Развитие и формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
Оценка 4.9

Развитие и формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Оценка 4.9
docx
31.03.2024
Развитие и формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
печать формир ФГ.docx

 

Автор Чепига Ирина Анатольевна

            учитель русского языка и литературы

           МБОУ «Школа №101 г.Донецка имени А.А.Удодова»

Название работы «Развитие и формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»

 

Наша современная школа нацелена на развитие функциональной грамотности обучающихся и на подготовку к успешному прохождению всех видов контроля. Функциональная грамотность является одним из составляющих обновлённых ФГОС. Поэтому одна из важнейших задач современной школы - формирование функционально грамотных учащихся.

Ряд исследований показывают, что у учащихся недостаточно развита устная и письменная речь, поэтому особую озабоченность вызывает функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы.

Функциональная грамотность- это умение человека грамотно  использовать приобретаемые в течение жизни знания во всех сферах человеческой деятельности для решения  жизненных задач. Важно уметь понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Акцент в образовании смещается со сбора и запоминания информации на овладение навыком ее правильного применения. Функциональная грамотность — это тот уровень грамотности, который дает возможность человеку максимально взаимодействовать с социумом, адаптироваться в нём и успешно функционировать. Функциональная грамотность простыми словами — это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе.

Задача учителя формировать у подопечных внутреннюю мотивацию к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности, научить детей идти от незнания к знанию путем собственных находок и открытий. Ведь, как известно, самые прочные знания — это те, что ты добыл своим трудом, пройдя через многие пробы и ошибки.  Ученик обретет не только знания, а способность применить эти добытые знания и умения в жизненных ситуациях. Это самое главное, и этому мы должны учить детей.

    Функциональная грамотность – понятие метапредметное и формируется практически на всех занятиях как гуманитарного, эстетического, так и естественно-математического циклов.

 Функциональная грамотность подразумевает способность свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.

На уроках русского языка и литературы перед учителем стоит задача не просто научить ребенка читать и писать, но и развить способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста (понимания, сжатия, преобразования и т.д.), а также в целях передачи такой информации в реальном общении.

Русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин.

На уроках русского языка и литературы формируются навыки и умения, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач:

-осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты);

-уметь извлекать информацию из разных источников;

- учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета;

- уметь пользоваться источниками и ссылаться на них;

- уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов;

- реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.

Уроки русского языка и литературы школьного курса обучения содействуют формированию функциональной грамотности у учащихся путем формирования знаний о правилах, нормах и техниках чтения, письма, общения, создания письменного или устного текста/высказывания; развития умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее при помощи правил или обращения к учебнику, справочнику или словарю; создания ситуаций свободного использования освоенных навыков чтения и письма для понимания и преобразования текста для целей передачи информации в новых ситуациях; развития универсальных способов деятельности – аналитических умений отличать причину и следствие, общее и частное, главное и второстепенное; создания ситуаций формирования опыта решения функциональных проблем; умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

  На уроках русского языка и литературы мы работаем над несколькими основными видами функциональной грамотности, а именно: коммуникативной, информационной и деятельностной.

При формировании коммуникативной грамотности мы учим школьников самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, создавать различные тексты: сочинения-рассуждения, изложения, сообщения, доклады, рефераты, рецензии, публичные выступления и т. д. Также обучаем учащихся создавать проекты, выполнять интеллектуально-лингвистические упражнения; участвовать в игровых ситуациях, выстраивать диалоги. Для этого используются различные формы работы на уроках: индивидуальная, работа в группах, минигруппах.

Эти методы, виды и формы работы на уроках способствуют формированию умений вступать в контакт с любым собеседником и поддерживать общение, соблюдая нормы и правила, слушать собеседника, стимулировать собеседника к продолжению общения, изменять при необходимости речевое поведение.

Главной задачей в системе российского образования является формирование практической грамотности личности обучающегося, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры в обществе, умел выстраивать тактику и стратегию собственной жизни, достойной Человека.

