Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Гимназия №5 имени Героя Советского
Союза Константина Павлюкова»
Воспитательное занятие
Тема: «Семья и семейные ценности».
Подготовила:
классный руководитель
9
«В» класса
Неклюдова Д.Р. г. Барнаул,
2016 год
Воспитательное занятие на тему: «Семья и семейные ценности»
Актуальность: актуальность темы обусловлена тревожным состоянием
современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в
сегодняшней России, необходимостью приобщения учащихся к осмыслению
семейных ценностей, проблем сиротства при живых родителях, целях
социальной и демографической политики в РФ.
Цель: сформировать отношение к семье как одной из важнейших ценностей
бытия человека.
Задачи:
1.Создать ситуацию для проявления эмоционально личностного отношения
каждого ребенка к деликатной теме занятия теме семьи.
2.Расширить и углубить знания учащихся о важнейшем социальном институте
на основе их субъективного знания о семье, семейных отношениях; раскрыть
характерные признаки семьи, определить ее основные функции и тенденции
развития в современном обществе.
3.Совершенствовать умения учащихся сопоставлять общественные явления,
обобщать материалы источников, анализировать статистические данные,
оценивать различные точки зрения на проблему, обосновывать собственную
позицию.
4.Обеспечить свободный обмен мнениями и реализацию интересов и
личностных возможностей детей через структуру формирования рабочих
групп, разно уровневые задания.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Методы:
концептуальная таблица, ромашка, синквейн (пятистишие), кроссворд.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал для групповой и
индивидуальной работы, ватман, маркеры.
Регламент: 30 минут.
Возрастная категория: учащиеся 9х классов, 1516 лет.
Эпиграф:
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
стратегии критического мышления: ассоциативная карта,
Л.Н.Толстой
Ход занятия: 1.Вступительное слово учителя: Наше занятие начнется необычно. Сейчас
каждому из вас я раздам по одной фасолинке. Вам необходимо очень
внимательно рассмотреть свою, найти ее отличия. (Учащиеся в течение
одной минуты рассматривают свою фасоль).
Каждый из вас нашел, чем же ваша фасоль отличается от других, хотя на
первый взгляд все они одинаковые. Расскажите, чем же ваши фасолинки
отличаются от других? (Учащиеся высказывают свое мнение).
На первый взгляд, все фасолинки казались одинаковыми, но оказалось, что
все они чемто отличаются. Так и мы с вами. У нас есть черты, которые нас
отличают друг от друга, но есть и много общего. Что же есть у каждого из
нас, что нас объединяет? (Учащиеся предлагают свои варианты, кто то из
ребят говорит слово семья.)
Действительно у каждого из нас есть семья, и как раз теме семьи и
посвящено наше занятие. Сегодня мы узнаем, что такое семья, ее значимость
для человека, для государства. Узнаем о ценностях семьи.
В семейном кругу мы с вами растём,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём,
Основа основ – родительский дом.
В китайском эпосе есть одна притча. Жилабыла на свете семья. Она
была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала
она целое село. Так и жили всей семьей, всем селом. Вы скажете: ну и что,
мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что была особая – мир и
лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже
упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны.
И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его
возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям,
спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села
добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как добиваешься
такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал чтото
писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.
Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули
старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ,
Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как
водится, за ухом и спросил: И все?
Да, ответил старик, это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил: И мира тоже.
У каждого человека должен быть свой дом, своя семья. А что же такое
семья? Я предлагаю вам поиграть в ассоциации. (Учащиеся из каждой
группы, по очереди говорят по одной ассоциации к слову семья. На доске
прикреплен ватман со словом семья. Учитель записывает ассоциации
учащихся на ватмане).
Сейчас я предлагаю вам поработать в группах и по вашим ассоциациям дать
определение к слову семья.
(Учащиеся работают в группе, затем
зачитывают свои определения).
Пример:
ячейка общества
жизнь любовь
Семья
брак взаимоуважение
понимание
Семья это ячейка общества, построенная на любви, взаимоуважении и
понимании.
Понятие семья, в разных источниках трактуется поразному.
В толковом словаре Ожегова значение слова семья трактуется
объединенных общей
«Это группа людей,
следующим образом:
деятельностью, общими интересами».
Международный день семьи отмечается ежегодно 15 мая, начиная с
1994 года. Провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН. Всероссийский день
семьи, любви и верности впервые отмечался 8 июля в 2008 году, который был
объявлен годом семьи. Этот праздник в России учрежден по инициативе
депутатов Государственной Думы. Идея праздника возникла несколько лет
назад у жителей города Мурома Владимирской области, где покоятся мощи
святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля. Символом этого праздника является цветы –
ромашки.
А знаете ли вы почему? (Учащиеся высказывают свои мнения).
Ромашка очень родной, какойто добрый, домашний цветок. Кроме
всего прочего, ромашка символизирует лето, тепло, уют, невинность и
чистоту. Символ Дня семьи, любви и верности, придумала Светлана
Медведева, жена Дмитрия Медведева.
Когда появилось слово “семья”!
Когдато о нём не слыхала земля
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам –
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: "Я"
Кто, моя царица, воспитает их?
И Ева покорно ответила: "Я"
Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева всё так же ответила: "Я".
Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
"Я, я", – тихо молвила Ева – Я, я…
Сказала она знаменитых семь Я.
Вот так на земле появилась семья.
У каждой семьи есть определенные функции.
