационной культуры личности, создание условий для развития речемыслительной деятельности обучающихся, формирование целостной личности, грамотной в речевом и поведенческом отношении. Его главными задачами являются побуждение интереса к чтению, воспитание литературного и художественного вкуса; воспитание культуры чтения, воспитание активной жизненной позиции, развитие навыков выступления перед аудиторией.
Методическая разработка содержит технологическую карту внеаудиторного мероприятия с детализированным описанием целей, задач, образовательных технологий, методов обучения, планируемых результатов. В методической разработке прописаны средства обучения и образовательные ресурсы.
В методической разработке приводится описание содержания внеаудиторного мероприятия, сценарий, включающий слова ведущих, что дает возможность определить, как будут реализовываться поставленные цели и задачи.
Внеаудиторное мероприятие Конкурс риторов .docx
Областное бюджетное профессиональное
«Курский электромеханический техникум»
образовательное учреждение
(ОБПОУ «КЭМТ»)
КОНКУРС РИТОРОВ
Методические указания по организации
и проведению конкурса риторов
по учебным предметам ООПу.01 Литература
ООПу.07 Русский язык
/направление подготовки:
15.02.08. Технология машиностроения, базовый уровень
15.02.06. Монтаж и техническая эксплуатация
холодильно-компрессорных машин и установок,
базовая подготовка/
/для преподавателей ОБПОУ «КЭМТ»
Разработчики: Зобанова Татьяна Владимировна,
преподаватель ОБПОУ «КЭМТ»,
Савчук Ирина Владимировна,
преподаватель ОБПОУ «КЭМТ» 2017 г.
Областное бюджетное профессиональное
«Курский электромеханический техникум»
образовательное учреждение
(ОБПОУ «КЭМТ»)
КОНКУРС РИТОРОВ
Методические указания по организации
и проведению конкурса риторов
по учебным предметам ООПу.01 Литература
ООПу.07 Русский язык
/направление подготовки:
15.02.08. Технология машиностроения, базовый уровень
15.02.06. Монтаж и техническая эксплуатация
холодильно-компрессорных машин и установок,
базовая подготовка/
/для преподавателей ОБПОУ «КЭМТ»
Разработчики: Зобанова Татьяна Владимировна,
преподаватель ОБПОУ «КЭМТ»,
Савчук Ирина Владимировна,
преподаватель ОБПОУ «КЭМТ»
1 РАССМОТРЕНА
на заседании предметной
(цикловой) комиссии
преподавателей русского
языка и литературы
Протокол №___ от______20____г.
Председатель ПЦК
_______________ Г.А. Усова
«____» __________ 20____г.
РАССМОТРЕНА
методическим советом техникума
Протокол №___ от_____20__г.
Председатель методического совета
________ Г.Н. Галахова
«____» __________ 20____г.
2017 г.
Заведующий (-ая) отделением
________________Д.Ю. Лунин
«____» __________ 20____г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
_____________ В.Н. Павленко
«____» ____________ 20___г.
КОНКУРС РИТОРОВ
Методические указания по организации
и проведению конкурса риторов
по учебным предметам ООПу.01 Литература
ООПу.07 Русский язык
/направление подготовки:
15.02.08. Технология машиностроения, базовый уровень
15.02.06. Монтаж и техническая эксплуатация
холодильно-компрессорных машин и установок,
базовая подготовка/
для преподавателей ОБПОУ «КЭМТ»
Разработчики:
______________ЗОБАНОВА Татьяна Владимировна,
преподаватель ОБПОУ «КЭМТ»,
______________САВЧУК Ирина Владимировна,
преподаватель ОБПОУ «КЭМТ»
2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном научном и образовательном пространстве
риторика является одной из актуальных и востребованных наук,
которая постоянно совершенствуется и находит свое
применение в новых разнообразных формах. Сегодня
проводятся многочисленные риторические конференции,
мастер-классы, школы, тренинги и мн.др. Интерес к этой науке
неслучаен: знание риторики позволяет достичь эффективной
коммуникации, склонить к своей точке зрения, избежать
речевого манипулирования и др.
Риторика учит думать, воспитывает чувство слова,
формирует вкус, устанавливает цельность мироощущения.
Через советы и рекомендации,
глубокомысленные и
выразительные тексты, риторическое образование диктует
стиль мысли и жизни современному обществу, давая человеку
уверенность в сегодняшнем и завтрашнем бытии.
Риторика – наука об ораторском искусстве и красноречии.
