Внеклассное занятие было проведено в рамках предметной недели чтения с учащимися 7 класса и приурочено к столетию со дня рождения С. В. Михалкова. Занятие организовано в форме путешествия по станциям с привлечением большого количества наглядности, практических заданий, необходимости работы в группах. Присутствовал дух соревновательности.Разработка внеклассного мероприятия.
Татарова Нина Владимировна, учитель русского языка и литературы
Черных Ольга Алексеевна, учитель русского языка и литературы
ГБОУ РХ «Черногорская школаинтернат»
Внеклассное занятие «Путешествие по весёлым стихам С. Михалкова».
Цели: познакомить с творчеством С. Михалкова.
Задачи:
Обобщить и систематизировать знания учащихся о стихах С.В. Михалкова.
Расширять круг чтения детей, читательский опыт детей через слушание и
самостоятельное чтение.
Развивать речь, работать над выразительностью чтения.
Развивать образное мышление, любознательность.
Развивать творческие способности, память, внимание, воображение детей.
Воспитывать интерес к читательской деятельности, бережное отношение к книгам.
Воспитывать положительные качества:
отзывчивость,
доброту,
дружелюбие,
товарищество, чувство доброго юмора.
Оборудование:
портрет С. В. Михалкова, выставка его книг, названия страниц карты путешествия, грамзапись,
чёрный ящик с вещами (термометр, шприц, таблетки, гвоздь, зеркало, карандаш), карточки с
отрывками и иллюстрациями из произведений С. В. Михалкова, листы с кроссвордами, жетоны.
1. Включается запись с голосом С. В. Михалкова (автор читает стихотворение «Дядя
ХОД ЗАНЯТИЯ
Стёпа»)
Добрый день, ребята! Вы слышали сейчас голос человека, который стал легендой в нашей
стране. Он прожил долгую и счастливую жизнь. В этом году исполняется 100 лет со дня
рождения человека, имя которого вы сейчас прочитаете, если составите слово из слогов.
1 страничка – «Угадайка»
На доске слоги: ХАЛ МИ КОВ
Собрать фамилию писателя. (Михалков)
Надеюсь, что сегодня день будет не только добрым, но и весёлым, потому что мы его
проведём в компании весёлых друзей – героев произведений С. Михалкова.
Многим из вас хорошо известны стихи Михалкова, а некоторые, может быть, только сегодня
познакомятся с его творчеством. Михалков не только известный детский писатель и поэт. Он
автор пьес, сценариев, басен, переводов. А ещё он создал текст гимна России. Стихи он стал
писать рано, когда ему исполнилось 15 лет, они впервые были опубликованы. Так что его
произведения читали ещё ваши дедушки и бабушки.
2 страничка «Встреча с поэтом» Презентация «Творчество С. Михалкова»
13 марта 1913 года родился в Москве в семье учёного птицевода Сергей Владимирович
Михалков. Отец Владимир Александрович имел юридическое образование, занимался
восстановлением народного хозяйства. Мать Ольга Михайловна была сестрой милосердия и
учительницей. Поэтому первоначальное образование Сергей Михалков получил дома, в обычную
школу пошёл учиться в 4 классе.
С 10 лет начал сочинять стихи и выпускать рукописный журнал. С 1933 года стихи
Михалкова печатают в журналах "Огонёк", "Прожектор", "Известия", "Комсомольская правда".В 1935 году опубликована поэма "Дядя Стёпа". В 1936 году Михалкова узнают как сказочника
после пересказа весёлой сказки "Три поросёнка". В 1941 году 27 июня он выехал на фронт и стал
писателемкорреспондентом. В 1944 году прозвучал Гимн Советского Союза на слова С. В.
Михалкова. В 2001 году его стихи участвовали в конкурсе на новый Гимн, и снова победил
Михалков.
Он попробовал себя в жанре детской кинофантастики, написав сценарий для фильмов:
"МоскваКассиопея", "Отроки во Вселенной". Многие пьесы Михалкова ставились на сцене
театров, и по ним сняты мультфильмы. Наверное, нет в стране ни одного человека, который не
был бы знаком с творчеством Сергея Владимировича. За свою долгую жизнь он создал много
произведений и для взрослых и для детей. Папы, мамы, бабушки и дедушки до сих пор помнят
его "Дядю Стёпу" большого человека по прозванию "Каланча", «Маяк», «Светофор».
