РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Оценка 4.9

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Оценка 4.9
docx
22.03.2024
РАЗВИТИЕ  ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ  ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ  СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.docx

 

РАЗВИТИЕ  ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.. 5

1.1 Подходы к определению понятия «информационная культура». 5

1.2 Особенности формирования информационной культуры обучающихся. 10

1.3 Формирование информационной культуры обучающихся в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта. 14

ГЛАВА 2. ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОШ (ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «МАТЕМАТИКА») 23

2.1 Приёмы развития информационной культуры обучающихся. 23

2.2 Технологические карты уроков математики направленные на развитие информационной культуры обучающихся. 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 51

 


 


ВВЕДЕНИЕ

Для создания условий успешного адаптирования ребенка в мир, ФГОС НОО и ФГОС ООО включают навыки овладения информацией в раздел «Требования к итогам освоения базовой программы образования».

Работа с информацией – это умение, формируемое на уроках и во внеурочной деятельности, применяемое при подготовке к домашнему заданию, предполагающее активную работу по сбору и обработке информации.

В школе и дома ученикам приходится обращаться к огромному количеству информации. И в данном вопросе программа школы должна помочь научиться пользоваться информационными ресурсами для того, чтобы получить необходимые знания.

Когда обучающийся начинает работать в информационной среде, появляется проблема, препятствующая эффективному обучению обучающихся, это информативная неразборчивость и  информационная перегрузка.

Современный учитель должен уметь воспитывать у обучающихся информационные потребности, развитие которых подходит системе общечеловеческих нравственных правил и ценностей: доброты, чести, совести и т.п.

Это необходимо, чтобы у обучающихся сформировалась информационная культура, которая выражается в необходимости сформировать навыки поиска и анализа информации, обработки, хранения, передачи другим людям в максимально рациональной форме.

Актуальность формирования информационной культуры обучающихся как необходимого условия их готовности к постоянному обновлению знаний в процессе непрерывного образования и отсутствие теоретических подходов к формированию информационной культуры обучающихся основной школы и старших классов в образовательной деятельности, недостаточная разработанность практических путей решения проблемы определили выбор темы курсовой работы: «Развитие  информационной культуры обучающихся в образовательном процессе средней общеобразовательной школы».

Весь спектр знаний и умений, обучающихся сегодня принято относить к понятию «информационная культура». Информационная культура (ИК) становится важным фактором успеха учебной деятельности в информационной среде. Проблема информационной культуры активно изучается. Методологические проблемы развития информационной культуры разрабатывались в трудах Э.Л. Шапиро, В.А. Бородиной, Э.П. Семеновкера, М.Г. Вохрышевой, Н.И. Гендиной, А.Г. Гук, Б.С. Гершунского, Н.Б.Зиновьевой, Ю.С. Зубова, А.П. Суханова, В.А. Минкиной, Т.И. Поляковой, И.Г. Моргенштерна, Э.П  Семешока, О.Р.Старовойтовой, Г.А. Стародубовой, Г.А. Стародубовой, В.А. Фокеева, И.Г. Хангельдиевой и др.

Объектом исследования является информационная культура обучающихся.

Предмет исследования: развитие  информационной культуры обучающихся в образовательном процессе средней общеобразовательной школы.

Целью исследования является проведение теоретического анализа понятия «информационная культура обучающихся» с целью выявления особенностей её развития в учебном процессе средней общеобразовательной школы.

Задачи исследования:

-       изучить подходы к определению понятия «информационная культура»;

-       выявить особенности развития информационной культуры обучающихся;

-       изучить требования и рекомендации по разработке и применению заданий развивающих информационную культуру обучающихся;

-       разработать технологические карты уроков математики направленных на развитие информационной культуры обучающихся.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1.1 Подходы к определению понятия «информационная культура»

Сейчас существуют разные подходы к определению термина «информационная культура». В учебных и научных изданиях можно найти различные точки зрения, которые могут быть как положительными, так и негативными. Единого подхода к данному понятию на сегодняшний день нет.

При этом исторический подход к пониманию информационной культуры наиболее полно раскрыт в работах К.К. Колины, А.И. Ракитовой, Э.П. Семенюка, А.Н. Шилова и др. В рамках этого подхода акцентировано внимание на анализ генезиса информационной культуры. Выявляется ее историческая или социальная обусловленность и, как результат – предпринимаются попытки формирования модели информационной культуры, в которой и «должны сочетаться временной фактор и перечни компонентов информационной культуры» [9].

С точки зрения исторического подхода генеалогическое информационное дерево нашей цивилизации уходит корнями в глубину истории, к простейшим формам информационной связи и информационного общения.

Развитие информационных культур произошло в результате нескольких информационных революций (табл. 1)

 

Таблица 1 – этапы информационной революции

Этап информационной революции

Предпосылки и итоги информационной революции

Первая информационная революция

Первая информационная революция – это появление языка, технология письменной речи, запоминание, передача ее в пространстве и времени. Дореволюционное информационное пространство было организовано в зависимости от индивидуальных возможностей человека и обладало низкой скоростью распространения информации.

Вторая информационная революция

Вторая информационная революция – это изобретение письма. В данном случае это изобретение не только позволило сохранить накопленные в обществе знания, но и повысить достоверность информации, создать условия для ее широкого распространения. Наличие документальных носителей информации расширило сферу коммуникации, формат и размеры, создало условия для возникновения нового этапа развития информационного общества.

Третья информационная революция

Открытие книгопечатания является одной из первых действующих информационных технологий, которые привели к третьей информационной революции, конструктивно изменившей создание индустриального общества, культуры и метода организации социально-исторической работы. Случилось взрывное увеличение числа используемых в обществе бумажных носителей информации, и самое главное – началось обширное распространение информации, научных знаний, информационной культуры в целом. Книгопечать позволила собрать все заслуги человечества и предыдущего поколения, ускорить обмен знаниями, разрешило тиражировать тексты для большущего числа людей в одно и тоже время и потребовало, в собственную очередь наибольшего распространения грамотности среди людей.

Четвертая информационная революция

Четвертая информационная революция, которая началась в XIX в., была связана с разработкой и последующей применением электричества и коммуникационных средств, например радио, телефон и телевизор. Эти средства были свидетельством грандиозного переворота в скорости передачи данных, объеме памяти, возможностях накопления данных. Этот этап информационной истории привел к образованию новой личности с другим уровнем информационной культуры.

Пятая информационная революция

Переход к новому электронному этапу информационной истории человечества обеспечила пятая информационная революция, которая связана с использованием цифровых вычислительных средств в практике. Особенно бурное развитие этот процесс получил в последние тридцать лет, когда были сконструированы и стали широко выпускаться промышленностью персональные компьютеры. Их появление произвело настоящий переворот в информационном пространстве общества, во многом изменило психологию и практику научной, педагогической и производственной деятельности людей.

 

Сегодня информационные технологии оказывают революционное влияние на каждый аспект жизни, в корне меняют условия и деятельность людей, их культуру, стереотипы поведения и образ мышления. Поэтому, по словам К. К. Колина [2], разворачивающийся на глазах процесс информатизации общества должен быть квалифицирован как новое социотехническое развитие, информационная основа которого является шестой информационной революцией, итогом которой будет формирование нового информационного общества.

С исторической точки зрения содержание и характер информационной культуры меняется в процессе трансформации информационных сред жизни общества. Каждая новая стадия совершенствования информационной культуры не исключает составляющих информационной культуры прошлых этапов, но включает в себя их как необходимое, а таким образом обогащает содержание информационных культур.

В настоящее время существует большое количество определений понятия «информационная культура». Рассмотрим некоторые из них.

Энциклопедия культурологии даёт такое определение: «Информационная культура – совокупность норм, правил и стереотипов поведения, связанных с информационным обменом в обществе …» [ 10 ].

