Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников.

  • docx
  • 16.03.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников.docx

Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников.

Под графомоторными навыками понимается умение использовать пишущие предметы (инструменты) и координировать действия рабочей руки с мыслительными действиями. Понятие графомоторный навык включает в себя: способ удержания карандаша, силу нажима при рисовании и письме, точность, ритмичность и темп движений, их плавность.

Графомоторный навык – это навык овладения письмом. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Неподготовленность к письму ребенка, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребёнка в школе.

Занимаясь с детьми в детском саду, формируя и развивая у детей определенные знания, умения, навыки, педагоги так или иначе подготавливают дошкольников к школьному обучению.

Подготовка к письму предполагает развитие у детей:

  • Мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
  • Ориентации в пространстве, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева - направо, сверху - вниз, вперед - назад);
  • Чувство ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;
  • Изобразительных и графических умений.

Какие же упражнения необходимы дошкольнику для подготовки к письму?

Это, прежде всего, все виды изобразительной деятельности. Особое значение имеет декоративное рисование – рисование орнаментов, узоров.

  • Раскрашивание, с этой целью можно воспользоваться различными раскрасками. Необходимо обращать внимание на то, чтобы изображение было раскрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно.
  • Штриховка выполняется под руководством взрослого. Для упражнения в штриховке можно использовать готовые трафареты с изображением предметов.
  • Графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров по клеткам: овалов, линий, крючков и т. д.

Если у ребенка нарушение графомоторных навыков, то вторичные нарушения, это такие нарушения, как дисграфия. Это частичное нарушения процесса письма, где ребенок не может писать слитно, искажает и заменяет буквы, аграмматизмы.

Дети, у которых нарушены графомоторные навыки, быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Нарушения моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Формирование графомоторных навыков письма, по мнению специалистов и практиков, является процессом длительным и непростым и решением этих задач в будущем поможет избежать проблем школьного обучения.

 

Для развития мелкой моторики полезны следующие специальные упражнения:

– составление контуров предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, а затем из более мелких палочек;

– составление цепочки из 6 - 10 канцелярских скрепок разного цвета;

– вырезание из бумаги какой-либо фигуры (например, елки) правой и левой рукой;

– нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – на нитку с иголкой;

– сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки, риса);

– застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;

– завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;

– доставание бусинок ложкой из стакана;

– складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр;

– наматывание нитки на катушку и сматывание ее в клубок;

– продевание нитки в иголку;

– стирание ластиком нарисованных предметов;

– надевание и снимание колечка (массаж пальцев);

– игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.

– пальчиковая гимнастика и логоритмика. Оптимально использование в ходе игры стихов, потешек, прибауток, песенок. Постепенно игры перерастают в жизненно необходимые навыки, укрепляют пальчики рук ребенка, делают их «послушными», «умными», и вместе с тем доставляют огромную пользу его речевому развитию.

– самомассаж (разноцветными шариками, орехами, шестигранными карандашами, приборами Су-Джок терапии). Это улучшает кровоснабжение всего организма, в частности головного мозга, способствует расслаблению – возвращает человеку уравновешенность и хорошее самочувствие. Таким образом, массаж благоприятно влияет на все функции организма, способствуя их развитию, побуждает к своевременному возникновению двигательных и речевых навыков и их совершенствованию.

– пальчиковые дорожки. Это игровая технология для «ходьбы» пальцами на плоскости по определенным ориентирам – «пальчиковым дорожкам». Данная игра предусматривает следующие правила: пальцы обеих рук следует нагружать

равномерно; после каждого упражнения следует расслаблять пальцы (например, трясти кистями).

 

В настоящее время современная школа сталкивается с увеличением роста числа детей, не готовых к школьному обучению.

Очень часто можно услышать и от учителей, что ребенок пишет медленно, неуверенно; строчки не видит, интервалов между буквами не соблюдает. Это явление далеко не случайное. Причины его уходят в дошкольный период развития.

Согласно исследованиям психологов, логопедов и физиологов у детей дошкольного возраста наблюдается недоразвитие мелкой моторики (недифференцированные движения пальцев рук, трудности переключения с одной позы на другую, неточность и низкая скорость воспроизведения движений, различный мышечный тонус), пространственно-временная ориентировка, зрительно-пространственные нарушения, недостаточная выносливость мышц к статическим нагрузкам, дети не могут выделить элементы из целой буквы, конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры [1, с. 87].

Вследствие чего дети испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, дети неправильно держат ручку, наблюдается нечеткая ориентировка на листе бумаги (верх-низ, право-лево, центр-края, диагональ), линии оказываются «дрожащими», нажим неравномерный, буквы получаются разного размера, расстояние между буквами не выдерживается, отмечается слабый или сильный нажим в зависимости от мышечного тонуса кисти ребенка дети слабо ориентируются на листе бумаги, не укладываются в общий темп работы.

