Экологическое воспитание - новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. В классической экологии основными понятиями являются: взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания: функционирование экосистемы - сообщества живых организмов, проживающих на одной территории и взаимодействующих между собой.
Оба понятия могут быть представлены дошкольнику в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка. Тем самым стать основанием развивающего взгляда на природу и отношения к ней.
Экологическое воспитание и образование предусматривает:
· формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество;
· понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости;
· выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой;
· развитие эмоционально-положительного отношения к природе.
Актуальность работы состоит в том, что ознакомление дошкольников с растительным и животным миром родного края, явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, есть формирование начал экологической культуры.
Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Объектом исследования является - экологическое воспитание детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр и экскурсий.
Для осуществления данной цели ставятся следующие задачи:
· сформулировать и проанализировать суть понятий «экологическое воспитание дошкольника», «игровая деятельность детей дошкольного возраста»;
· рассмотреть основные методы и изучить структуру проведения занятий с дошкольниками по их экологическому воспитанию;
· выявление уровня экологической культуры - реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя;
· составить методический материал, а именно разработать конспект дидактической игры по экологическому воспитанию дошкольников.
Для реализации целей и задач работы предусматривается следование принципам: системности, сезонности, возрастной адресности, интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Особое внимание при работе с детьми следует уделить воспитанию бережного отношения к природе, формированию умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.
Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие, сущность и содержание экологического воспитания дошкольников
Ознакомление дошкольников с природой - это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы.
Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников - умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.
Экология - наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, где они обитают.
Термин "экологическое воспитание" появился в педагогической науке сравнительно недавно, но проблема взаимодействия человека и окружающей среды, природы с различных точек зрения рассматривалось на протяжении всей истории педагогической мысли.
Соотношение понятий "образование" и "воспитание" остается в педагогике дискуссионной проблемой. На уровне целенаправленных педагогических воздействий "экологическое образование" и "экологическое воспитание" - равноценные и самоценные категории, имеющие свою специфику и играющие особую роль в развитии экологической культуры личности.
Современная педагогическая наука полагает, что "экологическое воспитание - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии".
Понятие экологической культуры соединяет в себе:
· знание основных законов природы;
· понимание необходимости считаться с этими законами и в ознакомлении с родной природой, руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности;
· стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования;
· выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей.
Таким образом, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно - волевые аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности.
Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовность к деятельности, а также владение практическими действиями, согласующимися с требованиями разумного, бережного отношения к природе.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования.
Поэтому перед педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры.
Экологическая культура включает в себя следующие компоненты:
· экологические знания и умения;
· экологическое мышление;
· ценностные ориентации;
· экологически оправданное поведение.
Итак, в основе экологического воспитания - адаптированные на школьный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.
Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры - базисные качества человеческого начала в человеке.
Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности - природе, «рукотворном мире», окружающих людях и себе самом - это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.
Игры в лесу, на лугу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний.
Ознакомление дошкольников с природой - это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы.
Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников - умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.
1.
2. Концепция экологического воспитания дошкольников
Концепция экологического воспитания дошкольников - это первая попытка сформулировать основные идеи и положения нового направления дошкольной педагогики.
Концепция позволяет определять перспективы его развития, создавать конкретные программы и технологии, организовывать практическую деятельность различных дошкольных учреждений.
Как начальное звено, экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны - работники сферы дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления.
Таким образом, концепция экологического воспитания дошкольников - это первая попытка сформулировать основные идеи и положения нового направления дошкольной педагогики.
Концепция позволяет определять перспективы его развития, создавать конкретные программы и технологии, организовывать практическую деятельность различных дошкольных учреждений.
Содержание экологических знаний охватывает следующий круг:
· связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессы роста и развития;
· многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;
· человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;
· использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.
Первая и вторая позиции - это классическая экология, ее основные разделы: аутэкология, рассматривающая жизнедеятельность отдельно взятых организмов в их единстве со средой обитания, и синэкология, вскрывающая особенности жизни организмов в сообществе с другими организмами на общем пространстве внешней среды.
