Разработка_Весна А.А.Ахматовой
Оценка 4.6

Разработка_Весна А.А.Ахматовой

Оценка 4.6
docx
26.05.2021
Разработка_Весна А.А.Ахматовой
Весна А.А. Ахматовой.docx

 

ГБПОУ «Аграрный колледж»
 

 

 


Конспект урока по литературе:

Весна в стихотворении А.А. Ахматовой.

«Перед весной бывают дни такие…»

Эмирбекова Л.А..,

преподаватель русского языка и литературы,

 

Цель – развитие читательского восприятия и понимания литературных текстов.

Задачи:

Образовательные: расширить знания о жизни и творчестве А.А. Ахматовой; уметь слушать и понимать поэтический текст; уметь строить свое высказывание на определенную тему; уметь

Развивающая: развивать навыки выразительного чтения и анализа лирического произведения.

Воспитывающая: прививать любовь к родной природе, к малой родине.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

·         регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.

·         познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста.

·         коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

 

1. Организационный этап.

2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

- Природа всегда вызывала у человека чувство восхищения. (Слайд 1) Она поражает нас своей силой, красотой, мудростью. (Слайд 2) Возможно, поэтому художники стремились запечатлеть природу на своих полотнах, (Слайд 3) писатели и поэты – в своих произведениях, а композиторы – в музыке.

    Сегодня на уроке мы будем слушать друг друга, будем учиться слушать себя. А все те мысли, чувства, которые будут возникать в процессе нашей работы, мы попробуем оформить на наших цветных листах.

 

3. Актуализация знаний.

- Хочу предложить вам послушать фрагмент из концерта А. Вивальди «Времена года»

(Звучит музыка из концерта Вивальди «Времена года» Весна Апрель) (Слайд 4-6)

- Какое время года вы услышали? 

- Что подсказало, какие звуки помогли услышать весну? Такой увидел весну великий композитор.

-  А какие ассоциации это время года вызывает?

4. Первичное усвоение новых знаний. (Слайд 8)

1. Краткая биография А. Ахматовой

 Анна Андреевна Горенко родилась 11(23) июня 1889 в Одессе, затем семья переехала в Царское Село, пригород Петербурга. Среди зелени парков прошло её детство.

  Стихи Анна Ахматова начала писать рано, в 11 лет. Отец не одобрял это её увлечение, и, когда ей исполнилось 17 лет, Андрей Антонович сказал дочери: «Не срами моё имя». Анна решила изменить фамилию – она стала Ахматовой. По материнской линии фамилия происходила от предка – хана Ахмата.

  В 1912 году была опубликована её первая книга стихов «Вечер». В лирике А. Ахматовой все более и более настойчиво проявляется тема природы. Природа описана с удивительной нежностью и любовью.

А Родина в глазах стоит берёзкой

И призрачною далью синих рек,

И чёрным паучком в янтарной слёзке,

И Богом, и цветами будто снег.

2. Из истории создания стихотворения

  Анна Ахматова однажды призналась, что не умеет дружить с женщинами, которых считает завистливыми, корыстными и глупыми. Однако в ее жизни все же была та, которую она хоть и с натяжкой, но все же считала своей подругой. Это – Надежда Чулкова, супруга известного русского литератора, который помогал Ахматовой издавать ее первые поэтические сборники. Чулкова предложила поэтессе попробовать себя в жанре пейзажной лирики. Именно с этой женщиной поэтесса делилась своими творческими планами и в 1915 году даже посвятила ей стихотворение «Перед весной бывают дни такие…».

 Ранней весной 1915 года, Ахматова решила последовать совету своей подруги. Однако она не посчитала нужным описывать процесс пробуждения природы от зимней спячки. Поэтессу гораздо больше волновали те чувства, которые она испытывала, глядя на луг, который «отдыхает под плотным снегом» и «весело-сухие» деревья, шумящие от малейшего порыва ветра.

3.  Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…»

- Прочитайте стихотворение в учебнике на стр.201. Подумайте, в чём необычность построения стихотворения? (Одно развёрнутое сложное предложение). (Слайд 9)

-  Почему всего одно предложение? Что этим хотел сказать автор? (На одном дыхании передано ощущение весеннего пробуждения природы).

