Развитие фонематического слуха. Работа с рядами гласных звуков
Развитие фонематического слуха первое время проводится на материале рядов изолированных гласных звуков: сначала дети узнают гласный, отмечая его звукоподражанием или другим способом, затем определяют его место в ряду и, наконец, называют последовательность всех гласных звуков.
Игровые приемы в работе с гласными звуками
1. «Узнай плач Алёнушки» — ааа: а-о-а-и-э-а-а-у-ы-а...
2. «Когда болят зубки?» — ооо.
3. «Кто услышит жеребёнка?» — иии.
4. «Осторожно, паровоз!» — ууу.
5. «Послушаем эхо» — эээ.
6. «Прощальный сигнал парохода» — ыыы.
7. «Живые звуки». Цель: определить место звука в ряду.
Трое вызванных детей запоминают по одному гласному звуку, например А, О, У. Обучающий произносит звуковой ряд (У—А—О), после чего каждый из детей занимает один из трёх рядом стоящих стульев в соответствии с позицией звука в услышанном ряду, а затем отвечает: «Звук У в начале», «Звук А в середине», «Звук О в конце». Можно варьировать количество звуков и участников.
8. «Споём начало (середину, конец)».
Из предложенных трёх гласных звуков ребёнок поёт один в заданной позиции.
9. «Что исчезло?»
Произносится звуковой ряд: А—У—И—О—Э, затем А—У—О—Э. «Что исчезло?» — И. — «В какой позиции?» — «В середине».
10. «Что добавилось?» Добавляется один или пара звуков.
11. «Назови второй (пятый) звук».
Произносится звуковой ряд, а ребёнок называет второй или другой заданный звук. Обучающий при произнесении гласных может закрыть рот экраном, и дети ориентируются только на слух.
12. «Назови по порядку».
Дети должны запомнить и повторить названный звуковой ряд в том же порядке.
13. «Узнай по губам».
Взрослый молча артикулирует гласные, а дети по немой артикуляции узнают и повторяют вслух звуковой ряд.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.