Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Бой эрудитов" 9-11 классы
Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
русский язык
9 кл
31.05.2017
Бой эрудитов.
Цель: формирование общеучебных компетенций по русскому языку и литературе.
Задачи:
• повторить основные теоретические сведения по русскому языку и литературе;
• развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла;
• расширить кругозор учащихся;
• воспитать у учащихся навык общения, культуру поведения и чувство взаимопомощи и ответственности каждого за успех команды.Бой эрудитов.
Цель: формирование общеучебных компетенций по русскому языку и литературе.
Задачи:
• повторить основные теоретические сведения по русскому языку и литературе;
• развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла;
• расширить кругозор учащихся;
• воспитать у учащихся навык общения, культуру поведения и чувство взаимопомощи и ответственности каждого за успех команды.
Бой эрудитов.docx
Бой эрудитов.
Цель: формирование общеучебных компетенций по русскому языку и литературе.
Задачи:
повторить основные теоретические сведения по русскому языку и литературе;
развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла;
расширить кругозор учащихся;
воспитать у учащихся навык общения, культуру поведения и чувство взаимопомощи и
ответственности каждого за успех команды.
Оборудование:
карточки с заданиями,
музыкальное сопровождение,
проектор,
ручки и листочки, стикеры, маркеры.
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Я рада вас видеть в
этом зале, счастлива от того, что вы пришли сегодня для того, чтобы показать свои знания по
русскому языку и литературе. Мы собрались сегодня, чтобы провести игру «Бой эрудитов».
Вам, участникам игры, предстоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что вы изучали по этим
предметам, а также напрячь своё воображение, чтобы стать победителем.
Итак, начинаем.
(звучит веселая музыка, забегают две бабульки)
Юмореска «Молодёжьто какова»
Дунька. Глянька, Манька,
Молодёжьто какова,
И поступки, и слова!
Манька. Мыто молодыми были,
Тем, кто старше, не грубили.
Дунька. Всё просили мы совета,
Можно то, а можно ль это?
Манька. А теперь твердят не то:
Надо это, надо то.
Вот учащийся Федот –
Он уже совсем не тот.
По ступенькам он шагает –
Грызёт семечки, бросает.
На «камчатку» заберётся,
В парту носом он уткнётся.
Дунька. Поглядишь на парту, вдруг
Появился там уж круг,
Ручки, ножки, огуречик –
Появился человечек.
Сколько раз твердили вам,
Чтобы парты не ломали И на партах не черкали!
Манька. Но Федот не понимает:
Снова это продолжает,
Мусор в мусорку не носит,
Не туда он воду льёт.
Дунька. Ну и молодёжь пошла!
Вдруг возьмут и нагрубят,
А на уроке – все молчат.
Их поступки и дела
Нас подводят иногда.
Манька. В дисциплине нет порядка
Не помогает и зарядка.
Ведущий: Ну, что вы бабушки! Зря вы так думаете о наших детях, они совсем не такие, и
сегодня мы вам это докажем. Прошу вас пройти в зал и посмотреть на что способна наша
молодежь.
Ведущий: Итак, на конкурс эрудитов собрались самые умные, самые талантливые дети. Мы
начинаем!
Ведущий: Сегодня на бой эрудитов пришли две достойнейшие команды.
Представьтесь друг другу.
Команда «Знатоки».
Нам соревнования
Вовсе не страшны.
Выдержим все испытания –
Ведь мы знатоки!
Наш девиз:
«То, что мы сегодня здесь –
Всему виною интерес!»
Команда «Почемучки».
Как это интересно –
Много знать!
Всем друзьям
Свои уменья, знанья показать!
Наш девиз:
«Что? где? когда? и почему?
Всегда ответить я смогу!»
I тур «Разминка»
Слайд
1 задание. За 1 минуту ответить на вопросы:
Кто написал стихотворение «Бородино»? Лермонтов
Что стоит в слове перед корнем? (приставка).
Как называется сооружение для переправы через реку? (мост).
