Развитие элементарных математических
представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного
развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное
учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет
важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и
своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность
его дальнейшего обучения.
Актуальность
Математика обладает уникальным
развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в
порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения,
эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Изучив литературу по педагогике, я пришла к
выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя
дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения.
Поэтому, для углубленного изучения я и
выбрала тему: «ФЭМП посредством дидактических игр».
Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: организовать
работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными
требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания,
воображения, логического мышления.
Для достижения поставленной цели я
обозначила следующие задачи:
-приобретение знаний о множестве, числе,
величине, форме, пространстве и времени как основы математического
развития
-формирование широкой начальной ориентации в количественных,
пространственных и временных отношениях окружающей
действительности;
- формирование навыков и умений в счете,
вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных
умений;
- овладение математической
терминологией;
- развитие познавательных интересов и
способностей, логического мышления, общее развитие ребенка
- формирование простейших графических умений и
навыков;
- формирование и развитие общих приемов
умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.);
Образовательно - воспитательный процесс по
формированию элементарных математических способностей я выстраиваю с
учётом следующих принципов:
1) Доступность - соотнесение содержания,
характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности
детей.
2) Непрерывность - на сегодняшнем этапе
образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес
к постоянному пополнению своего интеллектуального
багажа.
3) Целостность- -формирование у дошкольников
целостного представления о математике.
4) Научность.
5) Системность – этот принцип реализуется
в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в
различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
6) Преемственность - обучение продолжается в
начальной школе.
Для развития познавательных способностей и
познавательных интересов у дошкольников я использую следующие инновационные
методы и приемы:
• элементарный анализ (установление
причинно-следственных связей);
• сравнение;
• метод моделирования и конструирования
• решение логических задач;
• экспериментирование и опыты
· воссоздание и преобразование
· информационно коммуникативные технологии
· здоровьесберегающие технологии (
физминутки, динамические паузы, психогимнастики, пальчиковые гимнастики в
соответствии с тематикой)
В зависимости от педагогических задач и
совокупности применяемых методов, образовательную деятельность с
воспитанниками я провожу в различных формах:
• организованная образовательная деятельность
(фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив;
интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг)
• демонстрационные опыты;
• сенсорные праздники на основе народного
календаря;
• театрализация с математическим содержанием;
• обучение в повседневных бытовых ситуациях;
• беседы;
· самостоятельная деятельность в
развивающей среде
Основной формой работы с дошкольниками и
ведущим видом их деятельности является -игра. Как сказал В. А.
Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра,
зажигающая огонек пытливости и любознательности. ”
Именно игра с элементами обучения, интересная
ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой
игрой и являются дидактическая игра.
Дидактические игры по формированию
математических представлений можно разделить на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествия во времени
3. Игры на ориентировку в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Главная особенность дидактической игры в
том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из
познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий,
игровых действий и организационных отношений.
1.К первой группе игр относится обучение детей
счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, я знакомлю
детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и
неравных групп предметов. Такие дидактические игры как "Какой цифры не
стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь
ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети
учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои
действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число",
"Число как тебя зовут?", "Составь цифру", "Кто первый
назовет, которой игрушки не стало?" развивают у детей внимание, память,
мышление.
2.Вторая группа математических игр (игры
– путешествие во времени) . Они служат для знакомства детей с днями недели,
названиями месяцев, их последовательностью.
3. В третью группу входят
игры на ориентирование в пространстве. Моя задача - научить детей
ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять
свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети
овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по
отношению к другому.
4. Для закрепления знаний о форме
геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга,
треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: "Какую геометрическую фигуру
напоминает дно тарелки?" (Поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.).
5. Любая математическая задача на смекалку,
для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную
умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в
активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым
развивая логическое мышление.
Работая углубленно в данном направлении ,
я всегда помню , что в дидактической игре математического направления
моя роль-роль воспитателя несравненно большая, чем в играх драгой
направленности. Именно Я- ввожу детей в ту или иную игру и
знакомлю их с методом ее ведения. Участвую в ней, веду ее так,
чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач.
Отбирая игры, я исхожу из того, какие
программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать
развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности.
Вначале я разбираю игру с точки зрения ее структуры:
дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие.
Забочусь о том, чтобы в избранной игре дети
закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали
игру в занятие или упражнение. Я детально продумываю, как, выполняя программную
задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребенку
активно действовать в игровой ситуации.
