Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников
Оценка 5

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников

Оценка 5
docx
03.10.2023
Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников
Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников.docx

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников

Эмоциональный интеллект (ЭИ)  — это способность отслеживать свои эмоции, а также эмоции и чувства других людей, различать их и использовать для руководства своим мышлением и действиями.

Эмоциональный интеллект условно делят на 4 компонента:

      Восприятие – способность определять собственные эмоции и эмоции других людей по выражению лица, голосу, жестам, мимике.

      Понимание – способность устанавливать причинно- следственные связи между эмоцией и событием вызвавшей её.

      Управление – умение контролировать собственными эмоциями, а также использовать чужие эмоции для достижения определенных целей.

      Стимулирование мышления – способность направлять эмоции и чувства в нужное русло (творчество, спортивные достижения)

Зачем это нужно детям:

- это повысит коммуникативные навыки ребенка, буквально научит дружбе и любви;

- позволит контролировать себя, свои эмоции, сознательно влиять на них;

- научит разбираться в людях — распознавать хорошие и плохие качества;

- повысит продуктивность в учебе, поможет установить контакт с учителями;

-          укрепит лидерские качества ребенка,

-          уверенность в себе и своих силах;

- позволит оперативно ориентироваться в критических ситуациях, мыслить быстро и здраво.

Как ребенок воспринимает другого ребенка
 (в онтогенезе развития эмоций) по Л.Ю.Борохович

Возраст ребенка

Характеристика проявлений эмоций

3-4 года

Безразличен к действиям сверстника и его оценки взрослым. Легко решает проблемные ситуации: уступает, делится. ВЫВОД: сверстник еще не играет существенной роли в жизни ребенка.

5-6 лет

Происходит перелом в отношении к сверстнику. Наблюдается напряженное внимание к сверстнику: радуется за неудачи, соперничество, конфликтность, конкуренция, хвастовство. Наблюдает за действиями сверстника, оценивает их, бурно реагирует на оценку его действий взрослым. Завышена самооценка, склонен преувеличивать свои достоинства.

ВЫВОД: сверстник выступает для ребенка предметом сравнения и противопоставления с собой.

6-7 лет

Усиливается эмоциональная вовлеченность в действия и переживания сверстника. Сопереживание другому становится выраженным и адекватным. Появляется стремление не только отозваться на переживание, но и понять их (почему Боре грустно? Почему он плачет? Что его так расстроило?). Появляется бескорыстное желание помочь другому, уступить. ВЫВОД: ровесник стал не предметом сравнения с собой, а целостной личностью. Этот факт — основа развития нравственных чувств.

Низкий ЭИ у ребенка сопровождается характерными признаками:

      он не умеет сочувствовать и сопереживать другим людям, его не трогает чужое горе или печаль;

      ребенок не способен контролировать собственные эмоции (агрессию, раздражение, радость, обиду), не понимает, к чему может привести его несдержанность;

      не склонен к компромиссам, не принимает во внимание интересы других людей;

      ребенку не свойственно говорить о своих чувствах, он не может сказать вам, что ему обидно, грустно или весело.

Методы развития эмоционального интеллекта

у детей дошкольного возраста

Существуют различные методы развития эмоционального интеллекта детей среднего возраста, дошкольников, малышей. Как правило, дети ищут активность, им нравится повторение, поэтому они способны быстро учиться, получая удовольствие от упражнений. Следующие 5 правил взяты из диссертации Д. Гоулмана, журналиста и психолога из США, работы которого включают более 10 книг по психологии.

Умение расслабляться

Взрослые часто забывают учить детей успокаиваться, расслабляться. У них много энергии, они постоянно находятся в движении, время на отдых просто отсутствует. Тем не менее, важно развивать у малышей умение расслабляться уже от рождения. Физически спокойный ребенок может лучше понять, что ему говорят другие. Поэтому важно, чтобы родители и педагоги знали, как его успокоить. Проще всего передавать ему информацию в форме игры. С возрастом поощряйте его расслабляться самостоятельно. Например, малышу, младшему 1-2 лет, помогает успокоиться кроватка. Мама может найти постоянное место в доме, где всегда будет проводить спокойное время с ребенком в течение дня. В конечном итоге это станет ритуалом. Детям, старше 1-2 лет, можете пальцем на спине рисовать фигуры, буквы, животных (в зависимости от возраста, уровня способностей), позволить угадывать, что вы рисуете.

