Разработка занятия внеурочной деятельности по программе "Моё Оренбуржье"
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
4 кл
31.03.2019
Методическая разработка занятия внеурочной деятельности по программе "Моё Оренбуржье" в 4 классе. Тема :Знакомство с произведениями фольклора (исторические песни, былины, народные сказки, героический эпос, песни, сказы и др.)Цель занятия : способствовать формированию у детей представлений о разнообразии жанров фольклора, особенностях казачьих песен,былин.
Оренбуржье 4 В класс.docx
Проектная деятельность «Моё Оренбуржье» Занятие № 3 Дата : 17.09.2018г.
Класс 4В Учитель: Татарова С.А.
Тема :Знакомство с произведениями фольклора (исторические песни,
былины, народные сказки, героический эпос, песни, сказы и др.)
Ц е л ь: способствовать формированию у детей представлений о разнообразии жанров
фольклора, особенностях казачьих песен,былин.
Задачи: 1. создать условия для формирования умения анализировать произведения УНТ,
находя их особенности,способствовать расширению кругозора, представлений о произведениях
местного УНТ, формированию умения определять характерные средства выразительности ;
расширять и активизировать словарный запас детей; 3.способствовать формированию уважения
к традициям устного народного творчества .
Планируемые результаты
Личностные УУД: способствовать формированию осознания своей национальной
идентичности, уважения к культуре и творчеству других народов, действий нравственно
этического характера.
Регулятивные УУД: формировать умение планировать свою деятельность и действовать по
плану, осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного
результата.
Познавательные УУД: способность к анализу, сравнению элементов УНТ
Коммуникативные УУД: овладевать умениями строить сообщения в устной форме,
договариваться при взаимодействии в паре, группе, находить общее решение, аргументировать
свое мнение
О б о р у д о в а н и е : книги, иллюстрации с изображением картин народной жизни, аудиозапись
народной песни, компьютер, презентация (источник https://nsportal.ru )
Х о д з а н я т и я
Содержание
I. Мотивационный момент.
II. Актуализация знаний
1. Прослушивание отрывка народной песни «Посею лебеду на
берегу…»
–Есть ли автор у этой песни? К какому виду творчества
относят произведения, автором которых можно назвать
народ?
2.Беседа о пестушках и колыбельных, слышанных в раннем
детстве.
3.Кластер «виды УНТ»
Разновидности фольклора включают сказки, былины, песни,
пословицы, загадки, календарные припевы, величание,
поговорки все, что повторялось, переходило из поколения в
поколение. Исполнители при этом вносили часто в
понравившийся текст чтото свое, изменяя отдельные
подробности, образы, выражения, незаметно совершенствуя и
оттачивая произведение. Устное народное творчество в
большинстве своем существует в поэтической (стихотворной)
форме, поскольку именно она позволяла запоминать и
передавать из уст в уста эти произведения на протяжении веков.
III. Формулирование темы, постановка учебных задач
Почему важно знать и понимать произведения УНТ своего и
Деятельность учащихся
Эмоциональный настрой,
мотивация.
Фронтальная работа
Коллективное обсуждение,
высказывания детей.
Работа в паре по составлению
схемыкластера
Коллективное формулирование других народов?Как это помогает лучше понять культуру, узнать
историю народа? Какова сегодня тема? Какие учебные задачи
будем сегодня решать?
IV.Открытие знаний
1.Словарная работа. Объяснение значения слов: (на доске)
исторические песни, былины, народные сказки, героический
эпос, песни, сказы.Работа с презентацией.
2. Беседа о традиционных ценностях и характерных героях,
встречающихся в произведениях УНТ разных народов.
Почему чаще всего в народных произведениях ценят
честность,доброту, порядочность?
Особенности русского фольклора.
