Развитие графомоторных навыков письма
Оценка 4.8

Развитие графомоторных навыков письма

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
чистописание
1 кл—4 кл
24.11.2019
Развитие графомоторных навыков письма
Формирование графомоторных навыков письма является процессом длительным и непростым. Отмечается, что графические навыки в младшем школьном возрасте вырабатываются в процессе длительных упражнений и захватывают различные сферы умственной деятельности человека. Процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, хотя их роль в различных видах письма неодинакова. К школьному возрасту у ребенка еще не все участки коры головного мозга морфологически и функционально развиты, особенно лобные доли, что в свою очередь, затрудняет процесс овладения письмом.
Развитие графомоторных навыков письма.docx

Развитие графомоторных навыков письма у школьников.

Формирование графомоторных навыков письма является процессом длительным и непростым. Отмечается, что графические навыки в младшем школьном возрасте вырабатываются в процессе длительных упражнений и захватывают различные сферы умственной деятельности человека. Процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, хотя их роль в различных видах письма неодинакова. К школьному возрасту у ребенка еще не все участки коры головного мозга морфологически и функционально развиты, особенно лобные доли, что в свою очередь, затрудняет процесс овладения письмом.

Психологи отмечают, что для формирования навыка важно, чтобы обучающийся был подготовлен к обучению этому навыку. При этом любой навык имеет свои специфические сферы, которые должны быть в состоянии готовности к моменту формирования навыка. Отмечено, что мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы младший школьник мог правильно держать ручку, чтобы не уставал быстро при письме. Движения пальцев должны быть целенаправленными и точными, подчинятся задачам деятельности.

Важным условием успешного формирования графического навыка  является развитие умения согласовывать действия глаз и руки. Пальцы должны уметь слышать информацию, которую им дают глаза. Использование шариковой ручки в качестве графического инструмента требует сложнокоординированных движений ведущей руки.

Внимание обращается на важность формирования осознанного «образа действия» – зрительно-двигательного образа буквы.

Зрительно-двигательный образ буквы – это представление о целостном, относительно законченном движении руки при воспроизведении буквы на бумаге, которое осуществляется на основе зрительного представления о ее форме, знания последовательности начертания ее двигательных элементов.

Двигательные элементы представляют собой относительно законченные отрезки движения руки, в которых, с одной стороны, учитывается форма соответствующих зрительных элементов, а с другой – закономерности плавного и безотрывного воспроизведения их на бумаге.

Считается, что формирование навыка завершается к 10-11 годам, то есть тогда, когда становится стабильным почерк, когда увеличение скорости или какие-то дополнительные внешние «помехи» – грамматические задания, необходимость сосредоточить свое внимание на содержание текста, или необходимость выразить свою мысль письменно, – не будет искажать почерк, не приведут к его изменению, нарушению.

В процессе письма первоклассники с нарушениями речи часто испытывают:

· трудности в ориентировке на тетрадном листе,

· проблемы в удержании строки (при письме на нелинованной бумаге),

· колебания наклона и высоты букв,

· несоответствие размеров их элементов.

Ошибки в начертании, а также несоблюдение размеров и пропорций элементов букв, одинакового наклона, строки, в результате чего письмо приобретает неряшливый вид, тесно связаны с неправильными движениями руки.

Часто у ребенка вместо запястного сустава и фаланг пальцев работают локтевой и плечевой суставы. Они не предназначены для мелких и тонких движений, поэтому ребенок испытывает при письме дискомфорт, снижающий эффективность его работы и ведущий к ошибкам. Влияет на каллиграфию и степень мышечного напряжения пальцев.

Следовательно, для коррекции нарушений графо-моторных навыков ребёнка необходимо:

· правильно «поставить» руку,

· снять излишнее мышечное напряжение,

· развить контроль.

Трудности в овладении письмом обусловлены тем, что каждый из процессов, необходимых для написания слова, у детей  с нарушениями речи несовершенен. Недостаточность фонематического анализа затрудняет процесс разделения слов на составные части и препятствует точному распознанию каждого из выделенных звуков. Из-за недостатков произношения трудно производить звуковой анализ и синтез слов. Из-за нарушения моторной сферы (недостаточная координация соответствующих движений мышц пальцев, неустойчивость всей кисти руки и т.п.) наблюдаются ошибки в начертании букв, пространственной ориентировки на листе бумаги, строчке.

Типичные ошибки детей с нарушениями речи  при письме:

·  длительное запоминание буквы;

·  смешение буквенных знаков;

·  неправильное начертание буквы;

·  неверное расположение букв на тетрадном листе;

·  зеркальность письма;

·  затруднения в соотнесении звука с соответствующей буквой;

·  неправильное соединение букв в слоге.

