"Разрушенные храмы Воронцово-Александровского уезда"

  • Культурные мероприятия
  • docx
  • 31.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внеклассное занятие «Разрушенные храмы Воронцово-Александровского уезда» предназначено для учащихся, изучающих ОПК ,и может быть использован как один из возможных вариантов изучения архитектурных памятников своего края. На этом занятии учащиеся знакомятся с храмами, которые были построены в нашем городе, но к сожалению их разрушили в прошлом веке. Приобретенные знания, умения и навыки помогут детям обобщить знания о православных храмах нашего края ,которые станут основой формирования знаний об архитектурных памятниках Руси и формирования гражданской позиции.
Иконка файла материала внеклассное мероприятие.docx
Моу "СОШ № 11 г. Зеленокумска" "Разрушенные храмы Воронцово­ Александровского уезда" ( внеклассное мероприятие) Подготовила: учитель изо Захарченко Наталья Васильевна Цель: познакомить учащихся с разрушенными  храмами Воронцово­ Александровского уезда.Задачи: воспитывать любовь к культуре, развивать кругозор учащихся, бережно  относиться к архитектурным сооружениям. Оборудование: компьютер, проектор. Ход занятия  Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня я хочу вас познакомить  с храмами, которых уже  нет в нашем городе и были разрушены руками людей. Учитель:  Назовите храмы, которые есть у нас в городе. Дети: ( называют храмы, которые есть в городе) Учитель: Давайте с вами вернемся в прошлое и посмотрим, какие храмы появились  первыми и кто начал их строительство.  Рассказ учителя.     В период строительства Азово­Моздокской укреплённой линии, решая проблемы заселения Среднекавказья, царское правительство раздавало землю крупным сановникам за заслуги на государственной службе.     По указу императрицы Екатерины II в 1783 году графу Воронцову была пожалована земля в Георгиевском уезде ниже села Отказного, по правой стороне реки Кума из казённой земли, всего 15 тысяч 300 /единиц/ десятин. За землю была уплачена символическая сумма 3,5 копейки за десятину. Ещё ранее на этом месте существовало поселение, основанное в 1781 году отставными солдатами.     Получив землю, граф объявил своим крестьянам в Воронежской губернии, что желающие могут поселиться на Кавказе. Уже через год после отмежевания переселились 48 семей. В 1801 г. Насчитывалось около 285 дворов.     Как истинные православные христиане, воронежские поселенцы нуждались в духовном окормлении и руководстве, поэтому одной из первых построек на новой земле стало строительство православного храма. В 1791 году трудами крестьян был построен храм в честь святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. В скором времени был приглашён священник.     Храм был деревянной постройки с небольшой колонной на каменном фундаменте. Но из­за ветхости в дальнейшем он стал просто приделом в новом величественном Казанском соборе .Святые Апостолы Петр и Павел   Храмовая икона апостолов Петра и Павла при МТС была использована  безбожниками для сооружения корыта, т. к. дерево (чинар), на котором писана  икона, отличается удивительной прочностью. Дно корыта покрыли жестью, влили 30 ведер арбузного сока, чтобы варить  арбузный мед. Одна верующая женщина заинтересовалась корытом и стала его  рассматривать и к своему ужасу обнаружила лики святых апостолов Петра и  Павла. Обомлев от неожиданности, она стала плакать и сокрушаться, что святая икона как мученица будет гореть.  Всю ночь она молилась святым апостолам Петру и Павлу, чтобы они образумили обезумевших людей.  Ранним утром стали разводить костер, положили солому, разгорелось пламя, и  вдруг, прогремел сильный взрыв. Все корыто разлетелось в щепки, сок залил все  вокруг. Мужики ломали голову, что же могло случиться. Тогда женщина  объяснила причину произошедшего.  Так погибла икона святых апостолов Петра и Павла. Казанский собор       Один и самых больших храмов, располагался на территории села Ново­ Григорьевского (сейчас там находится школа № 2). Он был очень высоким, и  обозревался со всех концов поселения. Его главу венчали семь куполов (во образ семи церковных таинств). На старой дореволюционной фотографии он, среди  других храмов, смотрелся очень величественно.      