Третья позиция позволяет познакомить детей с группами живых организмов - сформировать первоначальные представления о некоторых экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них.
А также внести понимание единства в многообразие форм живой природы - дать представление о группах сходных растений и животных, которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде. У детей закладываются понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни.
Четвертая позиция - это элементы социальной экологии, позволяющие продемонстрировать на некоторых примерах потребление и использование в хозяйственной деятельности природных ресурсов (материалов).
Ознакомление с этими явлениями позволяет начать вырабатывать у детей экономное и бережное отношение к природе, ее богатствам.
Все обозначенные позиции содержания экологических знаний для детей дошкольного возраста согласуются с содержанием общеобразовательной области «Экология», представленной в Концепции общего среднего экологического образования. Этап дошкольного детства можно рассматривать в плане ее пропедевтики.
1.
2. Экологическое воспитание, как приоритетное направление в работе с дошкольниками
В педагогической науке существуют два разных термина: «экологическое воспитание» и «экологическое образование». Первое невозможно без второго, и поэтому образование должно развиваться в контексте воспитания, тем более, что знания сами по себе еще не определяют направленность деятельности человека.
Сущность экологического образования и воспитания заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир, в ничем незаменимую ценность и красоту; понимании, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле; диалектической неразрывности и взаимообусловленности природы и человека.
Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
В дошкольном детстве преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе.
Комнатные растения и растительность на улице (возле дома, на участке детского сада), домашние и декоративные животные, птицы и насекомые, обитающие повсеместно, могут быть представлены ребенку с экологических позиций - в их непосредственном взаимодействии со средой обитания.
Взрослый ставит цель показать это взаимодействие и прослеживает с дошкольниками: что составляет условия жизни растений и животных, как они взаимодействуют с этими условиями.
Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.
Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказаны многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями.
Первым звеном в системе экологического образования является дошкольное. Именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребёнка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Для обеспечения качественного уровня экологического воспитания в детском саду необходимо, чтобы педагоги овладевали новыми формами работы, использовали в практической деятельности с детьми разнообразные методы и приёмы.
Творческие педагоги находятся в поиске современных технологий по экологическому образованию дошкольников.
1.4. Использование дидактических игр в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста
Реализация экологического воспитания дошкольников возможна посредством соответствующих методов воспитательно - образовательной работы с детьми. Специалисты по дошкольной педагогике подразделяют методы обучения на словесные, наглядные и практические.
В понятие "педагогический метод" вкладывается более широкий контекст - не только обучение, но и организация других видов деятельности, в которых взрослый оказывает на ребенка воспитательное воздействие.
В зависимости от этапа формирования у детей знаний и навыков выделяют методы прямого воздействия (показ, объяснение и пр.), методы опосредованного воздействия, когда дети проявляют самостоятельность, и методы проблемного воспитания и обучения, когда дошкольникам предоставляется возможность самостоятельно изыскивать способы решения познавательных, игровых и других задач.
В педагогическом процессе используются как традиционные методы, так и инновационные.
Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:
· наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр диафильмов о природе);
· словесные (беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов);
· практические (экологические игры, опыты, труд в природе).
Наряду с традиционными методами существуют и инновационные методы: использование элементов ТРИЗ.
На занятиях и в обобщающих беседах используются отдельные приемы мнемотехники – мнемотаблицы и коллажи. В старшей и подготовительных группах детям предлагаются кроссворды и позлы.
Но особо важное значение имеет использование педагогами таких методов, как игровое проблемное обучение и наглядное моделирование.
Игровая деятельность - символико - моделирующий тип деятельности, возникающий у ребенка на границе раннего и дошкольного возраста.
В основе игровой деятельности лежит использование игровых символов, выполняющих функцию замещения одного предмета другим; принятие на себя роли и выполнение игрового действия.
Виды игр: сюжетно - отобразительная, сюжетно-ролевая, игра-драматизация, режиссерская игра, дидактическая игра, традиционная (народная) игра.