- Как вы думаете, на сколько частей можно разделить стихотворение, учитывая композиционное построение? Как их можно назвать? (2 части: мир природы и мир человека) (Слайд 10)

- О чем говорит поэтесса в 1 части? (ранняя весна, картины природы)

- Составьте ряд слов-образов, рисующих пейзаж. (Щелчок)(снег – луг – деревья – ветер)

- Пейзаж прост, реалистичен, ничто не нарушает гармонии в природе. Приведите примеры. (Слайд 11) (отдыхает луг; шумят весело деревья; ветер нежен и упруг)

- Какое настроение выражается в первом четверостишии? Какая интонация преобладает? (В первом четверостишии выражается настроение ожидания, поэтому при чтении этих строчек преобладает повествовательная интонация)

- Именно такая картина природы вызывает вполне определенные чувства у лирического героя. Какие? Прочитайте 2 часть. Составьте словоряд образов 2 части. (Слайд 12)  (тело (душа)– дом – песня)

- Что происходит в жизни человека? (Слайд 13)  (легкость тела, старую песню поет, как новую; не узнает дома)

- Как вы понимаете строку: и дома своего не узнаёшь?» (Всё стало другим: новым, чистым, свежим…

- Что еще волнует душу поэта? (знакомая песня, которая воспринимается им как новая).

- Определить чувства непросто, А.А. Ахматова не говорит о них прямо, открыто, она предпочитает намеки – это особенность ахматовской лирики. Чувства выражены в последних 2 строчках – это слова о песне. В литературе такой смысловой акцент называется художественной деталью.

- Когда человеку хочется петь? (Человеку хочется петь, когда он испытывает радостное волнение, появляются надежды на новую жизнь)

- Лирическому герою хочется петь, потому что происходит единение природы и человека, тогда и наступает гармония. 

4. Особенности языка стихотворения. Средства художественной выразительности в прочитанном поэтическом тексте.

- Какие поэтические приемы использует автор? С какой целью? (Слайд 14) ( Эпитеты - деревья весело-сухие, тёплый ветер нежен и упруг, песня новая; (Слайд 15) олицетворения (Отдыхает луг. Дивится тело; звукопись (аллитерация) (согласные) «Шумят деревья весело – сухие» -слуховые впечатления.

Эти поэтические приемы позволяют поэту представить и луг, скрытый под снегом, и голые деревья, ожидающие наступление весны).

- (Слайд 16) Поэтесса использует художественный прием, повторяя союз «и» в начале строк»? Какова его роль? (Усилительную роль)

- Этот прием называется анафорой. Анафора – единоначатие.

 

5.  Первичное закрепление.

- Поэты говорят нам: «Остановитесь хотя бы на мгновение, отбросьте суету, посмотрите на окружающий нас мир земной красоты, послушайте шелест луговых трав, песнь ветра, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, на звездное ночное небо… Все уходящее - зависть, злоба, деньги – а вечно любовь, красота, поэзия. Мир человека и мир поэзии А.А. Блока, С. А. Есенина, А.А. Ахматовой единый и неделимый.

6. Информация домашнего задания, инструктаж по его выполнению : выучить стихотворение наизусть.

7. Рефлексия:

Продолжите мои предложения:

- Сегодня на уроке я …

- Больше всего мне запомнился….

- Я хотел(а) бы расширить свои знания о …

Какой этап урока был для вас неожиданным? Легким,

понятным?

ü  Какой момент вызвал затруднение?

ü  Довольны ли вы результатом?

ü  Какое открытие сегодня вы сделали?

Какой этап урока был для вас неожиданным? Легким,

понятным?

ü  Какой момент вызвал затруднение?

ü  Довольны ли вы результатом?

ü  Какое открытие сегодня вы сделали?

 

Какой этап урока был для вас неожиданным? Легким,

понятным?

ü  Какой момент вызвал затруднение?

ü  Довольны ли вы результатом?

ü  Какое открытие сегодня вы сделали?

Какой этап урока был для вас неожиданным? Легким,

понятным?

ü  Какой момент вызвал затруднение?

ü  Довольны ли вы результатом?

ü  Какое открытие сегодня вы сделали?

 

 

 


 

Конспект урока по литературе:

Конспект урока по литературе:

Сегодня на уроке мы будем слушать друг друга, будем учиться слушать себя

Сегодня на уроке мы будем слушать друг друга, будем учиться слушать себя

Какое настроение выражается в первом четверостишии?

Какое настроение выражается в первом четверостишии?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2021