Храм строился на народные деньги. На его строительство было затрачено  около 400000 рублей. В народе этот собор именовался «Мирской». Учитель: Как вы думаете, почему храм получил такое название? Дети: Деньги на строительство собирались народом. Выложен храм был из тёсаного камня, привозимого из села Бурлацкого, Буденновского р­на. Правый предел освящён в честь святых Первоверховных апостолов Петра и Павла (сохраняя память о старой церкви), а левый предел – в честь второго дня Рождества Христова. Собора Богородицы. Внутренняя отделка храма поражала своим благолепием.     На этой фотографии, сделанной незадолго до  революции, изображён  настоятель Казанского собора со своей паствой отец Димитрий (к сожалению,  фамилия и годы служения неизвестны     Огромные царские врата раздвигались на колёсиках. Купольную частьподпирали величественные колонны. Стены были расписаны  в академическом стиле. В алтаре у горнего места была  фреска Гоенода на воде и утопающего Петра. (Подобная  икона имеется в Андреевском соборе г.Ставрополя) Слева  роспись на стене на евангельский сюжет «Улов рыбы».  Справа – «Нагорняя проповедь».     Казанский собор простоял до 1938 года, в который он и был разрушен. При  разрушении храма один активист полез сбивать Святой Крест, но Господь  посрамил хулителя и он сорвался и разбился насмерть.     Другие местные побоялись, но затем нашёлся смельчак из г. Георгиевска,  который и выполнил эту страшную работу.     Из камня разрушенного собора построили 2 корпуса элеватора, баню.     Фундамент, глубиной 5 метров, был сделан из булыжников, им вымостили  дорогу до железнодорожного вокзала (сейчас сверху лежит асфальт).     Всё церковное имущество – иконы, подсвечники и всю утварь свозили в МТС,  где приспосабливали кое­что под свои нужды или просто уничтожали.     Соборную Казанскую икону Божией Матери взяли в сельсовет, понравилось  стекло. Стекло выставить не смогли, и иконы оказались в сарае на складе.  Повёрнутая Пречистым Ликом к стене, икона пролежала много лет.     Две женщины, по распоряжению сельсовета белили школу и искали доски для  подмостков. Они то и нашли икону. Пораженные находкой, они наотрез  отказались белить, пока не выручат Казанскую икону. Председатель сельсовета  запросил 300 рублей. Это были большие деньги. Блаженая Ефросиния (монахиня Александра) дала такую сумму (люди подавали ей на молитвы). Женщины  вернулись к известной болящей, где икона находилась до открытия храма. Учитель: Еще один храм. который был построен на территории города. Спасо­Преображенская церковь       Она была построена на территории Воронцово­Александровского из средств  прихожан в 1829 г.     После завершения работ на имя преосвященнейшего Афанасия  еп.Новочеркасского и Георгиевского от лица жителей было направлено  обращение с просьбой освятить новосооружённый храм, на что Святитель  ответил, что необходимо установить иконостас и закончить все отделочные  работы, а затем уже совершать богослужения без всякого упрёка. Что в  последствии и было исполнено.     Сама Церковь была каменной с высокой колокольней. В одном из приделов  размещалась вчерне построенная церковь Черноморского казачьего полка в  честь покрова Божией Матери. В казачьих полках была хорошая традиция, вовсех своих военных походах иметь переносную церковь, и после того, как часть казаков осела в Воронцовке, то они оставили здесь свой храм.     В 1871 г. Была установлена новая колокольня, а в правом приделе в честь святых бессребреников Косьмы и Домиана установлен новый иконостас.     В 1883 г. местный воронцовский крестьянин Артемий Михайлович Ржевский на вечное поминовение пожертвовал свой дом с надворными постройками. Сама церковь была обнесена литой железной  оградой на каменном фундаменте, имела двое ворот, отделанных жёлтым  кирпичом. Храм находился в самом центре поселения, где сейчас находятся  магазины “Книга” и “Природа”. Постройка этого храма обошлась в 120000  рублей.     Как показывают клировые ведомости за 1896 г., при этом приходе имелось 4­ ре министерских училища. Среди них: а) двухклассное мужское; б) женское одноклассное; в) частное училище 3­го разряда; г) церковно­приходская школа.           Сохранилась фотография священника, служившего в Преображенском храме.  Им был отец Трофим. Старая запись на обратной стороне фото  гласит: «о.