В каком произведении Пушкина 14 раз повторяется слово «там»? (Руслан и Людмила) Какой литературный герой в половодье спасал зайцев? (дед Мазай)
Герой, подаривший свое сердце людям? (Данко).
Являются ли слова «подводный» и «водитель» однокоренными? (нет)
Кто был третьим от кого ушел колобок? Медведь, заяц, лиса.
Сколько падежей в русском языке? (6)
На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже? (кого? чего?)
Напиток белого цвета, полезный и детям и взрослым? (молоко)
Назовите главного героя сказки «по щучьему велению»? (Емеля).
Сколько спряжений у глагола? (2)
Сколько лет рыбачил старик со старухой у синего моря? (33)
Назовите окончание существительных 1 го склонения? (ж. и м.р. IаI, IяI)
К какому жанру относится «Евгений Онегин»? роман в стихах
Как называется отдельная комната монаха в монастыре? (келья)
Что, по мнению Достоевского, спасет мир? (красота)
Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком).
В какой сказке девочку уводят в лес, а возвращается она богатой невестой? («Морозко»)
Как называются главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)
кто изобрел русский алфавит? (Кирилл, Мефодий)
Не буду, не хочу, не знаю. Эти слова пишутся слитно или раздельно? (раздельно)
Герой какого произведения считал, что дверь – это прилагательное, потому что она приложена
к своему месту? «Недоросль», «Ревизор» или «Горе от ума»
Какой прием используют писатели в названии произведения «Отцы и дети», «Война и мир?
антитеза
Продолжите крылатую фразу: «А Васька слушает …» (да ест)
Как называются в русском языке такие слова как: большой, огромный, гигантский? (синонимы)
На какие вопросы отвечают слова в предложном падеже? (о ком? о чем?)
Назовите местоимения второго лица? (ты, вы)
Назовите три рода литературы? (эпос, лирика, драма)
Как называется сильный ветер со снегом? (метель, вьюга, буран)
Как называется особый материал для письма, который изготавливали из тростника в древнем
Египте? (папирус)
С каким врагом сражается Илья Муромец? Соловьём Разбойником.
Как звали мальчика, которого воспитали волки в джунглях? (Маугли )
Каким ключом невозможно открыть замок? (скрипичным)
Из какого произведения строки: «одеяло убежало, улетела простыня»?
(«Мойдодыр»Чуковский )
Что означает устаревшее слово «цирюльник»? (парикмахер)
Какой литературный прием использован Пушкиным в строках «то как зверь она завоет, то
заплачет как дитя»?( сравнение)
Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)
Какое наречие пишется с двумя черточками и двумя мягкими знаками: точь – в точь
Завершите пословицу: «За двумя зайцами погонишься …. ? ( ни одного не поймаешь)
Печь – это глагол или существительное? (и то и другое)
От какого суффикса зависит написание корней – мир мер, тир тер, бир бер? (â)
Что означает выражение: «бить баклуши» и «считать ворон»? (бездельничать)
Сколько –н пишется в слове серебряный? ( одно)
Закончите пословицу: «терпение и труд … ? ( все перетрут)
Кто из героев народных сказок похож на мяч? (колобок)
К какому роду относятся слова: пальто, бюро, лото? (средний род)
Какой овощ смогли вытянуть только 6 персонажей сказки? (репка)
Можно ли у существительных неряха, соня, плакса, грязнуля определить род? (общий род)
Поставьте ударение: договор или договор? Обладателя этой вещи все с первого взгляда принимают за отличника? (очки)
Что указала путь не только Ивану – Царевичу, но и Тесею в лабиринте?(клубок)
Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня? С
помощью каких наречий ( позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
Главный или второстепенный член отвечает на вопросы: какой? чей? (второстепенный,
определение)
Кто написал первую "Российскую грамматику”: Державин или Ломоносов? (Михаил
Васильевич Ломоносов)
Что такое инверсия? (обратный порядок слов с целью усиления выразительности речи)
Лисички1 – грибы, лисички2 – лисята. Это синонимы или омонимы? (омонимы)
Из какого произведения эта фраза: " Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное
известие…”? ( "Ревизор” Н.В. Гоголя)
Как сейчас произносится древнерусское слово "персты”? (пальцы)
Что такое архаизмы? (слова, вышедшие из активного повседневного употребления; устаревшие
слова)
Кто написал "Мцыри”? (Михаил Юрьевич Лермонтов)
На какие вопросы отвечает обстоятельство? (где, куда, зачем, почему, как…)
Какие знаете двусложные размеры стиха? (хорей и ямб)
2 задание. Каждой команде будут выданы карточки со словами. Нужно расставить ударения и
показать выполненное задание жюри (проверка по слайду).