Языковые особенности устного публичного выступления,
сближая риторику с поэтикой, предполагают использование в
риторическом произведении приемов,
рассчитанных на
убеждение слушателя, его экспрессивную обработку. Обучение
публичной (ораторской) речи предусматривает формирование
(лингвистических,
различных
логических,
психологических и др.),
направленных на развитие
риторической компетенции обучающихся, т.е. способности и
готовности осуществлять эффективное общение.
В настоящее время риторика - это теория убеждающей
умений
коммуникации.
Обладая свободой воли и разума, мы сами отвечаем за свои
поступки. Наука риторика оказывает нам в этом неоценимую
помощь: она позволяет оценить аргументацию любой речи и
принять самостоятельное решение.
Поскольку мы живём в обществе, нам необходимо
учитывать мнения других людей, советоваться с ними. Убедить
другого – значит, обосновать свои идеи таким образом, чтобы
те, кто участвует в обсуждении, согласились с ними и
присоединились к ним, стали вашими союзниками.
3 Учиться убедительно, говорить, если необходимо, то и
спорить, убедительно отстаивать свою точку зрения можно и
нужно.
формы
Общество разделено различиями конфессиональных
обрядов. Общество включает в себя различные профессии и
различные
организации профессиональной
деятельности, различные сферы права и стили управления,
физическая культура требует адресности возрастов и характера
физиологии отдельных людей.
Абстрактное мышление
определено различием наук и областей техники. Различие
талантов определяет различие людей в профессиональной
деятельности.
В этом процессе ведущую роль играет речевая
деятельность. Дело в том, что любая форма воспитания требует
речевых действий для того, чтобы она, так или иначе,
установилась.
Когда мы говорим о профессиональной компетентности
специалиста, мы подразумеваем, прежде всего, его знания
своей специальности, но в то же время мы предполагаем, что
профессиональные знания подкреплены общей гуманитарной
культурой человека, его умением разбираться в окружающем
мире, умением общаться. Как мы уже говорили, умение
общаться для целого ряда профессий является составной
частью профессиональной компетентности, необходимым
условием истинного профессионализма. Профессиональной
речевой компетентности следует обучать, давать необходимые
знания, формировать базовые умения. Составными частями
обучения профессиональной коммуникативной компетенции
являются культура речи и грамотность студентов.
Необходимо всячески пропагандировать идею устного
публичного дебатирования общественно значимых проблем, а
также пропагандировать риторические нормы и обучение
дебатированию. Это - важнейшая общественная задача
сегодняшнего дня, решение которой позволит сформировать в
обществе подлинно демократический климат, приведет к
формированию гражданской ответственности граждан за свою
страну, за собственное решение на выборах или референдуме,
будет способствовать формированию внимания и интереса к
4 чужому мнению, формированию политической и межличностной
толерантности, столь необходимой нашему обществу.
Внеаудиторное мероприятие «Конкурс риторов» направлен
на развитие информационной культуры личности, создание
условий для развития речемыслительной деятельности
обучающихся, формирование целостной личности, грамотной в
речевом и поведенческом отношении. Его главными задачами
являются побуждение интереса к чтению, воспитание
литературного и художественного вкуса; воспитание культуры
чтения, воспитание активной жизненной позиции, развитие
навыков выступления перед аудиторией.
Методическая разработка содержит технологическую карту
внеаудиторного мероприятия с детализированным описанием
целей, задач, образовательных технологий, методов обучения,
планируемых результатов.
В методической разработке
прописаны средства обучения и образовательные ресурсы.
В методической разработке приводится описание
содержания внеаудиторного мероприятия,
сценарий,
включающий слова ведущих, что дает возможность определить,
как будут реализовываться поставленные цели и задачи.
Методическая разработка Конкурса риторов составлена в
соответствии с требованиями, изложенными в Методических
рекомендациях по составлению методических разработок
педагогическими работниками
областного бюджетного
профессионального образовательного учреждения «Курский
электромеханический техникум» (ОБПОУ «КЭМТ»), и может быть
использована для работы преподавателями русского языка и
литературы во внеаудиторной работе.