Игровая деятельность выполняет такие функции:
· развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
· коммуникативную, освоение диалектики общения;
· самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
· игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
· диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
· функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
· межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
· функцию социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Принято различать два основных вида игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами.
Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.
Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других - иные.
Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания.
В этой классификации можно представить следующие типы игр:
· игры по сенсорному воспитанию;
· словесные игры;
· игры по ознакомлению с природой, и окружающим миром;
· по формированию математических представлений и др;
· иногда игры соотносятся с материалом;
· игры с дидактическими игрушками;
· - настольно-печатные игры;
· словесные игры.
Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры - особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя.
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Методы и формы реализации экологического воспитания
Реализация экологического воспитания дошкольников возможна посредством соответствующих методов воспитательно-образовательной работы с детьми. Специалисты по дошкольной педагогике подразделяют методы обучения на словесные, наглядные и практические.
В понятие "педагогический метод" вкладывается более широкий контекст - не только обучение, но и организация других видов деятельности, в которых взрослый оказывает на ребенка воспитательное воздействие.
В зависимости от этапа формирования у детей знаний и навыков выделяют методы прямого воздействия (показ, объяснение и пр.), методы опосредованного воздействия, когда дети проявляют самостоятельность, и методы проблемного воспитания и обучения, когда дошкольникам предоставляется возможность самостоятельно изыскивать способы решения познавательных, игровых и других задач.
Вводя понятие педагогического метода, исследователи концентрируют внимание на новых, специфических и значимых для дошкольного периода педагогических аспектах:
· продуктивном взаимодействии воспитателя и детей в любой совместной деятельности;
· сочетании в каждой деятельности образовательных и воспитательных компонентов в их органическом единстве и взаимном дополнении.
Построение методов экологического воспитания базируется на следующих принципиальных моментах:
1. учет специфики содержания экологического воспитания, исходящего из биоэкологии с ее центральным понятием взаимосвязи организма и среды;
2. подход к любой совместной деятельности как педагогическому методу, если эта деятельность:
· насыщена экологическим содержанием, позволяет решать задачи экологического воспитания детей;
· систематическая, регулярно повторяющаяся; планируется и организуется воспитателем;
· нацелена на достижение воспитательно-образовательного результата;
3) одновременном решении в деятельности воспитательных и образовательных задач и понимании их соподчиненности в экологическом воспитании.
В педагогическом процессе используются как традиционные методы, так и инновационные.
Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:
· наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр диафильмов о природе);
· словесные (беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов);
· практические (экологические игры, опыты, труд в природе).
Но особо важное значение имеет использование педагогами таких методов, как игровое проблемное обучение и наглядное моделирование.
Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.
Таким образом, реализация программы формирования у детей начал экологической культуры возможна лишь посредством соответствующих методов и форм воспитательно-образовательной работы.
В педагогическом процессе используются традиционные и инновационные методы.
2.2 Методика проведения дидактических игр с детьми дошкольного возраста
Для осуществления процесса ознакомления детей с природой наиболее целесообразным является организация игровой деятельности. В игре ребёнок накапливает знания, опыт ощущения, развиваются способности, формируются познавательные интересы. Игра для ребенка-это маленькая жизнь.
В процессе игры ребенок переживает эмоции, радость познания, красоту труда, природы, гордость за свой успех. Именно поэтому в дошкольной педагогике большое внимание уделяется играм, направленным на обучение, имеющим познавательный характер (дидактической игры).
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
В ней говорится, что с помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы: любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений. Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни.
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.
Дидактические игры следует отличать от собственно детских игр, в которых свободная игровая деятельность выступает как самоцель.
Специфическим признаком дидактической игры является её преднамеренность, планируемость, наличие учебной задачи и предполагаемого результата, которые могут быть обособлены, выделены в явном виде.
Дидактические игры ограничены во времени, в большинстве случаев игровые действия подчинены фиксируемым правилам, их педагогически значимый результат может быть непосредственно связан с созданием в ходе игры материальных продуктов учебно-игровой деятельности. Любая игра строится по определенной структуре.
