Развитие ИКТ - компетентности младших школьников
в условиях внедрения ФГОС НОО
«Человек образованный – тот, кто знает,
где найти то, чего он не знает»
Георг Зиммель
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требований является формирование ИКТ-компетентности младших школьников. Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперёд, и у школы, и у учителя нет иного выбора, как адаптироваться к современному миру. «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа» буквально пронизана мыслью о том, что выпускники начальной школы должны иметь высокий уровень ИКТ-компетентности.
ИКТ-компетентность - это способность учащихся использовать информационные и
коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи (распространения), которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества.
Понятие "информационная компетентность" достаточно широкое и определяемое на современном этапе развития педагогики неоднозначно (О.Б. Зайцева, А.Л. Семенов, В.Л. Акуленко, М.Г. Дзугоева, Н.Ю. Таирова, О.М. Толстых). Будем исходить из того, что информационная компетентность - это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности.
Формирование и развитие ИКТ - компетентности обучающихся включает в себя
становление и развитие учебной (общей и предметной) и общепользовательской ИКТ - компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к
решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.
Основы ИКТ - компетентности (не только умения на базовом уровне пользоваться широким спектром информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), но и формирования осознанного и грамотного подхода к выбору и применению средств ИКТ) являются частью метапредметных результатов освоения программы начального образования и необходимым компонентом программы формирования универсальных учебных действий
Таким образом, активное использование ИКТ, компьютерного и цифрового оборудования, современных цифровых образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности, увеличивает возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД), как важнейшего результата реализации Стандарта. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.
В структуре категории "информационная компетентность" выделяются следующие компоненты:
1) когнитивный;
2) ценностно-мотивационный;
3) технико-технологический;
4) коммуникативный;
5) рефлексивный.
Владение информационной компетентностью в сочетании с квалифицированным использованием современных средств информационных и коммуникационных технологий, составляет суть ИКТ - компетентности.
С точки зрения деятельностного подхода в структуре информационно-функциональной компетентности выделяются разделы:
1) сбор и хранение информации;
2) поиск информации;
3) восприятие, понимание, отбор и анализ информации;
4) организация и представление информации;
5) создание информационного объекта на основе внутреннего представления человека;
6) планирование информации, коммуникация;
7) моделирование;
8) проектирование;
9) управление.
В зависимости от развития показателей информационно-функциональной компетентности выделяем репродуктивный, конструктивный, продуктивный уровни.
Под ИКТ – компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ–грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.
Как известно, у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Поэтому применение информационных технологий делают учебную информацию более интересной за счет привлечения зрительных образов, развивает познавательный интерес, побуждает желание учиться новому и применять знание в жизни.
Модель ИКТ - компетентности включает:
информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении.
ИКТ - компетентность определяется как общеучебное умение работать с информацией, представленной в электронном виде. Соответственно, формирование этого умения должно проходить на всех школьных уроках и занятиях внеурочной деятельности. В дополнение к этому можно добавить, что из самого понятия «компетентность» вытекает и основное условие, необходимое для её формирования. Компетентность можно сформировать только на практике. Следовательно, большее внимание со стороны учителя должно уделяться практической направленности учебных материалов.
Использование компьютера при формировании компетенции
самостоятельного поиска информации учащимися.
Вид урока |
Форма урока, методы (как способы организации процесса познания) |
Действия учащихся по самостоятельному поиску информации |
Урок изучения нового материала
|
- урок использования компьютерных моделей в демонстрационном варианте; -урок лекция (демонстрация серии мультимедийных опытов) |
-найти информацию в Интернете по конкретной теме: биография ученого, другие его открытия, описание опытов, устройства приборов; - составить свои вопросы или ответить на вопросы параграфа, анализируя мультимедийные анимации, поэтапное их объяснение, - указать практическое применение модели, - изучить конспект по электронному учебнику и сопоставить с соответствующим материалом учебника, - (работа в парах) по заданию на бумажных носителях исследовать явление, зависимость, используя материал лабораторий, -сделать обобщение, вывод |
-Урок комплексного применения ЗУН |
-виртуальная лабораторная работа -урок-практикум решения задач |
-изучить конспект работы по электронному учебнику, -попытаться самому наметить путь выполнения работы, -выполнить работу согласно плана, предложенному учителем, -проверить результата на реальность, -самостоятельно решить задачу на бумажном носителе, -ввести данные и проверить решение по алгоритму в электронных таблицах, -решить задачу по анимации, изменяя указанную величину, -сделать соответствующее обобщение |
Урок обобщения и систематизации знаний |
-урок-презентация -урок- защита проектов -урок-игра |
-подобрать материал на заданную тему в Интернете, -составить монографию ученого, -сделать подборку материала по изучаемой теме, -создать мини проект, -подобрать виртуальные опыты, продемонстрировать и объяснить их, возможно с помощью учителя, Всю эту работу можно делать, индивидуально, парами или маленькими группами |
Урок контроля ЗУН |
-компьютерное тестирование (итоговое или промежуточное) -урок-игра |
- выполнить: тестирование в компьютерном классе; тестирование индивидуальное, выборочное; индивидуальное тестирование с последующей проверкой по алгоритму на компьютере, - / по желанию/, свой результат можно вывести на экран. Многие традиционные виды игровой деятельности можно осуществлять, применяя компьютер |
Урок закрепления знаний |
- решение задач -экспериментальные задачи -задачи с изменяющимися данными |
-решить задачи на бумажных носителях с последующей компьютерной проверкой полученных ответов, -результаты эксперимента проверять, используя алгоритм, -решать задачу, используя примеры решения задач мультимедийных программ |
Комбинированный или синтетический урок |
-фрагментарное использование компьютера |
В своей педагогической деятельности я пользуюсь различными средствами ИКТ:
– использование тематических презентаций (презентации к предметным неделям, классным часам и праздничным мероприятиям);
– использование готовых программных продуктов, в том числе электронно-образовательных ресурсов (ЭОР);
– использование ресурсов сети Интернет (презентации, дидактический материал, анимационные игры и др.).
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Использование ИКТ во внеурочной деятельности возможно в разных направлениях: внеклассные мероприятия (КВНы, конкурсы, викторины, экскурсии, праздничные мероприятия), кружковая работа, исследовательская и проектная деятельность, творческие задания и т.д.
Провести внеклассные мероприятия на различные темы, соревнования, классные часы учитель может, используя мультимедийные презентации, которые позволяют красочно и наглядно представить любой материал, а так же позволяют экономить время проведения мероприятий.
При помощи использования проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамер можно зафиксировать любое мероприятие в классе, обработать его и собрать фотокопилку и видеокопилку. А также с помощью программы создания презентаций MS POWER POINT можно оформить альбом класса, где размещаются фотографии с различных мероприятий, их увлечений и интересах.
Хочется отметить, что использование ИКТ во внеурочной деятельности в начальной школе - это реальная возможность оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, коммуникативные способности, творчество и критическое мышление.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение ИКТ на уроках и во внеурочное время - это повышение интереса, усиление мотивации, развитие творческих способностей младших школьников. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность, способствующего формированию УУД в условиях внедрения ФГОС НОО.
Литература:
1. В. Кинелев, П. Коммерс, Б. Коцик. Использование информационных и коммуникационных технологий в среднем образовании. Информационный меморандум. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Москва, 2005.
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя./Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011.
3. Красильникова В. А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова. - М.: ООО «Дом педагогики», 2006.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.