«Информационная культура обучающихся — качественный уровень общения ученика в информационном пространстве с целью решения определенных задач. Проходя определенный уровень знаний в информационном пространстве в сопровождении педагога, учащийся начинает самостоятельно обращаться к различным источникам информации» [6].

«Информационная культура обучающихся – часть общей культуры личности, комплекс знаний, умений, навыков, позволяющий свободно ориентироваться в образовательном пространстве, является необходимым условием готовности к постоянному обновлению знаний в процессе непрерывного образования; информационная культура учащихся включает в себя следующие компоненты: коммуникативный, читательский, библиографический, информационно-технологический» [26].

Н.И. Гендина [3] понимает информационную культуру как одну из аспектов общей культуры личности, связанную с социальной природой человека, и представляющую собой продукт его разнообразного творческого потенциала. Она подчеркивает, что информационная культура характеризует его информационное мировоззрение, систему знаний и умений, которые обеспечивают самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.

Понятие «информационная культура» рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле информационная культура представляет собой совокупность и реальные механизмы, обеспечивающие положительное взаимодействие этнической и национальной культуры, их объединение в общечеловеческий опыт. В узком смысле информационная культура является оптимальным способом обработки информации и представления их для выполнения теоретической и практичной задачи; механизмами совершенствования и хранения информации; развитием системы обучения и подготовки обучающихся к эффективному пользованию информационными средствами и информацией.

Информационная культура обучающегося является одной из важнейших составляющих общей информационной культуры, без которого невозможно взаимодействие в информационном обществе [1]. Информационная культура личности формируется в течение жизни человека, и обычно этот процесс обладает стихийным характером.

В современном мире образование все чаще ориентируется на полноту получаемой информации, а также на умение получать информацию, понимать ее, обрабатывать, извлекать из нее нужные знания. Несомненно, что решить задачу формирования информационной культуры у обучающихся возможно лишь после освоения педагогами информационной культуры.

Продуктивная и результативная работа современного учителя с информационно-образовательными системами требует наличия у него информационной культуры, так как ключевой задачи учителя: отбор, систематизация, структурирование необходимой учебной информации, адекватное ее представление с использованием возможностей информационных технологий, и такая организация деятельности обучающихся, которая позволит им работать с представленной информацией не на репродуктивном уровне, а на уровне творчества, когда требуется отбор информации, ее анализ, синтез, оценка и рождение нового знания.

Учитель должен знать специфику информации в образовательной среде, уметь создавать информационно-образовательное пространство в своей области, самостоятельно осуществлять поиск информации из различных источников, представлять информацию в доступной для обучающихся форме. Если у учителя есть соответствующие знания и умения работы с информацией, то он сможет научить этому и обучающихся.

Информационная культура – это не просто получение самых разнообразных сведений, но и умение выбирать наиболее важные и необходимые сведения из общей массы информации. Если ранее мы были озадачены вопросом, «что читать?», то сейчас все больше возникают вопросы, «что не читать?». Если вы будете стремиться изучить большое количество материала по какой-то проблеме, не останется времени, чтобы обработать информацию. Сегодня на первый план выходит не сбор информации, пишет Е. Тоффлер, но умение найти то, что нужно во всей сети данных, правильно проанализировать собранную информацию. Кроме того, необходимо уметь правильно обрабатывать информацию, которая не менее важна, чем само содержимое информации. В мире информационных технологий люди должны не только уметь находить информацию, но также уметь ее обрабатывать, интерпретировать, – пишет Е. Даусон. – Особенности нашего сообщества, а также цифровой эпохи накладывают соответствующее требование к обучающимся. Они должны быть более образованными для достижения успеха в различных областях. Они также должны иметь хорошее воспитание для принятия сложных решений, которое частично закладывается в процессе обучения в школе.

Отметим, что сегодня информационная культура является, в основном, показателем социотехнических аспектов культуры. Умение взаимодействовать с информацией часто совпадает с умением использовать информацию в различных сферах деятельности, то есть областей знаний, обеспечивающих практическую взаимосвязь человека с информационными средствами передачи и получения информации.

Обобщив взгляды ученых можно констатировать, что информационная культура не имеет однозначного толкования, так как авторы рассматривают его с позиций различных наук – философии, социологии, психологии, информатики, библиотековедения, библиографоведения, а также семиотики, лингвистики, культурологии и т.д.

 

1.2 Особенности формирования информационной культуры обучающихся

 

Глобальное применение компьютерных технологий во всех сферах деятельности, создание новых связей, высокоавтоматизированного информационного пространства стали началом трансформации традиционной образовательной системы.

Информационные технологии требуют сформированности у обучающихся умений и навыков поиска и анализа информации, распространения, представления и обработки обоснованных мнений, позволяющих предсказать, планировать, контролировать процессы и события наиболее быстро и эффективно.

В силу того, что акцент целей всё более смещается с овладения чисто практическими навыками использования компьютеров к более широкой трактовке – формированию информационной культуры, этот процесс должен начинаться на более ранних ступенях обучения. Это приводит к пересмотру существующих методов, форм и содержания обучения и предполагает, что необходимо изменить методику преподавания основных дисциплин.

Одним из важнейших направлений активного поиска новых образовательных решений, которые способствуют формированию информационной культуры обучающихся, является использование ИКТ в процессе обучения. Миропонимание обучающихся должно основываться на знаниях, которые отражают объективное отношение к информации и учитывают возрастающую информационную емкость. Эффективность освоения информации достигается только в процессе активной деятельности.

При этом, учитывая, что в школе обучение должно проводиться в условиях здоровье сберегающей среды, которая ограничивает использование компьютера в процессе обучения, необходимо искать способы формирования информационной культуры обучающихся не только в занятиях по информатике, но также в процессе обучения другим дисциплинам.

Младший школьный возраст является особым периодом развития ребенка. Образование в школе – это начало новой возрастной ступени в жизни ребенка – младшего школьного возраста, ведущая деятельность которого – учеба.

На его основе у обучающихся развивается теоретическое мышление, развивают соответствующие способности: планирование, рефлексия, анализ, которые являются важнейшими компонентами развития в младшем школьном возрасте. В этот период у детей происходит становление потребностей и мотивации к обучению. Младший школьный возраст возраст вступления в образовательную деятельность, освоения ее структурных элементов.

Специалисты говорят, что в данном возрасте ребенок осваивает систему действий, которая необходима для успеха в дальнейшей познавательной деятельности.

Ведущими способами педагогической деятельности учителя по формированию информационной культуры должны являться:

-                   организация игрового моделирования ситуаций;

-                   организация компьютерного моделирования обучающимися;

-                   организация проектной деятельности школьников.

Среди форм организации учебного процесса могут присутствовать:

-                   учебное сотрудничество;

-                   работа в малых группах;

-                   работа в проектных группах;

-                   виртуальное учебное взаимодействие;

-                   самостоятельная работа обучающихся с различными источниками информации.

Эффективность формирования информационной культуры у обучающихся напрямую зависит от информационной грамотности педагога.

Информационные технологии в условиях информационной трансформации общества становятся одним из самых важных инструментов для формирования информационной культуры обучающихся. Современные информационные технологии способствуют эффективному использованию источников информации в сборе, анализе, обработке, хранении и передаче информации.

Потенциал обучающихся и ознакомление с особенностями формирования структурного компонента информационной культуры обучающихся позволяет педагогам эффективно подобрать педагогические методы и средства, которые позволят создать оптимальные условия для творческой самореализации обучающихся и сформировать высокий уровень информационной культуры [26].