На уроках русского языка я ставлю следующие задачи:

-формирование орфографических навыков через развитие познавательных интересов к предмету;

-формирование умений грамотного письма, грамотной речи;

-учить обнаруживать ошибки в письменном тексте;

-отработка основных орфографических правил;

-в процессе обучения ребёнка обучать применять орфографические правила на практике;

-развитие устной и письменной речи;

-развитие различных видов памяти;

-обогащение словарного запаса учащихся.

Русский язык считается самым трудным предметом. Эта дисциплина, которая требует много труда, как от учителя, так и от ученика. Главное внимание моё, как учителя, должно быть сосредоточено на формировании орфографической грамотности учащихся. Так как я считаю, что уровень грамотности учащихся – одна из острых проблем образования.

Одним из первых направлений в своей работе при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма. А поскольку любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфографии огромное внимание уделяю изучению закономерности такой деятельности, а также поиску путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учётом этих закономерностей.

Так, чтобы у учащихся возникла потребность в знании правила. Знакомство с правилом хорошо осуществляется в ситуации орфографического затруднения. На этом этапе происходит творческое овладение и развитие мыслительной способности детей. Это то, что предполагает проблемное обучение.

Вся система орфографических работ строится на проблемных методах.

Нужно организовать работу так, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность за свои знания. Добиться, чтобы ученик умело не только заучивал правило, но и видел орфограмму. Приходится строить практические работы так, чтобы они могли «удивить» детей. Ребёнок должен удивиться тому:

что он видит орфограмму;    он может написать правильно; всё это даёт хорошие результаты;   ему нравится работать, на уроках русского языка интересно.

Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности. Развитие орфографической зоркости происходит при применении следующих приемов:

Письмо с проговариванием. Сначала образец проговаривания я даю сама – 1-2 слова по слогам, потом дети диктуют себе его по заданному образцу. После хорового проговаривания, всегда есть желающие попробовать свои силы, проговорить индивидуально. При этой форме работы формируется первичный самоконтроль, который выражается в привычке диктовать себе по слогам.

Графические выделения орфограмм (подчёркивание)

Цель: выработка орфографической зоркости.

Списывание. Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания, у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.

Комментированное письмо. Учащиеся не просто проговаривают слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все учащиеся работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Сначала прошу комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные.

Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала вместе с учащимися разбираем правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.

Письмо под диктовку. Этот вид работы начинаю следующим образом: сначала диктую слова так, как они пишутся. Для внимания и фонематического провожу игру «Эхо». Читаю слово, дети повторяют его по слогам или шёпотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то скопировал не правильно, то предлагаю ещё раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо.

Письмо по памяти.   Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль. Ценно тем, что требует от учащихся тщательной подготовки.

Творческие работы. Дети очень любят этот вид работы. Практика показывает, что умение детей диктовать себе по слогам, помогает им избавиться от ошибок. Дети часто спрашивают, как писать то или иное слово. Это является показателем вдумчивого отношения к работе.

Например, «безударные гласные», «парный согласный на конце слова» и т.д. Поэтому, когда начинаем работу над правилом, мы вместе с детьми выделяем существенные, отличительные признаки орфограмм и учимся находить орфограммы по данным признакам. Прочитайте пословицу: Весна красна цветами, а осень снопами. Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить.

-Как это сделать? Запишите предложение и выделите орфограммы.

-Сколько гласных букв нужно проверить в словах берега, холода.

У детей среднего школьного возраста еще слабо развито абстрактное мышление. Их психика требует чего-то нового, интересного. На уроках провожу игровые моменты.

«Кто быстрее?» (вставь попущенную букву )

Прим * рение кр*сота                К*тание л*сник

Гол*довка с*сна                         З*рно тр*ва

«Угадай слово».

К-р-нд-ш,    л-ст-п-д,     -д-жд-,   д-ж-рн-й.

«Пиши –не спеши» -диктую слова, а дети их изменяют, чтобы было сочетание жи – ши\.

Крыша, шалаш, нож, мышь, груша, чиж, ноша, лужа, этаж.

«Одна буква». Замени одну согласную в словах: лёд, слог, сок, сыр, рама, лупа, салки, село. Можно дать вариант буквы, а можно доверить детям.

«Спрячь Ь в середину слова»: день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.

