Развитие равновесия у детей дошкольного возраста на занятиях в хореографической студии «Ассоль».
ДЮЦ «Мир», г. Нижний Тагил.
Для ребенка движение – это основа всей его деятельности. И любое ограничение или нарушение двигательной активности противоречит биологическим потребностям растущего организма.
И именно в период младшего дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной готовности и гармоничного физического развития. А способность к координации движений является базой для дальнейшего овладения ребенком двигательными навыками.
Координационные способности, зависят от умения удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений.
Равновесие - это способность сохранять устойчивость тела и его отдельных частей в опорной и безопорной фазах движения человека.
Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела. У маленьких детей общий центр тяжести тела расположен высоко, поэтому им трудно сохранять равновесие. При выполнении упражнений, смене положения центр тяжести тела смещается, и равновесие нарушается. И малышу необходимо приложить определенные усилия, чтобы восстановить нужное положение тела.
Для воспитания у детей устойчивой способности к равновесию необходимо выполнять специально подобранные упражнения и различные подвижные игры. Они используются для развития статического и динамического равновесия.
Комплексы общеразвивающих упражнений.
Для формирования способности статического равновесия используют следующие методы и приемы:
- выполнение упражнений по сохранению позы (стойка на носках, стойка на одной ноге, на носке одной ноги);
- удлинение времени сохранения неподвижности позы;
- уменьшение площади опоры при выполнении упражнения;
- увеличение высоты опорной поверхности;
- введение неустойчивой опоры;
- введение в упражнение сопутствующих движений.
Для развития динамического равновесия используются следующие методы и приемы:
- выполнение различных подвижных упражнений, направленных на конечный результат (пройти по скамейке и спрыгнуть в конце, пройти по скамейке, перешагивая через предметы и т.д.);
- упражнения выполняются с изменением внешних условий (рельеф, грунт, покрытие и пр.);
- выполняются упражнения непосредственно для тренировки вестибулярного аппарата (качели, карусели, различные тренажеры).
Развитие координационных способностей требует строгого соблюдения принципа систематичности. Нельзя допускать неоправданных перерывов между занятиями, так как это приводит к потере физических ощущений и делает малоэффективным фактор «мышечной» памяти.
Примеры упражнений для развития равновесия
1. Выполняются прыжки с определенным заданием:
А) Выполняются прыжки вперед, руки на поясе;
Б) Выполняются прыжки на одной ноге с продвижением вперед, руки произвольно;
В) Выполняются прыжки в полуприседе с продвижением вперед, руки произвольно.
2. И.п. – основная стойка. Правая нога поднята и вытянута вперед. Руки на поясе. Стоя на одной ноге, другой ногой провести круг, при этом поднятую ногу в колене не сгибать. Повторить упражнение с другой ноги.
3.Повторить упражнение № 2 с закрытыми глазами.
4.Прыжки со скамейки внутрь гимнастических обручей, разложенных вдоль скамейки на различном от нее расстоянии.
5. Ходьба по гимнастической скамейке, руки в стороны.
6. Ходьба по скамейке на носках, руки в стороны.
Подвижные игры для развития равновесия
В качестве организационно-методической формы, разносторонне воздействующей на координационную подготовку учащихся, можно рассматривать также подвижные игры.
«Стой!»
Подготовка. Игроки образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. Один из них - водящий - получает маленький мяч и выходит на середину круга.
Описание игры. Водящий сильно ударяет мячом о землю и на-зывает чей-нибудь номер. Вызванный бежит за мячом, а остальные играющие разбегаются в разные стороны. Вызванный - новый водящий, - схватив мяч, кричит: «Стой!» Все останавливаются и стоят неподвижно там, где их застала команда. Водящий стремится попасть мячом в ближайшего игрока, который может увертываться от мяча, не сходя с места (наклоняться, приседать, подпрыгивать и т.п.). Если водящий промахнется, то бежит за мячом опять, а все разбегаются. Взяв мяч, водящий кричит вновь: «Стой!» и старается осалить им кого-либо из играющих и т. д. Осаленный мячом игрок становится новым водящим, играющие окружают его, и игра начинается сначала.
Правила. 1. По команде «Стой!» никто не имеет права сходить с места. 2. Пока водящий не взял мяч, играющие могут перемещаться по площадке как угодно.
«Море волнуется»
Подготовка. Выбирается водящий. Дети становятся вокруг.
Описание игры. Когда водящий произносит слова «море волну-ется - раз, море волнуется - 2, море волнуется - три» дети разбегаются и резвятся на площадке как волны. После слов водящего «морская фигура на месте замри!» они замирают в том положении, в каком их застали слова ведущего и стоят неподвижно. Кто шелохнется, становится водящим.
«К флажку»
Подготовка. Посредине зала ставится стойка с флажком. Играющие выстраиваются полукругом. Каждый из них должен иметь при себе повязку для завязывания глаз.
Описание игры. По сигналу играющие завязывают себе глаза. Руководитель игры произносит разные команды: «Направо!», «Налево!», «Кругом!» и т. и. Все выполняют эти команды. Как только руководитель даст команду «К флажку шагом марш!», все начинают двигаться к флажку шагом под счет руководителя, не снимая повязок с глаз. Через несколько шагов руководитель произносит команду «Стой!», после которой играющие останавливаются и снимают повязки с глаз. Выигрывает участник, подошедший к флажку ближе других. Передвигаться и останавливаться можно несколько раз, но только по сигналу руководителя.
Правила. 1. Нельзя снимать повязку с глаз и подглядывать до команды «Стой!». Подглядывавший во время передвижения выбывает из игры. 2. Участник, не выполнивший команду, выходит из игры. 3. К флажку можно двигаться только шагом под счет руководителя. 4. Руководитель должен находиться в стороне от флажка и при подаче команд передвигаться для того, чтобы играющие не могли ориентироваться по слуху.
«Ориентировка по слуху»
Подготовка. Игра проводится на большой площадке. Играющие выстраиваются в одну шеренгу или полукругом с интервалами между ними в 2-3 шага. Каждый завязывает себе глаза повязкой. Руководитель игры встает в 80-100 м от играющих.
Описание игры. Руководитель подает свистком сигнал. Все играющие с завязанными глазами начинают двигаться в том направлении, откуда послышался сигнал (1 свисток), стремясь подойти ближе к руководителю.
По второму сигналу (2 свистка) все останавливаются, а руководитель переходит на новое место и опять дает сигнал (1 свисток). Все двигаются в новом направлении. Руководитель переходит с одного места на другое 2-3 раза и тем самым меняет направление движения играющих. В заключение руководитель подает сигнал об окончании игры - длительный свисток, после чего все останавливаются и снимают повязки с глаз. Выигрывает тот, кто ближе всех подошел к руководителю.
Правила. 1. Каждый передвигается самостоятельно. Нельзя объединяться в пары, тройки. 2. Запрещается снимать повязки и подглядывать до заключительного сигнала. 3. Передвигаться можно только ша-гом. 4. Участники, допустившие одну из ошибок, выбывают из игры.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.