Выделяют основные направления, в результате которых реализуется процесс формирования информационной культуры обучающихся (табл. 2)

 

Таблица 2 – направления способствующие развитию информационной культуре обучающихся

Направление, способствующие развитию информационной культуре обучающихся

Содержание

Информационные ресурсы общества и информационная

 

Целью направления является формирование у обучающихся представления о роли и значении информации в жизни человека, информационных ресурсах общества, составе и способах их трансформации. В результате обучающиеся должны ориентироваться на типы и виды носителей информации, которые необходимы для успешного обучения, узнать основные приемы передачи информации, выделение ключевых слов и аннотации.

Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

Целью является отработка поисковых алгоритмов для различных типов запросов, которые возникают в процессе обучения. Ожидаемые результаты: знать основные типы запросов и способы выполнения их; знать структуру и назначение системы каталога библиотеки, формировать представление о библиотеке как о информационной системе. Обучающимся нужно уметь искать информацию по адресному, тематическому и фактическому запросу, иметь навыки информационного самообслуживания в библиотеке.

Аналитико-синтетическая переработка источников информации в учебной и научно-познавательной деятельности учащихся

Целью является обучение приемам рациональной интеллектуальной работы с текстами, формализованными методами передачи информации. В результате у обучающихся появятся знания логических основ чтения, основ построения текста и структуры текста, рациональных подходов к работе с текстом. Практические знания и умения – умение составлять простые и сложные планы текста, писать сочинения, конспекты, правильно оформлять цитаты, список использованной литературы, создание рефератов.

Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся в ходе учебной и научно-познавательной деятельности.

Целью является освоение технологий подготовки учебных материалов, связанных с задачами учебного процесса обучающихся. Итак, итог изучения этого раздела – приобретение обучающимися знаний о основных стадиях и технологиях подготовки докладов, рефератов, обзоров литературы и правилах оформления их. На примере подготовки докладов, докладов и обзоров, учащиеся практически демонстрируют использование полученных знаний, навыков и умений.

Информационная культура и новые информационные технологии.

Цель – показать возможности компьютерных средств для поиска, обработки, хранения и применения информации. В результате обучающимися предстоит узнать потенциал современной информационной культуры и создать новые виды информационных материалов.

 

1.3 Формирование информационной культуры обучающихся в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта

 

Как уже говорилось выше, понятие информационной культуры включает в себя знание и умение целенаправленно осуществлять поиск и обработку информации, извлекая, структурируя, анализируя и создавая новые данные на основе полученных данных и их применение.

Анализ федерального государственного стандарта основного общего образования свидетельствует о том, что в числе требований, которые предъявляются к итогам освоения базовой программы основного образования, были представлены требования, непосредственно относящиеся к содержанию информационной культуры обучающегося.

Согласно разделу 3.2 ФГОС НОО, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: «… использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; …умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета» [24; 8-10].

Планируемые результаты освоения обучающимся основных образовательных программ основного общеобразовательного образования, которые представлены в примерном основном общеобразовательном программном обеспечении основного образования, отражают также требования, непосредственно относящиеся к формированию информационной культуры обучающегося.

В разделе 2.1.1. «Чтение. «Результаты работы с текстами метапредметных результатов» - примерная ООП НОО зафиксирована, что «В результате обучения всех, без исключения, предметов на средней общеобразовательной ступени выпускники получат навыки для работы с содержащимися текстами в процессе прочтения соответствующих литературно-образовательных, учебно-научных текстов и инструкций, которые соответствуют возрасту. Выпускники получат элементарные навыки чтения информации в наглядном и символическом виде, получат опыт работы в текстах с рисунками, таблицами, диаграммами, схемами.

Выпускники будут развивать такие читательские действия, как поиск информации и выделение необходимой для выполнения практических или учебных задач информации, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать имеющиеся в текстах идеи и информацию, интерпретировать и преобразовывать эти идеи и информацию. Учащиеся могут использовать информацию, полученную из различных текстов, для того, чтобы установить несложные причинные и следственные связи и связи, объяснить, обосновать утверждения и принять решения в простой учебной и практичной ситуации. Выпускники смогут научиться организовывать поиск информации. Они получат первоначальный опыт критической связи с полученной информацией, сравнения ее с другими источниками информации и имеющихся жизненных опытов» [15].

Согласно разделу 2.1.2. «Формирование ИТ-компетентности учащихся метапредметных результатов» примерной образовательной программы основного образования: «Обучающиеся получат опыт работы в гипермедийных информационных объектах, где объединяются тексты, наглядные и графические изображения, данные цифровых, неподвижных и подвижных изображений, звуковые, ссылочные и базовые данных, которые можно передавать и размещать в интернете.

Обучающиеся узнают о различных средствах ИКТ, овладеют общими безопасными и функциональными принципами их работы; понимают возможности использования различных ИКТ в учебном процессе, развитии собственных познавательных и общекультурных процессов.

Они получат первичные знания по обработке и поиску информации с помощью средств ИКТ, научатся вводить в компьютер различные типы информации: текста, звука, изображения, цифровых данных, создания, редактирования, сохранения и передачи гипермедиа.

Выпускники научатся оценивать необходимость дополнительной информации, чтобы решать учебные задачи и самостоятельную познавательную деятельность; определять возможности ее получения; критично ориентироваться на информацию и выбор источников информации. Они научатся планировать, конструировать и моделировать процессы в простой учебной и практичной ситуации…» [15].

Высокая информатизация общества привела к выделению программы формирования ИТ-компетентности к отдельной подпрограмме формирования универсального учебного процесса.

Ориентация обучающихся на информационные и коммуникативные технологии ИКТ, формирование умения грамотно использовать ИКТ, являются одним из важнейших элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на основной общеобразовательной ступени.

«В компетентности ИКТ выделяется компетентность ИКТ как способность решения учебных задач с помощью общедоступных для средней школы ИКТ-инструментов и информационных источников в зависимости от возрастных потребностей и возможностей обучающегося» [12].

Программа подготовки информационных технологий определяет, что решение задачи подготовки информационных технологий должны проводиться не только в рамках отдельных учебных предметов, где формируются предметные ИКТ компетентности, но также в рамках программы надпредметного образования по подготовке универсальных учебных действий [15; 108-109].

При овладении личностными действиями формируется критическое отношение к информации, избирательности в ее восприятии, уважения к информации о личной жизни и информацией о результатах деятельности других лиц; основ правового воспитания в области обращения с информацией.

В процессе формирования регулятивных универсальных учебных действий происходит: оценка условия, алгоритмы и результаты действий, осуществляемых в информационной среде; применение результатов деятельности, размещаемых в информационной среде, на оценку и коррекцию выполненных действий.

В процессе освоения познавательных универсальных учебных действий информационно-коммуникационных технологий сыграли ключевую позицию в таких общих универсальных действиях, как поиск информации, фиксация записи информации различными техническими средствами.

ИКТ – важный инструмент формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Это используется для обмена гипермедийными сообщениями, выступлений с аудиовизуальными поддержками; фиксации хода коллективных или личных взаимодействий; общения в цифровых средах (электронной почты, чатов, видеоконференций, форумов, блогов).

В подпрограмму формирования ИКТ-компетентности входят следующие подразделения: знакомство со средствами ИКТ; запись, хранение информации; составление текстов с помощью компьютера; составление графических текстов; редактирование текстов; составление новых текстов путем имеющихся комбинаций; составление структурированных текстов; представление данных; коммуникации, проектирование, моделирование, управление и организация деятельности.

«Основные составляющие подпрограммы «Формирование ИКТ-компетентности учащихся» реализуются средствами различного учебного предмета. Необходимо отметить как важность формирования какого-либо элемента, так и компонента ИКТ-компетентности, непосредственно связанного с его использованием» [12].

