Развитие беглого и осознанного чтения
Оценка 4.7

Развитие беглого и осознанного чтения

Оценка 4.7
doc
20.07.2020
Развитие  беглого  и  осознанного  чтения
РАЗВИТИЕ БЕГЛОГО И ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ.doc

 

                Развитие  беглого  и  осознанного  чтения

 

    Чтение  играет  огромную  роль  в  образовании, воспитании  и развитии человека. Это  инструмент  приобщения  ученика  к  художественной  и  научно- популярной  литературе, к периодике. Это  универсальный  способ  развития  познавательных  и речевых  способностей  ребёнка,     его  творческих  сил,  мощное  средство  воспитания  нравственных  качеств  и  развития  эстетических  чувств.

       Тема  моего  самообразования  «Развитие  беглого  и  осознанного  чтения».

Цель  данной  работы :

    Сформировать  младшего  школьника  как  сознательного  читателя, владеющего  прочными  навыками  чтения(на  уровне  данного  возраста ).

Задачи:

1.    Сформировать  у  учащихся  навык  чтения  на  уровне,  позволяющем  осваивать  систематические  курсы  в  среднем  звене  школы.

2.    Развивать  интерес  к  чтению, расширять  круг  чтения  младшего  школьника, его  начитанность.

3.    Научить  полноценно,  воспринимать  художественные  и  научно- познавательные  тексты  в  их  специфике, а  также  работать  с учебной  и  детской  книгой.

4.    Воспитывать  средствами  чтения  у  ребёнка  гражданские чувства  и  активное  отношение  к читаемому.

    Тема  самообразования «Развитие  беглого  и осознанного  чтения»  включает  в  себя  следующие  компоненты:

1.    Способ  чтения.

2.    правильность  чтения

3.    Скорость, или  темп  чтения.

4.    Выразительность  чтения.

5.    Понимание  прочитанного.

    Для  отработки  этих  компонентов  использую  следующие  группы  упражнений:

 

1.    Развитие  речевого  аппарата.

2.    Упражнения , вырабатывающие  внимание  к  частям  слова       и  к  самому  слову, являющиеся  предпосылкой  правильности  чтения..

3.    Упражнения,  развивающие  поле  ясного   видения.

4.    Упражнения, развивающие  скорость  чтения  вслух  и  про  себя, умение  угадывать  последующий  текст.

5.    Упражнения,  вырабатывающие  выразительность  чтения.

 

   Как  же  научить  детей  читать? А тех,  кто  уже  умеет,  научить  читать  без  ошибок. Для  этого  я  использую  ряд упражнений.

Начинаю  с  упражнений  на развитие артикуляционной  подвижности  речевого  аппарата.

Упражнения  этой  группы  можно  выполнять  поэтапно.

1 – этап. Использование  чистоговорок  и скороговорок  на  слух..

                Их  используем  для  развития  голосового  аппарата (произносим  громко, тихо, шёпотом), темпа  речи (произносим  быстро, умеренно, медленно).

Например, чистоговорки :

a.     Со-со-со – у  Вовы  колесо.

Цы- цы-цы- поспели  огурцы.

            б    Самолёт  взлетает  у-у-у.

                   Ползёт  змея ш-ш-ш.

            в    Синицы – весёлые  птицы.

                   У осы  не  усы, а  усики.

     2 –й  этап. 1.Работа  с  отдельными  звуками.

а)     Работа  с  основными  гласными  А, О, У, Ы, И, Э –

            -по порядку, 

             -вразброс

            - справа  налево  и  наоборот.

    б)  составление  сочетаний:

   а                                                                  о

                у                                                                  и

      о        и          и                                         а           ы          у

  ы                                                                  у

   э                                                                  э

Сначала  читаем  с  О,  затем  с  И:

О – а                      и – а

О -     у                   и – у ….      И  наоборот

А  - о                   И – а

У – о                   И – у …

 

в) Чтение  гласных  с  обращением  внимания  на  ударение:

       АОУИ                              АОУЫИЭ

       АОИУ                              АОУИЫЭ

       АИОУ                               АОУИЫЭ

Читаем    громко,  тихо,  шепотом;

 Читаем  быстро, умеренно, медленно.

 

г)  После  отработки  чтения  гласных, включаю  сочетания  согласных.

При этом  чётко  произносим  каждый  звук, а затем  читаем  как  можно  быстрее.

                   ЗСШ                                             ДТП

                   ЗСЖ                                              ПБД

                   ЖСШ                                            БДТП

                  ЖСШЗ                                           ПТДБ

   3 –й этап.  Чтение  слогов  таких  структур – СГ, ССГ,  СССГ.

a)      БА – БО – БУ – БЫ - ….

ВА – ВО – ВУ – ВЫ -    

   Такую  разминку  провожу  с помощью  алфавита. К каждому  согласному  присоединяю  гласную  и  наоборот.

 

              б)  СТР

                    ВТР                  А     (таблица)

                    КТР

   4 – й этап.  Чтение  чистоговорок.

Троекратное  повторение  слога  в  начале  чистоговорки  помогает  правильно  произнести  в  конце  фразы:

   а)  Шо –шо –шо – всё  будет  хорошо.

              Чтение  шепотом  и  медленно

              Чтение  тихо  и  умеренно

              Чтение  громкое и умеренное.

  б)  Усложнённые  чистоговорки:

    прица – приуца – прюца – улыбаются, смеются.

 

  5 – й этап.  Чтение  скороговорок.