Детям в этом возрасте нравится игра. Хороший способ успокоения – игры с дыханием. Сначала ребенок делает полный вдох, затем задерживает дыхание на несколько секунд, после чего делает выдох. Лучше всего упражнения делать вечером; постепенно приучайте ребенка к выполнению занятий самостоятельно, в течение дня.

У детей в возрасте 2-3 лет можно использовать методику имитации, т.е. занятия выполняете вы, а малыш повторяет за вами. В случае дыхательных упражнений показывайте ему, как дышать – он начнет подражать вам. Следуя за вами, он будет чувствовать себя в безопасности, сможет получить удовольствие от релаксационных упражнений.

Умение замечать

Методы развития эмоционального интеллекта у дошкольников включают обучение замечанию положительных вещей, которые помогут им в трудные моменты улучшить настроение. Это поспособствует лучшему управлению отрицательными мыслями. Способность воспроизводить положительный опыт помогает справиться с болезненными моментами в эмоциональной памяти.

Опять же, можно опираться на «вечерний ритуал», постепенно приводя ребенка к выполнению упражнений самостоятельно, в течение дня (все зависит от возраста, способностей, навыков). Поговорите с ним о том, что хорошего произошло за день. Важно, чтобы он наслаждался ощущениями при воспоминаниях приятных впечатлений. Поэтому в план разговора включите вопросы о чувствах.

В общении с маленькими детьми используйте язык жестов, подражание. Сядьте вместе, расскажите им, как хорошо вы провели день. Чем младше ребенок, тем больше преувеличивайте мимику, переигрывайте. Отличным помощником является использование знаков и символов – их дети изучают раньше слов. Каждый знак сопровождайте словами.

 

Укрепление психологической устойчивости

посредством визуализации

Помогите ребенку представить неприятную ситуацию, полностью перебороть ее посредством положительных эмоций. Сопровождайте все словами, используйте графику. Форму общения выбирайте в соответствии с возрастом малыша. Чем он старше, тем больше независимости проявит во время упражнений.

 

Использование воображения в отношении желаемых результатов

Упражнение с использованием воображения, развивающее эмоциональный интеллект дошкольников, состоит из 3-х этапов.

·                     Попросите ребенка делать что-то хорошее, приятное. При тренировке маленьких детей описывайте, какие чувства вызывает данное действие. Чем старше возраст, тем больше самостоятельного описывания чувств.

·                     Затем вместе разыграйте ту же ситуацию с той разницей, что ребенок будет вести себя более эгоистично. Снова описывайте чувства, которые вызывают действия.

·                     Вместе оцените оба варианта поведения, укажите на «правильную» форму.

В этом упражнении у маленьких детей первоначально используйте подражание. Родители играют, рассказывая о своих чувствах (словами, знаками). С возрастом ребенок может тренироваться самостоятельно.

Осознание своих мыслей, чувств, работа с ними

Осознание причины эмоций – важный аспект развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Когда чадо сердится, спросите его, насколько оно зло. Поинтересуйтесь, что вызвало гнев. Учите дитя понимать соотношения между тем, что оно думает, и как себя чувствует. Затем придумайте причины для того, чтобы оно чувствовало себя в безопасности (в случае страха) или поощрите его («твоя роль в сказке небольшая, но важная»).

Для детей, как дошкольного, так и школьного возраста, очень важно мнение и поведение родителей. Если вы доверяете малышу, даете ему хороший пример, он будет верить вам, подражать вашим действиям. Дети нуждаются в независимости, поэтому не бойтесь позволить им взять на себя ответственность за их действия. При этом постоянно показывайте свою любовь. Даже если дети осознают, что родители не одобряют их поведение, они должны быть уверены в их любви.