Подпрограмма содержит примерные результаты вклада каждого направления в развитие ИКТ-компетентности обучающихся:

«Русский язык». Существуют различные способы передавать информацию (буквы, пиктограммы, иероглифы, рисунки). Источники информации и методы  ее поиска: словарь, энциклопедия, библиотека, а также компьютер. Ознакомление с основными правилами оформления текстов на компьютере, основных инструментах создания текстов и простые виды редактирования текстов.

«Литературное чтение». Работа с мультимедиа сообщениями, в том числе текстом, иллюстрациями, аудио-и видеофрагментами, ссылками. Анализ содержание, языковые особенности и структуру мультимедийных сообщений; определение ролей и мест иллюстраций в текстах. Конструировать небольшие сообщения, включая добавление изображений, видео и аудио фрагментов. Создание информационного объекта как иллюстрации прочитанных художественных текстов. Презентация на письменном и устном уровне с тезисами и рядом иллюстраций на персональном компьютере. Поиск информации для проектной деятельности среди литературы, включая интернет.

«Иностранный язык». Подготовка планов и тем сообщения; презентаций к сообщениям. Создание маленького текста на компьютере. Умение фиксировать собственную устную речь на иностранных языках в цифровом виде для самостоятельной коррекции, устное выступление в сопровождении аудио- и видео поддержки. Понимание информации, полученной в устной и письменной форме.

«Математика и информатика». Внедрение математических представлений и методик в реализацию учебных задач, первый опыт использования математических представлений и информатических подходов в повседневной ситуации. Представлять, анализировать и интерпретировать данные в процессе работы с текстом, таблицей, диаграммой, несложным графом: извлекать необходимые данные, заполнять готовые формы на бумаге и компьютере, объяснять, сравнивать и обобщать информацию. Выбор оснований для формирования и выделения совокупностей. Работа с простой геометрией в интерактивных средах компьютера: строить, изменять, измерять, сравнивать геометрические объекты.

«Технология». Первоначальное ознакомление с компьютером, всеми ИКТ-инструментами: правила безопасности работы, назначение. Первый опыт использования простых информационных объектов: текста, рисунка, аудио-, видеофрагментов; сохранения результатов работы. Овладение методами поиска, использования информации и работы с доступными электронными ресурсами.

«Изобразительное искусство». Ознакомиться с простыми графическими и растровыми редакторами изображений, освоить простые формы редактирования изображения: повороты, вырезки, изменения контраста, резкости, вырезки и добавления фрагментов, изменения последовательности экрана в слайд шоу. Создавать творческие графические работы, несложные видеосюжеты, мультипликация и компьютерная анимация с собственной озвучкой, музыкальные произведения, собранные из готового фрагмента и музыкальных «петель» с помощью инструментов ИКТ» [15].

 

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Задача формирования информационной культуры учащихся лежит в рамках требований Федерального Государственного Образовательного стандарта основного общего образования и примерных основных общеобразовательных программ.

Изучение теоретической основы формирования информационной культуры обучающихся показал, что существуют различные подходы к определению понятия «информационная культура». Информационная культура анализируется с исторического и философского подхода в контексте своего значения в существовании и развитии общества, а также в контексте своего значения в существовании и развитии человечества. Информационную культуру рассматривают в пределах микропроцессов в настоящем обществе, также изучают с педагогической стороны.

В процессе обучения информационная культура является разносторонним навыком и умением искать и использовать необходимую информацию обучающимся, чтобы решать теоретические и практичные задачи. Для этого необходимо выработать следующие умения и навыки: умение выделять значимую информацию, дифференцировать информацию, выработать критерии оценки информации, а также уметь перерабатывать и применять информацию.

Успехи обучения зависят от педагогов и от уровня сформированности у них информационной культуры. Информационная Культура педагога является видом информационной культуры специалиста, частью информационной культуры человека, которая детерминируется сферой профессиональной и педагогической деятельности, представляет собою совокупность информационных мировоззрений и информационных компетенций, транслируемых в образовательном процессе, определяющих качество информационных и образовательных средств и направленных на развитие информационной культуры обучающихся.

Анализ федерального государственного стандарта образования основного образования показывает, что в числе требований, которые предъявляются к результатам обучения основной программы основного образования, были представлены требования, непосредственно относящиеся к содержанию информационной культуры обучающихся. Также в процессе формирования универсальных учебных действий в основном общем образовании предусмотрена подпрограмма формирования компетентности ИКТ, которая является частью информационного культурного процесса.


 

ГЛАВА 2. ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОШ (ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «МАТЕМАТИКА»)

 

2.1 Приёмы развития информационной культуры обучающихся

Сейчас обучение считается информационным процессом, и педагоги ставят вопрос целенаправленного развития способности обучающихся работать с различными информационными ресурсами, то есть развития информационной культуры обучающихся.

Информационная культура подразумевает следующие компетентности в области информационных технологий:

-                    владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, модем, телефон, факс, компьютер, принтер, копир и т. п.)

-                    поиск, понимание и преобразование, применение и представление необходимой информации, т. е. умение работать с информацией.

-                    владение информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет)

Информационная культура личности формируется в течение всей жизни. В его формировании большую роль играет школа.

В планируемых результатах основного общего образования говорится, что:

-                    в процессе изучения всех предметов, без исключения, выпускник должен приобрести первоначальные навыки в области обработки информации. Они могут осуществлять поиск, выделение и хранение нужной информации, сопоставление, систематизацию, анализ и обобщение информации, интерпретацию и преобразование информации;

-                   при правильной и систематической подготовке для работы с информацией выпускники сформируют универсальные учебные действия, основой которых является умение учить.

Чтобы формировать информационную культуру обучающихся, учебные задания должны быть разработаны таким образом, чтобы обучающиеся с первого дня учебы в школе непрерывно обращались к необходимости:

-                   получение и хранение информации;

-                   знание информации и умение преобразовывать ее;

-                   применение информации в учебном процессе;

-                   уметь критически относиться с полученной информацией, оценивать уровень ее достоверности.

И учебники, и тетради на печатном носителе могут быть материалами, которые постоянно, планомерно ставят каждого обучающегося перед необходимостью работать с данными. На страницах учебника содержатся иллюстрации, схемы, таблицы. Задания предназначены для создания таких образовательных ситуаций, где осуществляется поиск информации и самостоятельный исследовательский процесс. В конце учебника представлены различные словари, позволяющие учащимся научиться работать со справочными материалами.

Учебники представляют собой предметное содержимое в наиболее разнообразных формах: рисунки и изображения, текст и лексика, условные значения, пиктограмма, таблица, диаграмма, схема и др.

Поэтому в учебниках широко представлены знаково-символические средства:

1) помогающие ученику ориентироваться в учебнике;

2) необходимые для освоения программы каждой предметной линии.

Информация о выполнении заданий представлена явно или неявно. Обучающиеся задают различные параметры поиска информации: выбор фрагмента, выбор темы, выбор интерпретации, сравнение, по заданному критерию и так далее.

Задания учебников также предусматривают получение обучающимися дополнительных данных из самых различных ресурсов:

-                   справочных, научно-художественных, периодических литератур;

-                   сетей Интернет;

-                   от детей;

-                   дисковых, плакатных;

-                   от наблюдений, опыта взаимодействия.

Информация, которую получают обучающихся, должна быть фиксирована и использована. Учебное задание предлагает для учащихся широкий выбор методов и приемов их фиксации. Это в первую очередь запись готового фрагмента, создание своих текстов разного стиля и жанра по полученным данным; краткие записи, схемы, таблицы, диаграммы, рисунки и так далее. Отметим, что для получения и хранения информации всегда нужно понимать и преобразовывать ее.

