Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Бой эрудитов" 9-11 классы
Оценка 4.6

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Бой эрудитов" 9-11 классы

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
русский язык
9 кл
31.05.2017
Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Бой эрудитов" 9-11 классы
Бой эрудитов. Цель: формирование общеучебных компетенций по русскому языку и литературе. Задачи: • повторить основные теоретические сведения по русскому языку и литературе; • развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла; • расширить кругозор учащихся; • воспитать у учащихся навык общения, культуру поведения и чувство взаимопомощи и ответственности каждого за успех команды.Бой эрудитов. Цель: формирование общеучебных компетенций по русскому языку и литературе. Задачи: • повторить основные теоретические сведения по русскому языку и литературе; • развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла; • расширить кругозор учащихся; • воспитать у учащихся навык общения, культуру поведения и чувство взаимопомощи и ответственности каждого за успех команды.
Бой эрудитов.docx
Бой эрудитов. Цель: формирование общеучебных компетенций по русскому языку и литературе. Задачи:     повторить основные теоретические сведения  по русскому языку и литературе; развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла; расширить кругозор учащихся; воспитать у учащихся навык общения, культуру поведения и чувство взаимопомощи и  ответственности каждого за успех команды.  Оборудование: карточки с заданиями,   музыкальное сопровождение,   проектор, ручки и листочки, стикеры, маркеры. Ход мероприятия Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Я рада вас видеть в  этом зале, счастлива от того, что вы пришли сегодня для того, чтобы показать свои знания по  русскому языку и литературе. Мы собрались сегодня, чтобы провести игру «Бой эрудитов».  Вам, участникам игры, предстоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что вы изучали по этим  предметам, а также напрячь своё воображение, чтобы стать победителем. Итак, начинаем.  (звучит веселая музыка, забегают две бабульки) Юмореска «Молодёжь­то какова»  Дунька.  Глянь­ка, Манька,                  Молодёжь­то какова,                   И поступки, и слова! Манька. Мы­то молодыми были,                  Тем, кто старше, не грубили. Дунька.  Всё просили мы совета,                 Можно то, а можно ль это? Манька. А теперь твердят не то:                  Надо это, надо то.                  Вот учащийся Федот –                  Он уже совсем не тот.                  По ступенькам он шагает –                  Грызёт семечки, бросает.                  На «камчатку» заберётся,                 В парту носом он уткнётся. Дунька.  Поглядишь на парту, вдруг                  Появился там уж круг,                   Ручки, ножки, огуречик –                  Появился человечек.                  Сколько раз твердили вам,                  Чтобы парты не ломали И на партах не черкали! Манька. Но Федот не понимает:                  Снова это продолжает,                   Мусор в мусорку не носит,                  Не туда он воду льёт. Дунька.  Ну и молодёжь пошла!                  Вдруг возьмут и нагрубят,                  А на уроке – все молчат.                 Их поступки и дела                 Нас подводят иногда. Манька. В дисциплине нет порядка                  Не помогает и зарядка. Ведущий: Ну, что вы бабушки! Зря вы так думаете о наших детях, они совсем не такие, и  сегодня мы вам это докажем. Прошу вас пройти в зал и посмотреть на что способна наша  молодежь. Ведущий: Итак, на конкурс эрудитов собрались самые умные, самые талантливые дети. Мы  начинаем!  Ведущий: Сегодня на бой эрудитов пришли две достойнейшие команды.    Представьтесь друг другу. Команда «Знатоки». Нам соревнования Вовсе не страшны. Выдержим все испытания – Ведь мы знатоки! Наш девиз: «То, что мы сегодня здесь – Всему виною интерес!»    Команда «Почемучки». Как это интересно – Много знать! Всем друзьям Свои уменья, знанья показать! Наш девиз: «Что? где? когда? и почему? Всегда ответить я смогу!» I тур «Разминка»  Слайд 1 задание. За 1 минуту ответить на вопросы: ­ Кто написал стихотворение «Бородино»?  