Если внимательно прочитать произведения русского фольклора,
можно заметить, что он на самом деле отражает многое: и игру
фантазии народа, и историю страны, и смех, и серьезные думы о
жизни человека. Слушая песни и сказки предков, люди
задумывались над множеством непростых вопросов своего
семейного, общественного и трудового быта, размышляли, как
бороться за счастье, улучшить свою жизнь, каким должен быть
человек, что следует высмеивать и порицать.
темы, постановка учебных
задач.
Фронтальная работа
Высказывания детей, ответы на
вопросы
Слово учителя
Слушание. Коллективное
обсуждение.
3.Знакомство с произведениями УНТ Оренбургских и
уральских казаков.
Произведения читаются учителем, хорошо читающими
детьми.
Изза леса, леса темного. Историческая песня
оренбургских казаков. Записана 14 сентября 1940 г. с
напева колхозницы сельхозартели «Ленинский луч» Анны
Федоровны Мельниковой, 1885 г. рождения, в селе Берды
Оренбургского района
Изза леса, леса темного
Не бела заря занималася. Не бела заря занималася,
Не красно солнце выкаталося.
Не красно солнце выкаталося, Выезжал в поле добрый
молодец,
Добрый молодец, удалой казак,
Удалой казак Емельянушка,
Удалой казак Емельянушка,
Емельян казак, сын Иванович.
Историческая песня оренбургских казаков, сложенная ими,
по словам исполнителей, во время Крестьянской войны под
руководством Е. Пугачева. В войне активно участвовали и
казаки станицы Берды (Бердской крепости), которая всю
зиму 1773—1774 гг. являлась центром лагеря повстанцев,
осаждавших г. Оренбург. Несмотря на запрет царской
цензуры, песня была распространена до революции почти во
всех казачьих войсках (Донском, Сибирском, Уральском и
др.). Записана П. Малым 14 сентября 1940 г. с напева
группы казачекколхозниц села Берды.
Ой, да, ты, батюшка,
Вот и Оренбурггород!
Ой, да, про тебято идет,
Вот и слава добрая.
Ой, да, про тебято идет, Вот и слава добрая,
Ой, да, будто ты, Оренбург,
Вот и на красе стоишь.
Ой, да, на красе стоишь,
Вот и на крутой горе,
Ой, да, на крутойто горе, Вот и на Уралреке.
Ой, да, на Уралреке,
Вот и на желтыхто песках,
Ой, да, на двух речушках,
Вот и, да, на устьице.
Ой, да, на двух речушках,
Вот и, да, на устьице,
Ой, да, как и первая речушка,
Вот и, да, Уралушка. Ой, да, как и первая речушка,
Вот и, да, Уралушка, Ой, да, как другаято речушка,
Вот и, да, Сакмарушка.
Ой, да, на Уралушке
, Вот и, все живут казаченьки,
Ой, да, на Сакмарушке,
Вот и там живут татарушки. Ой, да, как Уралушка Звался
все Яикрека. Ой, да, там ходил, да, гулял Большой
атаманушка. Ой, да, там ходил, да, гулял Большой
атаманушка, Ой, да, атаманушка, Казак Емельянушка.
Физминутка
4. Обсуждение темы, гл мысли, содержания произведений
– Какое настроение создалось от песни?
Каким событиям посвящено произведение?
Что вы знаете о них?
О чём люди думали, создавая эту песню, что их волновало больше
всего? Что запомнилось больше всего? Что хотели бы услышать
еще раз?
Что можно понять о народе, авторе этого произведения?
5.Словесное рисование.
Как вы представляете себе героя этой песни?
–Как представляете тех, кто создал это
произведение и исполнял? Опишите одежду,
внешний вид.
VIРефлексия
1.Синквейн «Фольклор»
2.Самооценка результатов работы над
поставленными задачами
Какие учебные задачи планировали решить?Что
удалось?
3.Самооценка личностных достижений занятия
Что узнали нового сегодня об УНТ?
Что такое фольклор? Что можно узнать о народе,
прослушав его песни?
С какими произведениями захотелось познакомиться
дополнительно? Где их можно найти?