5 ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ
МЕРОПРИЯТИЯ
КАРТА
ВНЕАДИТОРНОГО
Специальности:15.02.08 Технология машиностроения
Учебные группы: ТМ – 11, МТЭХ - 11
Учебные предметы:
ООПу.01 Литература, ООПу.07
Название внеаудиторного мероприятия: Конкурс
Форма проведения: конкурс
Место проведения: учебный кабинет русского языка и
Русский язык
риторов
литературы
Межпредметные/междисциплинарные
связи:
литература, русский язык, история, мировая художественная
культура
Ресурсное обеспечение:
технические средства:
мультимедийный проектор и экран, персональный
информационно-коммуникационные:
компьютерная мультимедийная презентация к
компьютер;
мероприятию;
тексты сценария для ведущих;
дидактический материал:
Цели мероприятия:
деятельностная:
личности
развитие информационной культуры
содержательная:
развитие
речемыслительной
деятельности студентов, а также их речевой культуры
воспитательная:
формирование целостной личности,
грамотной в речевом и поведенческом отношении, воспитание
бережного и сознательного отношения к родному языку с целью
сохранения чистоты русского языка как явления культуры
методическая:
совершенствование коммуникативной
компетенции обучающихся и актуализация воспитательного
потенциала риторики
Планируемые результаты:
а) предметные:
• расширение словарного запаса;
6 • свободное владение изобразительно-выразительными
средствами русского языка;
умение создавать устные монологические высказывания;
способность к речевому самоконтролю,
оцениванию устных
высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности до
стижения поставленных коммуникативных задач;
способность к самостоятельной,
деятельности.
б) метапредметные:
регулятивные:
умение ставить перед собой цель, видеть ожидаемый
творческой и ответственной
результат работы;
умение рационально распределять рабочее время;
умение объективно оценивать свои возможности,
анализировать свои результаты, корректировать свои действия;
познавательные:
владение языковыми средствами – умением ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений,
формулирование познавательной цели;
поиск и отбор необходимой информации, применение
методов информационного поиска;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого
высказывания в устной форме;
коммуникативные:
определение способов взаимодействия с аудиторией;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации;
в) личностные:
готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном
мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения.
7 Образовательные технологии и методы:
информационно-коммуникационные технологии обучения,
словесные методы – беседа,
наглядные – компьютерная
мультимедийная презентация, интерактивные – интерактивный
диалог.
Организационные
формы
образовательной
деятельности: индивидуальная, групповая.
Нормативный документ
Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего (полного) общего образования (утв. приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г.). – М.:
Министерство образования и науки РФ, – 2012.
Гойхман О.Я.
Образовательные ресурсы:
1.
2.
Войченко Н. «Кодекс чести оратора или Об искусстве
публичных выступлений. » // Журналист. - №12. – 2008 г. – 38 с.
Гольцова Н.Г., Мищерина М.А., Шамшин И.В.
Русский язык.10-11 классы: Учебник для общеобразовательных
учреждений. М - «Русское слово», 2011. – 448 с.
“Научно-практические проблемы
3.
обучения речевой коммуникации студентов-нефилологов…”. –
2000 г.
Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11
4.
классы: Книга для учителя. – 5-е изд.. - М.: ООО ≪ТИД ≪Русское
слово – РС≫, 2008. – 336
словесности. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных
учреждений. – М., 2010.
6. Жаринова Т. «Нужна Ли Риторика Современному
Обществу? » // Журнал «Самиздат». – 2005 г.
Каменская Н.Е. Проблемы риторики в современной
7.
России. // Язык как средство коммуникации: теория, практика,
методика преподавания. – 2008 г. – с. 195
Русский язык: говорим и пишем правильно - ресурс о
культуре письменной и устной речи - http://www.gramma.ru
Горшков А.И. Русская словесность. От слова к
5.
8.
8 СЦЕНАРИЙ ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий 1. Добрый день, дорогие студенты, уважаемые
гости!
Ведущий 2. Друзья, мы рады приветствовать вас в нашей
уютной аудитории и особенно рады встрече с настоящими
любителями русского языка, бесценного русского слова!
Ведущий 1. Мы собрались, чтобы принять участие в
Конкурсе риторов, посоревноваться в искусстве владения тем,
что обладает самой великой силой воздействия – словом.
Ведущий 2. Дар слова - одна из величайших способностей
человека, возвышающая его над миром всего живого и
делающая собственно человеком. Слово - это средство общения
между людьми, способ обмена информацией, инструмент
воздействия на сознание и поступки другого человека.
Ведущий 1.
Ржавеет золото, и истлевает сталь.
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего сильнее на земле - печаль -
И долговечней - царственное Слово.
(А. Ахматова)
Владение словом ценится очень высоко, но не все владеют
словом.
Ведущий 2. Более того, подавляющее большинство едва
ли способно грамотно излагать свои мысли на бумаге, тем более
не владеют риторикой в ее истинном понимании.
Ведущий 1. Способность владеть словом является
составной частью общей культуры человека,
его
образованности. Для интеллигентного человека, отмечал А.П.
Чехов, «дурно говорить должно бы считаться таким же
неприличием, как не уметь читать и писать...» Все лучшие
государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие
9 философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими
ораторами.