В дидактической игре присутствуют все структурные элементы, характерные для игровой деятельности детей: названия, дидактическая задача, игровые действия, правила, оборудование, содержание (ход игры).
В дидактических играх дошкольников целесообразно использовать натуральные предметы природы: овощи, картинки с изображением овощей, муляжи. Проводить такие дидактические игры можно не только на занятиях, но и на прогулке. Дидактические игры помогают детям запомнить правильные названия объектов, усвоить их качества и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.
В дидактической игре познавательные задачи соединяются, игровыми, что и делает дидактическую игру особой формой обучения - легкого, быстрого и не преднамеренного усвоения детьми знаний. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игр, направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей.
Наиболее распространенными задачами являются: найти предмет по сходству, по названию, выявить характерные признаки объекта, узнать и назвать с помощью одного анализатора, сгруппировать предметы по внешнему признаку, найти овощ по описанию.
Интерес к игровой задаче, стремление выполнить её активизируется игровыми действиями. Обучение игровым действиям осуществляется через показ воспитателя.
По своей сложности игровые действия различны и обусловлены уровнем познавательного содержания, игровой задачи и возрастными особенностями детей. В играх дошкольников игровые действия одинаковы для всех детей, участвующих в игре. Так, например, в игре «Письмо от Лесовичка» все дети выполняют одно и тоже игровое действие – складывают тропинку из камней, аналогичную показанной воспитателем.
Элементами дидактической игры экологического содержания является задача обучения правилам, а также характер и способ игровых действий, важно организовать и регулировать поведение детей и их взаимоотношение в игре. Наличие правил в игре требует от ребёнка проявления эмоциональных усилий.
В результате этого развивается способность управлять своими действиями, согласовать их с действиями других играющих. Вводя в игру правила, необходимо помнить, что их не должно быть слишком много, так как это может снизить интерес к игре и даже разрушить её.
Таким образом, правила являются важным структурным компонентом, соблюдение которого способствует поддержанию интереса к игре. Не менее важным структурным элементом, является оборудование.
Подбор оборудования для дидактической игры экологического содержания зависят от её вида.
Для проведения дидактических игр с природным материалом в качестве оборудования используется различный природный материал, который способствует усвоению знаний о разновидности овощей, особенностях их внешнего вида.
Оборудованием для настольно-печатных игр могут послужить всевозможные картинки с изображением овощей, карточки с растениями, животными, птицами, насекомыми, карточки - таблицы, перфокарты для проверки, фишки.
Словесные дидактические игры не требуют специального оборудования, хотя, учитывая принцип наглядности, в них также можно использовать наглядный материал.
Структурным элементом дидактической игры является ход игры, в котором описывается её содержание и последовательность игровых действий.
Играя, в дидактические игры экологического содержания, ребёнок не только получает знания об окружающей среде, но и учится любить природу, видеть её красоту, понимать, что в ней всё взаимосвязано, а нарушение этих связей может причинить ей боль и привести к непоправимой беде.
Дидактические игры можно использовать в различных процессах, как в групповом помещении, так и на улице.
Широкое использование дидактических игр дает возможность воспитателю учить детей анализировать окружающий мир и, следовательно, развивать их мышление в процессе знакомой, доступной, приятной им деятельности.
Дидактические игры, применяемые на занятиях, помогают детям запомнить правильные названия предметов, усвоить их качества и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе. Если во время занятия воспитатель осуществляет, так называемое, прямое обучение, то в дидактической игре познавательные задачи соединяются игровыми, что и делает дидактическую игру особой формой обучения-легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний.
При использовании дидактической игры воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам:
1. Опираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия;
2. Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям;
3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;
4. Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;
5. Конкретно и четко объяснять правила.
2.3 Игра-путешествие как средство развития экологических представлений дошкольников о многообразии живой природы
Игра - путешествие как средство развития экологических представлений дошкольников о многообразии живой природы Огромное значение в работе с дошкольниками имеет игра. Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процесс познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы игр-путешествий.