Выполнение танцевальных
движений под народную музыку
Коллективное обсуждение
прочитанного и прослушанного
Составление словесных картин
на основе прослушанного.
Групповая работа
Высказывания детей,
оценивание результатов работы
на уроке, личностных
достижений, планирование
дальнейшей деятельности. Моё Оренбуржье Тема: Детские жанры устного народного творчества.
Цель : создать условия для формирования представлений об особенностях унт
Оренбуржья для детей .
Задачи: Обучающие:
– обобщение знаний учащихся о малых жанрах детского фольклора – пословицах, поговорках,
потешках, небылицах, загадках, считалках, скороговорках; обогащение словарного запаса
учащихся.
Развивающие:
– развитие коммуникативной компетентности (умение оформлять свои мысли в устной речи,
готовить публичное выступление, отвечать на вопросы, оформлять свою мысль в форме
стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры);
– развитие информационной компетентности (умение точно излагать полученную информацию
обобщать, группировать факты по признаку, представлять результат своей деятельности в
доступной, понятной манере, делать выводы на основе обобщения знаний);
– развитие компетентности решения проблемы (высказывать свою точку зрения и пытаться ее
обосновать, слушать других);
– развитие памяти, артистических способностей,
Воспитательные:
– воспитание уважения к истокам культуры своего народа, интереса к детскому фольклору,
истории русского народа.
Оборудование: медиапроектор, презентация, карточки для схемы с названиями жанров
детского фольклора,
Планируемые результаты
Личностные УУД: способствовать формированию осознания своей национальной
идентичности, уважения к культуре и творчеству других народов, действий нравственно
этического характера.
Регулятивные УУД: формировать умение планировать свою деятельность и действовать по
плану, осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного
результата.
Познавательные УУД: способность к анализу, сравнению элементов УНТ
Коммуникативные УУД: овладевать умениями строить сообщения в устной форме, договариваться при взаимодействии в паре, группе, находить общее решение, аргументировать
свое мнение
Ход урока
СЛАЙД
1.Орг.момент.
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать рассуждать,
Можем мы урок начать.
2. Постановка цели. Актуализация знаний.
– С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?
– А можете ли вы предположить, о чём мы сегодня пойдет у нас разговор? (Ответы детей.)
– Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой?
СЛАЙД
У – Что такое “фольклор”? (Устное народное творчество, в переводе с английского
обозначает “народная мудрость”, “народное знание”)
– Как вы понимаете эти три ключевых слова:
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСтво
Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось.
Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя.
Творчество – от слова “творить”, то есть сочинять, придумывать.
– Какие жанры фольклора вы знаете? (Дети перечисляют.)
(Вывешиваются таблички с названиями жанров.)
СЛАЙД
Наш разговор сегодня пойдет только о малых жанрах детского фольклора, и проведем мы его
в форме устного журнала. (Вывешиваются карточки, учащиеся записывают названия жанров в
тетради)
СЛАЙД
*колыбельные песни,
*пестушки, потешки, небылицы;
*загадки,
*пословицы,
*считалки,
*скороговорки,
*частушки.
(Постепенно под карточку с названием жанра вывешивается самодельная книга по жанру.)
1 страница. “Колыбельные песни”
СЛАЙД
– Первые фольклорные произведения мы слышим от бабушки и мамы в самом раннем возрасте.
Из поколения в поколение передаются в народе колыбельные песни. Кто из вас хочет спеть колыбельную песню?
(Исполняется колыбельная песня, укачивая куклу.)
Баю – баюшки – баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И утащит во лесок
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи
Нашу Машу не буди.
***
Баю – баю – баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке,
Будет наш сынок ходит,
Новы валенки носить.
***
Баю – бай, Баю – бай,
Поскорее засыпай!
Прилетели гуленьки,
Сели возле люленьки,
Они стали ворковать,
Нашу деточку качать.