«Помоги Деду –Буквоеду вставить пропущенные буквы»: п…ля, м…ря, с…ды. Докажи, почему вставили такие буквы.

«Подбери буквы»: Красивы русские л…са! Л…са пошла по пушистому снегу. Докажите, почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?

Применяю в работе также и выборочное списывание. На доске пишу два слова со звонкой или глухой согласной, два слова с проверяемой безударной гласной, два слова с удвоенной согласной. Прошу выписать слова только с удвоенной согласной.

При изучении темы «Непроизносимые согласные» предлагаю детям написать по памяти пять слов с непроизносимым согласным и обязательно подчеркнуть их. Если ученик, написав слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчёркивать. После того, как учащиеся написали 5 слов по памяти, я открываю доску, на которой написаны 10 слов на данную тему. Дети списывают те слова, которых у них нет, подчёркивая непроизносимые согласные. Это упражнение использую при изучении любой темы.

Прием «Мне это пригодится» На любом этапе урока ребятам задаю вопрос: «Где вам может пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал?» Ученики в группах ищут ответ на поставленный вопрос.

Прием «Опасное место». Для формирования грамотного письма (чтобы ученик видел орфограмму) на письме все орфограммы выделяем зеленым цветом.

Прием «Словарные слова». Работу со словами с непроверяемым написанием ведем на каждом уроке. Придумываем разные ассоциации для лучшего запоминания трудных орфограмм словарного слова. Например, в слове «горох» пишутся только гласные «О», так как эта буква похожа на горошину.

Хорошо развивает орфографическую грамотность игра «Огоньки».

На доске записываю предложения, слова. Детям предлагаю «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки зажигаем» на доске, затем учащиеся записывают предложении. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.

При выполнении диктанта, в процессе письма, разрешаю подчёркивать сомнительные буквы.   Ценность этого подхода: ребёнок, не опасаясь низкой оценки за грамотность, не станет прибегать к уловкам.

Приём «Лингвистическая сказка»

Формируем умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, применять её как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа. Можно   пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную.

Приём «Найди слова» В строчке спрятались словарные слова. Найди их и подчеркни.

МАКОРОВААНОМОЛОКОЛГОСОБАКА

 Ребята находят слова: корова, молоко, собака. Учитель спрашивает: «Как вы думаете, какое слово лишнее?». И тут начинается мыслительный процесс. Кто- то считает, что это «молоко», так как «корова и собака — это животные». Кто — то считает, что «третий лишний» -«молоко», так как слова «корова и собака» заканчиваются на «а» и ударных у них второй слог, а не третий и т.д.

Приём «Слова из слова» Берем любое длинное слово. Из его букв пробуем индивидуально или в группах составить новые слова. Кто больше? Значение составленных слов, если кому — то непонятно, объясняем. Например, слово «ГАСТРОНОМ». Получились слова: ас, мост, рост, трон нора и др.

Чтобы вызвать интерес к уроку использую стихотворные упражнения по орфографии.  Например,:

Имена, фамилии, Начинает буква

Клички, города - Важные слова:

Все с заглавной буквы Иванова Анна,

Пишутся всегда. Иннокентьевка, Москва.

Семьи из слов живут на Земле.

По корню узнаешь о близком родстве.

Не надо их сходства, дружок, нарушать.

И корни-близняшки с ошибкой писать!

Сочетания жи –ши только с буквой «и» пиши!

Сочетание чу – щу с буквой «у» пишу.

Убедилась, что использование таких рифмованных упражнений в сочетании с заданиями учебника, способствуют более успешному овладению детьми орфографического навыка.

Такие виды заданий можно провести при изучении словарных слов.

1. Выписать слова, отвечающие на вопросы кто? (что?).

2. Выписать слова на тему «Животные», «Школьные принадлежности» и тек далее.

3. Выборочный диктант. Читаю текст, дети должны записать словарное слово, которое встретилось.

4. Отгадать загадку:

Без рук, без ног, а рисовать умеет. (мороз)

Жидко, а не вода, бело, а не снег.(молоко)

Все учащиеся с интересом выполняют предложенные задания.