Ведущий 2. С древнейших времен люди стремились
понять, в чем секрет воздействия живого слова, врожденный ли
это дар или результат длительного, кропотливого обучения и
самообразования? Ответ на эти и другие вопросы дает
РИТОРИКА.
Ведущий 1. Для одних из нас слово риторика звучит
загадочно, для других - ничего не значит, для третьих
обозначает напыщенную,
и даже
«бессодержательную речь». Так что же такое на самом деле
риторика?
внешне красивую,
Ведущий 2. Самое распространенное определение
следующее: риторика - это теория, мастерство и искусство
красноречия. Под красноречием древние понимали искусство
оратора, а под риторикой - правила, служащие к образованию
ораторов.
Авторитет этой науки в древности, ее влияние на жизнь
общества и государства были столь велики, что риторику
называли «искусством управлять умами» и ставили в один ряд с
искусством полководца.
Ведущий 1. Да, действительно, помните слова из
известного стихотворения Вадима Шефнера:
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки
За собой повести!
Ведущий 2. В античности риторику называли «царицей
всех искусств». А в современных руководствах и книгах по
риторике эту науку нередко называют «наукой убеждать».
Ведущий 1. Обладая свободой воли и разума, мы сами
отвечаем за свои поступки. Наука риторика оказывает нам в
10 этом неоценимую помощь:
она позволяет оценить
аргументацию любой речи и принять самостоятельное решение.
Ведущий 2. Поскольку мы живём в обществе, нам
необходимо учитывать мнения других людей, советоваться с
ними. Убедить другого – значит, обосновать свои идеи таким
образом, чтобы те, кто участвует в обсуждении, согласились с
ними и присоединились к ним, стали вашими союзниками.
Учиться убедительно говорить, если необходимо, то и спорить,
убедительно отстаивать свою точку зрения можно и нужно.
Ведущий 1. Сегодня мы посмотрим, кто и как способен
отстаивать свою точку зрения, насколько убедительно вы
говорите, какой силой воздействия обладает ваша речь, а
главное – насколько умело вы обладаете искусством слова. Мы
приветствуем участников сегодняшнего конкурса!
(На сцену поднимаются участники Конкурса риторов,
ведущие представляют каждого из них). (представить
участников)
Ведущий 2. Прежде чем мы приступим к соревнованиям,
предлагаем немного размять наш речевой аппарат, подготовить
его к выступлению. Для этого необходимо 3 раза произнести
предложенную скороговорку. Сделать это необходимо четко и
громко, как это сделает сейчас мой помощник.
(Один из подготовленных обучающихся произносит 3 раза
скороговорку: «Подорожник по дороге собирал прохожий
строгий. Выбирал себе прохожий подорожник подороже»,
постепенно ускоряя темп. Затем конкурсанты делают то же
самое самостоятельно).
мы потренировались в
упражнении дикции, ваш речевой аппарат готов к работе.
Итак,
Ведущий 1. Первый этап конкурса называется
«Представление». Каждый из участников должен выступить с
сообщением «Я и моя жизненная позиция». Т.е. конкурсант
должен представить себя аудитории изложить свое жизненное
кредо. Время выступления – не более 2 минут. Оповещать об
окончании времени будет наш хронограф. Насколько ярким,
11 запоминающимся было выступление участника конкурса, оценит
многоуважаемое жюри.
Оценивать выступления наших конкурсантов сегодня
будут… (далее следует представление членов жюри).
Участники Конкурса по очереди, заранее установленной
жеребьевкой, участвуют в конкурсе «Представление». По его
окончанию жюри подводит итоги,
зачитывает баллы,
заработанные каждым из конкурсантов.
(клип песни о русском языке)
Ведущий 2. Объявляем следующий этап нашего конкурса.
Он называется «Убеждение». Конкурсанты будут соревноваться
в жанре убеждения. Мы выдаем им 3 тематических
направления. Каждый из них вправе выбрать для себя одно из
убеждений и выступить перед аудиторией с речью, главная
цель которой - убедить в этом убеждении и нас,
присутствующих. Время для подготовки к выступлению – 15
минут, время выступления – до 2 минут.
Участникам раздаются листы, на которых записаны 3
тезиса, один из которых (по своему предпочтению) конкурсант
выбирает. Эти же тезисы высвечиваются на экране для
зрителей.
1. Все начинается с любви.
2. Всегда лучше сначала прочитать художественное
произведение, а затем посмотреть его экранизацию.
3. Достопримечательность Курской области должна быть
изображена на денежной банкноте нашего
государства.