– Почему колыбельная песня исполняется ласково, напевно? (Слово “колыбельная” произошло
от слов “колебать”, “колыхать”, “качать”.)
СЛАЙД
2 страница “ПЕСТУШКИ”, “ПОТЕШКИ” (или “ПРИБАУТКИ”)
– От какого слова произошло слово “пестушки”?
(Пестовать – нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, воспитывать, холить, лелеять,
ходить за малышом. Очень короткие. Если ребенок ушибься, то мама, поглаживая, какие слова
может говорить?
У сороки боли,
У вороны боли,
У Феденьки заживи!
– Когда купают малыша, то какие слова могут приговаривать?
С гуся вода,
С Пети худоба.
– Чем пестушки отличаются от потешек?
(Потешки (прибаутки) – это особая забава взрослых с маленькими детьми, игра с
пальчиками, ножками, ручками, короткие рассказики, обращение к детям, похвала
отличительных признаков характера, красоты.)
Приведите примеры.
Физминутка.
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топтоп,
Глазками хлопхлоп.
Кто каши не ест, Молока не пьет,
Забодает, забодает, забодает.
Потешки собственного сочинения.
Наша Поленька в дому,
Что оладушек в меду,
Что оладушек в меду.
Сладка ягодка в саду.
***
Эй, вы, глазки, эй, вы, ушки.
Вас положим на подушки.
Полежите, полежите,
Отдохните и поспите.
***
Скачет зайчик по дорожке,
Скок, скок.
Правой ножкой, левой ножкой,
Скок, скок.
Прыгай, прыгай, вместе ножки,
Скок, скок.
И похлопаем в ладошки,
Скок, скок.
– Небылица весело учит различать действительность и фантазию, развивает воображение.
Рисует необычные, небывалые картинки жизни.
Инсценирование.
Федул, что губы надул?
Кафтан прожег.
Можно зашить.
Да иглы нет.
А велика ли дыра?
Один ворот остался.
***
Фома, что из леса не идешь?
Да медведя поймал!
Так веди сюда!
Да он не идет!
Так сам иди!
Да он меня не пускает!
***
Что ваши девчата делают?
Шьют да поют.
А матушки?
Порют да плачут.
***
Фома, у тебя в избе тепло?
Тепло. На печи в шубе согреться можно!
3 страница “ЗАГАДКА” (СЛАЙД)
– В русском фольклоре загадки – веселое словесное искусство, затейливая игра, умная забава.
(Загадки собственного сочинения)
Загадки. Кто скрывался под кустом?
Маленький трусишка,
Он боится очень сильно
Волка и лисицу. (Заяц.)
Кто сидит в конуре?
А потом она во дворе на траве
Прыгает и скачет,
Лает и играет. (Собака.)
***
Любит он играть, мяукать,
Любит кушать и лакать.
Он пушистый, как игрушка,
Серый маленький зверюшка. (Котенок.)
Кто кусает,
Громко лает,
К дому она не подпускает? (Собака.)
4 страница “ПОСЛОВИЦЫ” (СЛАЙД)
– У кого есть ответ на все случаи жизни, когда у тебя горе, когда радость? Молод ты, стар,
болен, здоров, о делах своих задумался – на всякое переживание, на любую новость, даст
разумный совет, наставление, утешит, развеселит… (дети хором отвечают) – ПОСЛОВИЦА.
– Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а ваша задача – найти в нем пословицы.
Ну, кто из вас не согласится,
Что без труда мечта мертва;
Что дело мастера боится,
Что жизнь дана нам для добра;
Что друг не тот, кто медом мажет,
А то тот, кто правду прямо скажет.
Что долог день до вечера,
Коли делать нечего,
Что сам себя лишь тот погубит,
Кто других совсем не любит.
И, конечно, без труда
Не вытащишь и рыбку из пруда.
Помни! Тот, кто хочет много знать,
Тот не должен долго спать.
Согласитесь: лень и плут
До добра не доведут.