5. Очень любят ребята игру «Найди лишнее слово». Например, я предлагаю учащимся следующий словарный диктант: Дерево, тетрадь, четверг, Донецк,  огород, карандаш, тёмный, ворона. Дети называют «лишние» слова:

* Донецк – так как это слово пишется с большой буквы;

* тетрадь – на правописание парного согласного в корне слова; в этом слове букв больше, чем звуков;

* ворона – отвечает на вопрос кто? Остальные на вопрос что? (кроме слова черный);

* тёмный – это слово отвечает на вопрос какой? Оно является именем прилагательным, остальные имена существительные;

* карандаш – состоит из четырёх слогов, остальные из двух или из трёх.

Приём «Путаница». Надо «распутать» пословицы, исправить все ошибки.

 Слово не воробей, пригодится воды напиться.

 Лучше хлеб с водой, чем журавль в небе.

 Береги платье снову, живот в голоде, а ноги в тепле.

 Не плюй в колодец, вылетит — не поймаешь.

Лучше синица в руках, чем пирог с бедой.

 Держи голову в холоде, а честь смолоду.

Такие виды работы дети очень любят. Здесь развивается внимание, сообразительность, умение найти отличительные признаки, сгруппировать слова по видам орфограмм. При работе со словарными словами пользуемся этимологическим словариком, который сделает запоминание графического облика слова не механическим, а осмысленным. Этимологический словарик содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное написание. Например, слово малина – в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из маленьких частей. Слово малина образовано от слова малый – маленький.

Слово урожай – то, что уродилось (выросло, созрело) на земле. Исторически в нём выделяется приставка – у. Урожай – род с приставкой - у.

Такая историческая справка позволяет не только лучше запомнить написание слова, но и расширить кругозор учащихся. Использование различных видов работы над словарными словами даёт положительные результаты.

Важное место при обучении правописанию отвожу работе над ошибками, которая является не только способом закрепления орфограмм, но и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление.

Работу над орфографическими ошибками начинаю с воспроизведения знаний учащихся по определённым орфографическим правилам, на которые ими были допущены ошибки. Сначала даю образцы объяснения ошибок, закрепляю навыки правописания, а также готовлю учащихся к самостоятельной работе над ошибками. Все ошибки группирую по типам орфографических правил и веду целенаправленную работу по их исправлению. Такая работа позволяет мне чётко видеть, над каким орфографическим правилом нужно поработать тому или иному ученику; веду индивидуальную работу, используя различные виды упражнений на отработку необходимых правил. Работа над ошибками даёт свои положительные результаты.

Такая система работы даёт хороший результат. Главным достижением, которой является то, что дети идут более грамотными. Свои знания могут успешно применять и на других уроках: литературы, истории, природоведения, математике.

Итак, работу по развитию орфографической зоркости веду на протяжении всего курса школы. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.

Одним из основных аспектов формирования функциональной грамотности является развитие навыков читательской деятельности. Читательская деятельность - самостоятельный и самоценный вид интеллектуально-эмоциональной деятельности, который формируется уже в начальные годы обучения ребенка и способствует развитию читательской грамотности, которая предполагает сформированность следующих компетенций:

-умение находить и извлекать информацию;

-интегрировать и интерпретировать информацию;

-осмысливать и оценивать содержание и форму текста;

-использовать информацию текста.

На уроках литературы важно развивать ученическую критическую мысль и способность анализа художественных произведений. Ученикам нужно учиться видеть символизм, смысловые и структурные аспекты текста, а также понимать связь между литературными произведениями и историей, обществом и культурой.

Под ученической критической мыслью мы понимаем разумное рассмотрение разнообразия выводов, интерпретацию полученной информации для обоснованной оценки. Именно потому, что обладатели критического мышления способны быстрее других видеть причинно-следственные связи, подвергать факты сомнению, точно и грамотно формулировать свои суждения и выводы, на уроках необходимо создавать ситуации для формирования РКМ (развития критического мышления).

Критическое мышление - это один из видов творческой интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Технология развития критического мышления является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности школьников. Основа данной технологии - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

1.Первая стадия (фаза) - вызов. Задача этой фазы и деятельность учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу.

