Разработка занятия по факультативному курсу "Занимательная физика"
Оценка 4.7

Разработка занятия по факультативному курсу "Занимательная физика"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
физика
5 кл
22.02.2018
Разработка занятия по факультативному курсу "Занимательная физика"
диффузия.docx

ХОД ЗАНЯТИЯ

Введение

Слайд 1. В своей жизни человек часто сталкивается с различными физическими явлениями. И часто даже не задумывается о том, как и почему это явление происходит.

Слайд 2. Так, например, в повседневной жизни мы сталкиваемся с такими явлениями, как заваривание чая, засолка огурцов, соление пищиили использование освежителя воздуха. А кто-то из вас задумывался о том, что объединяет все эти примеры? Поднимите руки.

Слайд 3. А кто может объяснить, как получается сладким чай, после того, как в него положили сахар?                                                                                

Действительно, кусочек сахара состоит из очень маленьких невидимых частичек, которые попали в кипяток и начали перемешиваться с частичками воды. Благодаря непрерывному и беспорядочному движению частиц, как сахара, так и воды, чай становится сладким.

Слайд 4. Данное явление можно схематично изобразить следующим образом

 


 

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f0dacdff387c02266370e43bf46c0a38-l&n=13

Слайд 5. Взаимное проникновение молекул одного вещества, в результате беспрерывного своего движения, в промежутки между молекулами другого вещества называется диффузией.  

Слайд 6. Сегодня я предлагаю вам поближе познакомиться с данным явлением.

Представьте себя в образе ученых исследовательского бюро, а я ваш руководитель. Наша цель провести ряд экспериментов по изучению данного явления, заполнить таблицу, с помощью которой, мы выявим основные закономерности диффузии.

Группа

Задание

1

Откройте одновременно колпачки двух пузырьков. Запах, из какого пузырька, вы быстрее почувствовали

 ( где жидкость или вата смоченная ацетоном)

2

Заварите пакетик с чайной заваркой в холодной и горячей воде. Где быстрее окрасилась вода?

3

Одновременно из двух пузырьков вылейте раствор йода на брусок из пенопласта и поролоновую губку. Где быстрее раствор проник?

4

Одновременно из двух пузырьков вылейте раствор йода в стакан с водой и медом. Где быстрее прошла диффузия?

5

В два стакана с холодной водой опустите пакетики с чайной заваркой. В одном стакане воду размешайте чайной ложкой. Где раствор окрасился быстрее.

6

Одновременно из двух пузырьков, с разным количеством йода, вылейте раствор в стаканы с водой. Что можете сказать о полученном результате.

7

Одновременно из двух пузырьков вылейте раствор на брусок из пенопласта и в стакан с водой. Где диффузия происходит быстрее?

 

Распределитесь в группы по 2 человека. Я, как руководитель, каждому из вас даю определенное задание, на выполнение которого вам дается 10 минут.

>■■

2.ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

Слайд 7. Распределитесь в группы по 2 человека. Я, как руководитель, каждому из вас даю определенное задание, на выполнение которого вам дается 10 минут.

 

3. ВЫВОДЫ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ

Слайд 8. Ну что же, отведенное для эксперимента время истекло, команды представьте свои результаты.  ( Каждая команда рассказывает о своих результатах).

Давайте внимательно посмотрим на таблицу и все вместе выявим закономерности протекания диффузии.

 Скорость протекания диффузии зависит:     

·        от температуры - чем выше температура, тем быстрее протекает процесс диффузии.

·        от состава вещества - в твёрдых веществах диффузия про­текает медленнее, чем в жидкостях, а в газах быстрее, чем в жидкости.

·        от внешних воздействий - перемешивание вещества ускоряет процесс диффузии.

·        от количества вещества - чем его больше, тем результат наиболее ярко выражен         

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Явление диффузии достаточно распространенное, и наверняка, даже не представляете как широка область  применения данного явления. Сейчас я предлагаю вам убедиться в этом, посмотрите на слайды.

 

Слайд 9. Явление диффузии   очень распространено в природе. Благодаря диффузии углекислый газ попадает в листву растений. Большую роль играют диффузные процессы в снабжении природных водоёмов кислородом. Кислород попадает в более глубокие слои воды в стоячих водах за счёт диффузии через их  свободную поверхность. Листья, покрывающие поверхность воды, могут прекратить доступ кислорода к воде и привести к гибели ее обитателей.

Слайд 10.  Диффузию широко применяется в технике.

На явлении диффузии основан процесс металлизации - покрытия поверхности изделия слоем металла или сплава для сообщения ей физических, химических и механических свойств, отличных от свойств металлизируемого материала. Применяется, для защиты изделий от коррозии, износа, повышения контактной электрической проводимости, в декоративных целях.

Слайд 11. Кроме   того,   явление   диффузии   используется   в   красильном производстве, при окраске различных поверхностей и тканей. В  кулинарии благодаря диффузии получают различные цвета пирожных, коктейлей и других кондитерских изделий.

Слайд 12. Сегодня на занятии мы узнали, что такое диффузия  и выяснили, от чего зависит скорость ее протекания. А как вы думаете, для ваших одноклассников данная тема изучения была бы интересной? Наверно да. Я предлагаю им ее рассказать по плакатам, которые вы изготовите сами.

Слайд 13. Я предлагаю  разбиться на две команды. Каждая должна изобразить на формате всю полученную сегодня на занятии информацию о диффузии. Для оформления плакатов в вашем распоряжении есть: фломастеры, цветная бумага, клей, ножницы, различные книжки, из которых вы можете вырезать картинки и наклеить. У каждого человека есть право выбора, и вы каждый выберите то, задание которое вам больше нравится с учетом того, что лучше всего у вас получается. На эту работу у вас остается ровно 10 минут, ни больше, не меньше.

Слайд 14. Давайте посмотри на ваши плакаты. Нравятся они вам?

Мне понравилось, как вы сегодня хорошо, продуктивно поработали. У меня на столе лежат смайлики, и я предлагаю вам подойти и наклеить их туда, где вы считаете, они должны занять свое место в таблице.

 

Слайд 15.  По количеству радостных и веселых смайликов, я делаю вывод, что занятие для вас было интересным, вы узнали много полезной информации. Спасибо.




 

ХОД ЗАНЯТИЯ Введение Слайд 1

ХОД ЗАНЯТИЯ Введение Слайд 1

Слайд 5 . Взаимное проникновение молекул одного вещества, в результате беспрерывного своего движения, в промежутки между молекулами другого вещества называется диффузией

Слайд 5 . Взаимное проникновение молекул одного вещества, в результате беспрерывного своего движения, в промежутки между молекулами другого вещества называется диффузией

Скорость протекания диффузии зависит: · от температуры - чем выше температура, тем быстрее протекает процесс диффузии

Скорость протекания диффузии зависит: · от температуры - чем выше температура, тем быстрее протекает процесс диффузии

Слайд 14. Давайте посмотри на ваши плакаты

Слайд 14. Давайте посмотри на ваши плакаты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2018