Слайд
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт,
августовский, каталог, баржа, балованный,
шофер.
Ведущий: Пока команды работают, болельщики поиграют. Я знаю, что вы очень любите загадки.
В этом конкурсе за каждый правильный ответ вы получите по 1 баллу, который можете подарить
любой команде (на доске копилка болельщиков, болельщики дарят стикер понравившейся
команде и получают сладкий приз)
Ответьте, о ком или о чем говорится.
Квартал, бармен, феномен, документ,
магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит,
баловень.
Что такое ручкохранилище? (Пенал.)
Земля, которую может покрутить любой желающий. (Глобус.)
Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок
школьника. (Звонок.)
Как называется школьный известняк? (Мел.)
Предмет, опровергающий поговорку: «Что написано пером, не вырубишь топором».
(Ластик.)
Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним.)
Пишется так же, но смысл другой. (Омоним.)
Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (Корень.) В какую букву надо поместить словосогласие, чтобы получить продукт таяния снега? (В
О да.)
Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С. Пушкин призвал «жечь
сердца людей». (Глагол.)
Он здоровый в здоровом теле. (Здоровый дух.)
Часть одежды, которую рекомендуют держать шире. (Карман шире.)
У него глаза велики. (У страха.)
Только там бывает бесплатный сыр. (В мышеловке.)
Ее ждут, сидя у моря. (Погоды.)
Эта часть предмета бывает золотой. (Середина.)
Какую еду иногда просит обувь у ее незадачливого владельца? (Кашу – «сапоги каши
просят».)
Слайд
3 задание. Перед вами на доске написаны два столбика. Все слова тем или иным образом
связаны, например: в одном столбике может быть дано название произведения, в другом его
автор; или название поделено на части. Задача участников: "связать” слова и на листочках в
столбик записать верные ответы.
П. Ершов
Калашников
Остап
купец
Капитанская
Астафьев
Виктор Петрович
дети
дочка
"Левша”
Пеппи
подземелья
мороз
Красный нос
нищий
А. Линдгрен
"Конёкгорбунок”
Длинный чулок
"Малыш и Карлсон”
Аввакум
принц
Н.Лесков
В. Распутин
"Уроки французского” легенда
Тарас Бульба
протопоп
Данко
Слайд (проверка)
4 задание. «Помоги собрать зверей»
Анлотидипакодил
кокрошимкозепанрил
намотгеберафеги
мурголалебрабразжи
(Антилопа, крокодил, шимпанзе, дикобраз, жираф, бегемот, зебра)
Ведущий: Игра с болельщиками продолжается.
Жюри готово, и мы с нетерпением ждём вердикта.
ФИЗМИНУТКА
II тур.
1 задание. Составить постеры на тему:
Команда «Знатоки» русский язык
Команда «Почемучки» литература Ведущий: Игра с болельщиками продолжается. "Пословицы и поговорки”. На заданную тему
нужно вспомнить пословицы, поговорки. Кто больше?
Темы: а) вражда, ссора, драка.
(Худой мир лучше доброй ссоры; милые бранятся только тешатся; старики бранятся – бесятся;
лежачего не бьют; живут как кошка с собакой; грызутся как собаки за кость).
б) труд, орудия труда.
(Без дела жить – только небо коптить; взялся за гуж – не говори, что не дюж; волка ноги кормят;
глаза боятся, а руки делают; делу – время, потехе – час; дело мастера боится; чтобы рыбку
съесть, надо в воду лезть).
