Разработка занятия по русской литературе "Женские образы в литературе и искусстве XIX века"
Оценка 4.7

Разработка занятия по русской литературе "Женские образы в литературе и искусстве XIX века"

Оценка 4.7
Занимательные материалы +1
doc
Междисциплинарный 5
10 кл—11 кл +1
22.11.2017
Разработка занятия по русской литературе "Женские образы в литературе и искусстве XIX века"
Уроки русской литературы, как никакие иные, призваны восполнить пробелы в знаниях и культуре обучающихся. Предлагаю коллегам методическую разработку интегрированного урока по русской литературе. Для проведения данного урока я выбрала форму урок-вернисаж, что, на мой взгляд, активизирует познавательную деятельность учащихся 10-11 класса или студентов колледжа, вовлечет их в исследовательскую работу. Эффективность такой работы усиливается опережающими домашними заданиями, рекомендуемыми при работе над темой, использованием компьютерных технологий.Методическая разработка интегрированного занятия по русской литературе по теме : «Женские образы в литературе и искусстве XIXвека».Уроки русской литературы,как никакие иные, призваны восполнить пробелы в знаниях и культуре обучающихся. Для проведения данного урока я выбрала форму урок-вернисаж, что, на мой взгляд, активизирует познавательную деятельность учащихся и студентов, вовлечет их в исследовательскую работу. Эффективность такой работы усиливается опережающими домашними заданиями, рекомендуемыми при работе над темой, использованием компьютерных технологий.
женские образы.doc
Методическая разработка урока русской литературы     Тема: «Женские образы в литературе и искусстве XIX века»      Процесс   целостного   восприятия   художественного   образа  в  произведении искусства, осмысление выразительных средств и возможностей каждого вида и   жанра   являются   тем   фундаментом,   на   котором     должна   строиться   вся методология преподавания гуманитарных дисциплин.    Поэтому уроки русской литературы, как никакие иные, призваны восполнить пробелы   в   знаниях   и   культуре   обучающихся.   Предлагаю   коллегам методическую разработку интегрированного урока по русской литературе.  Для проведения данного урока я выбрала форму урок­вернисаж, что, на мой взгляд, активизирует познавательную деятельность студентов, вовлекает их в исследовательскую   работу.   Эффективность   такой   работы   усиливается опережающими   домашними   заданиями,   рекомендуемыми   при   работе   над темой, использованием компьютерных технологий.       Тема: «Женские образы в литературе и искусстве XIXвека» Цели урока: обучающие: ­способствовать систематизации знаний обучающихся о 19 веке; ­способствовать формированию навыков анализа литературного и  живописного произведения и поисково ­ исследовательской деятельности;  развивающие: ­ создать благоприятные условия для реализации возможностей каждого  обучающегося для самостоятельного познания и творчества; ­ способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся; ­ формировать личностное отношение к поэзии, развивать творческую  активность и самостоятельность суждений; ­ развивать эмоциональную сферу, образное мышление обучающихся. воспитательные: ­воспитывать уважение к творцам прошлого; ­ способствовать обогащению внутреннего мира обучающихся.  Обеспечение урока: выставка книг, репродукций картин, музыкальное  сопровождение по теме урока; мультимедийная  презентация по теме урока. Подготовительная работа: класс делится на группы. Задания  разноплановые (индивидуальные, групповые). Репродукции картин: Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа» Рафаэль  «Мадонна Конестабиле» М. Савицкий «Мадонна Беркенау», «Партизанская  мадонна»К. Петров­Водкин «Петроград 1919г. Мадонна» П.Федотов  «Сватовство майора», «Вдовушка» И.Крамской «Неизвестная» Н.Ярошенко  «Курсистка» В.Пукирев «Неравный брак» Женские портреты  Ф.Рокотова,  В.Боровиковского, Д.Левицкого Индивидуальные и групповые задания исследовательского типа Задание Исследование Индивидуальные задания исследовательского типа 1. Литературоведы Отзыв о стихотворении Н.Заболоцкого  «Портрет» («Любите живопись,  поэты...») Отзыв о стихотворении И.Тургенева  «Юлия Вревская» 2. Театрализация  Стихотворение Тургенева «Порог» 3. Проба пера Написать стихотворения, посвящѐнные женщине. Групповые задания исследовательского типа 1. Литературоведы  Составить цитатную характеристику  героинь И.Тургенева, А.Островского, Лескова и других. 2. Искусствоведы (группу целесообразнее создать из ребят, которые  обучаются в художественной школе) Создать виртуальную выставку женских портретов художников XIXвека, дать описание картин. 3. Психологи Составить психологический портрет женщины XIX века и сравнить его с  образами наших современниц  (социологический опрос). Создать психолого­цветовые портреты женщин XIXвека. Эпиграф:         «Жизнь женщины по преимуществу сосредоточена в жизни  сердца;   любить – значит для нее жить; а жертвовать – значит  любить»                                                                                                          В.