Развитие функциональной естественнонаучной грамотности учащихся на уроках через формирование умений, знаний и навыков, обеспечивающих успешность выпускников во взрослой жизни
Наше время – это время перемен. Меняется все – обычаи и традиции, ценности и приоритеты. Меняются и требования, предъявляемые к выпускникам современной школы. Сейчас недостаточно научить ученика выполнять определенные алгоритмы, решать типовые задания, действовать в соответствии с заранее построенной моделью.
Перед современным учителем стоят иные задачи:
Организовать деятельность учащихся по развитию качеств, относящихся к функциональной грамотности, формированию практико-ориентированных знаний и умений.
Научить школьников думать, обосновывать и доказывать свои решения, не прибегать к механическому заучиванию материала.
Развивать способность говорить «нет», когда все говорят «да», если понимаешь, что большинство не обязательно право.
Все эти умения необходимо развивать на уроках, в том числе и на уроках биологии. Для этого необходимо включать в содержание уроков задания, направленные на развитие общеучебных умений и навыков, на развитие у учащихся способности применять биологические знания, умения и навыки в нестандартных ситуациях. Примерами таких задач для основной школы могут быть интегрированные задания из области биологии и других школьных дисциплин, которые вдобавок охватывают несколько тем курса. Педагог должен моделировать ситуации, в которых ученикам предстоит выбрать из имеющихся методов или конструировать самим новый, требуемый в задании метод решения.
Школа в современных условиях должна обеспечить развитие у учащихся умения использовать свои знания, в том числе и биологические, в своей повседневной жизни. Такие знания помогут выпускнику активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную позицию, влиять на процессы, происходящие в обществе.
Исходя из вышесказанного, главная цель моей работы – развитие таких умений, знаний и навыков, которые обеспечивают успешность моих выпускников во взрослой жизни.
СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ И ЗАДАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Учителю необходимо учить детей не только академическим знаниям, но и умениям выделять идеи и методы деятельности, перестраивать известные приемы и находить новые приемы учебной деятельности. Выводить следствия, используя обобщенные связи между объектами и обобщенные приемы. Уделять как можно больше внимания вопросам решения прикладных задач, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях, самостоятельной работе школьников по использованию обобщенных приемов, справочников и других источников.
Ученик в школе, особенно в старших классах, должен овладеть умениями исследовательской работы средствами биологии, в которой он использует различные источники информации для самообразования.
Успешное выполнение большинства заданий по биологии, на мой взгляд, связано с развитием такого общеучебного умения, как умение работать с текстом. Необходимо научить учеников умению внимательно прочитать некоторый связанный текст, выделить в приведенной в нем информации только те факты и данные, которые необходимы для получения ответа на поставленный вопрос.
Для развития естественнонаучной грамотности на уроках биологии, считаю необходимым включать в содержание любой темы школьного курса биологии задания на развитие общеучебных умений и навыков, так как они помогут мне достигнуть поставленной цели – научить детей «учиться для жизни», то есть выходить за пределы учебных ситуаций.
Модели учебных заданий, направленные: на формирование знания учебного материала, на формирование понимания изучаемого материала, на формирование умений и навыков, на развитие мировоззрения, на развитие внимания.
На формирование умений и навыков |
1. По условию задания установите, какие знания необходимо использовать для выполнения данного задания |
2. Выделите для себя из текста полезные новые знания |
3. Найдите ошибку в тексте, выявите ее сущность |
4. Ответьте на вопросы, связанные с действием и способом его осуществления: «Почему …», «Как …», «Каким образом …». |
Я хочу представить модель задания, направленные на развитие общеучебных умений и навыков, а значит и на развитие естественнонаучной грамотности учащихся, которые я использую на уроках в курсе «Биология. Живой организм. 6 класс».
Развивающие задания смоделированы мною в соответствие с выше представленной таблицей.
При составлении заданий я опиралась на основные требования к уровню подготовки учащихся 6 класса, представленных в программе. При этом учитывала возрастные особенности шестиклассников. Психолого - педагогические особенности, как отдельного ученика, так и класса в целом.
Хочу остановиться на том, как я использую данные модели на уроках.
Задания, направленные на формирование умений и навыков.
Много внимания на уроках я уделяю формированию у учащихся умений и навыков. Изучив соответствующую литературу, я выяснила, что навык является компонентом сложного умения, основной признак которого – частичная автоматизированность движений. Умение определяется как использование имеющихся знаний и навыков для выбора и осуществления приемов действия в соответствии с поставленной целью. Умение представляется, как способность выполнять сложное комплексное действие или готовность человека к выполнению сложных действий на основе усвоенных знаний, навыков и практического опыта. Таким образом, навыки являются составными компонентами умений. Умения в своей основе являются творческими действиями.
Умения и навыки я формирую на основе выполнения определенной системы упражнений. Считаю необходимым дать представление о последовательности упражнений и их соответствие целям и задачам обучения на различных этапах усвоения навыков и умений.
Последовательность упражнений в процессе усвоения учащимися навыков и умений.