 Сначала  дети  читают  цепочеи  слов,

Например:  греч, грач, сургуч, горяч,

 Затем  чтение  скороговорок:

Грек  в  грелке  гречку  грел.

 

 

 Упражнения  на  увеличение  поля  зрения.

Работу  над  увеличением  поля  зрения  начинаю  в  букварный  период.  Работа  над этим  проходит  по таблицам.

1.    Чтение  по  таблице  основных  гласных.

    Смотрим  внимательно  в центр  (В  точку, среднюю  линию). Не  отводя  взгляда, назови  буквы,  спускаясь  вниз:

                    А        О

                 И                Ы

              Е                       Ё

          Я                              Ю

2.    Чтение  по  таблице  согласных:

           Б              В

         Г                    Д

       Ж                        Ш

3.    Далее  читаем  слоги,  не  отводя  взгляд  от  центра  (средней  линии),  соедини  их  в слова:

Ми             ша                                    стра         на

               Ди                      ма                         встре                    ча

            Ро                              ман              …                                   …

 

 

               4.Чтение  слов  по  этой  же  схеме:

             ужи             уши

        косы                       козы

   ветер                                  вечер

палка                                          галка

   После  чтения   этих  слов  предлагаю сравнить  их.  Чем  похожи  и  чем  отличаются  эти  слова.

             

               5    Образование  из  слогов  слов.

      а)       ПАЛЬ                            ПОЛЬ

             ЛЕ                  ТО           ПОР

 

    б)            …                     …

                              чай

                   …                     …

 

в)   Словесные  лесенки.

         Ма                                    ро

         мал                                 рок

          марка                             роса

         маркиз                           роман

     Эту  работу  использую  на уроках  русского  языка:

Но                                а) Читаем

Нож                             б) Какие  правила  вы  встретили?

Ножи                           в) Подбери  свои  слова  на  это правило.

Ножик

    Здесь  же  использую  кроссворды  в  виде  лесенок

           ЧА_

           ЧА_ _

           ЧА _ _ _

г) Использую  метод  таблиц  со  средней  линией  при  переходе  к  чтению  произведений.  Слова  беру  из  текстов     (которые  трудно  прочитать) сказок, стихов, рассказов  для  облегчения  чтения  и  видения  следующей части  слова.

   Например:          зачер          стветь

                        распустив            шийся

                            почувст          вовали

              а) читаем

             б)    читаем  с  ударением

            в) объяснение  значения  слова.

 

Упражнения,  вырабатывающие  внимание  к  частям  слова  и  к   самому  слову.

Для  вырабатывания  внимания  я  использую  такие  упражнения:

1)   Я  буду  называть  слова, если  услышите  звуки  (М)  (М) – хлопаете  в  ладоши.

       Мама, клей,  мир,    Маруся, ручка,  

2)   Я  назову  слово  по звукам,   а  вы  догадайтесь, что 

это  за  слово:

(Д)   (О)   (М)                          (К)  (О)   (Ш)  (К)  (А)

3)   Найди  лишнее  слово:

-         быстро  читаем

-         называем  лишнее  слово,  почему?

Тематика  различна:  животные,  мебель,  глаголы,  прилагательные,  и  т.д.

4)   Задания  на  развитие  внимания  к  частям слова:

a)    Чтение  лесенок  слов  с  различными окончаниями. На уроках  русского  языка:

-         читаем

-         разбираем  по  составу.

 

ВОДА                        БЕЛЬЁ

ВОДИЦА                  БЕЛЫЙ

ВОДНЫЙ                 БЕЛИЗНА

          б)  чтение  слов  с  разным  корнем:

               РОЗОЧКА               ВАЗА

               ВАЗОЧКА              ГРОЗА

               КОЗОЧКА              ПРОЗА     

5)   Упражнения в преобразовании  слов:

a)    Лишняя  буква  (какое  слово  спряталось):

                                          СТОЛБ        СТОЛ

                                          ГРОЗА         РОЗ

б) Добавь  букву:

 

                               ЛЁН – КЛЁН

                               ПАР – ПАРК

                               

 в) Замени  букву:

        

                             РОСА -  КОСА

                             ТОЧКА  - ДОЧКА – ПОЧКА

 

г) Из  слова -  слово:   ВОЛОС – СЛОВО

                                       ПИОН – ПОНИ

д) Собери   слово:       

                                         Д Е В Д Ь Е М

                                           У С Г Ь

е)  Различные ребусы

 

 Развитие  скорости  чтения. Для  развития  скорости  чтения  предлагаю детям  такие  виды  упражнений:

4.    упражнение  «Фотоглаз»:

a)     Сначала  со  слогами:

КУ  РО  СА  ТО   ВИ

                        б) Потом со словами:

                         кот,  речь,  мышь,  крот.


Развитие беглого и осознанного чтения

Развитие беглого и осознанного чтения

Упражнения , вырабатывающие внимание к частям слова и к самому слову, являющиеся предпосылкой правильности чтения

Упражнения , вырабатывающие внимание к частям слова и к самому слову, являющиеся предпосылкой правильности чтения

А - о И – а

А - о И – а

Например: греч, грач, сургуч, горяч,

Например: греч, грач, сургуч, горяч,

Словесные лесенки.

Словесные лесенки.

Найди лишнее слово: - быстро читаем - называем лишнее слово, почему?

Найди лишнее слово: - быстро читаем - называем лишнее слово, почему?

Развитие скорости чтения

Развитие скорости чтения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.07.2020