Игра-путешествие - это коллективное творческое дело, участники которого делятся друг с другом своими знаниями, впечатлениями, предложениями о той или иной стороне окружающей жизни.
Цель игры-путешествия усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание на то, что находится рядом, но не замечается ими.
Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное.
Назначение игры-путешествия, то есть её «полезность» просматривается как:
· социокультурное;
· саморегулирующее;
· коммуникативное;
· диагностическое;
· развлекательное.
Игра-путешествие применима для детей любого возраста, так как, она даёт возможность объединить разные виды деятельности: познавательную, игровую, поисковую, трудовую, художественную, спортивную, деятельность общения и т.д. Она может познакомить детей друг с другом, с разнообразными видами деятельности или с формами подведения итогов чего - либо (проверить знания, умения, навыки).
Игра-путешествие - не просто созерцание какого-либо действа со сцены, а передвижение, чередование различных видов деятельности. Именно эта «подвижность» игры нравится детям.
Изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями.
Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.
Обладая специфическими особенностями (сочетание познавательного и занимательного начал), экологические игры-путешествия предоставляют детям возможность оперировать заключёнными в их содержании знаниями, способствуя, таким образом, уточнению, закреплению и обобщению полученных ранее знаний и расширению кругозора.
Экологические игры-путешествия помогают ребёнку увидеть неповторимость и целостность не только определённого живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами.
В процессе общения с живой природой в игровой форме формируется эмоциональная отзывчивость детей, желание активно беречь и защищать окружающую природу, т.е. видеть природу во всём многообразии, относиться бережно и гуманно к животным.
Созидать необходимые условия для нормальной жизнедеятельности растений, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность бережного отношения к природе. В играх-путешествиях заложены большие возможности развития экологических представлений о многообразии живой природы.
Удовлетворять детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное усвоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет именно игра.
Весь сложный комплекс практических и умственных действий выполняется ребёнком в игре неосознанно как процесс преднамеренного обучения - ребёнок учится играя.
В заключение следует отметить, что проблема игры во всестороннем развитии личности ребёнка рассмотрены как в истории педагогики, так и в современных исследованиях, достаточно глубоко и разнопланово.
Игры экологического содержания эффективно влияют не только на формирование элементарных экологических представлений, но и способствуют эффективному развитию мотивационной, эмоциональной и нравственной сферы ребёнка.
Именно такие игры-путешествия сопровождаются положительными эмоциями, являются своеобразной формой отношения ребёнка к тому содержанию, которое в ней воплощается.
Вместе с тем следует отметить, что это направление в исследовании игры требует продолжения работы.
Требует дальнейшей разработки содержание игр, направленных на познание многообразия живой природы.
Таким образом, огромное значение в работе с дошкольниками имеет игра.
Игра - это ведущая деятельность дошкольного периода, и под её влиянием формируется личность ребёнка.
Игра-путешествие – комплексная форма организации деятельности детей, так как решает целый ряд педагогических задач: образовательных, воспитательных, развивающих.
В системе работы по экологическому воспитанию с детьми дошкольного возраста особое значение имеют игры с экологической направленностью, которые можно рассматривать как важное средство формирования элементарных экологических знаний и экологической культуры в целом.
Экологические игры-путешествия могут проходить по следующей типологии:
· по станциям природы;
· сюжетно-ролевая игра-путешествие;
· игры-путешествия на участке;
· игры-путешествия в гости к животному уголку, комнатным растениям;
· игры-путешествия с экспериментом.
В процессе игр-путешествий дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них экологические представления о многообразии живой природы, в игровой форме формируется эмоциональная отзывчивость детей, желание активно беречь и защищать окружающую природу, т.е. видеть природу во всём многообразии, относиться бережно и гуманно к животным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На этапе дошкольного детства у детей складывается начальное представление об объектах окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Экологическое воспитание - целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умение и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом.
Эффективная реализация экологического воспитания ведет к формированию у личности экологической культуры.