Ведущий 1.
А пока наши конкурсанты готовятся,
предлагаем посмотреть небольшой видеоролик из серии «Наша
страна Россия».
Конкурсанты готовы, пригласим для выступления первого
участника Конкурса риторов.
(Далее проходит выступление конкурсантов, которые
пытаются убедить в выбранном ими тезисе аудиторию. После
завершения второго этапа жюри подводит промежуточные
итоги, огласив результаты.)
12 Ведущий 1. Мы переходим к завершающему, третьему
этапу нашего Конкурса риторов. Он будет связан с умением
вести полемику и выступать без подготовки. Его название -
«Дискуссия».
Ведущий 2. Все мы знаем, что 2017 год объявлен годом
Экологии. Мы должны бережно относиться к окружающему нас
миру, к природе, ко всему живому. Это очень правильно. Ведь
Земля – это наш дом, а разве приятно жить в доме, где в
каждом углу паутина и мусор?
Ведущий 1. Я считаю, что следует всегда следить за
чистотой окружающей нас среды! Но, как известно, необходимо
начинать с себя, с нас самих. Чистота должна быть не только
вокруг нас, но и в нас самих. Начнем, пожалуй, хотя бы с
чистоты нашей речи. Как часто в современном мире мы
сталкиваемся с грубой, невежественной неграмотной речью.
Ведущий 2. Культура речи - это составная часть общей
культуры человека, умение точно, выразительно передать свои
мысли. Ей следует уделять особое внимание: умение говорить и
слушать, вести беседу, дискуссию - важное условие
взаимопонимания, проверки истинности или ложности своих
мнений, представлений. Наша речь - важнейшая часть не только
нашего поведения, но и нашей души, ума, нашей способности не
поддаваться влияниям среды.
Ведущий 1.
Сейчас мы проследим, как наши конкурсанты умеют
дискуссировать, вести полемику, спорить. Насколько они
тактичны по отношению друг к другу и в то же время
настойчивы в отстаивании своего мнения. Умеют ли грамотно
аргументировать собственную точку зрения, прислушиваться к
мнению оппонента.
Ведущий 2. Тема дискуссии - «Необходимо создать
лингвистическую полицию для защиты русского языка». Время
для общения – 15 минут. Итак начнем!
13 (Конкурсанты занимают места на сцене, к ним
подсаживается модератор дискуссии, который следит за её
ходом и направляет при необходимости диспут в нужное русло.
По истечении времени хронограф оповещает о завершении
дискуссии. Жюри начинает свою работу.)
(клип)
Ведущий 1.
Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты.
Ведущий 2.
Язык всегда отражает состояние нравственности в
обществе. Просторечие и жаргон выделяют лень мышления,
хотя, на первый взгляд, помогают общению, упрощая этот
процесс.
пересыпанная жаргонными
выражениями речь свидетельствует о плохом воспитании
человека.
Неправильная,
Ведущий 1. В этой связи представляются актуальными
мысли К. Паустовского о том, что по отношению каждого
человека к своему языку можно совершенно точно судить не
только о его культурном уровне, но и о его гражданской
ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без
любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному языку, -
дикарь. Он вредоносен по самой своей сути, потому что его
безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к
прошлому, настоящему и будущему своего народа.
Ведущий 2 .Язык не только чуткий показатель
интеллектуального, нравственного развития человека, его
общей культуры. Академик Д.С. Лихачев справедливо замечал,
что «неряшливость в одежде - это неуважение к окружающим
14 вас людям и к самому себе. Дело не в том, чтобы быть одетым
щегольски. В щегольской одежде есть, может быть,
преувеличенное представление о собственной элегантности, и
по большей части щеголь стоит на грани смешного. Надо быть
одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам
идет, и в зависимости от возраста. Язык в еще большей мере,
чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его
отношении к окружающему миру, к себе».
Ведущий 1. Наш язык - это важнейшая часть нашего
общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы
сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы
можем определить степень интеллигентности человека,
степень его психологической уравновешенности, степень его
возможной закомплексованности.
А теперь предоставим слово жюри. Кто же из конкурсантов
продемонстрировал высокую степень интеллигентности,
высокий уровень речевой культуры, чувство такта и
толерантности по отношению к своим собеседникам?
Ведущий 1. Для подведения итогов Конкурса слово
предоставляется многоуважаемому жюри.
(Жюри подводит итоги Конкурса. Проходит награждение
победителей).
Ведущий 2. Вот и подошел к концу наш Конкурс риторов,
конкурс владения одним из самых сложных инструментом,
данным в пользование человеком – словом.