Г.Белинский                                                           Ход урока 1.Звучит вальс П.Чайковского Вступительное слово учителя Учитель Этим вальсом я  приглашаю вас к интересному разговору о женских образах  19 века. Попробуем определить место женщины в исторической эпохе 19 века и как  этот образ запечатлен в литературе и искусстве. Картины Федотова, Крамского, Ярошенко, Пукирева, произведения Тургенева, Островского, Лескова, Фета, Толстого, Гончарова  помогут нам сегодня в разговоре, помогут не только перенестись в эпоху 19 века,  почувствовать еѐ контрастность, но и сравнить с нашим временем. Надеюсь,  помогут по­новому взглянуть на женщину 19 века. Учитель 2. Эпиграфом к уроку стали слова В.Г.Белинского: «Жизнь женщины по  преимуществу сосредоточена в жизни сердца; любить  – значит для нее жить; а жертвовать – значит любить». И эти слова мы попробуем  прочувствовать  своим сердцем. И постараемся доказать их значимость и определить, является ли мысль Белинского непреложной истиной, характерно ли это для женщины  19 века и для нас с вами. 3. Учитель. Эпоха19 века. Какая она и каковы ее герои? Место женщины в это время? Варианты ответов: ­ Это время зарождения революционно­демократических идей, время прихода в жизнь и искусство нового героя­разночинца, время вопроса «Что делать?» и  мучительных поисков ответа на него. ­ Женщина представляет собой абсолютно новый тип  характера. Если ранее  – это романтическая неземная фигура, иногда  отрешѐнная от жизни, то теперь женщина начинает осознавать свою  значимость, перестаѐт быть заложницей «Домостроя» и прихотей мужчин. 4. Работа в группах (литературоведы, искусствоведы, психологи) Искусствоведы (характеризуют подобранные ими портреты, выполненные  Рокотовым, Боровиковским) Варианты ответов: ­ Художники не критичны к своим моделям, в их портретах есть нечто  загадочное, но это и понятно, ведь своим искусством они выражали идеи  русского сентиментализма: нежной любви и привязанности, мира и согласия. ­ Недосказанность волнует, дает простор воображению. ­ На этих портретах чаще всего запечатлена  обаятельная девушка,  погружѐнная в меланхолическое раздумье.  ­ Мягкийи плавный силуэт, тонкие и изысканные сочетания голубых, белых,  нежно ­зелѐных и сиреневых тонов. Литературоведы Эти картины  можно оживить стихотворением Н.Заболоцкого            «Портрет» Ее глаза– как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза– как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Реализация индивидуального задания. Отзыв о стихотворении. 5.Учитель  Перед вами на экране картины известных художников Знаете ли вы, каким авторам принадлежат эти картины, на которых запечатлены замечательные представительницы своей эпохи? Какие отрывки из русской  поэзии им соответствуют? (Проводится викторина) 6. Учитель На смену романтическим женщинам пришли иные. Их облик изменился. Вот они перед вами (обращает внимание учащихся на  репродукции).  Охарактеризуйте их. Искусствоведы (характеристика картин) Варианты ответов: ­Она деятельная (Ярошенко «Курсистка»), уверенная в себе (Крамской  «Неизвестная»), печальная и  убитая горем (Федотов «Вдовушка», Пукирѐв  «Неравный брак»), кокетливая (Федотов «Сватовство майора»). Женщина на картинах не существует, а живѐт.  ­Художники отходят от традиционного портрета к жанровым картинам. Мы  уже видим движение, а значит – жизнь. Учитель. Образ женщины по­иному зазвучал и в литературе; по ­ иному и по­разному. Литературоведы ­Да, например, у Фета, который придерживался старых, классических  традиций, образ женщины  –это образ Мадонны, перед которой все  преклоняются. Давайте вспомним  это стихотворение Я не ропщу на трудный путь земной,  Я буйного не слушаю невежды: Моим ушам понятен звук иной, И сердцу голос слышится надежды. С тех пор, как Санцио передо мной Изобразил склоняющую вежды, И этот лик, и этот взор святой, Смиренные и лѐгкие одежды. И это лоно матери, и в нѐм Младенца с ясным, радостным челом, С улыбкою к Марии наклонѐнной. О, как душа стихает вся до дна! Как много мне святого полотна Ты шлѐшь, мой бог, с пречистою Мадонной. Учитель  Как вы думаете, какие картины навеяли Фету этот образ? Искусствоведы.  Рафаэлевские мадонны. Учитель На картинах каких мастеров также запечатлен этот вечный образ Мадонны? Искусствоведы  Образ Мадонны нашѐл своѐ отражение в творчестве  художников эпохи Возрождения.  Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа», «Мадонна Лита»,  Рафаэль «Сикстинская Мадонна», «Мадонна  Конестабиле»  В 18 ­19 веках этот образ почти не находил отражения в творчестве  художников эпохи Просвещения, критического реализма. И только в 20 веке живописцы опять обращаются к  этому святому образу, как к символу материнства, защитницы всего святого. Савицкий «Мадонна Биркенау»,  «Мадонна с васильками», «Партизанская мадонна», Петров­Водкин  «Петроград.1919год». 7. Учитель Вдумайтесь в слова Белинского и подтвердите их примерами образов  литературных героинь Литературоведы. Варианты ответов. ­Это сказано об образах, выведенных на сцену А.