Лермонтов ­ Что стоит в слове перед корнем? (приставка). ­ Как называется сооружение для переправы через реку? (мост). ­ В каком произведении Пушкина 14 раз повторяется слово «там»? (Руслан и Людмила) ­ Какой литературный герой в половодье спасал зайцев? (дед Мазай) ­ Герой, подаривший свое сердце людям? (Данко). ­ Являются ли слова «подводный» и «водитель» однокоренными? (нет) ­ Кто был третьим от кого ушел колобок? Медведь, заяц, лиса. ­ Сколько падежей в русском языке? (6) ­ На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже? (кого? чего?) ­ Напиток белого цвета, полезный и детям и взрослым? (молоко) ­ Назовите главного героя сказки «по щучьему велению»? (Емеля). ­ Сколько спряжений у глагола? (2) ­ Сколько лет рыбачил старик со старухой у синего моря? (33) ­ Назовите окончание существительных 1 го склонения? (ж. и м.р.­ IаI, ­ IяI) ­ К какому жанру относится «Евгений Онегин»? роман в стихах ­ Как называется отдельная комната монаха в монастыре? (келья) ­ Что, по мнению Достоевского, спасет мир? (красота) ­ Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком). ­ В какой сказке девочку уводят в лес, а возвращается она богатой невестой? («Морозко») ­ Как называются главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое) ­ кто изобрел русский алфавит? (Кирилл, Мефодий) ­ Не буду, не хочу, не знаю. Эти слова пишутся слитно или раздельно? (раздельно) ­ Герой какого произведения считал, что дверь – это прилагательное, потому что она приложена  к своему месту? «Недоросль», «Ревизор» или «Горе от ума» ­ Какой прием используют писатели в названии произведения «Отцы и дети», «Война и мир?  антитеза ­ Продолжите крылатую фразу: «А Васька слушает …» (да ест) ­ Как называются в русском языке такие слова как: большой, огромный, гигантский? (синонимы) ­ На какие вопросы отвечают слова в предложном падеже? (о ком? о чем?) ­ Назовите местоимения второго лица? (ты, вы) ­ Назовите три рода литературы? (эпос, лирика, драма) ­ Как называется сильный ветер со снегом? (метель, вьюга, буран) ­ Как называется особый материал для письма, который изготавливали из тростника в древнем  Египте? (папирус) ­ С каким врагом сражается Илья Муромец? Соловьём­ Разбойником. ­ Как звали мальчика, которого воспитали волки в джунглях? (Маугли ) ­ Каким ключом невозможно открыть замок? (скрипичным) ­ Из какого произведения строки: «одеяло убежало, улетела простыня»?  («Мойдодыр»Чуковский ) ­ Что означает устаревшее слово «цирюльник»? (парикмахер) ­ Какой литературный прием использован Пушкиным в строках «то как зверь она завоет, то  заплачет как дитя»?( сравнение) ­ Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы) ­ Какое наречие пишется с двумя черточками и двумя мягкими знаками:  точь – в­ точь ­ Завершите пословицу: «За двумя зайцами погонишься …. ? ( ни одного не поймаешь) ­ Печь – это глагол или существительное? (и то и другое) ­ От какого суффикса зависит написание корней – мир ­ ­ мер­, ­тир­ ­тер­, ­бир­ ­бер­? (­â­) ­ Что означает выражение: «бить баклуши» и «считать ворон»? (бездельничать) ­ Сколько –н­ пишется в слове серебряный? ( одно) ­ Закончите пословицу: «терпение и труд … ? ( все перетрут) ­ Кто из героев народных сказок похож на мяч? (колобок) ­ К какому роду относятся слова: пальто, бюро, лото? (средний род) ­ Какой овощ смогли вытянуть только 6 персонажей сказки? (репка) ­ Можно ли у существительных неряха, соня, плакса, грязнуля определить род? (общий род) ­ Поставьте ударение: договор или договор? ­ Обладателя этой вещи все с первого взгляда принимают за отличника? (очки) ­ Что указала путь не только Ивану – Царевичу, но и Тесею в лабиринте?(клубок) ­ Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня? С  помощью каких наречий ( позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра) ­   Главный   или   второстепенный   член   отвечает   на   вопросы:   какой?   чей?   (второстепенный, определение) ­   Кто   написал   первую   "Российскую   грамматику”:   Державин   или   Ломоносов?   (Михаил Васильевич Ломоносов) ­ Что такое инверсия? (обратный порядок слов с целью усиления выразительности речи) ­ Лисички1 – грибы, лисички2 – лисята. Это синонимы или омонимы? (омонимы) ­ Из какого произведения эта фраза: " Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное известие…”? ( "Ревизор” Н.В. Гоголя) ­ Как сейчас произносится древнерусское слово "персты”? (пальцы) ­ Что такое архаизмы? (слова, вышедшие из активного повседневного употребления; устаревшие слова) ­ Кто написал "Мцыри”? (Михаил Юрьевич Лермонтов) ­ На какие вопросы отвечает обстоятельство? (где, куда, зачем, почему, как…) ­ Какие знаете двусложные размеры стиха? (хорей и ямб) 2 задание. Каждой команде будут выданы карточки со словами. Нужно расставить ударения и показать выполненное задание жюри (проверка по слайду). Слайд  Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт,  августовский, каталог, баржа, балованный,  шофер. Ведущий: Пока команды работают, болельщики поиграют.  Я знаю, что вы очень любите загадки. В этом конкурсе за каждый правильный ответ вы получите по 1 баллу, который можете подарить любой команде (на доске копилка болельщиков, болельщики дарят стикер понравившейся  команде и получают сладкий приз) Ответьте, о ком или о чем говорится. Квартал, бармен, феномен, документ,  магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит,  баловень.  Что такое ручкохранилище? (Пенал.)  Земля, которую может покрутить любой желающий. (Глобус.)  Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок  школьника. (Звонок.)  Как называется школьный известняк? (Мел.)  Предмет, опровергающий поговорку: «Что написано пером, не вырубишь топором».  (Ластик.)  Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним.)  Пишется так же, но смысл другой. (Омоним.)  Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (Корень.)  В какую букву надо поместить слово­согласие, чтобы получить продукт таяния снега? (В  О да.)  Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С. Пушкин призвал «жечь  сердца людей». (Глагол.)  Он здоровый в здоровом теле. (Здоровый дух.)  Часть одежды, которую рекомендуют держать шире. (Карман шире.)  У него глаза велики. (У страха.)  Только там бывает бесплатный сыр. (В мышеловке.)  Ее ждут, сидя у моря. (Погоды.)   Эта часть предмета бывает золотой. (Середина.)  Какую еду иногда просит обувь у ее незадачливого владельца? (Кашу – «сапоги каши  просят».) Слайд  3   задание. Перед   вами   на   доске   написаны   два   столбика.   Все   слова   тем   или   иным   образом связаны, например: в одном столбике может быть дано название произведения, в другом ­ его автор; или название поделено на части. Задача участников: "связать” слова и на листочках в столбик записать верные ответы. П. Ершов Калашников Остап купец Капитанская Астафьев Виктор Петрович дети дочка "Левша” Пеппи подземелья мороз Красный нос нищий А. Линдгрен "Конёк­горбунок” Длинный чулок "Малыш и Карлсон” Аввакум принц Н.Лесков В. Распутин "Уроки французского” легенда Тарас Бульба протопоп Данко Слайд  (проверка) 4 задание. «Помоги собрать зверей» Ан­ло­ти­ди­па­ко­дил ко­кро­шим­ко­зе­пан­рил на­мот­ге­бе­раф­е­ги мур­го­ла­ле­бра­браз­жи (Антилопа, крокодил, шимпанзе, дикобраз, жираф, бегемот, зебра)  Ведущий: Игра с болельщиками продолжается. Жюри готово, и мы с нетерпением ждём вердикта. ФИЗМИНУТКА II тур. 1 задание. Составить постеры на тему: Команда «Знатоки» ­ русский язык Команда «Почемучки» ­ литература Ведущий:  Игра с болельщиками продолжается. "Пословицы и поговорки”. На заданную тему нужно вспомнить пословицы, поговорки. Кто больше? Темы: а) вражда, ссора, драка. (Худой мир лучше доброй ссоры; милые бранятся ­ только тешатся; старики бранятся – бесятся; лежачего не бьют; живут как кошка с собакой; грызутся как собаки за кость). б) труд, орудия труда. (Без дела жить – только небо коптить; взялся за гуж – не говори, что не дюж; волка ноги кормят; глаза боятся, а руки делают; делу – время, потехе – час; дело мастера боится; чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть). в) деньги, достаток. (Деньги всему голова; деньги – гости: то нет, то горсти; деньги – не грибы, и зимой растут; не имей сто рублей, а имей сто друзей). 