Скончался Сергей Михалков 27 августа 2009 года.
3 страничка – Книжная (экскурсия по книжной выставке в классе)
Хорошая книга — это праздник, радость для детей и взрослых. Встреча с хорошей книгой —
всё равно что встреча с верным другом. Сегодня на выставке — книги Михалкова. Посмотрите,
сколько их, какие они яркие, красочные. Их можно полистать, почитать, рассмотреть картинки.
ЭПИГРАФ: Ты представь себе на миг, как бы жили мы без книг.
Какая из книг вам знакома? Кто её вам читал? Когда это было?
4 страничка – «Читальная»
Подготовленные ученики читают стихи: Кучеренко «Бараны», Дзюба «Прививка»,
Вердина «Котята», Семашко «Трезор», Межекова «Тридцать шесть и пять».
После чтения каждый находит подходящую по смыслу пословицу или поговорку на доске.
Горбатого исправит могила, а упрямого – дубина.
Упрётся, как в стену рогами.
Кошке — игрушки, а мышке — слёзки.
Я ещё в пелёнках, а лень уже с телёнка.
Трус и таракана принимает за великана.
Чему учил Михалков своими стихами? (доброте, справедливости, смелости, умению
договариваться, честности)
5 страничка – ДОБРАЯ.
Многие стихи Михалкова посвящены животным. Найдите в таблице название животного.
(щенок) О собаках, щенках он писал в стихах «Мой щенок», «Трезор», «О тех, кто лает» и др.
С
У
В
Щ М Д
Р
Г
Х
Е
Н Ю А
Ш Т
Б
О
У
К
Ы И
О
З Ж Л
6 страничка – Рукодельная
Мы будем мастерить щенка из бумаги. Это будет закладка для книги.
Как можно назвать щенка? Как можно использовать нашу поделку? Какой характер будет у
вашего щенка?
(Изготовление закладки по образцу и пошаговой демонстрации учителя)
7 страничка – Загадочная
Я буду читать загадки, а вы отгадайте их.Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихизагадки?
Где отгадка, там конец.
Кто подскажет молодец!
Важно по двору ходил
С острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
Чтото громко бормотал.
Только это, верно, был
Никакой не крокодил,
А индюшек лучший друг.
Угадайте кто?.. [Индюк!]
Да! Индюк! Признаться, братцы.
Трудно было догадаться!
С индюком случилось чудо
Превратился он в верблюда!
Стал он лаять и рычать,
По земле хвостом стучать.
Я запутался, однако,
Он верблюд или. кто?[Собака!]
Верно, верно! Угадали,
Будто где её видали!
А теперь давайте с вами
8 страничка – Спортивная.
В лес поедем за грибами.
Посмотритека, ребята:
Тут лисички, там опята,
Ну, а это, на полянке,
Ядовитые... Что?..[Поганки!]
Что? Поганки? Неужели?
Но поганки захотели
Стать полезными грибами,
И пришли на кухню сами,
И сказали: Как хотите,
Хоть зажарьте, хоть сварите,
Обожаем поваров!
Ненавидим... Кого?..[Докторов!]
То, что я сказал вам, тайна!
Догадались вы случайно,
Это был большой секрет...
Но от вас секретов нет!
Не зовут собаку Шавкой,
И не спит она под лавкой,
А глядит она в окошко
И мяукает... кто?..
[Кошка!]
Физминутка. Танец «Меня укусил гиппопотам» под музыку.
9 страничка – Чёрный ящик
Дети достают из чёрного ящика предмет или рисунок и называют стихотворение, которому
соответствует этот предмет.
1. Медицинский градусник. («Тридцать шесть и пять»)
2. Шприц. ( «Прививка»)
На прививку! Первый класс!
Вы слыхали? Это нас!..
Я прививки не боюсь:
Если надо – уколюсь!
Ну, подумаешь, укол!
Укололи и – пошёл…
3.Гвоздь. А у меня в кармане гвоздь
А у вас? («А что у вас?»)
4. Таблетки. («Чудесные таблетки»)
5. Зеркало.
(«Зеркало»)
6. Карандаш.