Дидактическая цель |
Виды упражнений |
Актуализация опорных знаний и навыков. Усвоение знаний (правил, понятий). Первичное применение знаний. Овладение навыками в стандартных условиях. Творческий перенос знаний и навыков в нестандартные условия (усвоение умений). Контроль, коррекция и оценка навыков и умений. |
Подготовительные упражнения. Вводные упражнения (познавательные). Пробные упражнения. Тренировочные упражнения (по образцу, инструкции). Творческие упражнения.
Контрольные упражнения. |
Данный тип заданий я применяю на следующих типах уроков:
Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок.
Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Урок обобщающего повторения.
Приведу примеры таких заданий.
Вводные упражнения применяю для того, чтобы создать у учащихся проблемную ситуацию как способ мотивации учения, подготовить условия для самостоятельного поиска новых способов выполнения действий или формулирования соответствующего правила.
Задание №1.
Процессы выделения играют важную роль в организме, поддерживая постоянство химического состава и объема жидкостей внутренней среды. Механизм выделения у организмов разный. Как этот процесс осуществляется у одноклеточных? Грозит ли пресноводным простейшим опасность в случае отсутствия у них сократительных вакуолей?
Пробные упражнения – это самые первые задания на применение только что полученных знаний. Я использую их тогда, когда новый материал усвоен еще непрочно и учащиеся могут допустить ошибки в его применении. Выполнение таких заданий идет под строгим контролем со стороны учителя, как правило, фронтально.
Задание №2.
Найдите биологические ошибки в следующих предложениях и выявите их сущность.
Плоды картофеля – клубни, содержат много крахмала.
На верхушке корневища ландыша легко обнаружить корневой чехлик.
Тренировочные упражнения направлены на усвоение учащимися навыков в стандартных условиях. От пробных они отличаются большей степенью самостоятельности и инициативы, а также большим разнообразием заданий, сложность и трудность выполнения которых постепенно возрастает. Для тренировочных заданий использую готовые материалы, где специально подбираю слова, предложения, целые тексты, практические задания, которые должны выполнить учащиеся.
Задание №3.
Учитель взял два стакана. В один насыпал на 1/3 сухих семян, а в другой столько же семян того же растения, но прорастающих. Поставил в стаканы термометры, закрепил их вертикально ватой, отметил, что температура одинаковая, и оставил до следующего дня.
Пронаблюдав действия учителя, сделайте записи, в которых отразите цель опыта, материалы и оборудование для его проведения, методику постановки, наблюдения за ходом опыта, учет результатов. Запишите предположительные выводы и сравните их с полученными по окончании опыта, сформулированными в классе. Запишите верные выводы. Попробуйте провести подобный опыт. Какие знания вам пригодились при выполнении данного задания.
Творческие упражнения по своему содержанию и методам или приемам выполнения приближаются к ситуациям, которые могут возникнуть в жизни каждого человека. Дидактическая цель творческих упражнений заключается в том, чтобы сформировать у учащихся умения успешно ориентироваться в жизни.
Задание №4.
Для прорастания семян ржи воды требуется 85% от их массы, пшеницы – 69%, кукурузы – 49%, а клевера красного – 145%.
Подсчитайте, сколько потребуется воды для прорастания 25 кг каждого названного растения и для прорастания всех их вместе взятых. Выделите для себя из процесса решения полезные новые знания.
Модель «Умения и навыки» использую на определенном типе урока: комбинированный, совершенствование знаний, умений и навыков, обобщающего повторения.
Я уверена, что использование данной или аналогичной модели заданий способствует развитию общеучебных умений и навыков, а значит и формированию естественнонаучной грамотности.
В настоящее время меняется взгляд на то, какой должна быть подготовка выпускника основной школы. Наряду с формированием предметных знаний, умений и навыков, учитель должен научить ученика использовать свои знания в повседневной жизни, выделять в реальной жизни проблемы, которые можно решить с помощью научных методов. Научить школьников делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира и для принятия соответствующих решений. Только обладая всеми перечисленными умениями, выпускник может стать успешным во взрослой жизни, сможет достичь поставленных целей.
Каждый учитель, работающий в современной школе, обязан научить этому своих учеников. Стремлюсь к этому и я.
Целью своей работы я считаю – развитие таких умений, которые способствуют успешности моих учеников в повседневной жизни.
Приложение №1.
Задания, направленные на развитие естественнонаучной грамотности.
«Биология. Общие закономерности. 9 Класс.
Модель №1.
Задание №1
Желтая морская свинка при скрещивании с белой дает кремовых потомков. Скрещивание кремовых свинок между собой дало 13 желтых, 11 белых и 25 кремовых. Почему? Определите генотипы всех особей. Какие законы, правила необходимо использовать для ее решения.
Задание №2.
У матери первая группа крови, у отца – неизвестна. Ребенок имеет первую группу. Может ли у отца быть вторая группа крови? Выделите из процесса решения полезные новые знания.
Задание №3.
Найдите ошибку в составленной схеме:
Выявите сущность данной ошибки.
Задание №4.
Объясните причину появления белого тигра среди особей обычной окраски. Каким образом будет действовать естественный отбор в отношении этого животного при относительно стабильных условиях среды?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.