Тренировка эмоционального интеллекта в детском саду

Одна из наиболее важных целей эмоционального интеллекта и его развития – создание основ, на которые человек может опираться в течение всей жизни. Воспитанники детских садов, прежде всего, должны развивать навыки, представленные в следующих занятиях.

·                     «Мой плюшевый друг» – знакомство детей с концепциями настроения, чувств, эмоций. Каждый воспитанник приносит в детский сад любимую плюшевую игрушку, которая будет сопровождать его на протяжении всего проекта. Он рассказывает об игрушке, о том, почему она ему нравится, как он играет с ней, как игрушка может улучшить настроение и т.д. Цель деятельности – воспитание эмоций, развитие навыков общения.

·                     Разговор о базовых эмоция. Радость, счастье, грусть, гнев, страх, удивление. Разговор о том, какое настроение воспитанники испытывают в настоящее время, как они себя чувствуют, что происходит с их телом при разных эмоциях.

·                     Создание календаря настроения. Каждый воспитанник получает картинки с изображением настроения, и каждое утро присваивает одно изображение своему текущему эмоциональному состоянию. Настроение может меняться в течение дня; в конце дня оценивается «среднее состояние». Цель состоит в осознании своих эмоций, возможности их использования в общении с окружающими

·                     Еще один из способов развития эмоционального интеллекта — это произведения художественной литературы.

 

 

 

Упражнение «Орехи»

 

Цель: исследование особенности самовосприятия, осознание участниками индивидуальности и ценности   своего взгляда на обсуждаемую тему через использование метафорического образа.

 

    Для проведения этого упражнения необходимы орехи (примерно одного размера и цвета) по количеству участников. Психолог выкладывает орехи в центр круга и просит каждого взять себе одно. Некоторое время участники внимательно рассматривают свой орех, изучают его структуру, стараются запомнить цвет, форму. Затем орехи складываются обратно в мешочек, перемешиваются и снова выкладываются в центр круга. Задача каждого участника – найти своё орех.

  Как правило, «свой» орех узнается с первого взгляда. После того, как все орехи нашли своих владельцев, психолог приступает к обсуждению. Интересно узнать, кто как запоминал своё яблоко, какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти (запоминал его особенности, или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный). На первый взгляд кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать своё яблоко с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно ее только почувствовать и понять. Иногда, в силу различных причин, человек перестаёт помнить, чувствовать свою индивидуальность, и начинает говорить и думать о себе по принципу «Я как все». Для формирования гармоничной, всесторонне развитой личности ребёнка важно чтобы дошкольник ощущал свою индивидуальность, умел с уважением к достоинству другого ребёнка эти знания применить, а также формировал собственный взгляд на окружающую действительность. В полной мере реализовать эти задачи невозможно без развития эмоционального интеллекта дошкольников.

  Актуальна эта позиция и при формировании эмоционально интеллектуальной образовательной среды образовательного учреждения. У каждого учреждения своя история, особенности, ресурсы – соответственно и своё видение ситуации.

 


 

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников

Возраст ребенка Характеристика проявлений эмоций 3-4 года

Возраст ребенка Характеристика проявлений эмоций 3-4 года

Методы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Методы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

У детей в возрасте 2-3 лет можно использовать методику имитации, т

У детей в возрасте 2-3 лет можно использовать методику имитации, т

Форму общения выбирайте в соответствии с возрастом малыша

Форму общения выбирайте в соответствии с возрастом малыша

Даже если дети осознают, что родители не одобряют их поведение, они должны быть уверены в их любви

Даже если дети осознают, что родители не одобряют их поведение, они должны быть уверены в их любви

Упражнение «Орехи» Цель: исследование особенности самовосприятия, осознание участниками индивидуальности и ценности своего взгляда на обсуждаемую тему через использование метафорического образа

Упражнение «Орехи» Цель: исследование особенности самовосприятия, осознание участниками индивидуальности и ценности своего взгляда на обсуждаемую тему через использование метафорического образа

В полной мере реализовать эти задачи невозможно без развития эмоционального интеллекта дошкольников

В полной мере реализовать эти задачи невозможно без развития эмоционального интеллекта дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.10.2023