2.Второй этап - «осмысление» - содержательный, в ходе которого и происходит непосредственная работа ученика с текстом, информацией, при этом работа, направлена на осмысление изучаемого объекта.

3.Третий этап - «рефлексия» - размышления. Роль данного этапа сводится к анализу того, удалось ли обучающимся достичь поставленных целей.

Приемы критического мышления на стадии «вызов»:

·          «Кластер» - систематизация имеющихся знаний (можно применять на любом этапе урока;

·          «Корзина идей» - что предстоит узнать, изучить и т.п.;

·          «Верные неверные ответы, утверждения»- можно провести в виде игрового момента;

·          «Дерево предсказаний» - предоставление обучающимися альтернативных идей для определения целей и задач урока;

·          «Лови ошибку» - намеренное предоставление учащимся ошибок, с целью неточностей, корректировки допущенных ошибок при ранее выполненных заданий;

·          «Мозговая атака» - групповое творческое решение проблем, создание бака идей;

·          «Ключевые слова» - прием на стадии вызова очень хорошо заставляет творчески мыслить, говорить, позволяет и быстро повторить домашнюю работу, и поработать над развитием речи, и поставить цели к уроку, и ввести учеников в рабочую атмосферу;

Приемы критического мышления на стадии «рефлексия»:

-«Эссе» - это письменная форма, в которой отражены впечатления, мысли и опыт учащегося в связи с определенной темой;

-«Бортовой журнал» - прием «Бортовой журнал» позволяет не только получить адекватную картину степени усвоения учениками материала, но и помогает ученикам развивать умение фиксировать информацию, используя графические способы, научиться оценивать свои сильные и слабые стороны, дает возможность наглядно представить заданную проблему. Прием охватывает все этапы урока, начиная от стадии вызова и заканчивая рефлексией;

-«Письмо по кругу» - предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу;

-«Перепутанные логические цепочки»- учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные. Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки. Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют.

-«Синквейн» - слово "синквейн" происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн - это стихотворение, из 5 строк, где:

o    Первая строка. 1 слово - понятие или тема (существительное).

o    Вторая строка. 2 слова - описание этого понятия (прилагательные).

o    Третья строка. 3 слова - действия (глаголы).

o    Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

o    Пятая строка. 1 слово - синоним, который повторяет суть темы.

Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна - это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы.

Следует отметить, что формирование функциональной грамотности требует системного подхода к обучению. Учителя должны создавать интересные и задачные уроки, активно включать учеников в дискуссии и дебаты, стимулировать креативное мышление и развивать умение аргументировать свою точку зрения. Для этого в этапы урока должны обязательно быть включены задания, при выполнении которых нельзя давать однозначные ответы, те которые требуют рассуждения, аргументации на предложенную тему. Такие формы работ помогает пополнять накопленные знания учащихся и достигать определённых целей и задач урока.

Важно учитывать и индивидуальные особенности учеников. Некоторым может потребоваться дополнительная поддержка в развитии грамотности, в то время как другие могут быстро продвигаться вперед. Дифференцированный подход к обучению позволяет учителям эффективно работать с разнообразными учебными потребностями.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Подводя итог, можно сказать, что  уроки русского языка и литературы школьного курса обучения содействуют развитию функциональной грамотности у обучающихся путем

- формирования знаний о правилах, нормах чтения, письма, общения, создания текста;

- развития умения видеть орфографическую и пунктуационную задачу и решать ее при помощи обращения к учебнику или справочнику;

- создание ситуаций свободного использования освоенных навыков чтения и письма для понимания и преобразования текста;

- развитие универсальных способов деятельности – различных аналитических умений;

- создание ситуаций формирования опыта решения функциональных проблем.

В аспекте формирования функциональной грамотности большое значение имеют комплексная работа с текстом, лингвистический анализ текста, работа с текстами-миниатюрами и другие виды работ, которые при этом являются наиболее результативными формами организации работы на уроке. Нужно отметить, что написание сочинений-рассуждений, сжатых изложений, различных видов диктантов также способствуют развитию функциональной грамотности.

Интерес к изучению предметов «Русский язык» и «Литература» активизируют нестандартные формы проведения занятий. А если школьник мотивирован, значит, учится и развивается, что является основным индикатором формирования функциональной грамотности.