Полученные данные усваиваются только в том случае, если они используются обучающимися для выполнения учебных заданий. На данном этапе можно еще раз преобразовать информацию для ее распространения т.е. создать собственный текст - комментарии, посты, тезисы, выводы. Также «встраивать» имеющиеся данные в уже существующую информацию, например, к решению задачи; подготовить презентационные материалы – таблицы, схемы, диаграммы, плакаты, компьютерные презентации и др.; развивать навыки устной речи – умение построить монологические высказывания; умение формулировать, задать и ответить на вопросы; вести диалог, отстаивать свою точку зрения; слышать и слушать собеседников, оппонентов и др.

На всех указанных этапах подготовки информации учащийся оценивает его достоверность, т.е. фактическое соответствие, научность, соответствие учебной задачи, уместность в речи; соответствие заданных параметров и так далее. Контроль может быть осуществлен в различных формах: самоконтроля и самооценки, опытной экспертизы, аналитической работы, получения искомых результатов; внешнего контроля со стороны остальных учащихся в парном, групповом или фронтальном процессе, со стороны преподавателя.

Для достижения поставленных задач формирование информационного культурного потенциала обучающихся способствует:

выбор современных технологий:

-                    технология критического мышления;

-                    игровая технология;

-                    технология диалоговой взаимопомощи;

-                    проблемно-диалоговое обучение.

приёмы работы:

-                    система вопросов и заданий учителя

-                    составление плана текста

-                    моделирование

-                    художественный анализ произведения

-                    составление алгоритма, простейшей инструкции

формы работы для достижения результатов:

-                    индивидуальная;

-                    групповая;

-                    коллективная;

-                    в парах.

Чтобы формировать первичные навыки управления информацией, желательно выполнять следующие задания:

-                   поиск лишнего;

-                   сравни;

-                   составление и распознавание диаграмм;

-                   «найди отличия» (можно задать их количество);

-                   упорядочивание;

-                   «цепочки»;

-                   «на что похоже?»;

-                   «лабиринты»;

-                   составление схем-опор;

-                   хитроумные решения;

-                   работа с разного вида таблицами;

-                   работа со словарями.

Для диагностики уровня формирования информационных умений можно применять следующую форму:

-                    наблюдение;

-                    индивидуальные задания;

-                    тестирование;

-                    самостоятельные и групповые работы;

-                    анкетирование;

-                    контрольные работы;

-                    практические работы с использованием компьютера.

Мне кажется, целенаправленная деятельность учителя по воспитанию у учащихся информационных культур и, особенно, умения работать с информации открывает ученику новые возможности:

-                    создание благополучного эмоционального фона;

-                    доступ к нетрадиционным источникам информации;

-                    повышение информационной вооружённости;

-                    развитие творческих способностей;

-                    усиление мотивации обучения.

 


 


2.2 Технологические карты уроков математики направленные на развитие информационной культуры обучающихся

 

Таблица 3 – Технологическая карта урока по теме: «Сложение натуральных чисел»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «СЛОЖЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ»

Класс

Математика

Учебник

Математика. 5 класс : учебник для общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч. 1 /  Н.Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 37-е изд., стер. – М. : Мнемозина, 2019. – 167 с. : ил.

Тип урока

Открытие нового знания

Главная дидактическая цель

Познакомить обучающихся с понятиями: слагаемое, сумма, компоненты сложения, переместительное свойство сложения, сочетательное свойство сложения.

Цели по содержанию

Обучающие:

обобщение и развитие знаний обучающихся о свойствах сложения, расширение понятийной базы за счет включения в нее новых терминов, формирование навыка применения полученных знаний в жизненных ситуациях.

Развивающие:

развитие логического мышления, математического аппарата, познавательного интереса к предмету, самостоятельности; развитие навыка целеполагания, читательских компетенций.

Воспитательные:

формирование морально-этической стороны личности, эстетического сознания, научной эстетики; тренировка стрессоустойчивости.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

ввести понятие сложения чисел и свойства сложения чисел. Отработать навык работы со свойствами сложения.

Метапредметные:

формирование навыков самостоятельной работы.

формирование навыков самостоятельной работы, развитие логического мышления при использовании свойств сложения.

Личностные:

формировать  познавательный  интерес  и  умение рассуждать,  делать  выводы;  совершенствовать  устные  и  письменные вычислительные навыки

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность обучающихся

УУД

1. Мотивационный этап.

 

Создать необходимый настрой для занятия математикой.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!

 

 

Следуют указаниям учителя.

Познавательные: анализ представленного материала.

Коммуникативные: умение приводить аргументы в пользу своего ответа.

2. Актуализация знаний

Подготовка к усвоению новых знаний и их применению

Проведем устный счет для разминки.

 

- Какие числа называют натуральными?

 

- Давайте вспомним название компонентов сложения:

В записи a+b=c

 

Как вы думаете, мы знаем все о сложении?

126+39=165

79+76=155

12*3=36

23*5=115

126-48=78

155:5=31

116:4=29

456-39=417

53+29=82

187+26=213

27*5=135

6*18=108

333:9=37

64:4=16

156-48=108

261-199=62

176+208=384

-числа используемые при счете называются натуральными.

a- первое слагаемое

в-второе слагаемое

с-сумма

Регулятивные: повторение ранее изученного материала.

3. Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск решения.

Постановка задачи, для. создания проблемной ситуации и пути его разрешения

- Мы сказали, в самом начале, что возможно мы знаем не всё о сложении. И это правда. Тогда предлагаю ответить вам на вопросы:

 1) Что называют суммой двух чисел?

2) Что такое переместительное свойство сложения?

3) Что такое сочетательное свойство сложения?

 

Обучающиеся отвечают на первый вопрос, на второй и третий не могут дать верного ответа.

 

Познавательные: развитие познавательной активности в процессе решения поставленных задач.

4. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

 

Способствовать правильной постановки цели.

- Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?

 

Если у обучающихся возникают затруднения, задает наводящие вопросы.

 

Проговаривает цель поставленную учениками

 

- Что может помочь нам ответить на наши вопросы из того, что лежит на партах?

 

- Вы знаете как быстро найти нужную тему в учебнике?

 

- Отлично, тогда скажите еще раз каким образом вы ответите на наши вопросы

 

- Итак, сначала попробуем заполнить пропуски в предложениях самостоятельно.

Если не получится, по воспользуемся учебником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)              при перестановке мест ____________ сумма __________________

2)              Что бы прибавить к числу сумму двух чисел, можно сначала прибавить ___________________, а потом к полученной сумме – ____________________.

Предполагают, что должны узнать за урок.

 

 

 

 

 

 

-учебник.

 

 

 

 

- открыть содержание.

 

 

1. откроем содержание и определим страницу в учебнике.

2. прочитаем тему и найдем ответы на вопросы.

3. запишем ответы в тетрадь.

Регулятивные: развитие умения планировать свои действия.

5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

Получение новых знаний по выбранному обучающимися пути.

(развитие информационной культуры обучающихся с помощью развития умений поиска необходимой информации)

Отлично! Мы составили план действий. У вас будет 7 минут на его применение.

 

После истечения времени учитель просит обучающихся произнести в слух ответы на вопросы, которые были заданы.

 

2) Что такое переместительное свойство сложения?

 

3) Что такое сочетательное свойство сложения?

 

 

 

 

 

-Откроем учебник и проверим правильность заполнения пропусков.

Молодцы! Все верно.

 

Обучающиеся выполняют работу по составленному ими плану.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При перестановке мест слагаемых сумма не меняется.

 

Что бы прибавить к числу сумму двух чисел, можно сначала прибавить первое слагаемое, а потом к полученной сумме – второе слагаемое.

Познавательные: расширение знаний, благодаря интернет ресурсам.

6. Первичное закрепление нового знания.

 

Применение полученных знаний на практике.

-Теперь давайте применим эти правила при работе с заданиями (работа у доски).

 

Контролирует ход решения и в случае необходимости просит класс проверить правильность выполнения задания.