Ведущий 1. Берегите его, цените его, обращайтесь с ним
почтительно. Помните, что слово обладает величайшей силой.
Лев Николаевич Толстой говорил: «Слово — дело великое.
Великое потому, что словом можно соединить людей, словом
можно и разъединить их, словом служить любви, словом же
можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова,
которое разъединяет людей».
15 Ведущий 2. Действительно, с помощью слова можно
многое построить — добрые отношения с окружающими,
успешную карьеру и даже свою судьбу. И только от вас самих
зависит, насколько крепкой и теплой окажется возведенная
постройка.
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
Ведущие вместе. До новых встреч!
16 17 18 19 Как говорил Вольтер, «прекрасная мысль теряет свою цену, если
она дурно выражена». Прибавим к этому, что, как заметил
Скилеф[25], «говорить могут даже дети, но говорить как следует не
могут и многие взрослые».
20 АФОРИЗМЫ ОБ ОРАТОРСКОМ
ИСКУССТВЕ
Понедельник, 18 Апреля 2011 г. 15:51 + в цитатник
Цитата сообщения Margarita51rus
Прочитать целиком
В свой цитатник или сообщество!
Афоризмы об ораторском искусстве
Слово - самое сильное оружие человека (Аристотель)
Всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно
(Л. Н. Толстой)
Все великие события начинаются с общения (Скилеф
Ясная мысль через ясную речь неизбежно воплощается в ясную форму (Скилеф)
Красноречие дороже денег, славы и власти, ибо последние очень часто
достигаются благодаря красноречию (Скилеф)
Заберите у меня все, чем я обладаю, но оставьте мне мою речь, и скоро я обрету
все, что имел (Дэниэл Уэбстер)
Изящество языка сродни изяществу тела (Оноре де Бальзак)
Красноречие, вероятно, наиболее редкий, равно как и самый изящный из всех
талантов (Люк де Вовенарг)
Заговори, чтобы я тебя увидел (Сократ)
Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал (Саади)
Слог - это внешняя одежда; мысль - это тело, скрывающееся под одеждой (Ф. М.
Достоевский)
Если речь - одежда мысли, то красноречие - ее элегантный наряд (Скилеф)
Сленг - это язык, снявший пиджак, поплевавший на руки и принявшийся за работу
(Карл
Сэндберг)
Красноречие следует предпочесть знанию
(Люк де Вовенарг)
Язык дан человеку, чтобы излагать свои мысли (Жан Батист Мольер)
21 Язык дан человеку, чтобы скрывать свои мысли (Морис Талейран)
Речи людей то скрывают их помыслы, то раскрывают (Дионисий Катон)
С тех пор, как вышло из обычая носить на боку шпагу, совершенно необходимо
иметь
Гейне)
(Генрих
острый
язык
Успех - это произведение интересных мыслей на умение их донести (Скилеф)
Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена (Вольтер)
Великий ум проявит свою силу не только в умении мыслить, но и в умении
Эмерсон)
говорить
(Ралф
Говорить могут даже дети, но говорить как следует не могут и многие взрослые
(Скилеф)
Говорить не думая - все равно, что стрелять не целясь (Мигель де Сервантес, а
Фуллер)
также
Томас
Речь - удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы
пользоваться
(Гегель)
им
Самое главное в общении - услышать то, что не было сказано (Дракер)
Кто много стреляет, еще не стрелок, кто много говорит, еще не оратор
(Конфуций)
Самая большая роскошь на свете - это роскошь человеческого общения (Антуан
Экзюпери)
де
Сент
Кто говорит - тот сеет, кто слушает - тот собирает (Русская пословица)
Красноречие
начинается
с
умения
слушать
(Скилеф)
Слушать - это вежливость, которую умный человек оказывает глупцу, но на
которую этот последний никогда не отвечает тем же (Адриан Декурсель)
Умение слышать другого человека - не просто вежливость - это ум (А. М.
22 Коллонтай)
Кто дает ответ, не выслушав, тот глуп, и стыд ему (Книга Притчей Соломоновых,
гл.
18:13)
Кто рассчитывает молчанием усовершенствовать свою речь, поступает так же
глупо, как и человек, думающий обеспечить себе здоровье, пребывая в лени
Плутарх)
(Перефразированный
Научиться
Аудитория
говорить
можно
только
говоря
-
лучший
учитель
красноречия
(Скилеф)
(Скилеф)
В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего заключено не меньше
красноречия,
Ларошфуко)
(Франсуа
чем
словах
де
в
Содержание, тем не менее, - главная составляющая речи, которой должны
подчиняться
(Скилеф)
остальные
все
Красноречие,
точно жемчуг,
блещет содержанием (Л.