В заключение, формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-11 классах является важной задачей образования. Оно помогает ученикам развивать навыки, необходимые для успешной адаптации в современном обществе и достижения успеха в учебе и будущей профессиональной деятельности. Учителя, родители и общество в целом должны совместными усилиями способствовать развитию функциональной грамотности у молодого поколения, чтобы они могли стать успешными и грамотными гражданами.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Акушева Н.Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н.Г.  Акушева, М.Б. Лойк, Л.А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. – 2020.

2.Балашова, Е. С. Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности / Е. С. Балашова, И. А. Ерофеева. — Текст: непосредственный // Достижения науки и образования. — 2022. — № 3(83).

3.Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2008.– С.214.

4.  Ермоленко, В. А., Перченок, Р. Л., Черноглазкин, С. Ю. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях: Пособие для работников системы образования [Текст] / Российская академия образования, теории образования и педагогики. – М. : ИТОП РАО,1999. – 228 с.

5. Игнатьева Е.Ю. Метапредметный потенциал учебного текста: актуализация в основной школе / Е.Ю. Игнатьева, С.В. Дмитриева // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2020. - № 1 (94).

6.  Логвина, И. А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения//Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». – Cанкт-Петербург, 2011.

7.Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы по предметам естественнонаучного цикла. Методическое пособие. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013. – 38 с. .

8. Темирбекова Г.А. Формирование читательской грамотности в условиях обновленной программы обучения // Наука и мир. 2020. № 4.

9. Хасеинова В. А. О подготовке педагогов к формированию функциональной грамотности и компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы // Открытая школа. — № 2–2014.


 

Автор Чепига Ирина Анатольевна учитель русского языка и литературы

Автор Чепига Ирина Анатольевна учитель русского языка и литературы

На уроках русского языка и литературы перед учителем стоит задача не просто научить ребенка читать и писать, но и развить способность учащегося свободно использовать навыки…

На уроках русского языка и литературы перед учителем стоит задача не просто научить ребенка читать и писать, но и развить способность учащегося свободно использовать навыки…

При формировании коммуникативной грамотности мы учим школьников самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, создавать различные тексты: сочинения-рассуждения, изложения, сообщения, доклады, рефераты, рецензии,…

При формировании коммуникативной грамотности мы учим школьников самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, создавать различные тексты: сочинения-рассуждения, изложения, сообщения, доклады, рефераты, рецензии,…

Одним из первых направлений в своей работе при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма

Одним из первых направлений в своей работе при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма

Письмо под диктовку с предварительной подготовкой

Письмо под диктовку с предварительной подготовкой

Крыша, шалаш, нож, мышь, груша, чиж, ноша, лужа, этаж

Крыша, шалаш, нож, мышь, груша, чиж, ноша, лужа, этаж

Приём «Лингвистическая сказка»

Приём «Лингвистическая сказка»

Убедилась, что использование таких рифмованных упражнений в сочетании с заданиями учебника, способствуют более успешному овладению детьми орфографического навыка

Убедилась, что использование таких рифмованных упражнений в сочетании с заданиями учебника, способствуют более успешному овладению детьми орфографического навыка

Держи голову в холоде, а честь смолоду

Держи голову в холоде, а честь смолоду

А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся

А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся

Второй этап - «осмысление» - содержательный, в ходе которого и происходит непосредственная работа ученика с текстом, информацией, при этом работа, направлена на осмысление изучаемого объекта

Второй этап - «осмысление» - содержательный, в ходе которого и происходит непосредственная работа ученика с текстом, информацией, при этом работа, направлена на осмысление изучаемого объекта

Перепутанные логические цепочки»- учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные

Перепутанные логические цепочки»- учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные

В аспекте формирования функциональной грамотности большое значение имеют комплексная работа с текстом, лингвистический анализ текста, работа с текстами-миниатюрами и другие виды работ, которые при этом…

В аспекте формирования функциональной грамотности большое значение имеют комплексная работа с текстом, лингвистический анализ текста, работа с текстами-миниатюрами и другие виды работ, которые при этом…

Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] /

Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2024