– Какие пословицы услышали? (Ответы детей.)
– Предлагаю 2 пословицы записать.
Русский язык богат яркими, образными выражениями – это пословицы, поговорки. Крылатые
слова и, конечно же, фразеологизмы (устойчивые сочетания слов)
Конкурс: Фразеологические загадки. Правило в игре такое, я читаю первое высказывание,
если вы отгадываете, переходим к следующей загадке, если нет – читаю второе высказывание.
У вас три– четыре попытки. И так начнем. (Приложение 1)
Домашнее задание: найдите как можно больше устойчивых оборотов со словами: нос, зуб,
язык, ноги.
5 страница “СЧИТАЛКИ” (СЛАЙД)
– Что же это за жанр? (Считалки – короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для выбора
ведущего или распределения ролей в игре.)
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы играть:
В кошкимышки, салочки,
Прятки, догонялочки.
Книжки будем мы читать,
Будем очень много знать.
ИГРА “Шире круг”
Дети становятся в круг, держась за руки. Водящий стоит в центре, глаза закрыты, правая рука
вытянута вперёд, пальцы сжаты в кулак, кроме указательного. Дети идут по кругу со словами:
Шире, шире, шире круг.
У ... (имя ребёнка) сто подруг.
Эта, эта, эта, эта,
А любимая вот эта.
По окончании слов хоровод останавливается. Ребёнок, на которого указал водящий, выходит
в круг и становится к водящему спиной. Все хором считают до трёх. На счёт “три” водящий и
выбранный поворачивают головы. Если повернулись в одну сторону — целуются в щёчку. Если
в разные стороны — кланяются друг другу. В любом случае, после выполнения действия
ведущий встаёт в хоровод, а выбранный выполняет его роль. Игра повторяется снова, а в песне
меняется имя ребёнка.
6 страница “СКОРОГОВОРКИ” (СЛАЙД)
– С какой целью сочиняли и сочиняют скороговорки?
– Поиграем в скороговорки. Для этой игры нам нужна будет считалка, для выбора того, кто из
группы будет участвовать.
(Скороговорки в исполнении детей.)
7 страница “ЧАСТУШКИ” (СЛАЙД)
– Частушка – один из самых популярных и любимых жанров народного творчества. Частушку
можно услышать повсюду.
(Исполнение частушек.)
Эй, девчушкихохотушки,
Начинаем петь частушки,
Начинаем веселей,
Чтоб порадовать гостей.
***
Не хотела я плясать.
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла
Я не удержалася.
***
А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком,
Думала – подружки.
*** По деревне я шла
И Ванюшку видела –
Под кустом сидел и плакал:
Курица обидела.
***
Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги
Оглянулася назад;
Сапоги мои лежат.
***
Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?
Итог урока. Рефлексия.
– Вот и подходит к концу наш устный журнал.
– Все ли поставленные цели вы осуществили?
Закончи предложение...
– Я положительно оцениваю…
– Мне нужно обратить внимание…
– Я хочу поблагодарить…
– Мне было интересно…
– Каковы основные трудности встретились вам и как вы с ними справились?
Разработка занятия внеурочной деятельности по программе "Моё Оренбуржье"
Разработка занятия внеурочной деятельности по программе "Моё Оренбуржье"
Разработка занятия внеурочной деятельности по программе "Моё Оренбуржье"
Разработка занятия внеурочной деятельности по программе "Моё Оренбуржье"
Разработка занятия внеурочной деятельности по программе "Моё Оренбуржье"
Разработка занятия внеурочной деятельности по программе "Моё Оренбуржье"
Разработка занятия внеурочной деятельности по программе "Моё Оренбуржье"
Разработка занятия внеурочной деятельности по программе "Моё Оренбуржье"
Разработка занятия внеурочной деятельности по программе "Моё Оренбуржье"
Разработка занятия внеурочной деятельности по программе "Моё Оренбуржье"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.