Развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках информатики

  • ppt
  • 11.04.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ФГ-информатика.ppt

Учитель информатики МБОУ «Средняя школа №4»
Куканова Ю. А.

Развитие функциональной грамотности обучающихся
на уроках информатики

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.
Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Функциональная грамотность рассматривается как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности - это человек:
самостоятельный,
познающий и умеющий жить среди людей,
обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Понятие «функциональная грамотность» предполагает владение умениями:
выявлять проблемы, возникающие в окружающем мире, решаемые посредством информационных знаний,
обосновывать принятые решения путем суждений,
анализировать использованные методы решения,
интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной задачи.

Необходимо строить каждый урок так, чтобы у всех учеников
вызвать устойчивый интерес,
сформировать учебную активность,
сформировать желание творить и познавать, экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы
— задача современного учителя.


Без применения эффективных педагогических идей, активных форм и методов обучения и компьютерных технологий при подготовке таких уроков здесь не обойтись.
Вот в этом и заключается актуальность опыта — «Использование активных форм и методов обучения на уроках информатики».
Активные формы и методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом

Активное обучение предполагает внутренне - групповую и межгрупповую активность учащихся, и направленность действий (инициативу). Характерные признаки активного обучения:
– активность (физическая, социальная, познавательная);
– инициатива (направленность действий);
– практический опыт;
– обратная связь;
– решение проблем;
– овладение навыками работы в команде.
Физическая активность учащихся заключается в пространственном перемещении, изменении образа действий партнеров по взаимодействию, например, в деловой или ролевой игре (ученики могут менять рабочее место, пересаживаться, делать презентацию у доски или перед аудиторией, работать в малых группах, говорить, писать, слушать, делать рисунки и тому подобное).
Социальная активность учащихся проявляется в том, что они инициируют взаимодействие друг с другом, используют разные приемы и технику обмена данными (задают вопросы и отвечают на них, обмениваются мнениями, репликами, комментариями и т. п).
Познавательная активность учащихся проявляется в необходимости самостоятельно формулировать и ставить проблему, определять способы ее решения, предлагать рекомендации, принимать решения.



Урок информатики, в отличие от многих других школьных дисциплин, должен быть проведен не только с ориентацией на усвоение учащимися теоретических знаний, но и выработка практических умений и навыков.
Поэтому важным этапом урока является практическая часть. Ее организовываю таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно выполняли работу, проводили исследования путем выделения существенных для выполнения конкретного задания элементов действия, что способствует дальнейшему обобщению и осуществлению перехода от оценивания учеников к самооценке и рефлексии. На этом этапе урока можно использовать дискуссию, работу в парах, в группах.

Метод проблемного обучения – это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации.

Метод «Древо решений» - еще один популярный метод, используемый для выбора наилучшего направления действий из имеющихся вариантов:
1. Класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников.
2. Ученикам дается задание
3. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем дереве
4. Группы или по очереди рассказывают о путях решения данной проблемы, или меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

«Фишбоун» - слово «Фишбоун» дословно переводится как «рыбная кость». Схема, или диаграмма, «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава как метод структурного анализа причинно-следственных связей, и этот прием впоследствии был назван в его честь – диаграмма Ишикавы.

Метод «Карусель» - ученики работают в небольших группах, размышляя, в поисках ответа на конкретно поставленный вопрос

Кластер - Выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать как приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом.

«Корзина идей» - Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний.

«Да-нетка» - Формирует следующие универсальные учебные действия: умение связывать разрозненные факты в единую картину; умение систематизировать уже имеющуюся информацию; умение слушать и слышать друг друга.

«Лови ошибку» - Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера.

Банк заданий по формированию Функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/
Тренировочные кейсы; РЭШ.

Пример задания по функциональной грамотности 1

Пример задания по функциональной грамотности 1

Пример задания по функциональной грамотности 1

Пример задания по функциональной грамотности 2

Пример задания по функциональной грамотности 2

Пример задания по функциональной грамотности 2

Пример задания по функциональной грамотности 3

Пример задания по функциональной грамотности 3

Пример задания по функциональной грамотности 3

Пример задания по функциональной грамотности 3

Из опыта работы. 1. Элементы заданий на уроках, направленные на развитие функциональной грамотности

Графика. 7 класс.
Мозаика. Работа к дню краеведения.
Знание достопримечательностей Владимирской области.
Поиск информации в сети Интернет.
Умение работать в графическом редакторе.

Из опыта работы. 2. Элементы заданий на уроках, направленные на развитие функциональной грамотности

Моделирование биологических процессов. 11 класс.
Исследование биоритмов человека.
Изучение психофизиологического состояния человека.
Работа с формулами и функциями в электронных таблицах.
Умение строить математическую, табличную и графическую модель решения задачи.

Из опыта работы. 3. Элементы заданий на уроках, направленные на развитие функциональной грамотности

Моделирование. 8 класс.
Создание графической модели светофора.
Знание принципа работы светофора.
Знание некоторых правил дорожного движения.
Умение работать со слайдами, графикой и анимацией в программе Power Point.