2 задание. "Откуда и кто автор?” Я буду зачитывать отрывок из какого­нибудь произведения, ваша задача – вспомнить, кто написал и что за произведение. Если не отгадывает один, право ответа переходит к следующему. Победит тот, кто больше всех отгадает; уйдёт тот, кто совсем не выполнит задания.       "Вылезши из печки и оправившись, Солоха, как добрая хозяйка, начала убирать и ставить всё к своему месту; но мешков не тронула: это Вакула принёс, пусть сам и вынесет! Чёрт, между тем, когда ещё влетал в трубу, как­то нечаянно оборотившись, увидел Чуба об руку  с  кумом… Вылетел  он из   печки,  перебежал  им  дорогу и  начал  разрывать  кучи замёрзшего снега. Поднялась метель”. ("Ночь перед Рождеством” Н.В. Гоголь) "И здесь у Марии родился Сын. Она спеленала Его и положила в ясли, решётчатый ящик с сеном. И никто из людей не знал о пришествии Христа, только ослик и бычок смотрели на младенца и согревали Его своим дыханием”. (Библия. "Рождение Христа”) "Вдруг оба генерала…начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились.   Полетели   клочья,   раздались   визг   и   оханье;   один…откусил   у   своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их”. ("Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” М.Е. Салтыков­ Щедрин) "И вдруг он разорвал себе грудь руками и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над   головой.   Оно   пылало   так   ярко,   ярче   солнца,   …   что   тьма   разлетелась   от   света его…” ("Старуха Изергиль” М. Горький) "Я раз слушал его: ну, покамест говорил об…вавилонянах – ещё ничего, а как добрались до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар…! Сбежал с кафедры и … хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? От этого убыток казне”. ("Ревизор” Н.В. Гоголь) "Сын мой Пётр! Письмо твоё, в котором ты просишь нас о родительском благословении и согласии на брак с Марьей Ивановной дочерью Мироновой, мы получили…, но моего согласия дать я тебе не намерен… Собираюсь добраться до тебя да за проказы проучить путём”. Я всё понял и вознегодовал на Савельича”. ("Капитанская дочка” А.С. Пушкин) 3 задание. Поймал как – то тигр лису, она хитрая, повертела пушистым хвостом, морду кверху  подняла: ­ Не посмеешь меня сесть! Я послана сюда быть властелином леса. Тигр поглядел на  лису и не поверил. ­ Не веришь мне? Так пойдем со мною в лес. Посмотришь, как звери меня боятся. Согласился  тигр. Леса важно шагала впереди, а тигр следом. Что тут поднялось! Все звери и птицы, увидев  тигра, бросились в чащу, поглубже забрались в норы. – Ну, теперь ты убедился? Кто меня не  боится? – Да, ты действительно могущественна, ­ ответил тигр. Эта сказка была сложена две с  лишним тысячи лет назад. Но и сейчас существует фразеологизм «хитер как лиса». А знаете ли  вы фразеологизмы? Сейчас проверим. Конкурс «Пантомима».  Участники одной из команд должны пантомимой показывать  фразеологизмы, а другие отгадать их и объяснить их значение.  ­ Как кошка с собакой. ­ Съесть вместе пуд соли. ­ Держать камень за пазухой. ­ Дело в шляпе. ­ Набрать в рот воды. ­ Водить за нос. ­ Переливать из пустого в порожнее. ­ В час по чайной ложке. ­ Лететь на всех парусах. ­ Сесть в калошу. 4 задание. "Как много знаю я стихов?” Я зачитываю начало стихотворения, которое вы учили в  школе или просто слышали, вы должны продолжить или закончить его. 1. Сижу за решёткой в темнице сырой. Вскормлённый в неволе орёл молодой. (…Мой грустный товарищ, махая крылом,  Кровавую пищу клюёт за окном) ("Узник” А.С. Пушкин) 2. Не позволяй душе лениться! Чтоб воду в ступе не толочь, (…Душа обязана трудиться, И день, и ночь, и день, и ночь) ("Не позволяй…” Н. Заболоцкий) 3. Белеет парус одинокий,  В тумане моря голубом! (…Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?) ( "Парус” М.Ю. Лермонтов) 4. Мороз и солнце, день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный –  (…Пора, красавица, проснись.) ("Зимнее утро” А.С. Пушкин) Финал. 1 задание.   "Вопросы – шутки”. Отгадайте вопросы – и вы в победителях: ­ Без чего дома не построишь? (без угла) ­ За чем чай пьют? (за столом) ­ За чем во рту язык? (за зубами) ­ За что ученика выгнали из класса? (за дверь) ­ По чему в лес ходят? (по земле) ­ По чему утка плавает? (по воде) Сценка «Загадочный сундук». Вася (выходит на сцену, держит ящик с посылкой и кричит). Откройся! Откройся! Маша: Ты чего это, Вася кричишь? Вася: Я не кричу, я слово подбираю. Маша: Какое слово? Вася: Какое, какое… Нужное! Маша: А зачем оно тебе? Вася: Зачем, зачем… Чтобы сундук открыть. Он без этого слова не откроется! Маша: А почему? Вася: Почему, почему… Потому что сундук – то заколдованный! Мне его дедушка прислал. Я  тебе разве не говорил? Маша: Ничего ты мне не говорил. Вася: У меня дедушка на Кавказе живёт. Работает в большом – пребольшом фруктовом саду. И  вот он мне прислал сундук с фруктами. И письмо, а в письме вот что написано. Послушай! Достаёт письмо, читает: «Посылаю тебе, внук, замечательный сундук, В нём найдёшь ты апельсины, яблоки и мандарины. Но висит на нём замок. Чтоб открыть его ты смог, Нужно знать простое слово, только скажешь – и готово! В памяти поройся – может быть, припомнится, Только скажешь ты его, и сундук откроется! » Маша: Вот в чём дело! И ты не можешь этого одного единственного слова припомнить? Вася: Да я ему ж, наверное, тысячу слов говорил. Маша: И не открывается? Вася: ни в какую! Маша: А ты попробуй ещё раз! Вася: Попробую! (Сундуку) Сундук, сундук откройся быстро! Сундук, сундук, откройся  немедленно, сию же минуту! Откройся, а то как дам! Ударяет по сундуку кулаком, ушибает руку. Ой, ой, ой!.. Ах ты, деревяшка, негодная! Маша: А я, кажется, знаю, какое слово нужно сказать, чтобы сундук открылся. Вася:  Что же ты молчишь! Говори! Маша: Я тебе на ушко скажу.  (Шепчет) Вася: Не может быть! Неужели я этого слова не говорил? Я же миллион слов сказал. Маша: А этого не говорил. Попробуй! Вася: Попробовать? Слово – то для меня какое – то непривычное. Я его никому не говорил. Ну  что же, попробую, была не была… (к сундуку) Сундучок, откройся… пожалуйста, откройся! Ой, смотри, ­ яблоки, апельсины, мандарины! Маша: Вот видишь, как всё просто! Вася: Спасибо тебе, Маша, угощайся! Маша: Спасибо. Рефлексия. Ведущий: Составить синквейн со словами игра и конкурс. Ведущий:  На   этом   наша   игра   заканчивается.   Предоставляется   слово   жюри.   Под   музыку "Остаться в живых” группы "Би­2” награждаются ученики. Дерево пожеланий (учащиеся пишут свои пожелания на стикерах и помещают их на дерево  пожеланий).

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Бой эрудитов" 9-11 классы

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Бой эрудитов" 9-11 классы

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Бой эрудитов" 9-11 классы

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Бой эрудитов" 9-11 классы

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Бой эрудитов" 9-11 классы

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Бой эрудитов" 9-11 классы

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Бой эрудитов" 9-11 классы

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Бой эрудитов" 9-11 классы

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Бой эрудитов" 9-11 классы

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Бой эрудитов" 9-11 классы

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Бой эрудитов" 9-11 классы

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Бой эрудитов" 9-11 классы

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Бой эрудитов" 9-11 классы

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Бой эрудитов" 9-11 классы

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Бой эрудитов" 9-11 классы

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Бой эрудитов" 9-11 классы

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Бой эрудитов" 9-11 классы

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Бой эрудитов" 9-11 классы

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Бой эрудитов" 9-11 классы

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Бой эрудитов" 9-11 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2017