Н.
Толстой)
Истинно красноречив тот, кто обыкновенные предметы выражает просто, великие
-
(Цицерон)
умеренностью
возвышенно,
средние
а
с
-
Будь красноречивым, но не пустословом, ибо пустословие - то же безумие (Кабус)
Есть три ошибки в общении людей: первая - это желание говорить прежде, чем
нужно; вторая - застенчивость, не говорить когда это нужно; третья - говорить, не
наблюдая
(Конфуций)
слушателем
вашим
за
Существует три категории ораторов: одних можно слушать, других нельзя
слушать
слушать,
(Архиепископ
Мэджи)
третьих
нельзя
не
Если человек никогда не владеет своими чувствами, то должен всегда владеть
своими
Буаст)
выражениями
(Пьер
Перестань говорить тотчас же, когда заметишь, что раздражаешься сам или тот,
с
Толстой)
говоришь
кем
(Л.
Н.
23 Говори лишь тогда,
когда ты спокоен
(Китайская пословица)
Красноречие
-
Развитие
речи
это
живопись
мысли
(Блез
Паскаль)
ведет
к
развитию мышления
(Скилеф)
Если ты дважды подумаешь, прежде чем один раз сказать, ты скажешь вдвое
лучше
Пейн)
(Томас
Неправильное употребление слов ведет за собою ошибки в области мысли и
потом
жизни
Писарев)
(Д.
практической
И.
в
Указую господам сенаторам, чтобы речь держать не по писаному, а своими
I)
словами,
чтобы дурь
каждого
видна
(Петр
была
Не говори всегда, что знаешь, но знай всегда, что говоришь (Клавдий)
Надо сегодня сказать лишь то, что уместно сегодня. Прочее все отложить и
(Гораций)
сказать
подходящее
время
в
Никогда не следует говорить: "Вы меня не поняли". Лучше сказать: "Я плохо
(Робер)
выразил
мысль"
свою
От
одного
слова да навек
ссора
(Русская пословица)
Стрелы разят тело,
горькие слова - душу (Бальтасар Грасиан)
Слово
-
полководец человечьей силы
(В.
В.
Маяковский)
Нет ничего могущественней слова. Ряды сильных доводов и высоких мыслей
невозможно прорвать. Слово разит свирепых и рушит крепости. Это невидимое
оружие. Без него мир принадлежал бы грубой силе (Анатоль Франс)
Краткость
-
душа
остроумия
(Уильям
Шекспир)
И самая блестящая речь надоедает, если ее затянуть (Блез Паскаль)
24 Оратор должен исчерпать тему, а не терпение слушателей (Уинстон Черчилль)
Речь должна иметь хорошее начало и эффектный конец. Но главное, чтобы эти
две
другу
Иден)
(Энтони
ближе
части
были
друг
к
Много говорить и много сказать не есть одно и то же (Софокл)
Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыслям просторно (Н. А.
Некрасов)
Настоящее красноречие - это умение сказать все, что нужно, но не более того
Ларошфуко)
(Франсуа
де
Величайшее из достижений оратора - не только сказать то, что нужно, но и не
(Цицерон)
сказать
нужно
того,
что
не
Говорить кстати лучше, чем говорить красноречиво (Бальтасар Грасиан)
Наилучший оратор тот, который своим словом и научает слушателей, и
доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление (Цицерон)
Говори так,
чтобы тебя нельзя было не понять (Квинтилиан)
Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо - у нее должно быть
тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг
(Платон)
другу
соответствовать
целому
и
Человек, которому кажется, будто он очень ясно излагает мысли, не всегда
бывает понятен другим, потому что он идет от мыслей к словам, а слушатель - от
слов
Шамфор)
(Никола
мыслям
к
Говори не так, как тебе удобно говорить, а так, как слушателю удобно
воспринимать
(Скилеф)
Главное
достоинство
языка
-
в
ясности
(Стендаль)
Говорить просто и ясно так же трудно, как быть искренним и добрым (Сомерсет
Моэм)
25 Первый признак ума есть просторечие
(А.
С.