Трофим Донцов жил в Кисловодске и там же похоронен, умер от  инфаркта в машине около Лысогорки на пути в Кисловодск, где желал  собороваться у иеромонаха Стефания. Служил в Преображенской церкви (р­н  базара) г. Зеленокумска около 2­х лет с 19…г.         В то время представителем совета попечителей был священник Андрей  Боголюбский. В архивных документах приводится целый список людей, которые по копеечке собрали требуемые 2500 рублей. Среди них были: «Торговый дом  В.М.Кащенко и сыновья», Григорий Скитилягин, братья Н. и А. Пенчуковы и др.     Это намерение с Божьей помощью было с успехом осуществлено. Дело  получило особенные поощрения архиепископа Агафадора Ставропольского и  Екатеринодарского и тогдашнего губернатора.     Само здание было построено из тяжёлого кирпича и состояло из 4­х больших  комнат. Проживали здесь престарелые, увечные, вдовые люди, нуждающиеся в  посторонней помощи.     С тех пор в выражение своих религиозно­патриотических чувств, в память о  чудесном событии 17 октября 1888 г. священство и прихожане ежегодно  совершают Божественную литургию и молебствия о здравии Государя  императора Николая II и его семейства, а так же панихиду о императоре  Александре II и всех православных христиан, за Веру, Царя и Отечество души  свои положивших.Храм Рождества Пресвятой Богородицы           За 1838 г. мы находим обращение казачьего атамана Александровской слободы от лица прихожан Спасо­ Преображенской церкви (старой походной) на имя Высокопреосвященнейшего архиепископа Агафадора     Атаман писал: «Владыка. Просим Вашего Благословения перенести старую Покровскую церковь, от новой на расстояние полторы версты и поставить её возле кладбища на новом каменном  фундаменте…»      «…Необходимость Наша доставила утруждать Ваше Высокопреосвященство  (поясняет атаман) потому единственно, что в нашей слободе 4600 человек и от  многолюдства во время стечения народа в церкви бывает великое стеснение…     Когда же будет возобновлена наша старая церковь и будет в ней совершаться  Божественная Литургия, то не будет в обеих храмах никакого стеснения»     «Кроме того, в старой церкви хороший иконостас, который может быть  перенесён в обыкновенную церковь».     Прихожане к тому времени уже собрали 3 тысячи рублей деньгами и 10 тысяч кирпичом.     Спустя некоторое время, а именно в 1840 г., в адрес архиепископа Агафадора посылается грамота. Она гласила:     "Кавказской области, горского уезда, слободы Воронцовки, Графа Воронцова  крестьян всего общества. Покорнейшее прошение".     Просители извиняются за то, что, подавая первое прошение, они по забвению своему не указали имени новой церкви, и теперь, опомнившись, всем миром, с общего согласия порешили быть ей во имя Рождества Пресвятыя Богородицы. Так же прихожане обращают внимание Владыки на то, что «Чрезвычайная растянутость до 3­х верст от храма, не всем (по причине распутицы и бездорожья) давала возможность попасть в храм». Подписались священник Алексий Рудин, атаман Олейник и др. На все поданные прошения Высокопреосвященнейший Агафадор ответил:     «Божией Милостью, по указу из Святейшего Синода и по власти, данной Нам  от Великого Архиерея Иисуса Христа Мы благословляем построить церковь во  имя Рождества Пресвятой Богородицы. Но вначале поручаем Вам испрашивать  помощи Вседержителя». Смиреннейший Афанасий архиепископ Новочеркасский.     Дело пошло, но давалось очень нелегко. Новый атаман Косма Ерещенко в  1842 году сообщал Владыке Афанасию о трудностях, связанных со  строительством.По причине плохого урожая из­за стужи и нападений саранчи, не хватало  денег и стройматериалов.     Жители просили святителя походатайствовать перед общиной Спасо­ Преображенской церкви занять у них из кошельковой суммы 1000 рублей  сроком на 1 год. Люди помогли, но всё же и потом возникали проблемы,  связанные с возвратом указанной суммы, несколько раз просили отсрочку.     Параллельно с этим были нестроения с архитектором, который наблюдал за  строительством. Дело в том, он жил в г. Пятигорске, и приезжать за 80 вёрст  каждый раз было очень тяжело и накладно. В связи с этим прихожане написали  обращение к Владыке Иеремии, первому епископу Кавказа с просьбой назначить смотрителем опытнейшего человека, благочестивого протоиерея Иоанна  Романовского. Вследствие этих настроений с 1842 по 1844 г.