в) деньги, достаток.
(Деньги всему голова; деньги – гости: то нет, то горсти; деньги – не грибы, и зимой растут; не
имей сто рублей, а имей сто друзей).
2 задание. "Откуда и кто автор?” Я буду зачитывать отрывок из какогонибудь произведения,
ваша задача – вспомнить, кто написал и что за произведение. Если не отгадывает один, право
ответа переходит к следующему. Победит тот, кто больше всех отгадает; уйдёт тот, кто совсем
не выполнит задания.
"Вылезши из печки и оправившись, Солоха, как добрая хозяйка, начала убирать и ставить
всё к своему месту; но мешков не тронула: это Вакула принёс, пусть сам и вынесет! Чёрт,
между тем, когда ещё влетал в трубу, както нечаянно оборотившись, увидел Чуба об
руку с кумом… Вылетел он из печки, перебежал им дорогу и начал разрывать кучи
замёрзшего снега. Поднялась метель”. ("Ночь перед Рождеством” Н.В. Гоголь)
"И здесь у Марии родился Сын. Она спеленала Его и положила в ясли, решётчатый ящик
с сеном. И никто из людей не знал о пришествии Христа, только ослик и бычок смотрели
на младенца и согревали Его своим дыханием”. (Библия. "Рождение Христа”)
"Вдруг оба генерала…начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока
остервенились. Полетели клочья, раздались визг и оханье; один…откусил у своего
товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил
их”. ("Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” М.Е. Салтыков
Щедрин)
"И вдруг он разорвал себе грудь руками и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его
над головой. Оно пылало так ярко, ярче солнца, … что тьма разлетелась от света
его…” ("Старуха Изергиль” М. Горький)
"Я раз слушал его: ну, покамест говорил об…вавилонянах – ещё ничего, а как добрались
до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал,
что пожар…! Сбежал с кафедры и … хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр
Македонский герой, но зачем же стулья ломать? От этого убыток казне”. ("Ревизор” Н.В.
Гоголь)
"Сын мой Пётр! Письмо твоё, в котором ты просишь нас о родительском благословении и
согласии на брак с Марьей Ивановной дочерью Мироновой, мы получили…, но моего
согласия дать я тебе не намерен… Собираюсь добраться до тебя да за проказы проучить
путём”. Я всё понял и вознегодовал на Савельича”. ("Капитанская дочка” А.С. Пушкин) 3 задание. Поймал как – то тигр лису, она хитрая, повертела пушистым хвостом, морду кверху
подняла: Не посмеешь меня сесть! Я послана сюда быть властелином леса. Тигр поглядел на
лису и не поверил.
Не веришь мне? Так пойдем со мною в лес. Посмотришь, как звери меня боятся. Согласился
тигр. Леса важно шагала впереди, а тигр следом. Что тут поднялось! Все звери и птицы, увидев
тигра, бросились в чащу, поглубже забрались в норы. – Ну, теперь ты убедился? Кто меня не
боится? – Да, ты действительно могущественна, ответил тигр. Эта сказка была сложена две с
лишним тысячи лет назад. Но и сейчас существует фразеологизм «хитер как лиса». А знаете ли
вы фразеологизмы? Сейчас проверим.
Конкурс «Пантомима». Участники одной из команд должны пантомимой показывать
фразеологизмы, а другие отгадать их и объяснить их значение.
Как кошка с собакой.
Съесть вместе пуд соли.
Держать камень за пазухой.
Дело в шляпе.
Набрать в рот воды.
Водить за нос.
Переливать из пустого в порожнее.
В час по чайной ложке.
Лететь на всех парусах.
Сесть в калошу.
4 задание. "Как много знаю я стихов?” Я зачитываю начало стихотворения, которое вы учили в
школе или просто слышали, вы должны продолжить или закончить его.
1. Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой.