 

Так же учитель определяет сильных учеников на проверку выполняемых заданий на доске.

№191

№192

№193

№194

Обучающиеся выполняют задания у доски и проговаривают правило, которое применяют в процессе решения.

Регулятивные: применения полученных знаний при решении задач.

7.Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Проверка усвоения знаний

Выполните следующую работу.

Вариант 1

№1. Вычислить, используя свойства сложения:

а) 371 + (246 + 229),

б) 634 + 258 + 166,

в) 327 + 228 + 173 + 272.

№2. Упростить выражение:

а) (х + 29) + 71,

б) с + 732 + 968.

Вариант 2

№1. Вычислить, используя свойства сложения:

а) (374 + 978) + 626,

б) 7 937 + 476 + 524,

в) 242 + 537 + 358 + 263.

№2. Упростить выражение:

а) (13 + х) + 87,

б) х + 349 + 251.

Выполняют самостоятельную работу. Первому выполнившему работу проверяет учитель. У остальных первый выполнивший ребенок.

Регулятивные: повторение изученного на уроке материала

9. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Определить результат деятельности урока.

Учитель раздает листы самооценки, каждому обучающемуся.

 

 

Отвечают на вопросы.

Стикерами показывают свое отношение к проведенному уроку.

Регулятивные: обобщение полученных на уроке знаний и подведение итогов.

Личностные: самоопределение и самооценка.

10. Постановка домашнего задания таким образом, что оно поможет закрепить полученные на уроке.

 

- Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Дает пояснения к выполнению задания.

№231

№232

Записывают домашнее задание в дневники.

Если возникают вопросы задают их.

Коммуникативные: по надобности беседуют о выполнении домашней работы

ФИО обучающегося

Достигли ли мы цели, которую поставили в начале урока?

 

Что нового я сегодня узнал?

 

Как я сегодня работал?

 

Всё ли у меня получилось?

 

Что понравилось (не понравилось) на уроке?

 

 

Таблица 4 – Технологическая карта урока по теме: «Вычитание натуральных чисел»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ВЫЧИТАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ»

Класс

Математика

Учебник

Математика. 5 класс : учебник для общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч. 1 /  Н.Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 37-е изд., стер. – М. : Мнемозина, 2019. – 167 с. : ил.

Тип урока

Открытие нового знания

Главная дидактическая цель

Упорядочить знания о вычитании. Ввести свойства вычитания с нулем.

Цели по содержанию

Обучающие:

Использование свойств чисел при выполнении заданий.

Развивающие:

Развивать правильную математическую речь, правильную запись математических выражений.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к окружающим товарищам, умение прислушиваться к мнению других.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

рассказать учащимся о важности вычитания, что такое вычитание, как называются числа при вычитании, научить правильно говорить и находить вычитаемое, уменьшаемое, разность, изучить свойства вычитания суммы из числа и числа из суммы сравнивать многозначные числа.

Метапредметные:

Воспитать аккуратность при записи в тетради и на доске, тактичность при анализе ответов одноклассников.

Личностные:

Развить умение принимать самостоятельное решение при выборе способов решения задачи.

 

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность обучающихся

УУД

1. Мотивационный этап.

 

Создать необходимый настрой для занятия математикой.

Урок начинается со слов учителя: “Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:

- Я в школе на уроке,

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому.

- Внимание моё растёт.

- Я как разведчик, всё замечу.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно.

- Я хочу учиться.

- Я очень хочу учиться.

- Я готов к работе.

- Я работаю!

 

Приветствуют учителя, настраиваются на работу следуя указаниям учителя..

Регулятивные: волевая само регуляция. Личностные: умение организовать рабочее место и настроиться на активную работу.

2. Актуализация знаний

Подготовка к усвоению новых знаний и их применению

- Какие числа называются натуральными?

 

- Давайте вспомним название компонентов вычитания:

В записи a-b=c

 

-числа используемые при счете называются натуральными.

a- уменьшаемое

в-вычитаемое

с-разность

Регулятивные: повтор ранее изученного и отработка ранее полученных навыков

3. Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск решения.

Постановка задачи, для. создания проблемной ситуации и пути его разрешения

- Мы сказали, в самом начале, что возможно мы знаем не всё о вычитании. И это правда. Тогда предлагаю ответить вам на вопросы:

 1) Как узнать насколько одно число больше другого?

2) Как вычесть сумму из числа?

3) Как вычесть число из суммы?

 

Обучающиеся отвечают на первый вопрос, на второй и третий не могут дать верного ответа.

 

Познавательные: освоение новых знаний о сравнении и знаках сравнения;

Коммуникативные: обсуждение во время изучения нового материала непонятных моментов.

4. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

 

Способствовать правильной постановки цели.

- Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?

 

Если у обучающихся возникают затруднения, задает наводящие вопросы.

 

Проговаривает цель поставленную учениками

 

- Что может помочь нам ответить на наши вопросы из того, что лежит на партах?

 

- Вы знаете как быстро найти нужную тему в учебнике?

 

- Отлично, тогда скажите еще раз каким образом вы ответите на наши вопросы

 

Предполагают, что должны узнать за урок.

 

 

 

 

 

 

-учебник.

 

 

 

 

- открыть содержание.

 

 

1. откроем содержание и определим страницу в учебнике.

2. прочитаем тему и найдем ответы на вопросы.

3. запишем ответы в тетрадь.

Регулятивные: развитие умения планировать свои действия.

5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

Получение новых знаний по выбранному обучающимися пути.

(развитие информационной культуры обучающихся с помощью развития умений поиска необходимой информации)

Отлично! Мы составили план действий. У вас будет 7 минут на его применение.

 

После истечения времени учитель просит обучающихся произнести в слух ответы на вопросы, которые были заданы.

 

2) Как вычесть сумму из числа?

 

 

 

 

 

 

3) Как вычесть число из суммы?

 

 

 

 

 

 

 

Молодцы! Все верно.

 

Обучающиеся выполняют работу по составленному ими плану.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для того, что бы вычесть суму из числа, можно сначала вычесть из этого числа первое слагаемое, а потом из полученной разности – второе слагаемое

 

Что бы из суммы вычесть число, можно вычесть его из одного слагаемого, а к полученной разности прибавить другое слагаемое.

Познавательные: самостоятельный поиск ответов на вопросы.

6. Первичное закрепление нового знания.

 

Применение полученных знаний на практике.

-Теперь давайте применим эти правила при работе с заданиями (работа у доски).

 

Контролирует ход решения и в случае необходимости просит класс проверить правильность выполнения задания.

 

Так же учитель определяет сильных учеников на проверку выполняемых заданий на доске.

№258

№262

№264

№265

Обучающиеся выполняют задания у доски и проговаривают правило, которое применяют в процессе решения.

Коммуникативные: постановка правильной математической речи

Познавательные: приобретение навыков решения задач по представленной теме.

7.Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Проверка усвоения знаний

Разделитесь на пары и выполните следующую работу.

Вариант 1

Вычислите:

3018-(1023+1295)

4017-(3000+117)

(4947+2543)-1947

(1234+4312)-1212

2019+1999-1319

 

Вариант 2

Вычислите:

2018-(23+1085)

5019-(3049+107)

(4907+543)-1907

(4312+1234)-1016

6894-4033+1020

Выполняют самостоятельную работу в парах. После меняются тетрадями и выполняют взаимопроверку.

Регулятивные: повторение изученного на уроке материала

9. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Определить результат деятельности урока.

Учитель раздает стикеры, по три каждому обучающемуся. Ответить на вопросы:

Что нового я сегодня узнал? Как я сегодня работал?

Впечатление об уроке.

 

Отвечают на вопросы.

Стикерами показывают свое отношение к проведенному уроку.

Регулятивные: обобщение полученных на уроке знаний и подведение итогов.