Я всегда помню, что руководство
дидактическими играми осуществляется в соответствии с возрастными
особенностями детей.
Работая с детьми младшего возраста воспитатель
должен сам включаться в игру. Вначале следует
привлекать детей играть с дидактическим материалом (башенки, кубиками).
Воспитатель должен вместе с детьми разбирать и собирать их, тем самым
вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, желание играть с
ним.
Дети среднего дошкольного возраста уже
имеют некоторый опыт совместных игр, но и здесь я- воспитатель
должна принимать участие в дидактических играх. Я являюсь учителем и участником
игры, учу детей и играю с ними, стремлюсь вовлечь всех детей, постепенно
подвожу их к умению следить за действиями и словами товарищей, т. е.
интересуюсь процессом всей игры. Подбираю такие игры, в процессе которых дети
должны вспомнить и закрепить определенные понятия. Задача дидактических игр
заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении
представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины,
пространственных отношений, звуков.
Дети старшего возраста в ходе
дидактических игр наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют
предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез,
делают обобщения.
Считаю – что дидактические
игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного
возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая
деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления
окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять
знания дошкольников, закреплять их представления
о количестве, величине, геометрических фигурах, учат
ориентироваться в пространстве и во времени.
А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической
игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была
не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы
общему развитию ребенка».
В своей работе применяю новаторские идеи
и педагогические технологии следующих авторов:
1.Т.И. Ерофеева «Математика для дошкольников»
2. З.А. Михайлова «Математика от 3 до 7».
3. Т.М. Бондаренко «Дидактические игры в
детском саду»
4. И.А. Пономарёва, В.А. Позина «ФЭМП»
5. В.В. Волина «Праздник числа»
Также условием успешной реализации
программы по формированию элементарных математических представлений
является организация предметно – пространственной, развивающей среды
в возрастных группах.
С целью стимулирования интеллектуального
развития детей мною был оборудован уголок занимательной
математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создан центр
познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой
занимательный материал: блоки Дьенеша, полочки Кюизенера, простейшие варианты
игр «Танграм», «Колумбово яйцо» , «Кубики и цвет» и т.д. Я собрала и
систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки,
задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы,
головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим
содержанием.
Организация развивающей среды осуществляется с
посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к
материалу, желание играть.
Для определения эффективности своей работы я
провожу педагогическую диагностику формирования элементарных
математических представлений посредством дидактических игр у детей среднего
дошкольного возраста.
Основная цель которой - выявить
возможности игры, как средства формирования усвоенного материала в
образовательной деятельности формировании элементарных математических
представлений у дошкольников.
Проведённая диагностика показала, что регулярное
использование в образовательной деятельности по ФЭМП системы специальных
игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных
возможностей и способностей, расширяет математический кругозор
дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество
математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно
ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и
активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Благодаря использованию продуманной системы
дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы,
дети усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и
утомительных занятий.
Я пришла к такому выводу, что большая часть
дошкольников имеет высокий уровень развития элементарных математических
представлений.
Я работаю в тесном сотрудничестве с
воспитателями и узкими специалистами ДОУ. Выступала на педсоветах и
семинарах, даю индивидуальные консультации, провожу открытые мероприятия
(ОД, праздники и развлечения, проекты),
провела мастер класс по данной тематике. Я рекомендую воспитателям чаще в своей
работе использовать дидактические игры математической направленности.
И все же не возможно только на
базе ДОУ дать полный объем знаний.
Семья играет в воспитании ребёнка
основную, долговременную и важнейшую роль. Использую разные формы работы
с родителями:
-общие и групповые родительские собрания
-консультации «Дидактическая игра в жизни
ребенка». «Яркие и интересные игры»
-проекты с участием родителей
- изготовление дидактических игр
совместно с родителями
-участие родителей в подготовке и проведении
праздников, досугов
-совместное создание
предметно-развивающей среды
Я прилагаю все усилия к тому, чтобы
знания и умения полученные детьми в детском саду - родители у дети
закрепляли дома.
Семья и детский сад – два воспитательных
феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в
сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения
маленького человека в большой мир.
Я считаю что, обучение детей
математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию
интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости
мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого
мышления.
В заключение можно сделать
следующиевывод: развитие познавательных способностей и познавательного
интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития
ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка
познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения
в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать
что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще
больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном
развитии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.