Р а з р аб о т к а о л и м п и а д н ы х з а д а н и й по м а т е м а т и к е 11 класс
Школьный этап Всероссийской олимпиады по математике
11 класс
1. (5 баллов) Решите уравнение:
(Время 90 минут)
2
х
4х2
9
2
х
9
2
х
х4
3
2
х
2
х
9
2. (6 баллов) Найдите значение выражения:
cos
260
sin
260
sin
130
cos
160
.
3. (6 баллов) В четырехугольник, три последовательные стороны которого
равны 2см, 3см и 4см, вписана окружность радиуса 1,2см. Найдите
площадь четырехугольника.
4. (7 баллов) Найдите все значения параметра а, при которых корни
положительны. В ответе записать
уравнения
a
ax2
03
a
x2
2
количество целых значений параметра, удовлетворяющих условию
.
a
10
5. (7 баллов) Петин счет в банке содержит 500 долларов. Банк разрешает
совершать операции только двух видов: снимать 300 долларов или
добавлять 198 долларов. Какую максимальную сумму Петя может снять
со счета, если других денег у него нет?
6. (9 баллов) В строку выписали 2007 цифр по правилу: первая цифра 3, а
каждые две подряд идущие цифры образуют двузначное число, которое
делится на 17 или на 23. Определите, какая цифра может стоять на
последнем месте? Ответ обосновать!Методические рекомендации
Критерии оценивания работы в 11 классе.
Максимальное количество баллов – 40 баллов.
1)
Баллы
5 баллов
3 балла
2 балла
1 балл
0 баллов
Баллы
6 баллов
4 балла
2 балла
1 балл
0 баллов
Баллы
7 баллов
5 баллов
3 балла
1 балл
0 баллов
Баллы
9 баллов
6 баллов
3 балла
1 балл
0 баллов
Критерии
В представленном решении обоснованно получен верный ответ.
Получен верный ответ, но он недостаточно обоснован
Решение не доведено до конца
В решении есть некоторые подвижки
Получен неверный ответ, решение отсутствует
2), 3)
Критерии
В представленном решении обоснованно получен верный ответ. Выполнены
алгебраические (геометрические) преобразования. В задаче 3 сделан чертеж.
Получен верный ответ, но он недостаточно обоснован
Решение не доведено до конца
В решении есть некоторые подвижки
Получен неверный ответ, решение отсутствует
4), 5)
Критерии
В представленном решении обоснованно получен верный ответ. Выполнены
алгебраические (геометрические) преобразования.
Получен верный ответ, но он недостаточно обоснован
Решение не доведено до конца
В решении есть некоторые подвижки
Получен неверный ответ, решение отсутствует
6)
Критерии
В представленном решении обоснованно получен верный ответ.
Получен верный ответ, но он недостаточно обоснован
Решение не доведено до конца
В решении есть некоторые подвижки
Получен неверный ответ, решение отсутствуетРешения и ответы
Задание 1. (5 баллов) Решите уравнение:
2
х
2
х
4
9
2
х
9
2
х
4
х
3
х
2
2
х
9
Решение. ОДЗ: все значения переменной, кроме 3 и 3.
Преобразуем данное уравнение к виду
х
,4
2
4
х
2
2
2
х
х
4
2
х
х
4
2
,2
2
х
х
4
4
2
4
2
х
х
4
,4
,0
.3
х
х
,4
;4
2
х
2
х
2
х
х
х
х
Ответ: 0; 4.
Задание 2.(6 баллов) Найдите значение выражения соs260ºsin130ºcos160º.
Решение.
соs260ºsin130ºcos160º=cos(270º10º)sin(180º50º)cos(180º20º)=sin10ºsin50ºcos20º=
=0,5(cos40ºcos60º)cos20º = 0,5∙(cos40º 0,5)cos20º = 0,25∙(2cos40º 1)cos20º=
=0,25∙(2cos40ºcos20ºcos20º)=0,25∙(cos20º+cos60ºcos20º)=0,25cos60º=0,25∙0,5=0,125.
Ответ: 0,125.
Задание 3.(6 баллов) В четырехугольник, три последовательные стороны которого равны
2см, 3см и 4см, вписана окружность радиуса 1,2см. Найдите площадь четырехугольника.