10. Постановка домашнего задания таким образом, что оно поможет закрепить полученные на уроке.

 

- Откройте дневники и запишите домашнее задание.

№287

№288

Записывают домашнее задание в дневники.

Если возникают вопросы задают их.

Коммуникативные: по надобности беседуют о выполнении домашней работы

 

 

 

 


ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Формирование информационной культуры школьников определяется увеличением функциональной значимости информации и информационной культуры в жизни современного информационного общества; увеличением объемов информации, ростом их интенсивности, которая предоставляет обучающемуся широкие возможности творческой деятельности.

Основными направлениями педагогической деятельности по формированию информационной культуры являются:

-                   использование новых методов и способов представления, обработки данных (знаний учащихся, их успеваемости, и др.);

-                   использование компьютерных обучающих и контролирующих программ;

-                   использование более широкого спектра методических материалов и наглядных пособий;

-                   использование информационные ресурсы компьютерных сетей.

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе требует от учителя: изучения основ информационных технологий в различных сферах жизни и деятельности; повышения эффективности воспитательного процесса на базе создания и активного использования информационного пространства воспитательной работы; Но основополагающей задачей школы является создание информационного пространства, которое соответствовало бы потребностям и интересам обучающихся.

При осознанном желании обучаться к нам на помощь и приходит информационная культура, овладение которой является путем универсализации качеств человека, который способствует реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли. Большую роль в формировании информационной культуры играет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение содержания Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее Стандарт) заставляет каждого учителя «проинвентаризировать» всё, чем он владеет, определить собственный уровень готовности к реализации Стандарта. В частности, среди метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования особое место занимает «использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе – умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио, видео и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета».

Учитель, естественно, осознаёт возросшую роль компьютера в образовании младших школьников, использования информационных и коммуникационных технологий – ведь именно компьютер обрабатывает различные виды информации: числовую, текстовую, изобразительную, звуковую. Однако вернёмся к началу цитаты, где говорится об «использовании различных способов поиска в справочных источниках».

Нельзя допустить, чтобы компьютер вытеснил из школы книгу, с помощью которой развиваются познавательные интересы школьников, расширяются читательский кругозор и ценностно – смысловая сфера личности, растёт любознательность, стимулируются познание и творчество, формируются способности и совершенствуются компетенции ученика, изучая этот вопрос мы пришли к выводу, что термин «информационная культура» базируется на двух исходных понятиях: «информация» и «культура».

Коллективный поиск и апробация различных путей выполнения заданий рождает в учениках желание участвовать в выборе и освоении наиболее эффективных путей решения проблем. Проще говоря, если умение составлять план текста (часть программы развития общеучебных умений) всегда было деликатно навязанной ученику учебной задачей, то при грамотной реализации информационного подхода к обучению эта же процедура может стать осознанной потребностью самого ученика, что качественно изменит сам процесс освоения школьником важного общеучебного умения.

Идея научиться быстро находить нужную информацию в различных источниках (в книге, компьютере, в окружающей природе, в общении), изменять форму ее представления для более удобного осознания, передачи, запоминания – близка и понятна детям, которые могут при должной подаче стать «соавторами» курса формирования собственной информационной культуры. При этом последовательное и продуманное обучение работе с разными носителями информации (традиционными и современными), обучение быстрому ориентированию в информационном потоке, развитие способности анализировать, перекодировать, создавать, хранить, распространять информацию есть не что иное, как отвечающие нуждам образования общеучебные умения. Таким образом, процесс формирования информационной культуры обучающихсяможно и нужно рассматривать не как альтернативу, а как составную часть программы развития умений общеучебного характера.

Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!»
Никто не будет спорить, что применение любой визуальной информации на уроке имеет положительный эффект, но есть уроки, на которых достаточно показа таблиц или репродукции картины. В таком случае, готовить презентацию как последовательность слайдов, наверное, нецелесообразно. Уроки, на которых презентация не средство обучения, а сама цель, так же малоэффективны.

Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у обучающегося велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.
Уроки с использованием информационных технологий интересны не только детям, но и самому учителю. Они предоставляют возможность для саморазвития учителя и ученика.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Антонова С. Г. Информационная культура личности: вопросы формирования / Спб.: Высшее образование России, 1994. − 243 с.

2.      Денисова Э.А Эффективные приемы работы с учебной информацией на уроках русского языка   

3.      Генедина Н. И. Дидактические основы формирования информационной культуры /Школьная библиотека, 2002. − 157 с.

4.      Гигиенические требования к условиям обучения обучающихсяв различных видах современных ОУ. Санитарные правила и нормы  (СанПиН 2.4.2.1178-02)

5.      Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа»  №2 2009г

6.       Ефимчук И.Г. статья «Формирование информационной культуры» Система работы учителя по развитию информационной культуры младших школьников.          

7.       Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. «Начальная школа». №11 2008г.

8.       Кнюшенко С. М. Формирование информационной культуры личности педагога / С.М. Кнюшенко. − М: Эйдос, 2005. − 324 с.

9.       Кириленко А. В. Основы информационной культуры. Библиография: учебное пособие / А.В. Кириленко. − М, 2008. − 156 с.

10.    Культурология. XX век. Энциклопедия. − Режим доступа: http://www.philosophy.ru/edu/ref/enc/

11.    Молокова А.В. Информационные технологии в традиционной начальной школе. Начальное образование №1 2003.г

12.    Мяэотс О. Н. Уроки информационной грамотности в школе: методические рекомендации / О.Н. Мяэотс. − М.: Чистые пруды, 2005. − 32 с.

13.     Макарова Л. Н. Компьютерная культура будущих специалистов в контексте их личностного развития: Педагогическая информатика /   М.: Знание, 2003. − 174 с .

14.    Новоковшонов Ю. А. Воспитание информационной культуры  / М: Народное образование, 2003. − 123 с.

15.    Примерная программа начального общего образования. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2768;

16.    Применение ИКТ в начальной школе" http://wikikurgan.orbitel.ru/index.php"

17.    Ракитов А. И. Философия компьютерной революции /  М.: Политиздат, 1991. − 287 с.

18.    Стародубова Г. А. Основы информационной культуры: сборник методических материалов / Г. А. Стародубова. − Режим доступа: http://pda/apkpro.ru/content/viеw/559/93

19.    Соколова Т.Е. Информационная культура обучающегося как педагогическая проблема: «Учебно-методическое пособие.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2007.

20. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2005. – С. 54 – 112.

21.    Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. -  №7. – С. 30 – 32.

22.    Стрелкова Н. Рекомендации по созданию мультимедийных  презентаций для учебного процесса .   Ростов-на-Дону

23.    Татьянченко Д. В., Воровщиков С. Г. Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом // Завуч. – 2000. – № 7. – С. 38-61.