г. стройка была  приостановлена, благочестивый неоднократно сообщал Владыке о возникающих  трудностях. И только в июле 1845 года строительство было возобновлено. Был  собран хороший урожай, и на полученные средства из Ставрополя были  приглашены самые лучшие храмостроители. В 1847 году был приглашен  Владыку Иеремию на освящение. Но 12 сентября 1847 года произошло страшное несчастье. Во время установки Святого Животворящего Креста внезапно  переломилась верхняя шейка, венчавшая колокольню, и упала на землю, причём  упали и убились до смерти 2 человека.     Когда горе улеглось, 6 декабря 1847 года, протоиерей Кафедрального собора  г.Ставрополя Константин Крастилевский совершил чин торжественного  освящения.    Александра Серба (1892 г.р) рассказывает, что: «Родилась она в  семье верующих церковных людей. Помнит, как её 6­летнюю девочку привела в  Рождественский храм на праздник Воздвижения Честного и Животворящего  Креста её бабушка. Девочка была поражена великолепным убранством,  торжественностью храма: «Пение хора было таким красивым, что ей не хотелось и двигаться, а только бы слушать и слушать». То же можно сказать и о главном храме в с. Воронцовке, принадлежащем князю  Воронцову: этот храм ещё громаднее, нежели храм в Новоселицах.     Несколько пожилых прихожан рассказывали детские впечатления от  слушания церковного хора, который состоял из мужчин­казаков и мальчиков с  певческими способностями.  Иконостас был пятиярусным. До сих пор сохранилось несколько икон,  благоговейно убережённых прихожанами от осквернения в годину лихолетия. Среди них следующие: 1. Тайная вечеря (сейчас в Казанской церкви над вратами  царскими); 2. Матерь Божия с Младенцем (слева от царских врат); 3. Спаситель (справа); 4. Иверская икона Божией Материна  после  слева). А так же из того собора при нашем храме остались: ­ икона Божией Матери Троеручица; ­ св.Николая Чудотворца; ­ св.Великомученицы Варвары; ­Ап.Петра и Павла (она сейчас в алтаре) раньше лежала центральном аналое. (В настоящий момент эта икона неудачной реставрации находится в притворе, сразу     И наконец, главная Казанская икона собора сохранилась чудом. Эту икону заказала благочестивая, состоятельная женщина в Киево­Печёрской лавре.     Киот иконы был выполнен в виде храма с купокуполом. У иконы стояла  подставка со ступеньками с двух сторон. Перед нею свешивался крест с 7­ю  лампадами. Часть этого креста сохранилась и после реставрации восстановлена.     Вот как описывает состояние этого храма незадолго до разрушения отец  благочинный (1905 г.)     «Каменная с колокольней, обнесена оградой при церкви. Функционируют: 4  министерских училища; второклассная мужская школа, открывшаяся в 1896  году, обучалось 50 мальчиков; одноклассная женская школа; школа грамоты,  открывшаяся в 1888 году, находилась на частной квартире, обучалось 40  мальчиков; вторая школа грамоты откр.1900 г. 35 мест. При храме имелись: 1.Деревянный дом с мезонином, крытый железом, из 12 комнат. В нём  размещалась второклассная школа (фото в музее). При этом же доме постройка  из жжённого кирпича, 3 комнаты для столярных работ. 2. Дом из пяти комнат служил помещением для женской школы и в нём же  находилась квартира диакона. Этот дом был пожертвован заслуженным протоиереем Алексием Ржаковским (о  нём будет сказано далее) в память о покойной супруге Параскеве Семёновне,  чтобы церковь и учащиеся той школы возносили молитвы об усопшей. 3. Деревянный дом в полтора этажа, крытый железом, для образцовой школы. 4. Саманный дом в полтора этажа. В нём размещалась вторая школа».       Храм святителя Тихона епископа Амафунтского     В 1911 году в Воронцово­Александровской слободе при прогимназии,  стараниями образовательного совета гимназии, стараниями родителей питомцев  этого учебного заведения, тщанием местных священнослужителей была  сооружена домовая церковь в честь святителя Тихона епископа Амафудтского.     Вот что нам говорит прошение на имя Высокопреосвященнейшего Агафадора  архиепископа Ставропольского от лица «Комитета общества содействия  среднему и низшему народному образованию в селе Вронцово­ Александровское»:«Комитет почтительнейше просит Ваше Высокопреосвященство разрешить  освящение домовой церкви в честь святителя Тихона Амафудтского,  находящейся в здании прогимназии, содержимой обществом содействия  народному образованию в селе Воронцово­Александровском, назначенное на 5  октября 1911 года». Среди подписавшихся были: председатель комитета  А.