Решение:
Площадь четырехугольника найдем по формуле S = p ∙ r, где p – полупериметр
четырехугольника, r – радиус вписанной окружности. Так как в четырехугольник вписана
окружность, то сумма противоположных сторон равна, т.е. 2 + 4 = 3 + х, где х – четвертая
сторона. Отсюда х = 3см. Тогда p = ½ (2 + 3 + 3 + 4) = 6см. По условию r = 1,2 см. Таким
образом, S = 6 ∙ 1,2 = 7,2 см².
Ответ: 7,2 см2.
Задание 4. (7 баллов) Найдите все значения параметра а, при которых корни уравнения
(а – 2)х2 – 2ах + а + 3 = 0 положительны. В ответе записать количество целых значений
параметра, удовлетворяющих условию |а| ≤ 10.
Решение:
Заметим, что заданное уравнение не для всех значений а является квадратным. При а = 2
это уравнение первой степени 4х + 5 = 0, которое имеет положительный корень х = 1,25.
Следовательно, значение а = 2 удовлетворяет условию задачи.
При а ≠ 2 данное уравнение является квадратным.Чтобы корни рассматриваемого уравнения были положительны, необходимо выполнение
условий
.
3;
à
;2
х
1
х
1
2
х
2
а
а
2
а
3
а
2
х
2
,0
;0
Кроме того, нужно чтобы дискриминант исходного уравнения D = (2а)2 – 4(а – 2)(а + 3) =
4(6 – а) был неотрицательным. Получим а(∞;6].
Общая часть полученных интервалов а ∈ (∞;3) ∪ (2;6]. Учитывая значение а = 2,
полученное при рассмотрении линейного уравнения, находим окончательно а (∞;3) ∪
[2;6].
Условию |а| ≤ 10 соответствует а [10;10]. Выпишем целые значения параметра а,
удовлетворяющие полученному решению и указанному условию: {10; 9; 8; 7; 6; 5; 4;
2; 3;4; 5; 6} – таких значений оказалось двенадцать.
Ответ: 12.
Задание 5. (7 баллов) Петин счет в банке содержит 500 долларов. Банк разрешает
совершать операции только двух видов: снимать 300 долларов или добавлять 198 долларов.
Какую максимальную сумму Петя может снять со счета, если других денег у него нет?
Решение: Поскольку 300 и 198 делятся на 6, Петя сможет снять лишь сумму, кратную 6
долларам. Максимальное число, кратное 6 и не превосходящее 500, это 498.
Докажем, что снять 498 долларов возможно. Произведем следующие операции: 500
300=200, 200+198=398, 398300=98, 98+198=296, 296+198=494. Сумма, лежащая в банке,
уменьшилась на 6 долларов.
Проделав аналогичную процедуру 16 раз, Петя снимет 96 долларов. Затем он может снять
300, положить 198 и снова снять 300. В результате у него будет 498 долларов.
Задание 6. (9 баллов) В строку выписали 2007 цифр по правилу: первая цифра 3, а каждые
две подряд идущие цифры образуют двузначное число, которое делится на 17 или на 23.
Определите, какая цифра может стоять на последнем месте? Ответ обосновать!
Решение:
Двузначные числа, делящиеся на 17 это 17, 34, 51, 68, 85.
Двузначные числа, делящиеся на 23 это 23, 46, 69, 92.
По условию задачи выписываем после цифры 3 такую цифру, чтобы образовавшееся
двузначное число делилось на 23 или на 17. Это может быть только цифра 4 (т.к. 34
делится на 17, других двузначных чисел, где цифра десятков 3, делящихся на 17 или 23,
нет). После цифры 4 может быть только 6, а после 6 может быть 9 или 8.
Рассмотрим первый случай, когда после цифры 6 запишем цифру 9. Тогда получим
последовательность 34692 34692 34692…. Замечаем, что цифры с периодом Т = 5,
повторяются. Всего цифр по условию задачи 2007, значит 2007 : 5 = 401 (остаток 2).
Поэтому в этом случае на последнем месте будет стоять вторая цифра из периода – это
цифра 4.
Рассмотрим второй случай, когда после цифры 6 запишем цифру 8, тогда получим
3468517, а дальше ряд обрывается, т.к. нет двузначного числа, делящегося на 17 или 23,
где цифра десятков равна 7. Но эта цепочка цифр может заканчивать последовательность
346992 34692 …..34685 17 и тогда на последнем месте будет цифра 7.
│
│
│
│
│Ответ: 4 или 7.