Пушкин)
Хороший оратор - тот, кто умеет говорить просто о сложном (Скилеф)
Простота
изложения
-
опрятность
мысли
(Скилеф)
Простота
дается
непросто
(Скилеф)
Главное в ораторском искусстве состоит в том, чтобы не дать приметить
(Квинтилиан)
искусства
Тот истинный мудрец, кто многое умеет сказать коротко и ясно (Аристофан)
Остроты
-
соль беседы,
но не пища
(Уильям Гэзлитт)
Спорить умеют многие, мало кто умеет просто беседовать (Амос Олкотт)
Поэтами
рождаются,
ораторами
становятся
(Цицерон)
Все хорошие ораторы начинали как плохие ораторы (Ралф Эмерсон)
Острый язык - единственное режущее оружие, которое от постоянного
острей
употребления
(Уошингтон
Ирвинг)
становится
еще
Цель красноречия
-
не истина,
а убеждение.
(Томас Маколей)
Логика - это, видимо, умение доказать какую-то истину, а красноречие - это дар,
позволяющий нам овладеть умом и сердцем собеседника, способность втолковать
или внушить ему все,
(Жан Лабрюйер)
что нам угодно
Те, кто уверяет, что имеет в голове много мыслей, но выразить их не умеет из-за
отсутствия красноречия, - не научились понимать самих себя (Мишель Монтень)
Несколько примеров, приведенных в немногих словах и на своем месте, придают
мыслям больше блеску, больше весу и авторитетности; но излишнее обилие
примеров и излишек подробностей всегда ослабляют речь (Люк де Вовенарг)
26 Будьте кратки; верное средство заставить слушать себя — это сказать много в
Буаст)
немногих
словах
(Пьер
Если человек никогда не владеет своими чувствами, то должен всегда владеть
Буаст)
своими
выражениями
(Пьер
Слова действительно являются сильнейшим из наркотиков, применяемых
Киплинг)
человечеством
(Редьярд
Меч и огонь менее разрушительны,
чем язык
(Ричард Стил)
Из всех видов разрушительного оружия, которые способен придумать человек,
самое ужасное и самое сильное – слово (Пауло Коэльо)
О Ломоносове
«Риторика» М.В. Ломоносова представляет собой фундаментальный научный труд,
определивший развитие этой науки в России не только в 18 веке, но и в последующие
периоды. В нем ученый уделяет существенное внимание истории риторики,
анализу мастерства лучших античных ораторов, излагает систему правил и требований,
которые должны соблюдаться каждым выступающим перед аудиторией.
В 18 веке она вынесла семь изданий (последнее — в 1797г.), в начале 19 века — два
(1805г. и 1810г.).
Она стала настольной книгой для нескольких поколений русских людей.
Произведение Ломоносова было доступно широким демократическим слоям
русского народа. До этого риторика использовалась только духовенством для
наставлений и проповедей. Ломоносов придал ей просветительный характер.
В «Риторике» выделены три традиционных раздела: об изобретении, украшении,
расположении.
Современники свидетельствуют, что Ломоносов был выдающимся ритором.
27
Разработка внеаудиторного мероприятия "Конкурс риторов"
Разработка внеаудиторного мероприятия "Конкурс риторов"
Разработка внеаудиторного мероприятия "Конкурс риторов"
Разработка внеаудиторного мероприятия "Конкурс риторов"
Разработка внеаудиторного мероприятия "Конкурс риторов"
Разработка внеаудиторного мероприятия "Конкурс риторов"
Разработка внеаудиторного мероприятия "Конкурс риторов"
Разработка внеаудиторного мероприятия "Конкурс риторов"
Разработка внеаудиторного мероприятия "Конкурс риторов"
Разработка внеаудиторного мероприятия "Конкурс риторов"
Разработка внеаудиторного мероприятия "Конкурс риторов"
Разработка внеаудиторного мероприятия "Конкурс риторов"
Разработка внеаудиторного мероприятия "Конкурс риторов"
Разработка внеаудиторного мероприятия "Конкурс риторов"
Разработка внеаудиторного мероприятия "Конкурс риторов"
Разработка внеаудиторного мероприятия "Конкурс риторов"
Разработка внеаудиторного мероприятия "Конкурс риторов"
Разработка внеаудиторного мероприятия "Конкурс риторов"
Разработка внеаудиторного мероприятия "Конкурс риторов"
Разработка внеаудиторного мероприятия "Конкурс риторов"
Разработка внеаудиторного мероприятия "Конкурс риторов"
Разработка внеаудиторного мероприятия "Конкурс риторов"
Разработка внеаудиторного мероприятия "Конкурс риторов"
Разработка внеаудиторного мероприятия "Конкурс риторов"
Разработка внеаудиторного мероприятия "Конкурс риторов"
Разработка внеаудиторного мероприятия "Конкурс риторов"
Разработка внеаудиторного мероприятия "Конкурс риторов"
Разработка внеаудиторного мероприятия "Конкурс риторов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.