Кащенко; казначей комитета Н.Пенчук; члены комитета священник Виталий  Валяев, начальник гимназии М.Щепетова и др.     Благочинный священник Димитрий Лавров поясняет, что:      1) названная церковь в настоящее время совершенно устроена;      2) лики святых и изображения священных событий вполне согласны с духом и  учением Православной церкви;      3) церковной утварью, облачениями и богослужебными книгами снабжена  вполне достаточно;      4) предметы для самого акта освящения церкви имеются вполне». (из  рапорта).     Освящение храма Владыка благословил местному благочинному священнику  Димитрию Лаврову.     Таким образом, 5 сентября 1911 года, при большом стечении народа, было  совершено торжественное освящение церкви Св.Тихона Амафутского.  Указанное событие в очередной раз напоминает нам о том духе церковности,  который неразрывно связан с душой русского человека.     Указанная прогимназия находилась в здании школы № 1 и УПК. Была также ещё одна домовая церковь, находящаяся во 2­ й прогимназии. Она располагалась на 2­м этаже и была освящена в честь святых равноопостольных Кирилла и Мефодия. Сейчас в этом здании располагается ПТУ.     Купол этой церкви до сих пор венчает это красивейшее сооружение     Возрождение       Когда пришла война, в Воронцово – Александровском не было слышно  колокольного звона, не было видно святых куполов и венчающих их крестов, ­  все разрушили. Разрушая видимое: храмы, часовенки, иконы и иные святыни,  безбожие не могло разрушить невидимое, то, что находилось в сердце человека – его вера. Шли солдаты в бой, те мальчики со старой фотографии полагали души  свои за ближних своих. А их матери, жены и сестры, собираясь по домам,  молились за их победу Богу. Потому что говорило сердце Господу: «Прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» (Пс.90). Так в годы войны  православные собирались постоянно в доме одной благочестивой женщины  проживающей по ул. Крупской. Она была мамой регента церковного хора, по  глубочайшей своей вере она подарила Церкви свой небольшой дом.Испросив у Бога помощи, в 1946 духовенство и благочестивые миряне  приступили к переустройству жилого помещения в молитвенный дом.     Первым делом сняли крышу, разобрали перегородки и соорудили новую  церковную кровлю, увенчали ее куполом. Установили небольшой иконостас,  состоявший в основном из икон, которые удалось сохранить прихожанам от  разрушения и надругательства     Таким было новое возрождение духовности в селе Воронцово­ Александровском и Ново­Григорьевском.     В первые послевоенные годы сложно было православным батюшкам  совершать свое служение, гонение продолжалось, атеизм расцветал, партия  преследовала и многие другие корни, им же нет числа. С этим смутным  временем совпало служение одного ныне очень известного батюшки – Отца  Василия Афонина. Много сделал он для того, чтобы восторжествовало  Православие на зеленокумской земле.     В 70­х годах храм облицевали кирпичом. Главный купол реставрировали. В 80­х пристроили колокольню, еще один купол, соорудили паперть и место для правого хора, построили красивый иконостас, привели  храм в канонический вид.  Последние деяния для прихожан ассоциируются с именем замечательного  батюшки­Отца Николая Рыбасова. Неутомимый молитвенник и труженик (ныне  покойный) отец Николай в сложное советское время смог облагородить  Казанский храм.     При нем построили надворные постройки, воскресную школу, дом для  духовенства. Учитель: Назовите храмы, которые уже не существуют в городе. Дети: Храм Рождества Пресвятой Богородицы, Храм святителя Тихона епископа Амафунтского Учитель: А какие храмы были восстановлены. Дети: храм Казанской иконы Божией Матери, храм Первоверховных апостолов  Петра и Павла. Учитель: Но к сожалению эти храмы не похожи на те разрушенные, они носят только их  названия.Учитель:     А с храмами, которые действуют сейчас в городе, мы с вами познакомимся на  следующем занятии. Я надеюсь, что наше занятие было для вас поучительным, и интересным., и  хотела бы у вас спросить, что нового и интересного вы узнали из моего рассказа? До свидания! До новых встреч!