Навык овладения письмом обозначается как «графомоторный навык». Что же это такое? Как и когда необходимо формировать «графомоторные навыки»? Письмо – это акт, объединяющей навык и вид графо-моторной деятельности человека» [5, с. 117]. При освоении техники письма требуется слаженная работа мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого произвольного внимания и зрительного восприятия и [3, с. 12].

Графомоторный навык – это привычное положение и движение пишущей руки, которое позволяет раскрашивать, рисовать, копировать простейшие узоры, изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированный грамофоторный навык позволяет писать буквы четко и разборчиво, красиво и быстро. Неправильно сформированный графомоторный навык создает трудности на письме: неразборчивый и небрежный почерк, медленный темп. Неподготовленность руки создает уже с первых дней обучения в школе комплекс трудностей.

Графомоторные навыки включают в себя:

  • достаточный уровень развития мелкой моторики (упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений);
  • достаточный уровень развития зрительного анализа и синтеза (упражнения на определение необходимого направления, право и лево на листе бумаги, сопоставления изображения, умения находить определенное изображение в ряду правых и левых частей тела, задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам, игры с условиями по выбору нужных направлений);
  • непосредственные графические навыки, а именно: умение держать ручку или карандаш, умение штриховать, срисовывать, обводить, или дорисовывать изображение (задания по штриховке по контуру, обводки, срисовыванию геометрических фигур, зарисовки деталей, предметов с натуры, дорисовывание рисунков).

Процесс формирования графомоторных навыков психологически и физиологически сложен. Во время письма в совместную деятельность включаются кора головного мозга, а также органы зрения, слуха, и некоторые мышцы тела, а именно мышцы пальцев, т. е. тонкая моторика.

Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу.

Кропотливая, систематическая работа по формированию графомоторных умений и навыков у дошкольников должна начинаться задолго до поступления в школу [4, с. 113].

Формирование графомоторных навыков следует проводить по следующим направлениям:

Формирование мелкой моторики рук

Под понятием «мелкая моторика» подразумевают двигательную деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаз. Мелкая моторика развивается, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, стимулируя моторику пальцев, импульсы поступают и в речевые центры, что и активизирует речь [2, с. 109].

Работа по данному направлению предполагает: нанизывание крупных пуговиц, шариков, бусинки на нитку; завязывание узлов, застегивание пуговиц, крючков, молний, замочков, пальчиковые игры, игры с конструктором, мозаикой, кубиками, с песком, водой; шить, вязать на спицах; рисовать, раскрашивать, штриховать; резать ножницами.

Формирование зрительно-пространственной ориентировки; (ориентировки в окружающем пространстве и развитие ориентировки на листе бумаги) предполагает:

  • ориентировку в собственном теле (выделяет и называет правую руку, левую и другие парные части тела);
  • ориентировку в окружающем пространстве;
  • обучение ориентировке на листе бумаги (упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия): формирование умения «входить» в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху вниз и слева направо по разлиновке; размещать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки, графические диктанты;
  • уточнение пространственного расположения фигур и букв [4, с. 121].

Формирование зрительно-двигательной координации

Зрительно-двигательная координация – это согласованные действия рук и глаза. Глаз видит – рука изображает – такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития. Ребенку в процессе обучения часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать задание. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую дает им глаз.

Многим детям подобного рода действия даются с трудом, поэтому необходимы систематические упражнения:

Штриховки. На первом уровне сложности предлагаются упражнения, в которых необходимо самостоятельно обвести рисунок по заданным точкам, конструирование по чертежам, выкладывание узоров по образцу,

Дорисовки. На втором уровне сложности предлагаются упражнения, в которых необходимо самостоятельно дорисовать недостающую часть рисунка, которая состояла из разных видов фигур и линий.

Рисование. Третий уровень сложности включает в себя упражнения на формирование умения воспроизводить графический образ по представлению, т. е. самостоятельное рисование «Домик», «Цветок», «Солнышко», «Елочка».

Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: умения самостоятельно завязывать шнурки, застегиваться, пользоваться столовыми приборами и т. д.

Таким образом, последовательная, поэтапная работа по направлениям и уровням увеличения сложности упражнений и заданий, способствует формированию графомоторных навыков у дошкольников.

Графомоторный навык – это совокупность некоторых психических процессов, определенных положений руки в процессе письма. Формирование данного навыка является долгим и трудоемким. При правильном развитии и автоматизировании этого навыка, у детей не возникает трудностей с письменной деятельностью.

Кроме того, успешность работы по подготовке руки ребенка к письму зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии педагогов и родителей.