Понятия "экологическое воспитание" и "воспитание экологической культуры" ученые считают возможным рассматривать как тождественные при условии установки экологического воспитания на развитие экологической культуры.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
· воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
· формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
· развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
· участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Положительный эффект экологического образования зависит от форм и методов, которые использует воспитатель.
Тем более, экологическое образование находится на стадии становления и неопределенны содержание, формы, методы.
Из этого следует, что воспитатель часто руководствуется своим выбором, поэтому одной из форм экологического образования дошкольников может выступать дидактическая игра.
Сущность игры заключается в том, что дети открывают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношения взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, поэтому дидактические игры могут быть использованы как средство обучения.
Предложенная дидактической игры по экологии «Письмо от Лесовичка», поможет расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М, 1997.
2.Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. – 2005, N 7. С. 2-5; N 11. - с. 51-54. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. - 2002. - N 5. - с. 80-82.
3. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 36-42.
4.Барсукова Л.С. Теоретические и методологические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Учебное пособие. / Москва 2014г. С.198.
5.Бачурина В. Развивающие игры для дошкольников / Вероника Бачурина. – М. ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2007. – 176 с. – (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»
6.Богусловская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры. М., 2013г. – 301с.
7.Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. – М, 2002. – с. 56.
8. Вербицкий А.А. Игровое моделирование: Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. – Новосибирск, 2006. – 145 с.
9.Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004.- N 7. - с. 45-49.
10. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 7. - с. 31-34.
11.Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 3-9
12. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.
13.Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. – 2006. - N 3. - с. 10-12.
14.Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 5. - с. 70-73.
15.Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.
16.Кузнецов В.Н. Программы: Экология.- М.: Просвещение, 2006.–176 с.
17.Левитман М.Х. Экология - предмет: интересно или нет? - СПб.: СОЮЗ, 2006. – 282 с.
18.Крылова, В. И. Опыт работы по использованию развивающих игр в работе с детьми дошкольного возраста// Дошкольная педагогика.- 2007.- №1.- С. 15-16.
19. Кондратьева Н.Н. "Мы" - Программа экологического образования детей – С-Пб: Детство-пресс, 2003. - 240 с.
20.Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой. – С-Пб.: Детство-пресс, 2003. - 319 с.
21. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. – с. 119.
22.Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.
23.Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 5. - с. 26-34.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Конспект дидактической игры по экологии «Письмо от Лесовичка»
Цель:Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.
Практическая значимость игры заключается в том, что дети в процессе трудовой и познавательно-исследовательской деятельности овладевают умением оказывать помощь нуждающимся в трудный период.
Задачи образования:
· развивать познавательный интерес к миру природы;
· формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
· обобщить представления детей об элементарных предметных понятиях: «природа», «живое», «неживое»;
· воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
· предупреждать утомляемость детей.
· активизировать словарный запас: природа, пожар, птицы, помощь, вырабатывать силу голоса, умение говорить «громко – тихо».
· Сформировать навыки коллективного общения (коллективные игры, правила добрых взаимоотношений) ;(Социально-коммуникативное развитие).
Задачи воспитания:
· формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
Задачи развития:
· Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
Планируемые результаты:
Дети будут принимать активное участие в ходе непосредственно образовательной деятельности, уметь формулировать ответы на вопросы педагога, владеть диалогической формой речи, эмоционально реагировать на литературное произведение, активно и доброжелательно вести себя в процессе коллективной деятельности.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие , Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие.
Материалы и оборудование:
· Аудио запись голоса птиц;
· Магнитофон с флеш - картой;
· Конверт с письмом, макет муравейника, камни (из бумаги) , мусорные пакеты, грамзапись шума леса, голосов птиц.
Виды детской деятельности в игре:
Игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, чтение (восприятие) художественной литературы, двигательная, музыкально – художественная, продуктивная, трудовая.
Ход игры:
Звучит музыка.
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, что такое природа?
Дети: Природа – это все то, что нас окружает и не создано руками человека.
Воспитатель:Правильно. А Вы знаете как себя надо правильно вести на природе?
