Установление связи между миром внешним, материальным и видимым, и внутренним, миром мыслей, было головоломной задачей для ученых и философов всех времен. Даже сегодня многим из нас далеко не очевидно, что разум оказывает сколько-нибудь ощутимое воздействие на материальный мир. С тем, что события материального мира влияют на наши мысли, согласиться еще можно; но вот как разум может вызывать физические изменения? Похоже, разум и материя все же отделены друг от друга… если только не допустить, что изменились наши представления о способе существования физических, материальных объектов.
Разум ничто материя все.doc
Разум ничто материя все? Материя ничто, разум все?
Установление связи между миром внешним, материальным и видимым, и
внутренним, миром мыслей, было головоломной задачей для ученых и
философов всех времен. Даже сегодня многим из нас далеко не очевидно, что
разум оказывает сколько-нибудь ощутимое воздействие на материальный
мир. С тем, что события материального мира влияют на наши мысли,
согласиться еще можно; но вот как разум может вызывать физические
изменения? Похоже, разум и материя все же отделены друг от друга… если
только не допустить, что изменились наши представления о способе
существования физических, материальных объектов.
И такое изменение действительно произошло, причем истоки его следует
искать в прошлом, не столь отдаленном. Почти на всем протяжении периода,
который историки именуют «Новым временем», человечество считало, что
Вселенная по природе своей упорядоченна, а значит, предсказуема и
объяснима. Вспомните Рене Декарта, математика и философа XVII века.
Множество из предложенных им концепций не утратили своего значения для
математики и других наук (помните знаменитое «Я мыслю, следовательно,
существую»?). Однако мы вынуждены признать, что одна из его теорий в
конечном итоге принесла больше вреда, чем пользы. Декарт был сторонником
механистической модели мира, согласно которой Вселенная подчиняется
определенным законам. Анализируя же человеческую мысль, Декарт
столкнулся с настоящей проблемой: в работе разума оказалось слишком
много переменных, и ее нельзя было свести к единым законам. Поскольку
Декарт не мог увязать свое понимание физического мира с миром
человеческого разума, однако не мог не признать наличия обоих миров, он
вышел из положения с помощью остроумной игры разума (каламбур не
случаен). Декарт заявил, что разум не подчиняется законам объективного,
материального мира, а значит, не может считаться объектом научного
исследования. Изучение материи – это сфера науки (разум ничто, материя
все), а так как разум есть орудие божественного промысла, то и исследовать
его должна религия (материя ничто, разум все).
По существу, именно Декарт «виноват» в противопоставлении разума и
материи. На протяжении веков это представление о природе реальности
оставалось общепринятым.
Утверждению картезианских взглядов немало способствовал Исаак Ньютон.
Он не только укрепил механистическую модель Вселенной, но и вывел ряд
законов, согласно которым человек может с точностью определить,
рассчитать и предсказать упорядоченные силы, воздействующие на материальный мир. Согласно «классической» физической модели Ньютона
абсолютно все объекты считались твердыми телами. К примеру, энергия
определялась как сила, передвигающая объекты или изменяющая физическое
состояние материи. Но, как вы вскоре убедитесь, энергия – неизмеримо
большее, чем внешняя сила, примененная к материальным объектам. Энергия
– это само существо материи, и она восприимчива к влиянию разума.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.