Таким образом, формирование графомоторных навыков у младших школьников с нарушениями речи осуществляется со специфическими трудностями, обусловленными слабо развитой общей и мелкой моторикой, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, памяти, представления о пространственных признаках и отношениях. Возникает необходимость оказания специальной коррекционной помощи младшим  школьникам с нарушениями речи по развитию графомоторного навыка, который является основополагающим элементом в овладении письменной речью. Предлагаются упражнения, которые направлены на коррекцию данного нарушения:

1)                упражнения на развитие мелкой моторики, которые включают в себя массаж и самомассаж рук  и пальчиковые игры. Результаты исследований указывают на то, что состояние двигательной сферы существенно влияет на процесс овладения письменной речью и графо-моторную компетентность.

2)                упражнения на развитие зрительно-пространственной координации при копировании контуров предметов. Данные упражнения развивают устойчивость и объем зрительного восприятия, что поможет избежать ошибок при письме.

3)                упражнения на развитие пространственно-графической ориентации. При восприятии буквы у ребенка формируется  «образ»- графема. Он вычленяет отдельные элементы, сравнивает их, отбирает нужные, группирует их в букву.

4)                упражнения на развитие направленных движений руки. В процессе письма участвуют предплечье, запястье, пальцы рук. Упражнения, которые предлагаются детям развивают не только физическую работоспособность, но и направленные движения руки, что в свою очередь позволяет ребенку затрачивать меньше усилий при письме.

МАССАЖ И САМОМАССАЖ РУК (С МЯЧОМ - ЕЖИКОМ)

 

- Я мячом круги катаю, (мяч между ладоней)

- Взад-вперед его гоняю, (смена рук)

- Им поглажу я ладошку, (соответственно)

- Будто я сметаю крошку, (смена рук)

- И сожму его немножко, (соответственно)

- Как сжимает лапу кошка (смена рук)

- Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)

- И другой рукой начну (смена рук)

- А теперь последний трюк:

- Мяч летает между рук, (переброс мяча)

 

***

УПРАЖНЕНИЯ   С  КАРАНДАШОМ

 

САМОМАССАЖ  ЛАДОНЕЙ

Исходное положение:

Соединить ладони пальцами вперед. Карандаш находится в вертикальном положении между ладонями и выполняет функции массажера.

Содержание упражнения:

Перемещать ладони вперед-назад, передвигая карандаш только мягкими частями ладоней. Дозировка: до 5 движений с ориентировкой на ведущую руку.

«Карандаш в руках катаю

свои ручки разминаю

 раз, два, три, четыре, пять

буду карандаш катать»

***

САМОМАССАЖ (ПОВЕРХНОСТНЫЙ) ВНЕШНЕЙ СТОРОНЫ КИСТИ РУКИ

Исходное положение:    
Положить на стол карандаш горизонтально. Прикрыть ее ладонью с выпрямленными пальцами.
Содержание упражнения:

Ладонью другой руки выполнять поглаживающие движения
от кончиков пальцев до запястья, вдоль всей  поверхности кисти руки, накрывающей карандаш.       
Дозировка: до 3-4 движений от кончика каждого пальца.

«Карандашик я катаю

Сильно ручки разминаю».

ДУДОЧКА

Исходное положение:

Взять карандаш как обычно держат дудочку.

Содержание упражнения:

Вариант  А: Поднимать и опускать пальцы в произвольном порядке и темпе, имитируя игру на дудочке.

Вариант  Б: Нажимать на «дудочку» всеми пальчиками последовательно, высоко их поднимая.

Дозировка: произвольная, с расслаблением кисти руки после выполнения упражнения.

 

«Я на дудочке играю, всех в округе забавляю»

 

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

 

 «ПАЛЬЧИКИ»

Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой. Затем - большой палец левой руки с указательным пальцем правой руки и проговаривают стишок:

- Наши пальчики, как ноги,

- Побежали по дороге.

- Очень быстро мы бежали,

- Но споткнулись и упали.

 

«ЗАМОК»


Сцепить пальцы в замок и встряхивая «замком», произносить
На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Постучали, постучали, (не расцепляя пальцев, постучать ладонями)
Покрутили, покружили (покрутить сцепленными пальцами),
Потянули, потянули
И открыли! (расцепить пальцы, развести руки в стороны).

 

«УТЯТА»

Поочередно сгибать сначала все пальцы правой, а затем левой руки, начиная с большого. Со звуков «пи-пи-пи» ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

Раз-два — шли утята.
Три-четыре — за водой.
А за ними плелся пятый.
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал.
А десятый испугался —
Громко-громко запищал:
—  Пи-пи-пи!
— Не пищи!
Мы тут рядом, поищи!

 

Развитие графомоторных навыков письма

Развитие графомоторных навыков письма

Развитие графомоторных навыков письма

Развитие графомоторных навыков письма

Развитие графомоторных навыков письма

Развитие графомоторных навыков письма

Развитие графомоторных навыков письма

Развитие графомоторных навыков письма

Развитие графомоторных навыков письма

Развитие графомоторных навыков письма

Развитие графомоторных навыков письма

Развитие графомоторных навыков письма
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2019