Н.Островским. Чистые и  цельные натуры, Катерина из «Грозы» и Лариса из «Бесприданницы» не хотят  мириться с навязываемой им жизнью и борются с собой и с нею. Главное для них – это любовь. И даже смерть является смыслом любви и  страсти. Они велики своей любовью 8. Звучит монолог Катерины из пьесы «Гроза» и романс Ларисы Огудаловой  из фильма «Жестокий романс» Учитель 9. Но были женщины иные. Обратимся к картине Пукирева  «Неравный брак». Как образ невесты связан с образами женщин, о которых вы говорили? Искусствоведы. Варианты ответов. ­ Когда смотришь на картину, то понимаешь, насколько она правдива.  Ведь многие девушки, которые выходили замуж, видели своих мужей впервые в церкви, у алтаря. ­ Они и не выходили замуж, их выдавали, а чаще продавали. И мы видим на  картине несчастную невесту, которую выдают замуж за пожилого, но  довольно богатого человека (об этом свидетельствуют и изысканный костюм,  и «Анна» на шее). А вокруг гости –любопытные сластолюбцы, которые без  стеснения «оценивают» свежесть и красоту невесты, родственники,  опечаленные утратой наследства «богатого дядюшки». И только она, жертва,  светлым пятном выделяется на полотне. ­ Она грустна, в глазах – слезы, в правой руке держит свечу, а левую  безучастно протягивает священнику. Она смирилась со своей судьбой.  Невеста Пукирѐва очень похожа на Катерину и Ларису. Их тоже продали,  предали, их не понимают в жестоком мире денег. 10. Учитель.  Обратимся ещѐ раз к эпиграфу нашего урока. Какие ещѐ основные черты  женщин 19 века вы можете назвать? Учащиеся  Жертвенность. Психологи У Тургенева есть слова о том, что «женщина не только способна понять  самопожертвование: она сама может пожертвовать собой». 11. Учитель Вы очень вовремя напомнили нам еще об одном интересном писателе,  раскрывшем глубину женской души, женского характера. Какова сущность  женщины по мнению Тургенева? Литературоведы Варианты ответов.  Это женщина ­ спасительница, женщина, жертвующая собой. Таковы Ольга  Ильинская  из романа Гончарова «Обломов», которая прекрасно поет,  очаровывает своим обаянием Илью Обломова и каждый день преодолевает 10  верст, чтобы увидеть его. Анна Сергеевна Одинцова, красавица, аристократка, вдова 28 лет из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Она умна, независима,  горда, встреча с Базаровым дает ей надежду, Анна «много думает о нем», но  выбирает душевное спокойствие и равновесие – вещи, которые имеют для нее  настоящую ценность. Такова героиня Юлия Вревская из стихотворения в  прозе «Памяти Юлии Вревской».    Вот, что пишет о Вревской Тургенев в одном из «Стихотворений в прозе». (Чтение и анализ  стихотворения Тургенева «Юлия Вревская») 12. Психологи.  Мы проследили психологический образ женщины 19 века, сравнили его с  образом современной девушки, проведя опрос в нашем классе, составили  психологический портрет в цветовой гамме. (Характеристика портретов) Варианты ответов при дискуссии. ­А я не согласен с тем, что все женщины походили на Ларису и Катерину или  Юлию Вревскую. Например, Катерина из очерка Лескова «Леди Макбет  Мценского уезда» пошла на преступление ради любви, не посчиталась даже с  жизнью маленького ребенка. И я ее вижу не в светлых тонах, а в черно­ красных, кровавых тонах. ­Да, но она ведь боролась за свою любовь. А кто мешал Катерине и Ларисе это сделать? ­Но героини Островского это же чистые цельные натуры. Им претит обман.  Их любовь не должна быть запятнана. А Катерина Измайлова ради любви   жертвует не собой, а другими. Учитель Правильно, ведь любовь – это готовность отдавать себя. Отдать, но не взять. 13. Психологи.  Мы провели опрос среди одноклассников, друзей и знакомых и узнали, что  девушка 21 века должна быть: умной – 25 % красивой –30% общительной –15% умеющей себя показать –7%. Кроме этого, отмечены были следующие качества: умение красиво одеваться,  начитанность, деловитость, чувство юмора. 14.Учитель.  Еще раз обратите внимание на наш эпиграф. Какой глубокий смысл в  нескольких строчках. Эти строчки помогли нам сегодня построить урок,  осмыслить образ женщины в искусстве и литературе XIXвека.  Надеюсь, что вы тоже не остались в стороне от литературного творчества. 15. Страничка «Проба пера» (читают собственные стихотворения). Можно  закончить занятие коллективным составлением синквейна, (или конкурсом на  лучший синквейн) если учащиеся были ранее ознакомлены с таким видом  работы 16. Итог урока. Вывод. Рефлексия. Выставление оценок.  Учитель.  Итак, мы сегодня попытались раскрыть образ женщины  XIXвека, показать его контрастность.  Женщина XIXвека действует, не зная, что ждѐт еѐ  впереди, она смело  вступает в новый для нее мир, как нам кажется, именно Тургенев в своем  стихотворении «Порог» сумел точно раскрыть всю сложность женской души. Инсценировка стихотворения Тургенева «Порог» Рефлексивная карта урока Работа групп                                          Ваше мнение Психологи Литературоведы Искусствоведы          Сегодняшний урок заставил задуматься о….