(…Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт за окном)
("Узник” А.С. Пушкин)
2. Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
(…Душа обязана трудиться,
И день, и ночь, и день, и ночь)
("Не позволяй…” Н. Заболоцкий)
3. Белеет парус одинокий,
В тумане моря голубом!
(…Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?)
( "Парус” М.Ю. Лермонтов)
4. Мороз и солнце, день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
(…Пора, красавица, проснись.)
("Зимнее утро” А.С. Пушкин) Финал.
1 задание.
"Вопросы – шутки”. Отгадайте вопросы – и вы в победителях:
Без чего дома не построишь? (без угла)
За чем чай пьют? (за столом)
За чем во рту язык? (за зубами)
За что ученика выгнали из класса? (за дверь)
По чему в лес ходят? (по земле)
По чему утка плавает? (по воде)
Сценка «Загадочный сундук».
Вася (выходит на сцену, держит ящик с посылкой и кричит). Откройся! Откройся!
Маша: Ты чего это, Вася кричишь?
Вася: Я не кричу, я слово подбираю.
Маша: Какое слово?
Вася: Какое, какое… Нужное!
Маша: А зачем оно тебе?
Вася: Зачем, зачем… Чтобы сундук открыть. Он без этого слова не откроется!
Маша: А почему?
Вася: Почему, почему… Потому что сундук – то заколдованный! Мне его дедушка прислал. Я
тебе разве не говорил?
Маша: Ничего ты мне не говорил.
Вася: У меня дедушка на Кавказе живёт. Работает в большом – пребольшом фруктовом саду. И
вот он мне прислал сундук с фруктами. И письмо, а в письме вот что написано. Послушай!
Достаёт письмо, читает:
«Посылаю тебе, внук, замечательный сундук,
В нём найдёшь ты апельсины, яблоки и мандарины.
Но висит на нём замок. Чтоб открыть его ты смог, Нужно знать простое слово, только скажешь – и готово!
В памяти поройся – может быть, припомнится,
Только скажешь ты его, и сундук откроется! »
Маша: Вот в чём дело! И ты не можешь этого одного единственного слова припомнить?
Вася: Да я ему ж, наверное, тысячу слов говорил.
Маша: И не открывается?
Вася: ни в какую!
Маша: А ты попробуй ещё раз!
Вася: Попробую! (Сундуку) Сундук, сундук откройся быстро! Сундук, сундук, откройся
немедленно, сию же минуту! Откройся, а то как дам!
Ударяет по сундуку кулаком, ушибает руку.
Ой, ой, ой!.. Ах ты, деревяшка, негодная!
Маша: А я, кажется, знаю, какое слово нужно сказать, чтобы сундук открылся.
Вася: Что же ты молчишь! Говори!
Маша: Я тебе на ушко скажу. (Шепчет)
Вася: Не может быть! Неужели я этого слова не говорил? Я же миллион слов сказал.
Маша: А этого не говорил. Попробуй!
Вася: Попробовать? Слово – то для меня какое – то непривычное. Я его никому не говорил. Ну
что же, попробую, была не была… (к сундуку) Сундучок, откройся… пожалуйста, откройся! Ой,
смотри, яблоки, апельсины, мандарины!
Маша: Вот видишь, как всё просто!
Вася: Спасибо тебе, Маша, угощайся!
Маша: Спасибо.
Рефлексия.
Ведущий: Составить синквейн со словами игра и конкурс.
Ведущий: На этом наша игра заканчивается. Предоставляется слово жюри. Под музыку
"Остаться в живых” группы "Би2” награждаются ученики.
Дерево пожеланий (учащиеся пишут свои пожелания на стикерах и помещают их на дерево
пожеланий).
Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Бой эрудитов" 9-11 классы
Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Бой эрудитов" 9-11 классы
Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Бой эрудитов" 9-11 классы
Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Бой эрудитов" 9-11 классы
Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Бой эрудитов" 9-11 классы
Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Бой эрудитов" 9-11 классы
Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Бой эрудитов" 9-11 классы
Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Бой эрудитов" 9-11 классы
Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Бой эрудитов" 9-11 классы
Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Бой эрудитов" 9-11 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.