К сожаленью, есть немалоВсяких Шуриков и Саш,
У которых не по делу
Пишет синий Карандаш! («Лифт и карандаш»)
10 страничка – Музыкальная.
На стихи Михалкова написано много песен.
Слушание «Песенки друзей».
Как связаны все торжественные мероприятия, проводимые в России, с именем С. В.
Михалкова? (На всех торжественных мероприятиях звучит главная песня страны – Гимн, одним
из авторов текста которого является С. В. Михалков)
11 страничка Поучительная.
Разгадайте кроссворд по произведениям Михалкова.
Послушайте стихотворение. «Клички по привычке»
В нашем классе нет фамилий
И имён – представьте нет!
Нам их клички заменили
Крокодил, Дракон, Скелет.
Есть у нас Кощей и Львица,
Кашалот и Фантомас.
Если всё это приснится
Мигом спрячусь под матрац!
Все ребята по привычке
Отзываются на клички.
Раз я встретил в переулке
Утром Шарика и Булку.
Я им крикнул: «Шарик, шпарь!
За Крючком зайдёт Фонарь!
(Это я позвал друзей
в исторический музей)
Шарик крикнул: «Не могу!
За сметаной я бегу!»
Вдруг смотрю, идёт Сметана,
И куда она так рано
В красном новеньком пальто?
Чтото – думаю! – не то…
Я на друга посмотрел,
Шарик густо покраснел
И признался: «Я давно
Жду Сметанину в кино»
И добавил жалостно:
Ты Карась, пожалуйста,
Называй меня при ней
Просто: «Шариков Андрей».
Я давно зову Сметану
Светлым именем – Светлана.
Мне приятно, что друзья
Тоже стали звать меня
Во дворе и в классе
Карасёвым Васей. Нет ли такого явления среди вас? Хорошо ли давать людям клички?
12 страничка – Лирическая
"Стих у Михалкова, то озорной, то насмешливый, неотразимо певуч, лиричен, и в этом
его главная сила". К. И. Чуковский. У Михалкова можно учиться красиво говорить,
заменять одни слова другими. Сейчас мы выполним задание, в котором надо подобрать к
словам близкие по смыслу, побудем немного поэтамисочинителями:
лётчик пилот великан – богатырь
хворь – болезнь щенок – пёсик
градусник – термометр лентяй лодырь
Кто может придумать рифмы к этим словам?
13 страничка – Театральная
К нам пришли детиартисты из начальных классов, которые хотят показать сценку
«БАРАНЫ».
(сценка силами учащихся 4 класса)
Интервью:
Дети отвечают на вопросы подготовленного учащегося с микрофоном.
Назовите фамилию писателя, о творчестве которого мы сегодня говорили.
Какое произведение вам нравится больше всего?
Какую дату отмечала страна?
Назовите знаменитых родственников Сергея Михалкова.
Что бы вы спросили у Михалкова, если бы встретили его сейчас?
С каким настроением вы работали на занятии?
14 страничка – Заключительная
В детстве Михалков написал стихи «Детские мечты». Послушайте его.
Облака, облака – кучерявые бока.
Облака кудрявые, целые, дырявые,
Лёгкие, воздушные, ветерку послушные.
На полянке я лежу, из травы на вас гляжу.
Я лежу себе, мечтаю: почему я не летаю
Вроде этих облаков, я – Серёжа Михалков?
27 августа 2009 года сердце этого человека остановилось, но его стихи, сказки, басни,
сценарии, песни сопровождают нас в нашей жизни. Мы помним его как весёлого, умного,
доброго человека и гражданина России.
Пусть книги Сергея Михалкова озаряют ваши сердца. Пусть ваши дела будут добрыми,
поступки — честными, души — светлыми, сердца щедрыми, открытыми. У Михалкова
есть такие строки:
Чтобы стать героем,
Нужно быть отважным,
Честным в деле каждом,
Скромным в слове каждом.
Слабому — опорой,В поединке — смелым,
Преданным народу
Мыслями и делом.
«Трудно представить, какое огромное количество мальчишек и девчонок выросло,
повзрослело, стало папами и мамами (даже бабушками и дедушками!), неся в своей душе
удивительно добрые, мудрые, гражданственные, воистину народные стихи Сергея
Михалкова». (Р. Рождественский).
Закончить нашу встречу предлагается песней «Песенка друзей».