24.    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. − Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?
CatalogId=959;

25.    Харчевникова Е. Л. Педагогические условия использования книги как средства формирования информационной культуры ребенка (дошкольный и младший школьный возраст): Дис. … канд. пед. наук. – Владимир, 1999. – 172 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ Для создания условий успешного адаптирования ребенка в мир,

ВВЕДЕНИЕ Для создания условий успешного адаптирования ребенка в мир,

Развитие информационной культуры обучающихся в образовательном процессе средней общеобразовательной школы»

Развитие информационной культуры обучающихся в образовательном процессе средней общеобразовательной школы»

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ

Вторая информационная революция

Вторая информационная революция

Пятая информационная революция

Пятая информационная революция

Информационная культура обучающихся — качественный уровень общения ученика в информационном пространстве с целью решения определенных задач

Информационная культура обучающихся — качественный уровень общения ученика в информационном пространстве с целью решения определенных задач

Информационная культура обучающегося является одной из важнейших составляющих общей информационной культуры, без которого невозможно взаимодействие в информационном обществе [1]

Информационная культура обучающегося является одной из важнейших составляющих общей информационной культуры, без которого невозможно взаимодействие в информационном обществе [1]

Если вы будете стремиться изучить большое количество материала по какой-то проблеме, не останется времени, чтобы обработать информацию

Если вы будете стремиться изучить большое количество материала по какой-то проблеме, не останется времени, чтобы обработать информацию

Глобальное применение компьютерных технологий во всех сферах деятельности, создание новых связей, высокоавтоматизированного информационного пространства стали началом трансформации традиционной образовательной системы

Глобальное применение компьютерных технологий во всех сферах деятельности, создание новых связей, высокоавтоматизированного информационного пространства стали началом трансформации традиционной образовательной системы

На его основе у обучающихся развивается теоретическое мышление, развивают соответствующие способности: планирование, рефлексия, анализ, которые являются важнейшими компонентами развития в младшем школьном возрасте

На его основе у обучающихся развивается теоретическое мышление, развивают соответствующие способности: планирование, рефлексия, анализ, которые являются важнейшими компонентами развития в младшем школьном возрасте

Потенциал обучающихся и ознакомление с особенностями формирования структурного компонента информационной культуры обучающихся позволяет педагогам эффективно подобрать педагогические методы и средства, которые позволят создать оптимальные условия…

Потенциал обучающихся и ознакомление с особенностями формирования структурного компонента информационной культуры обучающихся позволяет педагогам эффективно подобрать педагогические методы и средства, которые позволят создать оптимальные условия…

Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

Как уже говорилось выше, понятие информационной культуры включает в себя знание и умение целенаправленно осуществлять поиск и обработку информации, извлекая, структурируя, анализируя и создавая новые…

Как уже говорилось выше, понятие информационной культуры включает в себя знание и умение целенаправленно осуществлять поиск и обработку информации, извлекая, структурируя, анализируя и создавая новые…

В разделе 2.1.1. «Чтение. «Результаты работы с текстами метапредметных результатов» - примерная

В разделе 2.1.1. «Чтение. «Результаты работы с текстами метапредметных результатов» - примерная

Обучающиеся узнают о различных средствах

Обучающиеся узнают о различных средствах

ИКТ компетентности, но также в рамках программы надпредметного образования по подготовке универсальных учебных действий [15; 108-109]

ИКТ компетентности, но также в рамках программы надпредметного образования по подготовке универсальных учебных действий [15; 108-109]

Основные составляющие подпрограммы «Формирование

Основные составляющие подпрограммы «Формирование

Понимание информации, полученной в устной и письменной форме

Понимание информации, полученной в устной и письменной форме

Задача формирования информационной культуры учащихся лежит в рамках требований

Задача формирования информационной культуры учащихся лежит в рамках требований

Также в процессе формирования универсальных учебных действий в основном общем образовании предусмотрена подпрограмма формирования компетентности

Также в процессе формирования универсальных учебных действий в основном общем образовании предусмотрена подпрограмма формирования компетентности

ГЛАВА 2. ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЙ

ГЛАВА 2. ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЙ

Чтобы формировать информационную культуру обучающихся, учебные задания должны быть разработаны таким образом, чтобы обучающиеся с первого дня учебы в школе непрерывно обращались к необходимости: -…

Чтобы формировать информационную культуру обучающихся, учебные задания должны быть разработаны таким образом, чтобы обучающиеся с первого дня учебы в школе непрерывно обращались к необходимости: -…

Интернет; - от детей; - дисковых, плакатных; - от наблюдений, опыта взаимодействия

Интернет; - от детей; - дисковых, плакатных; - от наблюдений, опыта взаимодействия

Для достижения поставленных задач формирование информационного культурного потенциала обучающихся способствует: выбор современных технологий: - технология критического мышления; - игровая технология; - технология диалоговой взаимопомощи; -…

Для достижения поставленных задач формирование информационного культурного потенциала обучающихся способствует: выбор современных технологий: - технология критического мышления; - игровая технология; - технология диалоговой взаимопомощи; -…

Для диагностики уровня формирования информационных умений можно применять следующую форму: - наблюдение; - индивидуальные задания; - тестирование; - самостоятельные и групповые работы; - анкетирование; -…

Для диагностики уровня формирования информационных умений можно применять следующую форму: - наблюдение; - индивидуальные задания; - тестирование; - самостоятельные и групповые работы; - анкетирование; -…

Технологические карты уроков математики направленные на развитие информационной культуры обучающихся

Технологические карты уроков математики направленные на развитие информационной культуры обучающихся

Предметные: ввести понятие сложения чисел и свойства сложения чисел

Предметные: ввести понятие сложения чисел и свойства сложения чисел

Следуют указаниям учителя. Познавательные: анализ представленного материала

Следуют указаниям учителя. Познавательные: анализ представленного материала

Постановка задачи, для. создания проблемной ситуации и пути его разрешения -

Постановка задачи, для. создания проблемной ситуации и пути его разрешения -

Способствовать правильной постановки цели

Способствовать правильной постановки цели

Итак, сначала попробуем заполнить пропуски в предложениях самостоятельно

Итак, сначала попробуем заполнить пропуски в предложениях самостоятельно

Отлично! Мы составили план действий

Отлично! Мы составили план действий

Откроем учебник и проверим правильность заполнения пропусков

Откроем учебник и проверим правильность заполнения пропусков

Так же учитель определяет сильных учеников на проверку выполняемых заданий на доске

Так же учитель определяет сильных учеников на проверку выполняемых заданий на доске

Упростить выражение: а) (13 + х) + 87, б) х + 349 + 251

Упростить выражение: а) (13 + х) + 87, б) х + 349 + 251

Как я сегодня работал?

Как я сегодня работал?

Метапредметные: Воспитать аккуратность при записи в тетради и на доске, тактичность при анализе ответов одноклассников

Метапредметные: Воспитать аккуратность при записи в тетради и на доске, тактичность при анализе ответов одноклассников

Я в школе на уроке, - Сейчас я начну учиться

Я в школе на уроке, - Сейчас я начну учиться

Какие числа называются натуральными? -

Какие числа называются натуральными? -

Как вычесть число из суммы? Обучающиеся отвечают на первый вопрос, на второй и третий не могут дать верного ответа

Как вычесть число из суммы? Обучающиеся отвечают на первый вопрос, на второй и третий не могут дать верного ответа

Вы знаете как быстро найти нужную тему в учебнике? -

Вы знаете как быстро найти нужную тему в учебнике? -

Отлично! Мы составили план действий

Отлично! Мы составили план действий

Молодцы! Все верно. Обучающиеся выполняют работу по составленному ими плану

Молодцы! Все верно. Обучающиеся выполняют работу по составленному ими плану

Обучающиеся выполняют задания у доски и проговаривают правило, которое применяют в процессе решения

Обучающиеся выполняют задания у доски и проговаривают правило, которое применяют в процессе решения

Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций

Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ Формирование информационной культуры школьников определяется увеличением функциональной значимости информации и информационной культуры в жизни современного информационного общества; увеличением объемов информации, ростом…

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ Формирование информационной культуры школьников определяется увеличением функциональной значимости информации и информационной культуры в жизни современного информационного общества; увеличением объемов информации, ростом…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Изучение содержания

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Изучение содержания

Коллективный поиск и апробация различных путей выполнения заданий рождает в учениках желание участвовать в выборе и освоении наиболее эффективных путей решения проблем

Коллективный поиск и апробация различных путей выполнения заданий рождает в учениках желание участвовать в выборе и освоении наиболее эффективных путей решения проблем

Уроки, на которых презентация не средство обучения, а сама цель, так же малоэффективны

Уроки, на которых презентация не средство обучения, а сама цель, так же малоэффективны
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2024