Дети: Нельзя рвать цветы, топтать траву, обрывать с деревьев листву. В лесу ходить лишь по тропинке. Не мять зеленую былинку, животных надо охранять, гнезда птиц не разорять.
Воспитатель: Ребята, что это такое? Да, нам в детский сад пришло письмо (показываю конверт)
Читаю: «Здравствуйте ребята. Меня зовут Лесовичок. Я живу в лесу, охраняю деревья, цветы, травы, птиц и животных. Ведь есть такие люди, которые, отдохнув в лесу, могут оставить незатушенный костер и может случиться пожар. А некоторые оставляют после себя мусор. Но приходят в лес и хорошие люди: собирают ягоды, грибы, травы, слушают пение птиц. И моем лесу случилась беда- пришли какие-то люди, оставили после себя мусор, разорили муравейник, затоптали их тропинки. Помогите лесу.»
Воспитатель: поможем им?
Как же нам попасть в этот сказочный лес?
На чем мы можем туда добраться?
Дети: (дети называют)
Воспитатель: Да, лес далеко.
И транспорт нам нужен необычный. Давайте полетим на воздушном шаре, сделаем его сами.
Физминутка:
Шар воздушный надувайся, в путь дорогу собирайся,
Ждет волшебная страна, надо нам попасть туда.
Мы к друзьям своим летим, помощь оказать хотим.
Вот и прилетели!
Воспитатель: Ребята, посмотрите. Перед нами полянка, оставленная людьми после отдыха. Отдыхать, конечно, надо. Поиграть и порезвиться, и наесться и напиться. Но что это? Посмотрите, муравейник.
Ой, беда, беда, беда
Пропала муравьиная нора,
На муравейник кто-то наступил,
Потом камнями завалил!
Воспитатель: Ребята, давайте муравьям поможем, камни снова на тропинку сложим. Нужно разложить камни и посчитать их.
Задание №1
(дети берут «камни», складывают тропинку)
Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли муравьям восстановить тропинку. А давайте поставим знак около муравейника ( ставят знаки и объясняют).
(Дальний конец зала, оформленный как лес - ёлочки, грибочки, травка, цветочки, под деревьями можно посадить игрушечных лесных зверят, повсюду разбросан мусор – пластиковые бутылки, пакеты, бумажки, жестяные банки).
Воспитатель: Вот мы и попали с вами в лес. Он и правда печальный какой-то стоит. Птички не поют, листочки на деревьях не шелестят, кузнечики не стрекочут. Что же с ним случилось, ребята, как вы думаете? Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Люди на природе отдыхали,
Веселились, загорали.
И не думая, бросали
И обертки от конфет,
И разорванный пакет,
И коробочки от сока,
От банана кожуру,
От орехов скорлупу.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, можно ли бросать и оставлять мусор в лесу? Почему?
Дети: Да
Воспитатель: Да, мусор содержит вредные вещества для здоровья человека и окружающей среды. Особенно опасным для человека является битое стекло. А как мы можем помочь лесу?
Дети: (собрать мусор).
Воспитатель: А куда же нужно выбрасывать мусор?
Дети: (дети отвечают)
Воспитатель: У меня есть контейнеры для мусора – для бумаги, пластика, жестянок. Давайте рассортируем мусор.
Дети: (удирают мусор по ящикам)
Воспитатель: Давайте здесь поставим специальный знак. Он предупреждает о том, что в лесу нельзя оставлять мусор.
Дети: (Дети ставят знак в лесу. Слышен звук леса).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Лес стал чистым, воздух свежий. И Лесовичок будет рад. Пришло время возвращаться.
Воспитатель: Вот мы и вернулись в группу. Любуясь красотой природы, человек становиться лучше и добрее. Природа учит человека мудрости, труду, терпению, справедливости, чистоте, скромности доброте и крепкой дружбе. Берегите все, что есть на земле. Чтобы быть другом природы, человек должен быть добрее. А быть добрым помогает улыбка ласковому ветерку, цветам, солнышку, друзьям. Бабочкам и птицам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.