Разработка занятия по русской литературе "Женские образы в литературе и искусстве XIX века"

Разработка занятия по русской литературе "Женские образы в литературе и искусстве XIX века"

Разработка занятия по русской литературе "Женские образы в литературе и искусстве XIX века"

Разработка занятия по русской литературе "Женские образы в литературе и искусстве XIX века"

Разработка занятия по русской литературе "Женские образы в литературе и искусстве XIX века"

Разработка занятия по русской литературе "Женские образы в литературе и искусстве XIX века"

Разработка занятия по русской литературе "Женские образы в литературе и искусстве XIX века"

Разработка занятия по русской литературе "Женские образы в литературе и искусстве XIX века"

Разработка занятия по русской литературе "Женские образы в литературе и искусстве XIX века"

Разработка занятия по русской литературе "Женские образы в литературе и искусстве XIX века"

Разработка занятия по русской литературе "Женские образы в литературе и искусстве XIX века"

Разработка занятия по русской литературе "Женские образы в литературе и искусстве XIX века"

Разработка занятия по русской литературе "Женские образы в литературе и искусстве XIX века"

Разработка занятия по русской литературе "Женские образы в литературе и искусстве XIX века"

Разработка занятия по русской литературе "Женские образы в литературе и искусстве XIX века"

Разработка занятия по русской литературе "Женские образы в литературе и искусстве XIX века"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2017