К функциям семьи относятся:
1.воспитательная;
2.хозяйственнобытовая;
3.экономическая;
4.социальностатусная;
5.психотерапевтическая;
6.репродуктивная;
7.духовное общение;
8.досуговая.
Предлагаю вам сейчас опять поработать в группах и затем рассказать о
значимости каждой функции. Это задание вы будите выполнять с помощью
концептуальной таблицы.
Функции
воспитательная
хозяйственнобытовая
Значимость экономическая
социальностатусная
психотерапевтическая
репродуктивная
духовное общение
досуговая
(Учащиеся работают в группе, затем по очереди каждая группа
рассказывает о значимости функций. Первая группа – первые две функции,
вторая – третью и четвертую и т.д.)
Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не
обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Это место
называется родной дом, а люди, которые там живут семьей. А знаете ли вы,
какие бывают семьи? Предлагаю вашему вниманию типы семей. Такую
классификацию дают авторы учебника по обществознанию. Итак, типы семей:
По числу детей
Многодетные
Малодетные
Бездетные
По родственной
структуре
Многопоколенные
Двухпоколенные
По количеству
родителей
Полные
Неполные
А какие семьи встречаются чаще всего в современном обществе? С чем это
связано. Подумайте, пожалуйста, над этим в своих группах. (Учащиеся
думают, затем высказывают свое мнение).
Каждый член семьи выполняет определенную роль. А какую? Предлагаю вам
следующее задание – ромашка.
На доске вы видите изображение ромашки. Один человек из группы
подходит и выбирает себе лепесток, где написаны определённые члены семьи.
Ваша задача написать об их обязанностях.
(Учащиеся работают в группе, идет обсуждение и затем один человек из
группы выступает).
Пример: (перечислить обязанности только 3х человек, выделенные
жирным шрифтом)
1.Семья из 4х человек: мама, папа, старшая дочь и младший сын.
2.Семья из 5ти человек: мама, бабушка, старшая дочь, и два брата
близнеца.
3.Семья из 3х человек: мама, папа, сын.
4.Семья из 4х человек: мама, дедушка, старший сын и младшая сестра. Сейчас вы перечислили обязанности членов определенной семьи. Знаете ли
вы, как называется эта группа людей? Эта группа людей называется
родственники.
Любая семья индивидуальна. У каждой семьи есть свои обычаи, традиции,
правила и ценности. Что же такое ценность?
Семейная ценность – это то, что отличает одну семью от другой, служит
достоянием для потомков, предметом гордости и уважения к старшим
поколениям. Семейные ценности воспитываются с раннего возраста через
рассказы о прошлом семьи, её истории, отражённой и запечатлённой в
бережно хранимом семейном архиве. Семейные ценности – это часть
исторической памяти семьи, то наследие, обычаи, традиции, которые идут от
наших дедов и прадедов.
Придя сегодня домой, поговорите с членами ваших семей о ваших
семейных ценностях, пересмотрите семейные альбомы, вспомните интересные
моменты ваше семьи, ваши праздники, да просто поговорите по душам.
Семьяэто счастье, любовь и удача,
Семьяэто летом поездки на дачу.
Семьяэто праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Семьяэто труд, друг о друге забота
Семьяэто много домашней работы.
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
«Какая хорошая ваша семья!»
В заключение нашего занятия предлагаю вам поработать уже индивидуально
и составить синквейн. Это стихотворение, которое состоит из пяти строчек,
написанных по правилам:
1я строчка это название темы одним словом.
2я строчка это определение темы в двух прилагательных.
3я строчка это три глагола.
4я строчка фраза из четырех слов.
5я строчка завершение темы. Как правило, это синоним первого слова,
выраженный любой частью речи.
Пример:
1.Семья
2.Крепкая, единственная
3.Развивается, укрепляется, увеличивается
4.Семья это главное богатство
5.Жизнь
Обязательно прочитайте пятистишие членам своей семьи. А теперь посмотрите еще раз на фасолинку которую вы выбирали в начале
занятия. Заберите ее, прорастите, сфотографируйте и поместите фотографию
в семейный альбом. Как символ добра, тепла и уюта.
А на память о нашем занятии я бы хотела вам подарить маленькую ромашку,
на лепестках, которых написаны семейные заповеди, запомните их берегите
свою семью.
(Учитель подходит к каждому учащемуся и дарит ромашку).
Семейные заповеди:
1.Свято храните честь своей семьи.
2.Любите свою семью и делайте ее лучше.
3.Будьте внимательными и чуткими, всегда готовыми прийти на помощь
членам семьи.
4.Дарите друг другу радость.
5.Умейте найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.
6.Живите в мире и согласии.
7.Берегите друг друга.
Закончить наше занятие мне бы хотелось вот такими строками:
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы, и смех,
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём!
Спасибо за работу. До свидания.
Разработка воспитательного занятия на тему: "Семья и семейные ценности" (для 9 класса)
Разработка воспитательного занятия на тему: "Семья и семейные ценности" (для 9 класса)
Разработка воспитательного занятия на тему: "Семья и семейные ценности" (для 9 класса)
Разработка воспитательного занятия на тему: "Семья и семейные ценности" (для 9 класса)
Разработка воспитательного занятия на тему: "Семья и семейные ценности" (для 9 класса)
Разработка воспитательного занятия на тему: "Семья и семейные ценности" (для 9 класса)
Разработка воспитательного занятия на тему: "Семья и семейные ценности" (для 9 класса)
Разработка воспитательного занятия на тему: "Семья и семейные ценности" (для 9 класса)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.