ХОД ЗАНЯТИЯ
Введение
Слайд 1. В своей жизни человек часто сталкивается с различными физическими явлениями. И часто даже не задумывается о том, как и почему это явление происходит.
Слайд 2. Так, например, в повседневной жизни мы сталкиваемся с такими явлениями, как заваривание чая, засолка огурцов, соление пищиили использование освежителя воздуха. А кто-то из вас задумывался о том, что объединяет все эти примеры? Поднимите руки.
Слайд 3. А кто может объяснить, как получается сладким чай, после того, как в него положили сахар?
Действительно, кусочек сахара состоит из очень маленьких невидимых частичек, которые попали в кипяток и начали перемешиваться с частичками воды. Благодаря непрерывному и беспорядочному движению частиц, как сахара, так и воды, чай становится сладким.
Слайд 4. Данное явление можно схематично изобразить следующим образом
Слайд 5. Взаимное проникновение молекул одного вещества, в результате беспрерывного своего движения, в промежутки между молекулами другого вещества называется диффузией.
Слайд 6. Сегодня я предлагаю вам поближе познакомиться с данным явлением.
Представьте себя в образе ученых исследовательского бюро, а я ваш руководитель. Наша цель провести ряд экспериментов по изучению данного явления, заполнить таблицу, с помощью которой, мы выявим основные закономерности диффузии.
Группа |
Задание |
1 |
Откройте одновременно колпачки двух пузырьков. Запах, из какого пузырька, вы быстрее почувствовали ( где жидкость или вата смоченная ацетоном) |
2 |
Заварите пакетик с чайной заваркой в холодной и горячей воде. Где быстрее окрасилась вода? |
3 |
Одновременно из двух пузырьков вылейте раствор йода на брусок из пенопласта и поролоновую губку. Где быстрее раствор проник? |
4 |
Одновременно из двух пузырьков вылейте раствор йода в стакан с водой и медом. Где быстрее прошла диффузия? |
5 |
В два стакана с холодной водой опустите пакетики с чайной заваркой. В одном стакане воду размешайте чайной ложкой. Где раствор окрасился быстрее. |
6 |
Одновременно из двух пузырьков, с разным количеством йода, вылейте раствор в стаканы с водой. Что можете сказать о полученном результате. |
7 |
Одновременно из двух пузырьков вылейте раствор на брусок из пенопласта и в стакан с водой. Где диффузия происходит быстрее? |
Распределитесь в группы по 2 человека. Я, как руководитель, каждому из вас даю определенное задание, на выполнение которого вам дается 10 минут.
>■■
2.ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА
Слайд 7. Распределитесь в группы по 2 человека. Я, как руководитель, каждому из вас даю определенное задание, на выполнение которого вам дается 10 минут.
3. ВЫВОДЫ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ
Слайд 8. Ну что же, отведенное для эксперимента время истекло, команды представьте свои результаты. ( Каждая команда рассказывает о своих результатах).
Давайте внимательно посмотрим на таблицу и все вместе выявим закономерности протекания диффузии.
Скорость протекания диффузии зависит:
· от температуры - чем выше температура, тем быстрее протекает процесс диффузии.
· от состава вещества - в твёрдых веществах диффузия протекает медленнее, чем в жидкостях, а в газах быстрее, чем в жидкости.
· от внешних воздействий - перемешивание вещества ускоряет процесс диффузии.
· от количества вещества - чем его больше, тем результат наиболее ярко выражен
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Явление диффузии достаточно распространенное, и наверняка, даже не представляете как широка область применения данного явления. Сейчас я предлагаю вам убедиться в этом, посмотрите на слайды.
Слайд 9. Явление диффузии очень распространено в природе. Благодаря диффузии углекислый газ попадает в листву растений. Большую роль играют диффузные процессы в снабжении природных водоёмов кислородом. Кислород попадает в более глубокие слои воды в стоячих водах за счёт диффузии через их свободную поверхность. Листья, покрывающие поверхность воды, могут прекратить доступ кислорода к воде и привести к гибели ее обитателей.
Слайд 10. Диффузию широко применяется в технике.
На явлении диффузии основан процесс металлизации - покрытия поверхности изделия слоем металла или сплава для сообщения ей физических, химических и механических свойств, отличных от свойств металлизируемого материала. Применяется, для защиты изделий от коррозии, износа, повышения контактной электрической проводимости, в декоративных целях.
Слайд 11. Кроме того, явление диффузии используется в красильном производстве, при окраске различных поверхностей и тканей. В кулинарии благодаря диффузии получают различные цвета пирожных, коктейлей и других кондитерских изделий.
Слайд 12. Сегодня на занятии мы узнали, что такое диффузия и выяснили, от чего зависит скорость ее протекания. А как вы думаете, для ваших одноклассников данная тема изучения была бы интересной? Наверно да. Я предлагаю им ее рассказать по плакатам, которые вы изготовите сами.
Слайд 13. Я предлагаю разбиться на две команды. Каждая должна изобразить на формате всю полученную сегодня на занятии информацию о диффузии. Для оформления плакатов в вашем распоряжении есть: фломастеры, цветная бумага, клей, ножницы, различные книжки, из которых вы можете вырезать картинки и наклеить. У каждого человека есть право выбора, и вы каждый выберите то, задание которое вам больше нравится с учетом того, что лучше всего у вас получается. На эту работу у вас остается ровно 10 минут, ни больше, не меньше.
Слайд 14. Давайте посмотри на ваши плакаты. Нравятся они вам?
Мне понравилось, как вы сегодня хорошо, продуктивно поработали. У меня на столе лежат смайлики, и я предлагаю вам подойти и наклеить их туда, где вы считаете, они должны занять свое место в таблице.
Слайд 15. По количеству радостных и веселых смайликов, я делаю вывод, что занятие для вас было интересным, вы узнали много полезной информации. Спасибо.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.